Урок 61
Тема. Присоединительные члены предложения (§ 39)
Цель:
Познакомить со своеобразием конструкций, содержащих присоединительные члены предложения; с правилами постановки знаков препинания в них.
Формировать умения определять и анализировать предложения, осложненные присоединительными членами предложения; правильно интонировать и оформлять их на письме.
Воспитывать любознательность.
Этапы урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Устный опрос.
— Для чего служат в предложении уточняющие члены?
— Какие члены предложения бывают уточняющими?
— Каково место уточняющего члена в предложении?
— В чем особенность дополнений с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая?
— Могут ли уточняющие и уточняемые слова быть разными членами?
— Для чего служат поясняющие члены предложения?
— При помощи каких слов прикрепляются поясняющие слова к поясняемым словам?
— Могут ли поясняющие и поясняемые слова быть разными членами?
Упр. 360
III. Объявление темы, определение цели урока
Учитель. Сегодня мы продолжим разговор об обособленных членах предложения. Обратите внимание на тему, записанную на доске. О каких обособленных членах пойдёт речь? Как вы понимаете слова присоединить? (Добавить что-то к характеристике, конкретизировать её.)
Чтобы разобраться в этой теме, мы должны поставить перед собой задачи. Какие? Давайте поразмышляем. Используйте опорные слова, записанные на доске.
Опорные слова на доске для формулирования учащимися задач урока:
познакомиться с ...
сформировать навык...
Цели урока:
IV. Наблюдение над языковым материалом
Упр. 362 (устно – анализ предложений).
V. Изучение теоретического материала
Ознакомление с правилом на с. 207.
Комментарий учителя.
Первичное закрепление. Устный опрос.
- Для чего служат присоединительные члены предложения?
- Как обособляются на письме и в произношении члены предложения со значением присоединения?
- С помощью каких слов присоединяются?
Физкультминутка
VI. Закрепление
Упр. 363 (предл. 1 устно, у доски 2; письм. вариант 1 – предл. 3,4; вариант 2 – предл. 5,6).
Упр. 364 (составление предложений по данному началу).
Тренировочные задания.
1. Расставьте знаки препинания.
1. Несколько месяцев назад ещё в сентябре мы получили письмо.
2. Внизу в горной котловине было озеро.
Инфинитив то есть неопределённая форма глагола помогает определить спряжение.
Кольчатый тюлень или нерпа водится в наших северных морях.
2. Конструирование предложений. Собрать рассыпавшиеся слова.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1) Многие, водород, газы, например, воздуха, легче. 2) Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис. | 1) Внизу, тумане, шумел, в закурившемся, глухо, лес 2) Помимо, автоматами, бойцы, вооружены, своей, многие, винтовки. |
3. Составьте и запишите предложения, употребляя в качестве обособленных членов данные словосочетания.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. ...в день Восьмого марта... . 2. ...особенно в феврале... . 3. ...или словарный запас русского языка ... . | 1. ...с вызовом... . 2. ...например подберёзовики и сыроежки... . 3. ...в частности ягоды малины... . |
4. Тест. Из предложенных пар выбрать только предложения с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами и записать их номера. Знаки препинания не расставлены.
Вариант 1 | Вариант 2 |
А | 1. Здесь среди болот пробирается ручеёк. 2. Вчера на хуторе произошло нечто странное. | В | 1. Нутрия или водяная крыса ценится мехом. 2. Письмо доставит мой брат или его товарищ. |
Б | 1. Войдя в дом Макар подошёл к печке. 2. Сегодня после обеда мы поедем в гости. | Г | 1. Я ничего не слышал даже шума листьев. 2. На севере слабо мерцая подымались облака. |
Какие предложения осложнены обособленными уточняющими, пояснительными, присоединительными членами предложения? (Ответы 1, 3, 4)
За рекой, в опустевшей деревне, живут две старухи.
Всего этого мы, занятые вечными заботами, чаще всего не замечали.
Всем людям вместе, то есть человечеству, книги необходимы.
Паррасий обманул своим искусством человека, да к тому же художника.
Над Невой поднималось чистое, омытое морской свежестью утро.
То в одной, то в другой долине между гор ещё с весны поднимались стожки сена.
6. Головоломка. Докажите, что союз или имеет два значения.
К парку можно пройти по дороге или по узкой тропинке вдоль реки.
Осьминоги, или спруты, — это морские моллюски.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
— Для чего служат в предложении уточняющие, пояснительные, присоединительные члены?
— Каково место уточняющего члена в предложении по отношению к уточняемому слову?
— В чем особенность дополнений с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая?
— Могут ли уточняющие и уточняемые, поясняющие и поясняемые слова быть разными членами?
— При помощи каких слов прикрепляются поясняющие слова к поясняемым словам?
— Как обособляются на письме и в произношении члены предложения со значением присоединения?
— С помощью каких слов они присоединяются?
— А теперь вернёмся к поставленным целям. Смогли ли мы их реализовать? Как вы думаете, нужна ли эта тема для вас? Существенна ли?
Учитель. Ребята, вскоре вам предстоит сдавать экзамены, готовиться к тестированию. Сегодня становится очевидным, что в процессе подготовки к экзаменам, тестированию вы должны уделять значительно больше внимания изучению темы «Обособленные члены предложения со значением уточнения, пояснения и присоединения», так как такие предложения часто встречаются в экзаменационных материалах, тестах.
Изучение этой темы поможет вам также выражать свои мысли образно, ярко, и ваши высказывания, я надеюсь, будут такими же красочными и эмоциональными, как у великого художника слова Л. Н. Толстого.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Я вам предлагаю выполнить небольшой тест.
IX. Проверочная работа по теме «Обособленные члены предложения со значением уточнения, пояснения, присоединения».
VII. Домашнее задание § 39, упр. 366
9—10 баллов: составить рассказ на тему «Празднование Пасхи в Беларуси» с использованием предложений изученных в § 39 конструкций.
Тренировочные задания по теме
«Обособленные члены предложения со значением уточнения, пояснения, присоединения»
1. Расставьте знаки препинания.
1. Несколько месяцев назад ещё в сентябре мы получили письмо.
2. Внизу в горной котловине было озеро.
3. Инфинитив то есть неопределённая форма глагола помогает определить спряжение.
4. Кольчатый тюлень или нерпа водится в наших северных морях.
2. Конструирование предложений. Собрать рассыпавшиеся слова.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1) Многие, водород, газы, например, воздуха, легче. 2) Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис. | 1) Внизу, тумане, шумел, в закурившемся, глухо, лес 2) Помимо, автоматами, бойцы, вооружены, своей, многие, винтовки. |
3. Составьте и запишите предложения, употребляя в качестве обособленных членов данные словосочетания.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. ...в день Восьмого марта... . 2. ...особенно в феврале... . 3. ...или словарный запас русского языка ... . | 1. ...с вызовом... . 2. ...например подберёзовики и сыроежки... . 3. ...в частности ягоды малины... . |
4. Тест. Из предложенных пар выбрать только предложения с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами и записать их номера. Знаки препинания не расставлены.
Вариант 1 | Вариант 2 |
А | 1. Здесь среди болот пробирается ручеёк. 2. Вчера на хуторе произошло нечто странное. | В | 1. Нутрия или водяная крыса ценится мехом. 2. Письмо доставит мой брат или его товарищ. |
Б | 1. Войдя в дом Макар подошёл к печке. 2. Сегодня после обеда мы поедем в гости. | Г | 1. Я ничего не слышал даже шума листьев. 2. На севере слабо мерцая подымались облака. |
5. Какие предложения осложнены обособленными уточняющими, пояснительными, присоединительными членами предложения?
За рекой, в опустевшей деревне, живут две старухи.
Всего этого мы, занятые вечными заботами, чаще всего не замечали.
Всем людям вместе, то есть человечеству, книги необходимы.
Он обманул своим искусством человека, да к тому же художника.
Над Невой поднималось чистое, омытое морской свежестью утро.
То в одной, то в другой долине между гор ещё с весны поднимались стожки сена.
6. Головоломка. Докажите, что союз ИЛИ имеет два значения.
К парку можно пройти по дороге или по узкой тропинке вдоль реки.
Осьминоги, или спруты, — это морские моллюски.
55