2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | (Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме) - Возьмите карточку под номером 1, что вы видите? -Вы узнали, что это за домик? -Давайте вспомним состав числа 4. -Какое число уже живет на первом этаже? -Какое число нужно заселить к числу один, чтобы на первом этаже получилось число 4? -Возьмите ручки. Запишем число 3 в пустую клеточку первого этажа. -Поставьте пальчик на второй этаж домика. Какое число уже живет на втором этаже? -Какое число нужно заселить к числу два, чтобы на втором этаже получилось число 4? -Возьмите ручки. Запишем число 2 в пустую клеточку второго этажа. -Поставьте пальчик на третий этаж домика. Какое число уже живет на третьем этаже? -Какое число нужно заселить к числу три, чтобы на первом этаже получилось число 4? Почему? -Возьмите ручки. Запишем число 1 в пустую клеточку третьего этажа. -Откройте учебник по на странице 12. Поставьте пальчик на номер 1. Что вы видите? -Прочитайте первый пример: 1+4. -Как мы можем к одному прибавить число четыре? -Почему? -Еще как мы можем к одному прибавить четыре? -Почему? -Как еще можем к одному прибавить четыре? -Почему? -Сколько мы получаем? -Поставьте пальчик на второй пример в первой таблице. -Прочитайте этот пример: 2+4. -Как мы можем к двум прибавить число четыре? -Почему? -Еще как мы можем к двум прибавить четыре? -Почему? -Как еще можем к двум прибавить четыре? -Почему? -Сколько мы получаем? -Поставьте пальчик на третий пример в первой таблице. -Прочитайте этот пример: 3+4. -Как мы можем к трем прибавить число четыре? -Почему? -Еще как мы можем к трем прибавить четыре? -Почему? -Как еще можем к трем прибавить четыре? -Почему? -Сколько мы получаем? -Поставьте пальчик на четвертый пример в первой таблице. -Прочитайте этот пример: 4+4. -Как мы можем к четырем прибавить число четыре? -Почему? -Еще как мы можем к четырем прибавить четыре? -Почему? -Как еще можем к четырем прибавить четыре? -Почему? -Сколько мы получаем? -Поставьте пальчик на пятый пример в первой таблице. -Прочитайте этот пример: 5+4. -Как мы можем к пяти прибавить число четыре? -Почему? -Еще как мы можем к пяти прибавить четыре? -Почему? -Как еще можем к пяти прибавить четыре? -Почему? -Сколько мы получаем? -Поставьте пальчик на шестой пример в первой таблице. -Прочитайте этот пример: 6+4. -Как мы можем к шести прибавить число четыре? -Почему? -Еще как мы можем к шести прибавить четыре? -Почему? -Как еще можем к шести прибавить четыре? -Почему? -Сколько мы получаем? -Поставьте пальчик на первый пример во второй таблице. -Прочитайте этот пример: 5-4. -Как мы можем из пяти вычесть число четыре? -Почему? -Еще как мы можем из пяти вычесть число четыре? -Почему? -Как еще можем из пяти вычесть число четыре? -Почему? -Сколько мы получаем? -Поставьте пальчик на второй пример во второй таблице. -Прочитайте этот пример: 6-4. -Как мы можем из шести вычесть число четыре? -Почему? -Еще как мы можем из шести вычесть четыре? -Почему? -Как еще можем из шести вычесть четыре? -Почему? -Сколько мы получаем? -Поставьте пальчик на третий пример во второй таблице. -Прочитайте этот пример: 7-4. -Как мы можем из семи вычесть число четыре? -Почему? -Еще как мы можем семи вычесть четыре? -Почему? -Как еще можем из семи вычесть четыре? -Почему? -Сколько мы получаем? -Поставьте пальчик на четвертый пример во второй таблице. -Прочитайте этот пример: 8-4. -Как мы можем из восьми вычесть число четыре? -Почему? -Еще как мы можем из восьми вычесть четыре? -Почему? -Как еще можем из восьми вычесть четыре? -Почему? -Сколько мы получаем? -Поставьте пальчик на пятый пример во второй таблице. -Прочитайте этот пример: 9-4. -Как мы можем из девяти число четыре? -Почему? -Еще как мы можем из девяти вычесть четыре? -Почему? -Как еще можем из девяти вычесть четыре? -Почему? -Сколько мы получаем? -Поставьте пальчик на шестой пример во второй таблице. -Прочитайте этот пример: 10-4. -Как мы можем из десяти вычесть число четыре? -Почему? -Еще как мы можем из десяти вычесть четыре? -Почему? -Как еще можем из десяти вычесть четыре? -Почему? -Сколько мы получаем? -Посмотрите на рисунок. Что вы видите? -Поставьте пальчик на первую строчку. -Посчитайте, сколько всего незакрашенных кружков? -Посчитайте, сколько всего закрашенных кружков? -Сколько всего кружков на первой строчке? -Как вы это получили? -Теперь еще прибавляем 1, то есть прибавляем 2. -Что получаем? -Потом еще прибавляем один, то есть прибавляем три. Сколько получается? -Потом еще прибавляем 1, то есть прибавляем четыре. Сколько получается? -Потом еще прибавляем 1, то есть прибавляем пять. Сколько получается? -Потом еще прибавляем 1, то есть прибавляем шесть. Сколько получается? -Какая здесь закономерность? -Поставьте пальчик на первую строчку. -Посчитайте, сколько всего незакрашенных кружков? -Посчитайте, сколько всего закрашенных кружков? -Сколько незакрашенных кружков на первой строчке? -Как вы это получили? -Ставим пальчик на вторую строчку. Теперь мы из общего количества взяли и закрыли 4. -Что получаем? -Потом мы из общего количества взяли и закрыли 4. Сколько получается? -Потом мы из общего количества взяли и закрыли 4. Сколько получается? -Потом мы из общего количества взяли и закрыли 4. Сколько получается? -Потом мы из общего количества взяли и закрыли 4. Сколько получается? -Какая здесь закономерность? -По какому правилу составлены примеры в первом столбике? -По какому правилу составлены примеры во втором столбике? -Возникло затруднение, что нужно сделать? -Где возникло затруднение? -Почему оно возникло? -Используя слова «я не смог это сделать, потому что …», объясните свою причину затруднения. -Что нужно, чтобы выйти из ситуации затруднения? -А что нам поможет решить эту проблему? | (Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах) - Мы видим домик. -Да. -На первом этаже живет уже число 1. -Нужно заселить число 3, потому что 4 - это 1 и 3. -Цифра 3 состоит из двух полуовалов. -На втором этаже живет уже число 2. -Нужно заселить число 2, потому что 4 - это 2 и 2. -На третьем этаже живет уже число 3. -Нужно заселить число 1, потому что 4 - это 3 и 1. -Мы видим таблицы. -К одному прибавить четыре. -К одному мы можем прибавить 2, потом прибавить еще 2. -Потому что 4 - это два и два. -К одному мы можем прибавить 1, потом прибавить 3. -Потому что 4 - это 1 и 3. -К одному мы можем прибавить 3, потом прибавить еще 1. -Потому что 4 - 3 и 1. -Мы получаем 5. Ставят пальчик на первый пример в первой таблице. -К двум прибавить четыре. -К двум мы можем прибавить 2, потом прибавить еще 2. -Потому что 4 - это два и два. -К двум мы можем прибавить 1, потом прибавить 3. -Потому что 4 - это 1 и 3. -К двум мы можем прибавить 3, потом прибавить еще 1. -Потому что 4 - 3 и 1. -Мы получаем 6. Ставят пальчик на третий пример в первой таблице. -К трем прибавить четыре. -К трем мы можем прибавить 2, потом прибавить еще 2. -Потому что 4 - это два и два. -К трем мы можем прибавить 1, потом прибавить 3. -Потому что 4 - это 1 и 3. -К трем мы можем прибавить 3, потом прибавить еще 1. -Потому что 4 - 3 и 1. -Мы получаем 7. Ставят пальчик на четвертый пример в первой таблице. -К четырем прибавить четыре. -К четырем мы можем прибавить 2, потом прибавить еще 2. -Потому что 4 - это два и два. -К четырем мы можем прибавить 1, потом прибавить 3. -Потому что 4 - это 1 и 3. -К четырем мы можем прибавить 3, потом прибавить еще 1. -Потому что 4 - 3 и 1. -Мы получаем 8. Ставят пальчик на пятый пример в первой таблице. -К пяти прибавить четыре. -К пяти мы можем прибавить 2, потом прибавить еще 2. -Потому что 4 - это два и два. -К пяти мы можем прибавить 1, потом прибавить 3. -Потому что 4 - это 1 и 3. -К пяти мы можем прибавить 3, потом прибавить еще 1. -Потому что 4 - 3 и 1. -Мы получаем 9. Ставят пальчик на шестой пример в первой таблице. -К шести прибавить четыре. -К шести мы можем прибавить 2, потом прибавить еще 2. -Потому что 4 - это два и два. -К шести мы можем прибавить 1, потом прибавить 3. -Потому что 4 - это 1 и 3. -К шести мы можем прибавить 3, потом прибавить еще 1. -Потому что 4 - 3 и 1. -Мы получаем 10. Ставят пальчик на первый пример во второй таблице. -Из пяти вычесть четыре. -Из пяти мы можем вычесть 2, потом вычесть еще 2. -Потому что 4 - это два и два. -Из пяти вычесть 1, потом вычесть 3. -Потому что 4 - это 1 и 3. -Из пяти мы можем вычесть 3, потом вычесть еще 1. -Потому что 4 - 3 и 1. -Мы получаем 1. Ставят пальчик на первый пример во второй таблице. -Из шести вычесть четыре. -Из шести вычесть 2, потом вычесть еще 2. -Потому что 4 - это два и два. -Из шести вычесть 1, потом вычесть 3. -Потому что 4 - это 1 и 3. -Из шести мы можем вычесть 3, потом вычесть 1. -Потому что 4 - 3 и 1. -Мы получаем 2. Ставят пальчик на третий пример во второй таблице. -Из семи вычесть четыре. -Из семи мы можем вычесть 2, потом вычесть еще 2. -Потому что 4 - это два и два. -Из семи мы можем вычесть 1, потом прибавить 3. -Потому что 4 - это 1 и 3. -Из семи мы можем вычесть 3, потом вычесть еще 1. -Потому что 4 - 3 и 1. -Мы получаем 3. Ставят пальчик на четвертый пример во второй таблице. -Из восьми вычесть четыре. -Из восьми мы можем вычесть 2, потом вычесть еще 2. -Потому что 4 - это два и два. -Из восьми мы можем вычесть 1, потом вычесть 3. -Потому что 4 - это 1 и 3. -Из восьми мы можем вычесть 3, потом вычесть еще 1. -Потому что 4 - 3 и 1. -Мы получаем 4. Ставят пальчик на пятый пример во второй таблице. -Из девяти вычесть четыре. -Из девяти мы можем вычесть 2, потом вычесть еще 2. -Потому что 4 - это два и два. -К пяти мы можем прибавить 1, потом прибавить 3. -Потому что 4 - это 1 и 3. -Из девяти мы можем вычесть 3, потом вычесть еще 1. -Потому что 4 - 3 и 1. -Мы получаем 5. Ставят пальчик на шестой пример во второй таблице. -Из десяти вычесть четыре. -Из десяти мы можем вычесть 2, потом вычесть еще 2. -Потому что 4 - это два и два. -Из десяти мы можем вычесть 1, потом вычесть 3. -Потому что 4 - это 1 и 3. -Из десяти мы можем вычесть 3, потом вычесть еще 1. -Потому что 4 - 3 и 1. -Мы получаем 6. -Мы видим кружки. -Всего 4 незакрашенных кружка. -На рисунке 1 закрашенный кружок. -На первой строчке 5 кружков. -К 4 прибавили 1, получили 5. -Получаем 6 кружков. -Получается 7 кружков. -Получается 8 кружков. -Получается 9 кружков -Получается 10 кружков -Каждое первое слагаемое увеличивается на 1. Ставят пальчик на первую строчку. -Всего 4 незакрашенных кружка. -На рисунке 1 закрашенный кружок. -На первой строчке 1 незакрашенный кружок. -Мы из 5 вычли 4, получили 1. Ставят пальчик на вторую строчку. -Получаем 2 кружка. -Получается 3 кружка. -Получается 4 кружка. -Получается 5 кружков. -Получается 6 кружков. -Каждое следующее уменьшаемое увеличивается на 1 Дети затрудняются ответить. -Остановиться и подумать. -Возникло затруднение в правилах, по которому записаны примеры в таблицах. -Мы этого не проходили. -«Я не смог ответить на вопрос, потому что не знаю, какие правила используются в таблицах». -Надо узнать правила, научиться ими пользоваться. -Нам поможет учебник. -Нам помогут знания учителя. -Нам поможет новая информация. | Метапредметные результаты обучения: Регулятивные – принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности. Познавательные – обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; приводить примеры чисел; вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность); понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема. Коммуникативные – характеризовать (описывать) число, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; строить предложения относительно заданного набора объектов. Личностные результаты обучения: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения) Задача: решение ситуации затруднения | Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму) Откройте тетради. Отступите от предыдущей работы 4 клеточки вниз и 10 клеток вправо. Поставьте точку. Запишите сегодняшнюю дату. Сегодня ,,, ноября. Отступите две клеточки вниз. Запишите слова “Классная работа”. Отступите две клеточки вниз. Запишите №4. -Поставьте пальчик на упражнение номер 4. Что вы видите? -Ставим пальчик на первый столбик. -Читаем примеры. (ответы появляются на доске) -Какая здесь закономерность? -Какой четвертый пример с этой закономерностью мы можем записать? -Возьмите ручки. Отступите от номера две клетки вниз поставьте точку в начале строки. Записываем четвертый пример. -Ставим пальчик на первый пример: из семи вычесть один. Сколько получится? -Ставим пальчик на второй пример. Теперь нужно вычесть еще один. Сколько получится? -Теперь еще вычитаем 1. Сколько получится? -Сколько получится: 7-4? -Сформулируем правило: чем больше вычитаемое, тем значение разности становится меньше. Расскажите правило товарищу на ушко. -Ставим пальчик на второй столбик. -Читаем примеры. -Какая здесь закономерность? -Какой четвертый пример с этой закономерностью мы можем записать? -Возьмите ручки. Запишите четвертый пример. -Ставим пальчик на первый пример: к шести прибавить четыре. Сколько получится? -Ставим пальчик на второй пример. Теперь нужно прибавить еще один. Сколько получится? -Теперь еще прибавляем 1. Сколько получится? -Сколько получится: 6+1? -Сформулируем правило: чем меньше слагаемое, тем значение суммы становится меньше. Расскажите правило товарищу на ушко. -Ставим пальчик на третий столбик. -Читаем примеры. -Какая здесь закономерность? -Какой четвертый пример с этой закономерностью мы можем записать? -Возьмите ручки. Запишите 4-ый пример. -Ставим пальчик на первый пример: из девяти вычесть четыре. Сколько получится? -Ставим пальчик на второй пример. Теперь нужно вычесть еще один. Сколько получится? -Теперь еще вычитаем 1. Сколько получится? -Сколько получится: 9-1? -Сформулируем правило: чем меньше вычитаемое, тем значение разности становится больше. Расскажите правило товарищу на ушко. -Ставим пальчик на четвертый столбик. -Читаем примеры. -Какая здесь закономерность? -Какой четвертый пример с этой закономерностью мы можем записать? -Возьмите ручки. Запишите четвертый пример. -Ставим пальчик на первый пример: к пяти прибавить один. Сколько получится? -Ставим пальчик на второй пример. Теперь нужно прибавить еще один. Сколько получится? -Теперь еще прибавляем 1. Сколько получится? -Сколько получится: 5+4? -Сформулируем правило: чем больше слагаемое, тем значение суммы становится больше. Расскажите правило товарищу на ушко. | Выполняют задания по намеченному плану, открывают новые знания, проверяют свои предположения с помощью учебника, объяснения учителя… Открывают тетради. Отступают от предыдущей работы 4 клеточки вниз и 10 клеток вправо. Ставят точку. Записывают сегодняшнюю дату. Сегодня ,,, ноября. Отступают две клеточки вниз. Записывают слова “Классная работа”. Отступают две клеточки вниз. Записывают №4. -Мы видим столбики примеров. Ставят пальчик на первый столбик. -Читают примеры: из семи вычесть один, из семи вычесть два, из семи вычесть три. -Каждое следующее вычитаемое увеличивается на 1. -С этой закономерностью мы можем записать пример: из семи вычесть четыре. Записывают четвертый пример. -Получится 6. -Получится 5. -Получится 4. -Получится 3. -Читают примеры: к шести прибавить четыре, к шести прибавить три, к шести прибавить два. -Каждое второе слагаемое уменьшается на 1. -С этой закономерностью мы можем записать пример: к шести прибавить один. Записывают 4-ый пример. -Получится 10. -Получится 9. -Получится 8. -Получится 7. Рассказывают друг другу второе правило. Ставят пальчик на третий столбик. Читают примеры: из девяти вычесть четыре, из девяти вычесть три, из девяти вычесть два. -Каждое следующее вычитаемое уменьшается на 1. -С этой закономерностью мы можем записать пример: из девяти вычесть один. Берут ручки. Записывают 4-ый пример. -Получится 5. -Получится 6. -Получится 7. -Получится 8. Рассказывают друг другу третье правило. Ставят пальчик на четвертый столбик. -Читают примеры: к пяти прибавить один, к пяти прибавить два, к пяти прибавить три. -Каждое второе слагаемое увеличивается на 1. -С этой закономерностью мы можем записать пример: к пяти прибавить четыре. Берут ручки. Записывают четвертый пример. -Получится 6. -Получится 7. -Получится 8. -Получится 9. Рассказывают друг другу четвертое правило. | Предметные результаты обучения: уметь осуществлять присчитывание и отсчитывание числа 4 в пределах 10. Метапредметные результаты обучения: Регулятивные – принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией. Познавательные – обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; приводить примеры чисел; вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность); понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема. Коммуникативные – характеризовать (описывать) число, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; строить предложения относительно заданного набора объектов. Личностные результаты обучения: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Задача Тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи. | - Продолжаем работу. Поставим пальчик на номер 2. Прочитайте задачу жужжащим чтением. - Прочитайте ещё раз задачу жужжащим чтением и выделите в ней главные ключевые слова, помогающие ответить на вопрос задачи. - Прочитайте вопрос задачи. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Что нам для этого нужно будет делать? - Сформулируйте ответ задачи. - Молодцы! - Посмотрите на доску. Прочитайте задачу жужжащим чтением. В лукошке было 10 яблок. Из него взяли 4 яблока. Сколько яблок осталось? - Выделите в ней главные ключевые слова, помогающие ответить на вопрос задачи. - Прочитайте вопрос задачи. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Что нам для этого нужно будет делать? - Сформулируйте ответ задачи. - Молодцы! | Читают задачу. - Ира вырезала 7 кукол, а Катя 4 куклы. - На сколько больше кукол вырезала Ира, чем Катя? - Да. - Зная, что Ира вырезала 7 куклы, а Катя 4 мы можем узнать на сколько больше кукол Ира вырезала больше. Для этого выполним действие вычитание. Мы из 7 вычтем 4, получим 3. - Ответ: Ира вырезала на 3 куклы больше, чем Катя. Читают задачу. - В лукошке было 10 яблок. Из него взяли 4 яблока. - Сколько яблок осталось? - Да. - Зная, что в лукошке было 10 яблок, а затем из корзины взяли 4 яблока, мы можем узнать, сколько всего яблок осталось. Для этого выполним действие вычитания. Мы из 10 вычтем 4, получится 6 яблок. - Ответ: Осталось 6 яблок. | Предметные результаты обучения: уметь осуществлять присчитывание и отсчитывание числа 4 в пределах 10. Метапредметные результаты обучения: Регулятивные – принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией. Познавательные – понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема. Коммуникативные – описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; строить предложения относительно заданного набора объектов. Личностные результаты обучения: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |