СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Присоединительные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Присоединительные члены предложения", который является продолжением темы "Обособленные члены предложения со значением уточнения, пояснения, присоединения".

Просмотр содержимого документа
«Присоединительные члены предложения»


Урок 61

Тема. Присоединительные члены предложения (§ 39)

Цель:

  1. Познакомить со своеобразием конструкций, содержащих присоединительные члены предложения; с правилами постановки знаков препинания в них.

  2. Формировать умения определять и анали­зировать предложения, осложненные присоединительными членами предложения; правильно интони­ровать и оформлять их на письме.

  3. Воспитывать любознательность.

Этапы урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

  1. Устный опрос.

— Для чего служат в предложении уточняющие члены?

— Какие члены предложения бывают уточняющими?

— Каково место уточняющего члена в предложении?

— В чем особенность дополнений с предлогами кроме, помимо, вме­сто, исключая?

— Могут ли уточняющие и уточняемые слова быть раз­ными членами?

— Для чего служат поясняющие члены предложения?

— При помощи каких слов прикрепляются поясняющие слова к поясняемым словам?

— Могут ли поясняющие и поясняемые слова быть раз­ными членами?

  1. Упр. 360


III. Объявление темы, определение цели урока

Учитель. Сегодня мы продолжим разго­вор об обособленных членах предложения. Обратите внимание на тему, записанную на доске. О каких обособленных членах пойдёт речь? Как вы понимаете слова присоединить? (Добавить что-то к характеристике, конкретизировать её.)

Чтобы разобраться в этой теме, мы долж­ны поставить перед собой задачи. Какие? Да­вайте поразмышляем. Используйте опорные слова, записанные на доске.

Опорные слова на доске для формулиро­вания учащимися задач урока:

  • познакомиться с ...

  • сформировать навык...

Цели урока:

  • знать: какие члены предложения на­зываются присоединительными членами предложения;

  • уметь: находить их в тексте и выде­лять интонацией в речи и знаками препина­ния на письме.


IV. Наблюдение над языковым материалом

Упр. 362 (устно – анализ предложений).


V. Изучение теоретического материала

  1. Ознакомление с правилом на с. 207.

  2. Комментарий учителя.

  3. Первичное закрепление. Устный опрос.

- Для чего служат присоединительные члены предложения?

- Как обособляются на письме и в произношении члены предложения со значением присоединения?

- С помощью ка­ких слов присоединяются?


Физкультминутка


VI. Закрепление

  1. Упр. 363 (предл. 1 устно, у доски 2; письм. вариант 1 – предл. 3,4; вариант 2 – предл. 5,6).

  2. Упр. 364 (составление предложений по данному началу).

  3. Тренировочные задания.


1. Расставьте знаки препинания.

1. Несколько месяцев назад ещё в сентябре мы получили письмо.

2. Внизу в горной котловине было озеро.

  1. Инфинитив то есть неопределённая фор­ма глагола помогает определить спряжение.

  2. Кольчатый тюлень или нерпа водится в наших северных морях.

2. Конструирование предложений. Собрать рассыпавшиеся слова.

Вариант 1

Вариант 2

1) Многие, водород, газы, например, воз­духа, легче.

2) Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

1) Внизу, тумане, шумел, в закурившем­ся, глухо, лес

2) Помимо, автоматами, бойцы, вооружены, своей, многие, винтовки.

3. Составьте и запишите предложения, употребляя в качестве обособленных членов данные словосочетания.

Вариант 1

Вариант 2

1. ...в день Восьмого марта... .

2. ...осо­бенно в феврале... .

3. ...или словарный запас русского языка ... .

1. ...с вызовом... .

2. ...например подберёзовики и сыроежки... .

3. ...в частности ягоды малины... .

4. Тест. Из предложенных пар выбрать только пред­ложения с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами и записать их номера. Знаки пре­пинания не расставлены.

Вариант 1

Вариант 2

А

1. Здесь среди болот пробирается ручеёк.

2. Вчера на хуторе произошло нечто странное.

В

1. Нутрия или водяная крыса ценится мехом.

2. Письмо доставит мой брат или его то­варищ.

Б

1. Войдя в дом Макар подошёл к печке.

2. Сегодня после обеда мы по­едем в гости.

Г

1. Я ничего не слышал даже шума ли­стьев.

2. На севере слабо мерцая подымались облака.

  1. Какие предложения осложнены обособлен­ными уточняющими, пояснительными, присоединительными членами предложения? (Ответы 1, 3, 4)

  1. За рекой, в опустевшей деревне, живут две старухи.

  2. Всего этого мы, занятые вечными за­ботами, чаще всего не замечали.

  3. Всем людям вместе, то есть человече­ству, книги необходимы.

  4. Паррасий обманул своим искусством человека, да к тому же художника.

  5. Над Невой поднималось чистое, омытое морской свежестью утро.

  6. То в одной, то в другой долине между гор ещё с весны поднимались стожки сена.

6. Головоломка. Докажите, что союз или имеет два значения.

  1. К парку можно пройти по дороге или по узкой тропинке вдоль реки.

  2. Осьминоги, или спруты, — это морские моллюски.


VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Для чего служат в предложении уточняющие, пояснительные, присоединительные члены?

— Каково место уточняющего члена в предложении по отношению к уточняемому слову?

— В чем особенность дополнений с предлогами кроме, помимо, вме­сто, исключая?

— Могут ли уточняющие и уточняемые, поясняющие и поясняемые слова быть раз­ными членами?

— При помощи каких слов прикрепляются поясняющие слова к поясняемым словам?

— Как обособляются на письме и в произношении члены предложения со значением присоединения?

— С помощью ка­ких слов они присоединяются?

А теперь вернёмся к поставленным це­лям. Смогли ли мы их реализовать? Как вы думаете, нужна ли эта тема для вас? Суще­ственна ли?

  • Кто может сказать, что хорошо усвоил тему?

  • У кого остались вопросы? Какие?


Учитель. Ребята, вскоре вам предстоит сдавать экзамены, готовиться к тестированию. Сегодня становится очевидным, что в процес­се подготовки к экзаменам, тестированию вы должны уделять значительно больше внима­ния изучению темы «Обособленные члены предложения со значением уточнения, пояснения и присоединения», так как такие предложения часто встречаются в экзаменационных материалах, тестах.

Изучение этой темы поможет вам также выражать свои мысли образно, ярко, и ваши высказывания, я надеюсь, будут такими же красочными и эмоциональными, как у вели­кого художника слова Л. Н. Толстого.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Я вам предлагаю выполнить небольшой тест.


IX. Проверочная работа по теме «Обособленные члены предложения со значением уточнения, пояснения, присоединения».


VII. Домашнее задание § 39, упр. 366

9—10 баллов: составить рассказ на тему «Празднование Пасхи в Беларуси» с использованием предложений изученных в § 39 конструкций.

Тренировочные задания по теме

«Обособленные члены предложения со значением уточнения, пояснения, присоединения»


1. Расставьте знаки препинания.

1. Несколько месяцев назад ещё в сентябре мы получили письмо.

2. Внизу в горной котловине было озеро.

3. Инфинитив то есть неопределённая фор­ма глагола помогает определить спряжение.

4. Кольчатый тюлень или нерпа водится в наших северных морях.


2. Конструирование предложений. Собрать рассыпавшиеся слова.

Вариант 1

Вариант 2

1) Многие, водород, газы, например, воз­духа, легче.

2) Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

1) Внизу, тумане, шумел, в закурившем­ся, глухо, лес

2) Помимо, автоматами, бойцы, вооружены, своей, многие, винтовки.

3. Составьте и запишите предложения, употребляя в качестве обособленных членов данные словосочетания.

Вариант 1

Вариант 2

1. ...в день Восьмого марта... .

2. ...осо­бенно в феврале... .

3. ...или словарный запас русского языка ... .

1. ...с вызовом... .

2. ...например подберёзовики и сыроежки... .

3. ...в частности ягоды малины... .


4. Тест. Из предложенных пар выбрать только пред­ложения с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами и записать их номера. Знаки пре­пинания не расставлены.

Вариант 1

Вариант 2

А

1. Здесь среди болот пробирается ручеёк.

2. Вчера на хуторе произошло нечто странное.

В

1. Нутрия или водяная крыса ценится мехом.

2. Письмо доставит мой брат или его то­варищ.

Б

1. Войдя в дом Макар подошёл к печке.

2. Сегодня после обеда мы по­едем в гости.

Г

1. Я ничего не слышал даже шума ли­стьев.

2. На севере слабо мерцая подымались облака.


5. Какие предложения осложнены обособлен­ными уточняющими, пояснительными, присоединительными членами предложения?

  1. За рекой, в опустевшей деревне, живут две старухи.

  2. Всего этого мы, занятые вечными за­ботами, чаще всего не замечали.

  3. Всем людям вместе, то есть человече­ству, книги необходимы.

  4. Он обманул своим искусством человека, да к тому же художника.

  5. Над Невой поднималось чистое, омытое морской свежестью утро.

  6. То в одной, то в другой долине между гор ещё с весны поднимались стожки сена.


6. Головоломка. Докажите, что союз ИЛИ имеет два значения.

  1. К парку можно пройти по дороге или по узкой тропинке вдоль реки.

  2. Осьминоги, или спруты, — это морские моллюски.

55




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя