СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа донского края в полотнах донских художников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие в рамках курса дополнительного образования "Донской край"

Просмотр содержимого документа
«Природа донского края в полотнах донских художников»

Занятие в рамках курса дополнительного образования «Донской край»


Изобразительное искусство как источник знаний
и нравственных ценностей

Цель: приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуры.

Задачи:

  • познакомить учащихся с некоторыми жанрами живописи;

  • дать представление об особенностях творчества великих русских художников Н.Н. Дубовского, И.И. Крылова, М.Б. Грекова;

  • развивать умение читать картину, чувствовать её основное настроение и находить точные слова для его выражения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, репродукции картин.

Подготовительная работа: распределение художников между учащимися.


Ход занятия:

Учитель: Изобразительное искусство развивает способность чувствовать, учит понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и неизменное с другой. Учит оценивать и понимать красоту в природе, в окружающей действительности и просто в жизни.

Знакомясь с работами известных художников, а также во время описания увиденного, отражаются моральные установки, отношение к определенным проблемам и мировоззрение. Из всех видов искусства изобразительное искусство является наиболее доступным и ярким средством, помогающим развить представление о моральных ценностях.

Ведь любая тема должна быть прожита, а не просто обсуждена и забыта к вечеру этого же дня. Одна из основных задач искусства – развитие интереса к тому, что происходит у человека внутри, способности понимать, как себя, так и тех, с кем взаимодействуешь ты и чувства художника, скульптора.


Ребята, трое учащихся на прошлом занятии получили карточки с изображением картин известных донских художников. Давайте послушаем их описания и узнаем какие картины, и каких художников они получили.

Ученик 1: Картина которая мне была предложена показалась, на первый взгляд, очень знакомой. Я ни как, не мог вспомнить где я её видел. На выходных мы с родителями были в городе Новочеркасске, и я опять увидел эту картину, она украшала фасад дома недалеко от кинотеатра «Космос». Я расспросил маму и узнал, что в этом здании расположена детская школа искусств (ДШИ), а картина – это одна из известных картин художника Дубовского «Радуга». На картине изображён водоём и человек, который находится в лодке и смотрит на радугу. Сюжет очень простой и такой понятный, но Николай Никанорович Дубовской передал радугу не просто семицветной полоской, а почти белым ярким лучом. Вода представлена в тёмных красках, как после дождя. Тихие волны очень реалистичны. А объёмные облака на небе наоборот, светлые и от этого небо кажется ясным. И создаётся впечатление, что смысл картины гораздо сложней.

Ученик 2: А мне была предложена картина с изображением лодки. Я не знал кто её написал и решил воспользоваться функциями сети Интернет и сфотографировав картину начал поиск автора.

Фамилия «Крылов» меня очень удивила. Я подумал: «неужели баснописец Иван Андреевич Крылов ещё был художником?» Но оказалось, что это Иван Иванович Крылов.

Художник-пейзажист создал много картин, на которых он показывает красоту нашей природы. На многих полотнах Крылова изображены большие и малые реки нашего родного края. Одна из таких картин и была мне предложена – это картина «Лодка на суше».

Передача увиденного, грация линий, красота цвета – всё это привлекает внимание и завораживает.

Очень реалистично выглядит лодка и её отражение в зеркальной воде. Тени создают ощущение что лодка мокрая от воды. Как будто только причалили к берегу после долгого плавания. Чистое, безоблачное небо художник показал в отражении на воде и этим создал невероятную глубину данной картине.

Зеркальная гладь воды, мгновение будто застыло, как на современных фотографиях.

Ученик 3: А мне была предложена для описания ещё одна из знаменитых картин И.И. Крылова – это «Степь ковыльная». Когда смотришь на этот холст, то сразу ощущаешь простор, уходящей за горизонт степи. Ковыль колышется от ветра и создаётся впечатление, что это волны. В центре картины среди разнотравья изображены две лошади, которые пасутся, а рядом с ними хозяева, присевшие отдохнуть.

Так много тонких деталей в этой картине. Создаётся впечатление, что смотришь ты на неё через невидимое окно, а когда распахнёшь его, то сможешь не только увидеть каждую травинку, ковыль, полынь, сухоцветы, но и вдохнуть ароматный запах бесконечной степи.

Из разговора с мамой, я узнал, что в Новочеркасске есть два дома-музея местных художников Крылова и Грекова. Крылов передал всё своё художественное достояние из тысячи работ (картины, этюды, рисунки) в отдел музея.

Ученик 4: Это наверно можно назвать судьбой, я так люблю лошадей. И увидев картину я был сильно впечатлен, ведь это была картина другого новочеркасского художника Митрофана Грекова. Он известен тем, что изображал баталии и сражения. Они динамичны и выглядят очень достоверно, может потому, что художник большое внимание уделял деталям.

На картине «Трубачи первой Конной Армии» изображена колонна из лошадей, которая передвигается по просёлочной дороге. Создаётся ощущение, что кони двигаются прямо на тебя, поднимая пыль. Трубачи, сидящие на белоснежных лошадях, играют на духовых инструментах, которые блестят на солнце. Красное знамя развивается от движения. Художник очень точно передал настроение лошадей, которые от громкой музыки готовы перейти на галоп и двигаться ещё быстрей.

Учитель: Ребята, я хотела бы вам рассказать один удивительный факт. Н.Н. Дубовской, И.И. Крылов и М.Б. Греков были современниками. У них были разные техники в написании картин, но их объединяет передача в мелких деталях особенностей объектов, которые изображены на картинах. Этих художников объединяет не только любовь к Родине и родной земле, но ещё и то, что их фамилиями названы улицы в Новочеркасске.

Ученик 2: Раньше я думал, что выставляются картины только тех художников, которых уже нет в живых. Но в доме-музее Крылова часто проходят выставки современных художников.

Учитель: Да, это правда. Сейчас тоже есть люди, которые пишут свои собственные картины. И это не только современное искусство (кубизм, абстракция), это так же, как и много лет назад изображение мира вокруг нас. В Новочеркасске, есть художник, который уже много лет рисует на улице, недалеко от жилых домов, да и просто сидя на главных улицах города. Об этом художнике даже писали в новостях г. Новочеркасска и в интернете.

Уже не первый год в Новочеркасске проходит выставка детских творческих работ прямо на улице. Детские рисунки распечатывают очень большого размера, и они украшают забор бывшего колледжа, а теперь уже онкологической больницы.

У нас в посёлке Рассвет тоже появилась подобная выставка детского творчества под открытым небом у Детской школы искусств.


Учитель: Хотелось бы подытожить. Изобразительное искусство является источником знаний, нравственных ценностей и обострённого чувства прекрасного. Средствами искусства с детства воспитывается любовь к родной природе, Родине, своему народу, героическому прошлому страны, многонациональной культуре, уважение к традициям.

Спасибо большое ребятам, за проделанную работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!