СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа и человек в лирике А.А.Фета. Урок в форме "живой газеты"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представляет собой разработку мероприятия по литературе в форме "живой газеты" с элемтами анализа стихотворения

Просмотр содержимого документа
«Природа и человек в лирике А.А.Фета. Урок в форме "живой газеты"»

Урок литературы 6 класс Учитель: Будаговская М.А.

Тема:

Природа и человек в лирике А.А.Фета.

Цель:

- выявить соотношение мира природы и мира человеческой души в стихотворении А.А.Фета «Ещё майская ночь…».

Задачи:

- определить основные художественные образы произведения;

- проанализировать изобразительно-выразительные средства, с помощью которых поэт создаёт образ;

- развивать навык выразительного чтения и интерпретации стихотворения.

Оборудование:

мультимедийный проектор, фонохрестоматия, презентация


Добрый день, ребята и гости нашего урока. Сегодня мы проводим урок в форме «живой газеты». По форме она обычная, четырехполосная. По содержанию…Пока сказать нечего, т.к. ничего не озвучено, но, думается, что газета будет интересной и содержательной. Редакционный коллектив – весь класс. Роль редактора возьму на себя. Вкратце напоминаю основные рубрики нашей «живой газеты»: «Особое мнение», «А вы не знали?», «Размышления на тему», «В мире поэзии».

И сегодня мне будут помогать наши редакционные отделы: биографы, художники, музыканты и литературоведы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к восприятию лирического произведения. Слайд 1 (Н.В.Гоголь)

Слово учителя:

- Н.В.Гоголь заметил, что «прочесть как следует произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучатьнужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его». Мы можем издалека любоваться прекрасной картиной, находясь под властью ее очарования, и не стремиться понять, как художнику удалось достичь этого влияния на зрителя. Можем поступить иначе: обдумать особенности композиции, колористическое решение, подойдя поближе, всмотреться в мазки масла, нанесенного на холст, увидеть их цвет и рельеф. А потом вновь отступить назад, всмотреться в картину еще раз и восхититься мастерством художника, который такими простыми средствами достиг столь замечательного эффекта. От этого наше сопереживание образам картины только усилится: теперь мы попробуем побывать в мастерской у художника и увидеть созданные образы уже не снаружи, а изнутри, будто сами приняли участие в их создании. Слайд 2 (Цель, задачи)

Так же и со стихотворением: сегодня мы выявим соотношение мира природы и мира человеческой души в стихотворении А.А.Фета «Ещё майская ночь…». Для этого рассмотрим детали «картины»:

- определим основные художественные образы произведения;

- проанализируем изобразительно-выразительные средства, с помощью которых поэт создаёт образ.

Слайд 3.


Запись темы урока

Слайд 4

  1. Актуализация: повторение изобразительно-выразительных средств.

Слайд 5.

Запишите соответствия:

1. В саду горит костёр рябины красной…

А. Олицетворение

2. Их тощая зелень…

Б. Метафора

3. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля…

В. Эпитет

4. Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела

Г. Сравнение


Запись в тетради: 1Б 2В 3А 4Г

СООБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ

  1. Восприятие стихотворения.

Сейчас вы прослушаете 1 строчку стихотворения и попытаетесь ответить на мой вопрос:------------ЗАПИСЬ------------

О ЧЕМ или О КОМ ГОВОРИТСЯ В СТИХОТВОРЕНИИ?

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ДАЛЬШЕ?

- Давайте дослушаем до конца стихотворение в исполнении Игоря Ильина. Как вы думаете Это писал поэт в молодости или находясь в зрелом возрасте? (Стихи Фета обладают одной отличительной чертой: по ним невозможно сказать о возрасте автора).

Прослушивание стихотворения «Ещё майская ночь» (фонохрестоматия), читает

Игорь Ильин

- Какие эмоции лирического героя старался передать актёр? (восторг, восхищение, грусть, )


- О чём это стихотворение? ( о ночи; о чувствах, которые испытывает лирический герой в это время суток; )


Слайд 6.


Слайд 7 (картины)

  1. Аналитическая беседа по стихотворению.

- Прочитаем стихотворение внимательно - по строфам. По ходу чтения будем заполнять таблицу:

Слайд 8.

строфа

ключевые образы

языковые средства

1-я строфа

ночь, нега, край, май – «природа»

метафора, олицетворения, эпитеты, устаревшие слова, восклицательные предложения

2-я строфа

душа, тревога, любовь – «человек»

метафора, олицетворение, эпитеты, устаревшие слова

3-я строфа

берёзы, дева новобрачная – «природа - человек»

олицетворение, эпитеты, сравнение, нераспространённые предложения

- В каком соотношении находятся природа и человек в стихотворении Фета?

( Поэт олицетворяет мир природы. Мы словно становимся свидетелями и участниками удивительного действа: будто человек, впервые осознавший свою отделенность от природы всмотрелся в ее лик со стороны и поразился ее прелести, гармонии и одухотворенности.)

- 4-я строфа – итог эмоциональных переживаний поэта. К какому выводу приходит лирический герой стихотворения? Зачитайте.


Слайд 9

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.


(Четвертая строфа начинается с обращения к ночи, с двойного отрицания, которое усиливает ощущение восторга, передает уникальность переживаемого поэтом чувства. Поэт по-новому осознает краткость жизни человека, от этого песня его кажется ему самому «невольной» и, возможно, последней.)

  1. Выразительное чтение стихотворения одним из учеников.

- Повторно читаем стихотворение А.Фета, стремясь передать выработанное в процессе беседы понимание текста.

8. Подведение итогов урока.

Слайд 10.

- Как сейчас вы ответили бы на вопрос: о чём это стихотворение?

(о чувствах лирического героя, который восхищается моментом красоты, он стремится запечатлеть момент в слове, в нем просыпается любовь к миру)

Слайд 11


- Запишите вывод по уроку (на выбор):

Слайд 12

А) В качестве вывода запишите предложение , смоделируйте вывод:

В стихотворениях А.Фета человеческое выражено в явлениях ___________, а природное – на языке _______________________ переживаний.

9. Домашнее задание: Слайд 9.

Учить стихотворение А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…» (стр. 214 учебника) или сделать письменный анализ по данному стихотворению (по образцу классной работы)


ВОПРОСЫ

 Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли оно во время чтения текста?

-Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы? За что благодарит поэт «родной полночный край»

-Каким предстает перед нами лирический герой? Какие чувства он испытывает и почему?

-Какие краски и звуки создают картину майской ночи?

-Почему майская ночь вызывает у лирического героя не только любовь, но и тревогу?

- Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какое состояние при этом испытывает душа?

-Какое состояние лирического «я» передают слова и выражения: «тревога и любовь», «томить», « с песней», «невольной», «последней»? В чем необычность этого состояния?

-Что вы можете сказать об изображении чувств поэта в последней строфе?

Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня «невольная» и, может быть, «последняя»?

Примечания:

Слово нега мы не используем в повседневной речи, и его употребление сразу настраивает нас на высокий лад: ведь нега — это не просто однокоренное «нежность», а «блаженство», т. е. состояние высшего порядка.


 Следующие два предложения этой строфы тоже восклицательные. «Благодарю, родной полночный край!» — со словами благодарности поэт обращается к родному краю, употребляя эпитет полночный. Важно правильно понять значение этого прилагательного: в древнерусском языке юг назывался полдень, а север — полунощь, полночь. Соответственно полночный означает «северный» с оттенком древности, исконности этого края. Кроме того, прилагательное полночный будет однокоренным к существительному ночь — смысловому ядру стихотворения:


Поэт олицетворяет мир природы: зима представляется ему заколдованным «царством льдов», «царством вьюг и снега» (отметим повтор), из которого май выпархивает подобно волшебной птице. «Вылетает май»: к олицетворению присоединяется метафора, май сравнивается с птицей,


В стихотворении тревога — это не страх, а волнение перед новизной, рожденное ощущением хрупкости прекрасного мира. Это волнение автор ощущает в березах (третья строфа), которые, как чуда после долгой зимы, ждут полноты пробуждения жизненных сил, полноты развертывания листьев, готовые отдать недавно появившимся листьям, как детям, все соки.


 Если подойти формально, то «радостен и чужд», так же как «тревога и любовь», будут антитезой. 


 Поэт по-новому осознает краткость жизни человека, от этого песня его кажется ему самому «невольной» и, возможно, последней. Но дух побеждает трепет плоти, и рождается прекрасное стихотворение — торжествующий гимн весне.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!