СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Присоединение Кабарды к России и его значение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Присоединение Кабарды к России и его значение»

Сочинение-эссэ

«ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

КАБАРДЫ К РОССИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ»



В каждом городе есть свои достопримечательности. Таким культурно-историческим объектом в городе Нальчик является памятник «Навеки с Россией», который открыли в 1957 году, когда наша республика торжественно отмечала 400-летие добровольного присоединения к России. В народе он известен как памятник Марии ТемрюковнеИдаровой – второй супруге Ивана IV.

Это стройная фигура горянки в национальном костюме, у неё длинные косы, очень выразительное лицо, в поднятой руке она победоносно держит свиток и делает размашистый, энергичный шаг вперёд, словно сейчас оторвется от постамента и понесёт исторический документ своему народу – акт о союзе с Россией. Это поистине историческое событие имело огромное значение для нашей многонациональной страны. Вслед за кабардинцами, балкарцами в единое, сильное Российское государство добровольно вошли и другие народы Северного Кавказа.

Общение народов Северного Кавказа с русским народом началось задолго до XVI в. Древнерусское Тмутараканское княжество (X-XII вв.) имело связи с жителями Кавказа — касогами, ясами и пользовалось их помощью в борьбе против хазар, половцев и других завоевателями.

Адыги, живущие в Северо-Западной и Центральной части Кавказа, находящегося на стыке европейской и азиатской цивилизаций, в силу своего географического положения всегда были активными участниками в международных событиях. Еще задолго до монголо-татарского ига у них установились прочные разноплановые связи с древнерусским государством.

Вновь пароды Кавказа сблизились с русскими, когда удельные русские княжества уже объединились в централизованное русское государство, которое прочно встало на путь расширения своих пределов в сторону Черного и Каспийского морей.

Раздробленный на множество небольших феодальных владений, находившихся во враждебных отношениях между собой, Северный Кавказ представлялся турецким султанам и крымским ханам наиболее слабым соседом, овладение которым должно было обеспечить твердые позиции в Закавказье, равно как на Дону и в устье Волги.

Теснимые крымскими ханами, ослабляемые внутренними противоречиями и феодальными междоусобицами, адыго-черкесские и кабардинские народы во главе с князьями и узденями обратились, в целях спасения, за помощью н покровительством к России, дав обязательство добровольно вступить в русское подданство.

Первое посольство кабардинцев в Москву во главе с Темрюком Идаровым состоялось в июле 1557 года. В XVI веке кабардинцы и балкарцы стали страдать от опустошительных набегов степных народов. Группа послов отправилась в Москву просить защиты и покровительства у русского царя Ивана IV

В русских летописях сохранились точные указания на время прибытия в Москву посольств от черкесских, адыгейских и кабардинских князей. Так, Никоновская летопись под ноябрем 1552 г. отмечает прибытие в Москву «черкасских» князей Машука, Ивана Езбозлукова и Танашука, просивших, чтобы царь Иван IV вступился за них, взял их землю в подданство («взял себе в холопи») и от крымского хана «оборонил». В августе 1555 г. в Москву прибыло новое большое посольство «черкасских» князей, со свитой в полтораста человек. Вместе с ними вернулся с Кавказа русский посол Андрей Щепотьев. «... И били челом князи черказские ото всей земли Черкаской, чтоб государь пожаловал, дал им помочь на турскогогороды и на Азов и на иные городы и на крымского царя, а они холони царя н великого князя ц з женами и з детьми во веки».

В июле 1557 г. в летописи имеется запись о приходе из Астрахани мурзы КавклычаКанукова. «А пришол от братии от кабартынских князей черкаскых от Темгрюка да от Тазрюта-князя бити челом, чтоб  их государь пожаловал, велел им себе служити и в холопстве их учинил, а на шавкал бы им государь пожаловал, астороханьским воеводам велел помочь учинити...» .

Крайне интересно отметить, что этот же кабардинский мурза сообщил, что князь Иверской; земли (Грузии) также просит: «. . .чтоб государь царь и великий князь их по тому же пожаловал, как и тех всех» .

Вопрос о принятии в русское подданство кабардинских князей Темрюка и Тазрюта со всей их землей был решен в том же 1557 г., почему эта дата и отмечается как всенародный праздник не только кабардинского, но и русского народов.

По форме договор был наделен атрибутами вассалитета, установившиеся отношения базировались на признании взаимных прав и обязанностей, чтобы закрепить военно-политический союз младшая дочь великого князя Кабарды в девичестве –Гуашаней была выдана замуж за русского царя. Бракосочетание произошло 21 августа 1561 года, при крещении Гуашаней была названа Марией.Брак этот имел политическое значение и привел к еще большему сближению России с кабардинцами и черкесами.
Политические сношения Кабарды с Россией скреплялись аманатскими и родственными связями. Из числа братьев и ближайших родственников князя Темрюка Идаровича восемь человек были в Москве в качестве аманатов, а впоследствии сделались русскими боярами. Известные в русской истории княжеские фамилии Мансуровых, Алеутовых и Бековичей-Черкасских происходили от кабардинских князей. Они попали в Россию в качестве аманатов и там обрусели. Дети князя Темрюка воспитывались в Москве. Часть кабардинских князей принимает православие и входит в круг русских бояр. Из всех народностей Северного Кавказа кабардинцы в этот период были наиболее тесно связаны с Московским государством. Они участвуют в ливонском походе Ивана Грозного, отличившись при осаде Дерпта. Во время польско-шведской интервенции кабардинцы принимали активное участие в изгнании иностранных захватчиков с русской земли.

Следует отметить, что союз этот, несмотря на то, что был заключен между феодальной верхушкой и правительством России, имел важное значение в деле сближения с Россией не только адыгского и русского народов, но и в целом народов Северного Кавказа. По этому поводу известный кавказовед М.М.Блиев отметил, что межэтнические отношения и политическая обстановка во всем Северо-Кавказском регионе "во многом зависела от кабардинских князей, у которых были наиболее широкие внешние связи с Россией, Крымом, Турцией и даже с Персией".

Этот важный вывод подтверждает ту роль, которую играл военно-политический союз кабардинской феодальной аристократии и российского правительства в русско-северокавказских взаимоотношениях.

В том, что русско-кабардинские отношения имели для России важнейшее значение в кавказской политике и она придавала союзу с Кабардой особое место, показывает и вывод Н.А. Смирнова, который писал: "Нет сомнения, что уже в то время русское правительство отдавало себе отчет в том, какое важное значение имеет "особенно Кабарда для поддержания добрососедских отношений России с народами Кавказа. Уже тогда было совершенно очевидным, что безопасность устья Волги и Астрахани зависят от положения дел в Кабарде". Этот военно-политический союз сыграл важную роль в судьбе не только адыгов, но и других народов Северного Кавказа, так как союз с Россией способствовал их успешной борьбе с крымско-турецкой агрессией.

Время, прошедшее со дня присоединения Кабарды к России, имело положительное значение для внутреннего развития кабардинского общества. Военная помощь России избавила Кабарду от поглощения ее внешними врагами. Постепенное включение Северного Кавказа во всероссийский рынок содействовало росту производительных сил Северного Кавказа и дало толчок торговому, культурному и политическому общению кавказских народов с Россией.

Присоединение Кабарды к России способствовало внедрению русского влияния среди кавказских народов. Это присоединение не было неожиданным, а подготовлялось предшествующим ходом исторического развития и политических взаимоотношений Кабарды и России. Благодаря этому историческому акту кабардинскому народу была обеспечена возможность дальнейшего экономического и культурного развития и Кабарда была избавлена от угрозы поглощения султанской Турцией.

Прошло с тех пор 460 лет. Народы огромной многонациональной страны живут в мире и согласии. Кабардинцы и балкарцы активно участвуют в культурной, экономической жизни страны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!