СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные явления в физике, лирике, искусстве, народных приметах

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природные явления в физике, лирике, искусстве, народных приметах

 

Цели:

Образовательная: Формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин. Вовлечение учащихся в поиск информации по наукам.

Развивающая: Развитие познавательной активности, творческого потенциала учащихся, культуры речи, развитие логического мышления, навыка связного высказывания.

Воспитательная: воспитание познавательного интереса к изучению природных явлений – достопримечательностей края.

Форма проведения: Вернисаж

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка фотографий природных явлений, выставка литературы.

Ход мероприятия

Ведущие: (читают стихи на фоне музыки)

Опять апрель на белом свете,

 На нашей радостной планете.

 Природа снова оживает:

 Звенит, поёт, благоухает.

 И снова чудо в нашем зале:

 Каких людей мы здесь собрали!

 Здесь море умных, чистых глаз,

 Здесь мудрость очарует нас.

- Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем необычном вернисаже «Природные явления в физике, лирике, искусстве, народных приметах».  Эта необычайная выставка позволит по-новому взглянуть на окружающие нас мир, расширить кругозор.

Учитель: Среди вас присутствуют ребята, которые увлекаются разными предметами: физикой, литературой, искусством. Каждый из вас видит окружающий нас мир по- своему. С давних пор идет спор о том, кто важнее физики или лирики. Сегодня мы с вами попробуем разрешить спор между физиками и лириками. А может, они решают одну задачу, но каждый по-своему? Пусть каждый решит для себя этот вопрос.

 А вот как об этом  сказал поэт Алексей Сисакин:

Мертва наука

 без искусства,

 оно ей прибавляет чувства.

Звучит отрывок из песни «Ах, вернисаж..» (Слайд №1)

Ведущий: Вернисаж в переводе с французского языка означает день открытия художественной выставки. Мы открываем свою необычную выставку, где художником является сама природа.

Звучит песня «Облака, белогривые лошадки» (Слайд №2)

Ведущий: Первый экспонат нашего вернисажа - облака

 

Физик.Облака состоят из мельчайших капель воды и/или кристаллов льда (называемых облачными элементами). Капельные облачные элементы наблюдаются при температуре воздуха в облаке выше −10 °C; от −10 до −15 °C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже −15 °C — кристаллические. При укрупнении облачных элементов и возрастании их скорости падения, они выпадают из облаков в виде осадков. Как правило, осадки выпадают из облаков, которые хотя бы в некотором слое имеют смешанный состав (кучево-дождевые, слоисто-дождевые, высоко - слоистые). Слабые моросящие осадки (в виде мороси, снежных зёрен или слабого мелкого снега) могут выпадать из однородных по составу облаков (капельных или кристаллических) — слоистых, слоисто-кучевых. Классификация облаков (Слайды 3-9)(Слайд №10)Облака  мы можем наблюдать и на других планетах

Лирик:  Облака — известный лирический образ, используемый многими поэтами  в своих произведениях, писатели часто обращаются к этому образу, если требуется описать нечто высокое, мягкое или недосягаемое. Они ассоциируются с покоем, мягкостью и безмятежностью. Облака часто олицетворяют, придавая им мягкие черты характера.

      Вот как о них написал Мод Кири: (Слайд №11)

Кучевые облака,

Белоснежные бока,

Приготовьте мне постель

Из парного молока.

Сам король бы возжелал

Ваших светлых покрывал,

Нежных белых простыней

И пуховых одеял!

Сладко грезить, сладко спать,

Сладко с вами день встречать

И с небесной высоты

За землею наблюдать.

Распевая громче птиц,

Не боясь свалиться вниз,

Феей дивной красоты

Плыть, куда велит каприз!

Ведущий: В античной драме «Облака» поэта Аристофана находим такие строки (Слайд №12)

      Вечные Облака!

      Встаньте, явитесь, росистые, мглистые, в легких         одеждах!

      Бездны Отца-Океана гудящие

      Кинем, на горные выси подымемся,

      Лесом покрытые,

      С вышек дозорных на сторону дальнюю

      Взглянем, на пашни, на пышные пажити!

      Взглянем на реки, бурливо-журчащие,

      Взглянем на море, седое, гремящее!

      Солнце, как око Эфира, без устали светит.

      Даль в ослепительном блеске.

      Сбросим туман водянистый, скрывающий

      Лик нагл бессмертный. И взглядом всевидящим

      Землю святую окинем!

Народная примета:

Облака полосами, в виде змеек или колечек шерсти (перистые облака): летом — к дождю, зимой — к метели.

Загадки

Пушистая вата

Плывёт куда-то

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые.

И бывает – иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся по - лучше

От дырявой …

(тучи) 

Просмотр содержимого документа
«Природные явления в физике, лирике, искусстве, народных приметах»

Природные явления в физике, лирике, искусстве, народных приметах


Цели:

Образовательная: Формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин. Вовлечение учащихся в поиск информации по наукам.

Развивающая: Развитие познавательной активности, творческого потенциала учащихся, культуры речи, развитие логического мышления, навыка связного высказывания.

Воспитательная: воспитание познавательного интереса к изучению природных явлений – достопримечательностей края.

Форма проведения: Вернисаж

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка фотографий природных явлений, выставка литературы.

Ход мероприятия

Ведущие: (читают стихи на фоне музыки)

Опять апрель на белом свете,

На нашей радостной планете.

Природа снова оживает:

Звенит, поёт, благоухает.

И снова чудо в нашем зале:

Каких людей мы здесь собрали!

Здесь море умных, чистых глаз,

Здесь мудрость очарует нас.

- Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем необычном вернисаже «Природные явления в физике, лирике, искусстве, народных приметах». Эта необычайная выставка позволит по-новому взглянуть на окружающие нас мир, расширить кругозор.

Учитель: Среди вас присутствуют ребята, которые увлекаются разными предметами: физикой, литературой, искусством. Каждый из вас видит окружающий нас мир по- своему. С давних пор идет спор о том, кто важнее физики или лирики. Сегодня мы с вами попробуем разрешить спор между физиками и лириками. А может, они решают одну задачу, но каждый по-своему? Пусть каждый решит для себя этот вопрос.

А вот как об этом сказал поэт Алексей Сисакин:

Мертва наука

без искусства,

оно ей прибавляет чувства.

Звучит отрывок из песни «Ах, вернисаж..» (Слайд №1)

Ведущий: Вернисаж в переводе с французского языка означает день открытия художественной выставки. Мы открываем свою необычную выставку, где художником является сама природа.

Звучит песня «Облака, белогривые лошадки» (Слайд №2)

Ведущий: Первый экспонат нашего вернисажа - облака


Физик.Облака состоят из мельчайших капель воды и/или кристаллов льда (называемых облачными элементами). Капельные облачные элементы наблюдаются при температуре воздуха в облаке выше −10 °C; от −10 до −15 °C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже −15 °C — кристаллические. При укрупнении облачных элементов и возрастании их скорости падения, они выпадают из облаков в виде осадков. Как правило, осадки выпадают из облаков, которые хотя бы в некотором слое имеют смешанный состав (кучево-дождевые, слоисто-дождевые, высоко - слоистые). Слабые моросящие осадки (в виде мороси, снежных зёрен или слабого мелкого снега) могут выпадать из однородных по составу облаков (капельных или кристаллических) — слоистых, слоисто-кучевых. Классификация облаков (Слайды 3-9)(Слайд №10)Облака мы можем наблюдать и на других планетах

Лирик: Облака — известный лирический образ, используемый многими поэтами в своих произведениях, писатели часто обращаются к этому образу, если требуется описать нечто высокое, мягкое или недосягаемое. Они ассоциируются с покоем, мягкостью и безмятежностью. Облака часто олицетворяют, придавая им мягкие черты характера.

Вот как о них написал Мод Кири: (Слайд №11)

Кучевые облака,

Белоснежные бока,

Приготовьте мне постель

Из парного молока.

Сам король бы возжелал

Ваших светлых покрывал,

Нежных белых простыней

И пуховых одеял!

Сладко грезить, сладко спать,

Сладко с вами день встречать

И с небесной высоты

За землею наблюдать.

Распевая громче птиц,

Не боясь свалиться вниз,

Феей дивной красоты

Плыть, куда велит каприз!

Ведущий: В античной драме «Облака» поэта Аристофана находим такие строки (Слайд №12)

Вечные Облака!

Встаньте, явитесь, росистые, мглистые, в легких одеждах!

Бездны Отца-Океана гудящие

Кинем, на горные выси подымемся,

Лесом покрытые,

С вышек дозорных на сторону дальнюю

Взглянем, на пашни, на пышные пажити!

Взглянем на реки, бурливо-журчащие,

Взглянем на море, седое, гремящее!

Солнце, как око Эфира, без устали светит.

Даль в ослепительном блеске.

Сбросим туман водянистый, скрывающий

Лик нагл бессмертный. И взглядом всевидящим

Землю святую окинем!

Народная примета:

Облака полосами, в виде змеек или колечек шерсти (перистые облака): летом — к дождю, зимой — к метели.

Загадки

Пушистая вата

Плывёт куда-то

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые.

И бывает – иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся по - лучше

От дырявой …

(тучи)

Звучит запись грозы (Слайд №13)

Ведущий: Следующий экспонат нашего вернисажа - гроза

Физик: Ливневые дожди, выпадающие в летние дни, часто сопровождаются грозами. Явление природы гроза выделяет колоссальную энергию, за счет выделения тепловой энергии, которая освобождаясь преобразуется в кинетическую. Выделяемая энергия типичной грозы приблизительно равна 100 млн. киловатт/часов, что схоже с ядерным зарядом в 20 килотонн, с разницей, что для выделения грозовой энергии требуется куда больше пространства и большее время. Средний размер осадков типичной грозы около 2000 кубометров.

Гроза - сложный атмосферный процесс, и ее возникновение обусловлено образованием кучево-дождевых облаков. Сильная облачность является следствием значительной неустойчивости атмосферы. Для грозы характерен сильный ветер, часто интенсивный дождь (снег), иногда с градом. Перед грозой (за час, два до грозы) атмосферное давление начинает быстро падать вплоть до внезапного усиления ветра, а затем начинает повышаться.

(Слайд № 14)

Гроза в горах объясняется разницей в солнечной радиации, которой подвергаются южные и северные склоны гор, ночные и горные грозы несильные и непродолжительные.

В каждый момент времени на земном шаре одновременно бушует около двух тысяч гроз. На суше преобладают летние грозы, над океаном - зимние.

Лирик: (Слайд №15)Гроза - это исключительно красивое природное явление. Как правило, после грозы улучшается погода, воздух становится прозрачен, свеж и чист. Не зря же русский поэт Тютчев написал:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит...

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит...

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Все вторит весело громам...

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила!

Лирик: (Слайд №16)

Вот впечатления о произведении А.И. Солженицына "Гроза в горах" автора Несмелова Алексея:

В произведении Солженицына «Гроза в горах» отчетливо видна проблема человека и природы, их взаимоотношение. По – моему, гроза в данном произведении – это основной герой, а люди, восхищавшиеся созданием мира – второстепенный. Он передает грозу многосторонней, как милосердной и прекрасной, так грозной и суровой. В сравнении с изяществом и величием таких природных явлений, как гроза, человеческие достижения, проблемы и суеты, такие как политика, деньги, меркнут и отходят далеко на второй план. И остается только любоваться божественными красотами матери-природы, если человек, конечно, не утонул в трясине урбанизованной цивилизации

Лирик: (Слайды 17,18)

А вот как описывает грозу в своем произведении «Гроза» Набоков

Проснулся я оттого, что ночь рушилась. Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шел дождь.

Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый холод. Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от которого сердце звенело, как стекло.

Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница пророка. Светом сумасшествия, пронзительных видений, озарен был ночной мир, железные склоны крыш, бегущие кусты сирени. Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал гигантских коней своих: - вороная масть, гривы - фиолетовый пожар. Они понесли, они брызгали трескучей искристой пеной, колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. Лицо его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки, обнажил могучее колено,- а кони, взмахивая пылающими гривами, летели - все буйственнее - вниз по тучам, вниз. Вот громовым шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло, зашатался Илья,- и кони, обезумев от прикосновения земного металла, снова вспрянули. Пророк был сброшен. Одно колесо отшибло. Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, прыгнул в сумрак. А кони, влача за собою опрокинутую, прыгающую колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот - грозовой огонь исчез в лиловых безднах.

Лирик: (Слайд 19)

Содрогаясь от мук, пробежала

над миром зарница,

Тень от тучи легла, и слилась,

и смешалась с травой.

Все труднее дышать, в небе облачный вал

шевелится.

Низко стелется птица, пролетев

над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую

ночь вдохновенья,

Человеческий шорох травы, вещий холод

на темной руке,

Эту молнию мысли и медлительное

появленье

Первых дальних громов - первых слов

на родном языке.

Так из темной воды появляется

в мир светлоокая дева,

И стекает по телу,

замирая в восторге, вода,

Травы падают в обморок, и направо бегут

и налево

Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами

круга земного,

Удивленная, смотрит в дивном блеске

своей наготы.

И, играя громами, в белом облаке

катится слово,

И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

Так описал грозу Николай Заболоцкий в своем стихотворении «Гроза»


Искусствовед: (Слайд №20)

Одним из самых загадочных по своему сюжетному смыслу произведений венецианского художника Джорджоне является картина «Гроза», написанная художником в 1505 – 1508 годах.

Размер картины 82 x 73 см, холст, масло. Ясно ощущается стремление художника через своеобразное контрастное сопоставление образов воспроизвести некое особое состояние души, при всей многогранности и сложности ощущений отличающееся цельностью общего настроения.

Главным героем властно становится здесь именно грозовой пейзаж с молнией на заднем плане. Удивительно тонко показано многообразие жизни природы: блеснувшая молния из тяжелых туч; пепельно-серебристые стены зданий далекого города; мост, перекинутый через реку; воды, то глубокие и недвижные, то текущие; вьющаяся дорога; то стройно хрупкие, то пышные деревья и кусты, а ближе к переднему плану — обломки колонн. Мягкость аккордов, приглушенная звучность красок, как бы окутанных характерным для предгрозового освещения полусумеречным воздухом, создают определенное живописное единство, в пределах которого и развиваются богатые соотношения и градации тонов. Оранжево-красное одеяние юноши, его мерцающая зеленовато-белая рубаха, нежный голубоватый тон белой накидки женщины, бронзовая оливковатость зелени деревьев, то темно-зеленая в глубоких заводях, то мерцающе сияющая в быстрине вода реки, тяжелый свинцово-синий тон туч — все окутано, объединено одновременно и очень жизненным и сказочно загадочным светом.

Картина «Гроза» глубоко поэтично передает сдержанное волнение человеческой души, пробужденной от своих грез отзвуками далекого грома.


Народные приметы:

—Гроза — гнев Божий.

—Во время грозы надо укрываться под березу, а не под ель или сосну.

—Во время грозы не ездят по дорогам, а едут стороной, по траве.

—Если гроза разразилась на Благовещение, то будет богатый урожай орехов.

—Во время грозы хорошо дом окуривать чернобыльником, желательно освященным.

—Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы.

Ведущий: (Слайд №21) Следующие экспонаты нашего вернисажа – гром и молния

Физик: Гроза обозначает целый комплекс метеорологических явлений. Самые известные из них - это молния и гром. Молния - гигантская электрическая искра, проскакивающая между соседними облаками или между облаком и землей. По виду молнии различаются на линейные, жемчужные и шаровые. Жемчужные и шаровые молнии довольно редкое явление.

Распространенная линейная молния, с которой многократно встречается любой человек, имеет вид разветвляющейся линии. Величина силы тока в канале линейной молнии составляет в среднем 60 - 170 кА, зарегистрирована молния с током 290 кА. Средняя молния несет энергию 250 кВт/час (900 МДж). Энергия, в основном, реализуется в виде световой, тепловой и звуковой энергий.

Разряд развивается за несколько тысячных долей секунды; при столь высоких токах воздух в зоне канала молнии практически мгновенно разогревается до температуры 30 000 - 33 000° С. В результате резко повышается давление, воздух расширяется - возникает ударная волна, сопровождающаяся звуковым импульсом - громом.

Разряд близкой от наблюдателя молнии вызывает один-единственный оглушительный удар грома. От удаленной молнии слышится более длительное раскатистое грохотание. Следующие за основным ударом раскаты вызваны отражением звука от неровностей земли, строений, границ леса, облаков и т.д.

(Слайд №22)

Перед и во время грозы изредка в темное время на вершинах высоких заостренных объектов (макушках деревьев, мачтах, вершинах острых скал в горах, крестах церквей, молниеотводах, иногда в горах у людей на голове, поднятой руке или у животных) можно наблюдать свечение, получившее название «огни святого Эльма». Это название дано в древности моряками, наблюдавшими свечение на вершинах мачт парусников

Свечение возникает из-за того, что на высоких заостренных предметах напряженность электрического поля, создаваемого статическим электрическим зарядом облака, особенно высока; в результате начинается ионизация воздуха, возникает тлеющий разряд и появляются красноватые языки свечения, временами укорачивающиеся и опять удлиняющиеся. не следует пытаться тушить эти огни, т.к. горения нет. При высокой напряженности электрического поля может появиться пучок светящихся нитей - коронный разряд, который сопровождается шипением. линейная молния также изредка может возникнуть и при отсутствии грозовых облаков. не случайно возникла поговорка - «гром среди ясного неба». (Слайд №23)

Жемчужная молния очень редкое и красивое явление. Появляется сразу после линейной молнии и исчезает постепенно. Преимущественно разряд жемчужной молнии следует по пути линейной. Молния имеет вид светящихся шаров, расположенных на расстоянии 7-12 м друг от друга, напоминая собой жемчуг, нанизанный на нитку. Жемчужная молния может сопровождаться значительными звуковыми эффектами. (Слайды №24,25)

Шаровая молния также довольно редка. Hа тысячу обычных линейных молний приходится 2-3 шаровых. Шаровая молния, как правило, появляется во время грозы, чаще к ее концу, реже после грозы. Возникает, но очень редко, при полном отсутствии грозовых явлений. Может иметь форму шара, эллипсоида, груши, диска и даже цепи соединенных шаров. Цвет молнии — красный, желтый, оранжево-красный, окружена светящейся пеленой. Иногда молния ослепительно белая с очень резкими очертаниями. Цвет определяется содержанием различных веществ в воздухе. Форма и цвет молнии могут меняться во время разряда.

Историк: (Слайд № 26)

Молния — впечатляющий разряд «небесного» электричества, который приносит на землю огонь и разрушение и является во всех древних культурах выражением и символом сверхъестественных сил.

Чаще всего — это действие бога неба или царя богов, который с помощью топора или молота уничтожает на земле вражеские создания или наказывает непослушных людей. Из-за своего небесного происхождения молния играет роль символа озарения. В засушливых местностях, которые были зависимыми от дождевых осадков, молния увязывалась с плодородием полей и считалась символом жизненной силы. Молния была творением Зевса как и славянского бога грома Перуна или в более древние эпохи — восточного Хадада. Люди, пораженные ударом молнии насмерть, считались чаще всего как отмеченные Божеством и должны были быть погребенными на том же самом месте. (Слайд №27)


У североамериканских индейцев молния возникает из сверхъестественных «птиц грома», и там молния изображается в виде известной нам зигзагообразной стрелы. У мексиканских ацтеков молния представлялась богом Холотлом в образе собаки, который одновременно был сопровождающим умерших. Молния раскалывает землю и открывает тем самым дорогу в преисподнюю для богов и людей.

В Древнем Перу во времена инков гром и молния назывались одним и тем же словом «иллапа», и это имя индейцы дали также слову «пушка» испанских завоевателей. Гром и молния, однако, не почитались как боги, а считались слугами святого Солнца, которые проживали не на небе, а в воздушном пространстве.

Превосходящая всю человеческую силу природа небесных богов символизируется в мифе о греческой принцессе Семеле, в котором отец всех богов Зевс представлен как животворящая молния. Когда Зевс обещал выполнить любое ее желание, она попросила его, чтобы он один раз пришел бы к ней как жених, как он пришел к Гере. Зевс не мог изменить своему слову, и он прибыл на колеснице, сопровождаемый зарницами и ударами грома, в ее покои, и он швырнул молнию. Испуганная Семела лишилась чувств; она произвела на свет шестимесячного ребенка, которого Зевс выхватил из разведенного им огня и зашил в свое бедро. Ребенком был бог Дионис, бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия, которого Зевс с целью защиты от своей ревнивой супруги Геры превратил в молодого козла.

Народные приметы:

Гром резкий, яркий — к ясной погоде.

—Гром глухой — к ненастью.

—Услышав первый раз по зиме гром, следует умыться из серебра, чтобы получить здоровье, белизну и красоту тела.

—Когда прогремит первый вешний гром, нужно тотчас выбежать на улицу и умыться дождевой водой с золотым кольцом на пальце или ухватиться за карман, в котором деньги, и сказать: "При деньгах!" тогда будешь богат.

—Если весной первый гром застанет рыбу подо льдом, то будет большой улов рыбы.

—Гром зимой — к сильным ветрам.

—Если первый гром послышится с севера, то наступающее лето будет холодное.

—Если первый гром прогремит с юга, то наступающее лето будет теплое.

—Если первый гром прогремит утром, то наступающее лето будет не теплое и не холодное, ни то ни се.

—Если первый гром прогремит в полдень и с теплой стороны, то наступающее лето будет теплое и плодородное.

—Если первый гром послышится под вечер и с холодной стороны, то наступающее лето будет теплое, я осень холодная и опасная для озимых.

—Если первый гром пройдет при не растаявшем снеге, то наступающее лето будет холодное.

—Если первый гром прогремит, когда еще не растает лед на реках и озерах, то после холодной весны наступит грозовое и бурное, но в то же время урожайное лето, благоприятное для здоровья человека.

Звучит песня про радугу ансамбля Сценакардия (Слайд №28)

Ведущий: После большой грозы и дождя на небе появляется радуга. Это наш последний экспонат.

Физик: Радуга — атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно в поле повышенной влажности. Оно выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра (глядя снаружи — внутрь дуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Эти семь цветов — основные названия цветов, которые принято выделять в радуге, но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и цвета эти в радуге переходят друг в друга с плавным изменением через множество промежуточных оттенков. Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды дождя или тумана, парящих в атмосфере. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в спектр. Данное явление вызвано дисперсией. Наблюдателю кажется, что из пространства по концентрическим кругам (дугам) исходит разноцветное свечение (при этом источник яркого света всегда должен находиться за спиной наблюдателя). (Слайд №29)

Первичная радуга — самая яркая, она уносит из капли большинство света. Радугу большего порядка обычно не удаётся увидеть, так как она очень слаба.(Слайд №30) Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный. Угловой радиус вторичной радуги 50-53°.

Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, во многих странах в нём выделяют 7 или 6 (например, в Японии и англоязычных странах) цветов. Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон, для которого число 7 имело специальное символическое значение (по пифагорейским, богословским или нумерологическим соображениям). Причём первоначально он различал только пять цветов — красный, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый, о чём и написал в своей «Оптике». Но впоследствии, узрев ещё один цвет (оранжевый), посчитал это бесовским наваждением (число 6 для него было дьявольским) и, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к шести перечисленным цветам спектра ещё один (индиго).

Цвета в радуге расположены в последовательности, соответствующей спектру видимого света. В русском языке существуют такие мнемонические фразы для запоминания этой последовательности:

Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.

Каждый — красный

Охотник — оранжевый

Желает — жёлтый

Знать — зелёный

Где — голубой

Сидит — синий

Фазан — фиолетовый


Цвета во фразе перечисляются в соответствии с порядком цветов в радуге, от красного (видимый свет с наибольшей длиной волны) до фиолетового (видимый свет с наименьшей длиной волны).

Историк: (Слайд №31)

В скандинавской мифологии радуга — это мост Биврёст, соединяющий Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов); красная полоса радуги — вечный огонь, который безвреден для Асов, но сожжёт любого смертного, который попытается подняться по мосту. Охраняет Биврёст Ас Хеймдалль.

В древнеиндийской мифологии — лук Индры, бога грома и молнии.

В древнегреческой мифологии — дорога Ириды, посланницы между мирами богов и людей.

В армянской мифологии радуга — это пояс Тира (первоначально бог солнца, потом — бог письменности, искусств и наук).

По славянским поверьям, радуга пьёт воду из озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём. Иногда она заглатывает вместе с водою рыб и лягушек, поэтому порою они с неба падают. Появление радуги предвещало несчастье, а если человеку удастся пройти под радугой, то мужчина станет женщиной, а женщина - мужчиной.

Согласно поверьям многих африканских народов, в тех местах, где радуга касается земли, можно найти клад (драгоценные камни, раковины каури или бисер).

В мифологии австралийских аборигенов Радужный змей считается покровителем воды, дождя и шаманов.

Ирландский лепрекон прячет горшок золота в месте, где радуга коснулась земли.

В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, и является символом союза Бога и человечества (в лице Ноя) о том, что потопа никогда больше не будет.

Лирик: Вот как видит радугу в небе русский поэт Державин:

Взглянь, Апеллес! взглянь в небеса!

В сумрачном облаке там,

Видишь, какая из лент полоса,

Огненна ткань блещет очами,

Склонясь над твоею главою дугою!.......

Только одно солнце лучами

В каплях дождя, в дол отразясь,

Может писать синими цветами,

В мраке и мгле вечно светясь.

Лирик: (Слайд 32) А автор Мария Оболенская «бегает по радуге босиком»


Я на радугу взбегу босиком.

Посижу на ней. Покачаюсь.

Облака я достану рукой.

Солнцу я подмигну, улыбаясь.

Солнце дерну за луч, засмеюсь.

И, измазавшись в радужных красках,

Я по радуге, как с горки скачусь.

И, упавши в пахучие травы,

Ароматом медовым напьюсь.

И наполнюсь немыслимым счастьем.


Ведущий: Учащиеся 8-го класса исполняют танец «Радуга» под песню «Радуга» Вилли Токарева (Слайд 33)


Ведущий: мы посмотрели с вами несколько удивительных картин, связанных с природой А какие еще явления природы вы знаете? (Слайды 34-38)

(Северное сияние, иней, волны, ураганы, извержение вулканов, миражи и т.д.)

О них мы поговорим на следующем вернисаже, До новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!