Тема «Природно-хозяйственное районирование Кемеровской области. Характеристика районов промышленно-транспортной зоны»
Цель: изучение особенностей природно-хозяйственного районирования Кемеровской области, характеристики районов промышленно-транспортной зоны;
Задачи:
а) Образовательная: способствовать получению и углублению знаний учащихся о природно-хозяйственном районировании Кемеровской области, характеристика районов промышленно-транспортной зоны.
б) Развивающая: продолжить формирование умения работать с географическими картами, таблицами, схемами;
в) Воспитывающая: осознать значимость особенностей природно-хозяйственного районирования; развивать дух партнерства и сотрудничества, воспитывать умения коллективной работы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы, рисунки, карты Кемеровской области.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Здравствуйте ребята! Давайте отметим кого сегодня нет в классе.
II. Актуализация опорных знаний
Каждый человек живет в определенном природном районе. В основе выделения природных районов лежит различия в их рельефе, геологическом строении, климате и пр.
Беседа с учащимися по вопросам:
– Разделение территории на отдельные природные и географические районы называется? Приведите примеры.
– Природа каждого района очень разнообразна, чем эти районы могут отличаться?
– Почему природные зоны часто называют природно-хозяйственные?
Верно, так как они в той или иной степени изменены хозяйственной деятельностью человека и его существование, и характер хозяйственной деятельности зависят от окружающей природы. Например, невозможно выращивать пшеницу в арктических пустынях или разводить оленей в степях. Во многом именно природные условия определили характер одежды, вид жилища, кулинарные традиции народов. Надо отметить, что по мере развития общества и техники, человек все больше изменяет и приспосабливает под себя природную среду, то есть использует природу (природопользование).
III. Изучение нового материала
Кемеровская область по степени пространственной концентрации промышленных центров, наличию между ними тесных экономических связей и в целом высокой промышленной освоенности территории резко выделяется среди других регионов Сибири.
Здесь, главным образом в пределах Кузнецкой котловины, сформировался крупный ареал наиболее интенсивного хозяйственного освоения и концентрации базовых отраслей промышленности – топливно-энергетической, черной и цветной металлургии, химической и строительной индустрии, машиностроения. На площади, составляющей около 25% всей территории области сосредоточены, почти 80% промышленных производственных фондов, выпускается до 90% ее продукции, проживает около 90% населения.
Первый опыт районирования хозяйства области осуществлен М.Н. Колобковым (1950). В последующем экономико-географическое районирование территории осуществлено А.А. Мытаревым (1971) и получило определенную детализацию в работах Г.Е. Мекуш (1991), Е.А. Мытаревой (1992) и А.Ю. Ващенко (1993). Последние авторы анализируют либо аграрнопроизводственную, либо общегеографическую дифференциацию, либо социально-экономическую среду.
В Тяжинском районе высокая или низкая хозяйственная освоенность территории? Как вы думаете, где высокая?
Территориальная структура промышленных центров, как и в других районах Сибири – линейно-узловая, связанная с основными транспортными магистралями, в связках которых сформировались крупные промышленные узлы и городские агломерации (Кемеровский, Беловский, Прокопьевско-Киселевский, Новокузнецкий и др.). Северные и восточные горно-таёжные территории Кузнецкого Алатау, южные – Горной Шории. Западные – Салаирского кряжа характеризуются крайне низкой, очаговой хозяйственной освоенностью и соответствующим расселением населения.
На территории Кемеровской области выделено 3 природно-хозяйственные зоны (Давайте найдем их на карте):
1. Зона «А» (промышленно-транспортная) – Кузнецкий прогиб, выполненный карбоновыми, пермскими и юрскими угленосными отложениями. Основное её богатство – каменные угли одноименного бассейна, которые и определяют в основном её хозяйственный профиль. Зона включает также Томь-Колыванскую складчатую систему, сложенную низкопродуктивными преимущественно девонскими и четвертичными отложениями, ограничивающими Кузнецкий прогиб с севера, и восточную окраинную часть Салаирской складчатой системы, богатую различными полезными ископаемыми.
2. Зона «Б» (аграрно-лесохозяйственная) – Чулымо-Енисейская впадина, выполненная более молодыми (юрскими) по сравнению с Кузнецкой котловиной угленосными отложениями (западная часть Канско-Ачинского буроугольного бассейна). Основные её природные ресурсы – аграрно-почвенные и лесные, широко используемые в настоящее время, и богатейшие запасы бурых углей, определяющие перспективное развитие производительных сил не только этой территории, но и области в целом.
3. Зона «В» (горнопромышленно-лесохозяйственно-рекреационная) - Кузнецко-Алатаусская складчатая система с богатым комплексом различных полезных ископаемых, прежде всего рудных (золото, железо, марганец, молибден и другие). Здесь широко развиты также лесные, древесные, охотничьи и рекреационные ресурсы, предопределяющие как современную, так и перспективную горнопромышленно-лесохозяйственную специализацию. Полезные ископаемые представлены, как правило, локальными месторождениями, что предопределяет формирование на их основе только локальных или групповых, но не агломеративных, как в пределах Кузнецкого или Канско-Ачинского угленосных бассейнов, территориальных систем производств.
Давайте рассмотрим характеристики районов промышленно-транспортной зоны.
В пределах промышленно-транспортной зоны «А» выделено три района: А.I. – Северный (химико – машиностроительный - инфраструктурный); А.II. – Центральный (топливно – металлурго (цветных металлов) – машиностроительный); А.III. – Южный (топливно – металлурго – химико – машиностроительный). Последний район в связи с разной хозяйственной освоенностью подразделяется на два района второго уровня: А.III.1. Промышленный и А.III.2. Рекреационный. Границей, определяющей выделение подрайонов, служит окраинная (восточная) часть Кузнецкого каменноугольного бассейна.
Зона (А.I. - северная) характеризуется тяжёлым экологическим состоянием, средними и удовлетворительными показателями социально-экономической обстановки и в общей сложности удовлетворительным и средним качеством жизни населения. Здесь невозможно отказаться от химической промышленности, однако её развитие не может идти по наращиванию объёмов выпуска продукции с применением существующих экологически небезопасных технологий переработки топлива, т. к. экологическое неблагополучие является в районе решающим при формировании качества жизни населения. Следовательно, в развитии химического комплекса района (г. Кемерово) необходимо уделить особое внимание снижению выбросов в атмосферу за счет создания замкнутых производств, надстройки их верхних этажей и утилизации отходов. В перспективе возможен переход химии на собственные виды сырья (уголь и метан), что позволит снизить зависимость от привозного и поддержать местных производителей. На севере района перспективно развитие фармацевтики (г. Анжеро-Судженск), а при развитии топливной промышленности — углехимии на синтез-газе.
ЦентральныйА. II. (топливно-металлурго-машиностроительный) район, специализированный на производстве продукции топливно-энергетической отрасли, черной и цветной металлургии, как и выше рассмотренный, имеет удовлетворительное качество жизни населения, которое занижается преимущественно из-за неблагополучной или тяжёлой экологической ситуации. Здесь расположен ряд перспективных и уже осваиваемых месторождений угля (Ленинское, Караканское и др.), предопределяющих дальнейшее высокоэффективное развитие топливной промышленности. Но, так как большая часть угля добывается открытым способом, необходим соответствующий уровень выполнения рекультивационных работ. Уже сейчас значительная часть сельскохозяйственных угодий Кузнецкой котловины изъята у основного землепользователя.
Для повышения экономической эффективности работы предприятий топливной промышленности требуется строительство ряда новых обогатительных фабрик на тех угледобывающих предприятиях, где пока они отсутствуют. Это позволит производить облагороженную продукцию, соответствующую международным стандартам качества, повысить их экспортную значимость и снизить экологическую нагрузку на природную среду. Качественно новым этапом в развитии хозяйственного комплекса должна стать глубокая переработка угля.
Южный А.III. (топливно-металлурго-химико-машиностроительный) район имеет наиболее сложную функциональную и территориальную структуру. В его пределах два подрайона: Промышленный А. III.1. и Рекреационный A. III.2.
Промышленный подрайон сосредотачивает практически все производственные мощности и основную часть населения района. В его пределах выделяются территории как с относительно высоким уровнем жизни населения (гг. Новокузнецк, Междуреченск), так и низким (гг. Прокопьевск, Киселёвск). В целом район характеризуется неблагополучной и даже критической экологической ситуацией. Качество жизни населения варьирует от удовлетворительного до среднего.
Рекреационный подрайон А. III.2. второго порядка, находящийся на территории восточной периферии Новокузнецкого и Междуреченского административных районов, хозяйственно не освоен. Здесь намечены разработки некоторых видов сырья (отдельные уже ведутся, например, талька). Исходя из природных условий и близости к экономически освоенной территории, этот подрайон должен развиваться как сугубо рекреационный. Этому способствует и расположение в его пределах ряда охраняемых заповедных территорий — природных резерватов. Для создания полноценной отрасли в подрайоне необходимо развитие соответствующей инфраструктуры (сеть приютов, горнолыжных трасс и др.).
В целом промышленно-транспортная зона «А», в состав которой входят рассмотренные районы, характеризуется более низким, чем в среднем по области качеством жизни населения в связи со сложной экологической ситуацией (индекс антропогенной нагрузки достигает критических значений).
В пределах аграрно-лесохозяйственной зоны «Б» выделяется два района первого уровня: Б.I. Северный аграрно-лесохозяйственный и Б.II. Восточный аграрный с очаговой добывающей и лесозаготовительной промышленностью.
В Кузнецко-Алатаусской (горнопромышленно-лесохозяйственно- рекреационной) зоне «В» районы не выделяются.
IV. Закрепление знаний
1. Беседа по контрольным вопросам:
– Какие на территории Кемеровской области выделяют природно-хозяйственные зоны?
– Кем был осуществлен первый опыт районирования хозяйства области?
– К какой зоне относится Кузнецко-Алатаусская складчатая система?
2. Обсуждение вопроовы в классе:
– Как можно повысить качество жизни в промышленно-транспортной зоне?
– Чем отличаются данные зоны друг от друга?
– Как вы объясните что, в пределах промышленно-транспортной зоны «А» выделено три района?
V. Домашнее задание
– Изучить тему «Природно-хозяйственное районирование Кемеровской области. Характеристика районов промышленно-транспортной зоны»;
– Приведите несколько примеров предприятий, которые способствуют природно-хозяйственному районированию.