Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья
Еманжелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
Природоведческая
игротека
«НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Подготовила:
Учитель естествознания
Золотарева А.Г.
с. Еманжелинка, 2012г.
Цель: Расширить знания детей о птицах, учить проявлять заботу к ним.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности школьников.
3. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
4. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края.
5. Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.
Воспитательные:
1. Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.
Развивающие:
1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Методы и приемы:
Игровой, словесный, наглядный.
Оборудование:
ИКТ, карточки с заданиями, ручки, альбомные листы, фонограммы голосов птиц.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Класс делится на две команды: «Орлы» и «Ястребы», выбираются капитаны команд.
I ТУР «НУ-КА, ПРОЧИТАЙ»
Участники игры должны прочитать название птиц. Для этого нужно зачеркнуть одинаковые буквы. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Задание для 1 команды
Д И Б К Е Б Р И Ш Г А Ш Л К Ч Л
О З У Д Я Н Б А О Л Д А И Н К У
Задание для 2 команды
Б И В Х Е Р А В С Х А К С У Т И
К Л Е В А Г О А Р Е Ш В Г У Л Н
II ТУР «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ»
На доске записываются названия птиц. И каждая команда должна запомнить и написать в том же порядке, как и было. Побеждает та команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.
Задание для 1 команды
ПЕТУХ, СОВА, ГУСЬ, ДЯТЕЛ
Задание для 2 команды
ДЯТЕЛ, ГУСЬ, СОВА, ПЕТУХ
III ТУР «ТИПОГРАФИЯ»
Каждая команда получает 15 букв. Ведущий читает загадку, а учащиеся отгадав её, стараются быстро составить слово.
А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц М Ч Я
Всех перелетней птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица……(грач)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля,
Узнаете? Это…… (цапля)
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин –
Этот хвост принес …….(павлин)
Мы строили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей …….(скворец)
IV ТУР «Подскажи словечко»
Учащимся зачитываются загадки, они должны досказать недостающее словечко, какая команда быстрее ответит, получает 1 очко.
Трещала с самого утра:
«Пора! Пора! А что пора?»
Такая с ней морока,
Когда трещит ……(сорока)
В лесу ночном кукует птица
Она назвать себя боится:
- Ку –ку, ку-ку, -
Не спит опушка,
А птицу эту звать …..(кукушка)
Зимой на ветках – «яблоки»,
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ……..(снегири)
То не радуга и не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами,
Разноцветный ……..(попугай)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду,
Я от грязи берегусь
Чистоплотный, серый……(гусь)
В лесу под щебет, звон и свист,
Звучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись ……(дятел)
ФИЗМИНУТКА
V тур «Узнай загадку»
Команды получают карточки на которых записаны отрывки загадок. Необходимо написать полный текст загадки и отгадать её.
Задание для 1 команды
«….. Без топоренка….»
(«Буз рук, без топоренка, построена избенка» (гнездо))
Задание для 2 команды
«…..Ночью летает…..»
(«Днем спит, ночью летает и прохожих пугает» (сова))
VI ТУР «Обгонялки»
Каждой команде задается по несколько вопросов. За правильный ответ команда получает 1 очко.
ВОПРОСЫ ДЛЯ 1 КОМАНДЫ
КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ В ДОЖДЬ? (лебедь)
КАКАЯ ПТИЦА САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ? (страус)
КАКАЯ ПТИЦА БЫСТРЕЕ ВСЕХ ЛЕТАЕТ? (стриж)
КАКАЯ ПТИЦА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ В МИРЕ? (колибри)
КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ В МОРОЗЫ? (клест)
ВОПРОСЫ ДЛЯ 2 КОМАНДЫ
ПТЕНЦЫ КАКОЙ ПТИЦЫ НЕ ЗНАЮТ СВОЕЙ МАТЕРИ? (кукушка)
КАКОЕ ЛЮБИМОЕ ЛАКОМСТВО У ЦАПЕЛЬ? (лягушка)
КАКИЕ ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ К НАМ С ЮГА ПЕРВЫМИ? (грачи)
КАКАЯ ПТИЦА НОСИТ ФАМИЛИЮ ПИСАТЕЛЯ? (гоголь)
КАКАЯ ПТИЦА ПРИЛЕТАЕТ К НАМ ПОЗЖЕ ВСЕХ, А УЛЕТАЕТ РАНЬШЕ ВСЕХ? (стрижи)
V ОХРАНА ПТИЦ
Основные мероприятия по охране птиц:
установление запретов на отлов и использование птиц;
охрана среды их обитания, условий размножения, путей миграции и др.;
борьба с разорением птичьих гнезд, сбором яиц, уничтожения птиц из рогаток, спугиванием птиц, борьба с браконьерами, установление правил и сроков охоты на дичь.
Основные мероприятия по привлечению птиц:
заготовка для них корма, изготовления и установка зимних кормушек, развешивание гнездовий и др.;
создание государственных заповедников, заказников
привлечение птиц в населенные пункты, сады, огороды, на поля, в леса, на водоемы.
VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
С какими птицами сегодня мы познакомились?
А какими птицами вы уже знакомы?
Какие основные меры по охране птиц мы можем применить в школе?
Подсчёт очков за игру, выявление победителя.
Награждение победителей призами.