Тема: Природные зоны Земли.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: 2. Актуализация знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент. (3 мин.)
1. Проверка знаний по теме «Сообщества живых организмов».
Тест:
1. Производителем в природном сообществе из предложенных организмов являются:
2. Разрушителем в природном сообществе из предложенных организмов являются:
3. Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса
4. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь:
кедр - ..... - дятел - соболь
5. В природном сообществе - еловый лес не встречается:
А) ель, б) береза, в) эвкалипт, г) брусника.
II. Изучение нового.
1. Актуализация знаний.
-Почему же эвкалипт не живет в еловом лесу? (Не подходят условия для жизни: холодно, света недостаточное количество, почва не содержит нужные вещества…)
Вывод: живые организмы могут существовать в определенных природных условиях, которые включают факторы живой и неживой природы.
- Какие факторы неживой природы влияют на живые организмы? (вода, свет, температура..)
- Как изменяется температура от полюсов к экватору? (Становится теплее)
- От чего это зависит? (От угла падения солнечных лучей)
Еще в глубокой древности было замечено, что природные условия на Земле закономерно изменяются с географической широтой. Изменяется соотношение тепла и влаги, продолжительности длины дня от экватора к полюсам. В результате формируются природные зоны.
Тема урока «Природные зоны Земли».
Сформулируйте цели урока, опираясь на слова…
Узнать…
Познакомиться с …
Научиться…
Таким образом, цели нашего урока: узнать, что такое природная зона, узнать, как сменяются природные зоны от экватора к полюсам; познакомиться с ус растениями и животными каждой природной зоны; научиться показывать природные зоны на карте и различать их по цвету.
- Природные зоны это зональные природные комплексы, которые закономерно сменяют друг друга при движении от экватора к полюсам: арктические пустыни, тундра…..
2. Работа в группах:
Для достижения поставленных целей вы проведете в группах исследование природных зон.
1группа - Тундра
2группа - Тайга
3 группа - Широколиственный лес
4 группа - Травянистая равнина
5 группа - Пустыня
6 группа - Влажный тропический лес
План работы:
1. Ознакомьтесь со справочным материалом, рассмотрите иллюстрации,карты.
2. Найдите информацию о своей природной зоне.
3. На контурной карте обозначьте природную зону и подпишите.
4. Выберите на рисунке животных и растения своей природной зоны.
5. Объясните, какие есть приспособления у организмов к жизни в данной природной зоне.
6. Составьте пищевую цепь характерную для вашей природной зоны.
7. Подготовьте рассказ о природной зоне по плану (выступает групорг):
Назвать природную зону.
Показать на карте, на каких материках она расположена.
Климат.
Животный и растительный мир (показать, назвать приспособления, пищевая цепь).
3. Презентация материала. После отведенного времени, команды выходят и презентуют свои работы.
Рефлексия: ученики оценивают работу в группе смайликом. 1. Оцените работу своей группы на занятии смайликом - знаю, - есть сомнения, - не знаю.
- Первая группа, как вы оцениваете свою работу?
4. Краеведческий материал (иллюстрации)
Работа с картой.
В какой природной зоне находится Бурятия?
А теперь посмотрите по карте, в какой природной зоне находится Бурятия.
С чем это связано?
Какой климат в нашей республике?
А рельеф? Горные районы возвышаются среди тайги, соседствуют со смешанными лесами и со степями. В горных районах с высотой происходит изменение природных зон от тайги - лесостепь - степь - ледники
Какие растения и животные живут на территории Бурятии?
IV. Закрепление знаний
Работа с интерактивной доской.
V. Рефлексия. Заключение.
- Какие цели стояли перед вами на уроке?
- Удалось ли вам достичь поставленных целей?
Вывод:
-Что такое природные зоны?
-Какие природные зоны Земли мы сегодня рассмотрели? (Тундра и лесотундра, тайга, широколиственные леса, степи, пустыни, влажные тропические леса).
- Как вы думаете, это все природные зоны Земли?(нет).
- А какие, еще есть природные зоны?(арктические, саванны и редколесья, переменно-влажные леса, области высотной поясности, вечнозеленые леса и кустарники).
- А почему мы их не рассмотрели?(они являются переходными).
VI. По биологии: повторить параграф 25, по географии заполнить таблицу.