СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Природные уникумы . Экологические проблемы Урала"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии 8кл УМК Баринова.Природа России.По ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«урок урал»

Стремякова Оксана Алексеевна, учитель географии МАОУ «Нюкская ООШ им.Героя Советского Союза Котова М.И.»

Предмет: География

Класс: 8 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тема

««Природные уникумы . Экологические проблемы Урала»

Цели:


Организовать деятельность учащихся по формированию представления об уникальности природы Урала. О его острых экологических проблемах и возможных путях их решения.


Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся изучат уникальные природные объекты Урала. Его экологических проблемах и путях их решения.

Метапредметные:

учащиеся продолжат учиться:

- устанавливать цели учебной деятельности, адекватно воспринимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Личностные УУД).


УУД

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу и

работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Тип урока

Открытия новых знаний.

Вид урока

Исследование. Составление проекта.

Оборудование для учителя

компьютер, проектор, папка для проекта.


Образовательные ресурсы:


Учебник «География Природа России» 8 класс. Баринова И.И., 2014 год.  Входит в линию учебников под редакцией В.П. Дронова.

- презентация «Природные уникумы Урала»;

- Физическая карта России;

- раздаточный материал;

- атласы:


ФОПД учащихся:

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы

Мини проект, исследование. Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» .






















Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личност

ные

Познава

тельные

Коммуни

кативные

Регулятивные

1.Организационный этап.

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

(1минута)

Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас на уроке.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.



Особо активным ребятам я буду на протяжении урока вручать жетоны красного цвета.

Проверяют наличие
необходимых учебных принадлежностей, приветствуют учителя.

Пробужде-ние позна-вательного интереса.





































Взаимодействуют с учителем.


















Настраиваются на восприя-тие мате-риала уро-ка.


2.Этап целеполагания и актуализации знаний

Цель: актуализируют опорные знания по теме урока и

подходят к фор-мулировке задач на данный урок. Составление пла-на урока.

(4минуты)

С какой территорией России ассоциируются эти словосочетания: Малахитовая шкатулка, граница между Европой и Азией, крупнейший Минералогический музей, Ермак Тимофеевич, «Каменный пояс земли русской» -----… Урал

Мы продолжаем знакомиться с природой Урала.

Давайте вспомним что это: «Каменный пояс», Печора, Южный Урал, гора Народная, курумы, останцы, малахит, яшма.

Ребята, а что за слова выписаны на доске.

Кунгурская пещера, Ильменский минералогический заповедник, река Чусовая.(Приложение1)

Что объединяет эти понятия.





Слайд1 (тема урока)

Перед вами лежат карточки желтого цвета. Вам нужно ответить на вопросы. Если вы знаете ответ обведите слово «да», если не знаете слово «нет». (приложение 2)






Отвечают Урал.













Отвечают. Получают жетоны.













Отвечают, что это уникальные географические объекты Урала. Записывают тему урока. Отвечают на вопросы. Определяют цели урока на основании незнания.

Определя-ют тему урока с помощью учителя, актуализи-руют свои знания.


Самостоятельное выде-ление темы урока, фор-мулирова-ние позна-вательной цели, проб-лемы.

Умение участво-вать в кол-

лективном обсужде-нии проб-лемы. Планируют свою дея-тельность под руко-водством учителя. Планирование учеб-ного сот-рудничест-ва со свер-стниками.

Оценива-ют свою работу и работу од-ноклассников.









































3Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследователь-ской работы, с уникальностью природных объектов Урала и их экологическими проблемами.

10 минут подготовка проекта.

15 минут защита















5 минут выступление экологов.

Каждая группа получает задание.

(Приложение 3)

Используя кейс с материалами, группа готовит мини проект об одном из объектов природы Урала.

(Приложение 4)

  1. Ильменский заповедник.

2.Кунгурская ледяная пещера

3.Река Чусовая

4.готовит исследование об экологических проблемах Урала и путях их решения.





Слайд2 (Карта России)

















А сейчас группа экологов нас познакомит с экологическими проблемами Урала.



Оформляет проект в виде журнала.















Первые три группы готовят проект, выступают. Каждый ученик в группе индивидуально заполняет таблицу, в которой записывает информацию о природных объектах Урала (Приложение 5).

Делают вывод: на Урале сконцентрировано большое количество уникальных, неповторимых, единственных в мире, поражающих своей красотой объекты природы.

выступает группа №4 с исследованием «Экологические проблемы Урала».

Выполня-ют зада-ние.

Читают и заполняют таблицу.

Анализируют.
















Осознание границ собствен-ных зна-ний и ин-теллекту-альных умений.

Моделирование, ре-шение

проблемы, построе-ние логии-ческой це-пи рассуж-дений, вы-движение гипотез и их обосно-вание.












Инициативное сот-рудничество в поис-ке и выбо-ре инфор-мации.

Умение вести диа-лог и до-казывать свою точ-ку зрения















Составле-ние плана последовательности действий.

























ФИЗМИНУТКА (1 минута)


4. Итог урока. Рефлексия.

Цель: Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке и сделать вывод о полученных знаниях.

3 минуты

Вам нужно снова ответить на вопросы. Если вы знаете ответ обведите слово «да», если не знаете слово «нет».

Поднимите у кого на все вопросы ответ «да» поставьте оценку «пять», у кого нет ответа на один вопрос «четыре». Остальные также работали, мы тоже их благодарим положительными оценками.


Оценива-ют свою работу на уроке.

Выделяют что-то важное для себя на сегод-няшнем уроке.

Умение точно вы-разить свои мысли

Умение оценить себя и своих одноклас-сников

5. Домашнее задание. Комментирова-ние оценок.

Цель: Закрепить полученные знания на уроке и продолжить фор-мировать мета-предметные ре-зультаты.

2минуты

Слайд 3 Д.З.

Всем: Параграф 34. Подготовиться к контрольной работе по теме «Урал»
















Просмотр содержимого документа
«Ильменский заповедник»

Ильменский заповедник.

Ильменский государственный заповедник находится на Южном Урале в Ильменских горах. Создан в 1920 году, благодаря стараниям академиков В. И. Вернадского, А. Е. Ферсмана.

Заповедник уникален. Здесь охраняются минералы и горные породы, но не обычные, а драгоценные и поделочные камни. Поразительна завораживающая красота жёлтых топазов, красных гранатов, зелёных изумрудов. Удивительно найти эти драгоценные камни прямо в земле.

В Ильменском заповеднике более 200 минералов. Есть здесь и такие редкие, которых пока в мире не обнаружили ни в одних горах. Академик А. Е. Ферсман назвал Ильмены «минералогическим раем».

Первые научные исследования в Ильменах начались более двухсот лет назад и продолжаются по сей день. После посещения этих мест в 1829г. профессор Берлинского университета, иностранный член петербургской академии наук Г. Розе писал: «Здесь на небольшом пространстве собрано огромное количество разнообразных минералов; невысокие горы и хребты, покрытые лесом, являются как бы естественным природным музеем, где можно видеть ценнейшие минералы, собранные сюда природой».

Каких только восторженных эпитетов не давали Ильменам: «Мекка минералогов всего мира», «Эталонный минералогический объект».

Ильмены – одно из немногих мест в мире, где на небольшой площади всего в несколько сот квадратных километров по прихоти природы сосредоточено более 70 горных пород, 270 минеральных видов, 94 их разновидности, а 18 минералов открыто здесь впервые в мире.

Минералы заповедника можно увидеть в музее. Но в штольнях и копях, которые специально оберегаются, увидеть драгоценные камни ещё увлекательней, это место рождения минералов. Чаще всего скопление минералов находят в пегматитовой жиле (пегматит – горная порода). На месте, где проходит пегматитовая жила, закладывают копь. В скальном твёрдом грунте с помощью кирки, лома и даже взрывчатки прорывают ямы, траншеи и изучают стенки копей. Копи и есть месторождения минералов. Их так много, что понадобится несколько недель, чтобы всё обойти.

А. Е. Ферсман, поражённый сказочным богатством Ильмен, писал: «Я никогда не видел более прекрасной картины. Глаз не мог оторваться от голубых отвалов прекрасного шпата; всё вокруг было засыпано остроугольными обломками этого камня, которые блестели на солнце и отливали мельчайшими пиритовыми вростками, резко выделяясь на зелёном фоне листвы и травы».

С 1935 года Ильменский заповедник стал комплексным. Это значит, что в нём охраняется весь природный комплекс, вся природа. Местность, которая окружает Ильменские горы, очень красива. Ферсман пишет о ней: «Холмистые мягкие контуры гор сплошь заполняют горизонт на юге, отделяясь широкой долиной Миасса от горного запада. Здесь в бинокль можно различить на юге озеро Еланчик; западнее, на голых гранитных скалах Чашковых гор, виднеется город Миасс. Ещё далее к югу – широкие низины с лентой Верхнеуральского тракта, с яшмовыми месторождениями, золотоносными россыпями и жилами, с прекрасными месторождениями талька. Левее, далеко на краю горизонта, за берёзовым перелесками, скрыты в туманной дали знаменитые Кочкарские россыпи с розово-фиолетовыми топазами, нежно-зелёными или синеватыми эвклазами и другими редчайшими и красивейшими камнями, составляющими славу «русской Бразилии», как прозвал этот край ещё в середине XIX века знаменитый русский минералог Н. Коктарёв…

Гораздо грандиознее картина на западе. Здесь длинные цепи Уральского хребта тянутся сплошной стеной и тонут в тумане на юге. Здесь целая панорама гор, то покрытых густыми лесами, то неприветливо голых, сплошь заваленных обломками скал».

Кунгурская ледяная пещера.

Это одна из самых крупных пещер России. Находится пещера около города Кунгура в пермской области на правом берегу реки Сылвы. Точнее в берегу, внутри Ледяной горы. Гора сложена не изо льда, а из растворимых водой пород: известняка, гипса, доломита, ангидрита. Пещера – результат карста – явления растворения водой горных пород. Пещера состоит из гротов (подземных залов и переходов). Высота гротов различна, но расположены они в 4 этажа. Длина 58-и гротов и переходов около 5км. Здесь проводятся экскурсии, где экскурсантам показывают часть пещеры длиной около 2км.

Пещера имеет освещение. Первые два грота: Бриллиантовый и Полярный – покрыты ледяными наростами, сосульками – сталактитами и сталагмитами. Сталактиты – это сосульки, свисающие с потолка грота, а навстречу им растут сталагмиты. Когда соединяются сталактит и сталагмит, образуется колонна.

Ледяные сталактиты и сталагмиты только в двух первых гротах, в остальных гротах они образованы из гипса и ангидрита. Сталактиты образовались из воды, в которой содержались соли растворённых горных пород.

В гроте Дружбы народов экскурсанты увидят подземное озеро. Вода в нём настолько спокойная, что можно по ошибке зайти в озеро, не заметив воды. Переходы между гротами разные: узкие и пошире. Но запоминается узкий и скользкий переход, который называется «Дамские слёзы». Полным дамам пройти через него довольно трудно.

Река Чусовая.

Берёт начало на Среднем Урале и пересекает его с юго-востока на северо-запад. Длина реки около 600км. Русло Чусовой каменистое с порогами и подводными камнями, местное население называет их ташами.

Река Чусовая, воспетая Д. Н. Маминым-Сибиряком, - одна из самых красивых рек России. Нужно видеть Чусовую весной, чтобы понять те поэтические грёзы, предания и песни, которые рождаются около таких рек, так же естественно, как сказочный богатырь – лес. Суровую красоту этой реке придают скалы высотой до 100м, порой так стесняющие её русло, что река превращается в стремительный, бешеный поток, с рёвом и свистом вырывающийся из каменных объятий.

Выйдя победителем в борьбе с горами, река разливается на плёсах, где её покой охраняют старые, седые, покрытые лесом горы, синие вершины которых тонут в туманной дымке необъятных далей.

Берега Чусовой с многочисленными обрывами и пещерами – своеобразная летопись Урала. В пещерах сохранились следы жертвоприношений древних охотников. По приданию в пещере Камня Ермака зимовала дружина легендарного покорителя Кучумова царства.

По реке Чусовой проходят маршруты туристов-водников на байдарках, катамаранах, лодках.

После рассказа проверяем и дополняем записи, которые необходимо было сделать.



Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист прил5»

Маршрутный лист

Тема________________________________________________________________________

Вопросы

Ильменский заповедник

Кунгурская ледяная пещера

Река Чусовая

Где расположен?









Чем уникален?







Как используются?









Цель________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Экологические проблемы


Следствия проблем


Район распространения

Пути решения


























































Вывод__________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Экологические проблемы»

Экологические проблемы

Следствия проблем

Район распространения

Пути решения

Некомплексное использование минерального сырья

Потеря ценных компонентов, загрязнение воздуха и водоёмов, накопление в почве тяжёлых металлов, уничтожение естественной флоры и фауны

Крупные промышленные города

Совершенствование технологий эксплуатации природных богатств, строительство очистных сооружений на заводах и фабриках, создание заповедников и заказников

Вырубка лесов

Уничтожение ценных пород, замене хвойных пород малоценными лиственными

Средний и Южный Урал

(Обсуждение заполненной таблицы.)



Просмотр содержимого документа
«прил №3»

Группа №1 Ильменский минералогический заповедник.

Используя материал кейса и учебника п.34 составьте рассказ по плану

1.Где находиться заповедник? (Найди на карте)

2.Почему он уникален?

3.Как используется?

Оформите работу, используя материалы кейса.



Группа №2 Кунгурская ледяная пещера - уникальный памятник природы.

1.Где находиться пещера? (Найди на карте)

2.Почему она уникальна?

3.Как используется?

Оформите работу, используя материалы кейса.



Группа №3 Река Чусовая

1.Где находиться река? (Найди на карте)

2.Почему она уникальна?

3.Как используется?

Оформите работу, используя материалы кейса.



Просмотр содержимого документа
«прил2»

1.Я знаю, где на Урале находятся эти объекты?

да

нет

2.Я знаю, чем они уникальны?

да

нет

3.Я знаю, как они используются?

да

нет

4.Я знаю, экологические проблемы Урала и пути их решения?

да

нет

1.Я знаю, где на Урале находятся эти объекты?

да

нет

2.Я знаю, чем они уникальны?

да

нет

3.Я знаю, как они используются?

да

нет

4.Я знаю, экологические проблемы Урала и пути их решения?

да

нет

1.Я знаю, где на Урале находятся эти объекты?

да

нет

2.Я знаю, чем они уникальны?

да

нет

3.Я знаю, как они используются?

да

нет

4.Я знаю, экологические проблемы Урала и пути их решения?

да

нет

1.Я знаю, где на Урале находятся эти объекты?

да

нет

2.Я знаю, чем они уникальны?

да

нет

3.Я знаю, как они используются?

да

нет

4.Я знаю, экологические проблемы Урала и пути их решения?

да

нет




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!