ГАПОУ Владимирской области «Никологорский аграрно – промышленный колледж»
Приспособленность организмов к среде обитания
Преподаватель биологии
Е.А.Киргизова
©Kirgizova E.A., 2016
Цели
- Сформировать у обучающихся систему знаний о приспособленности организмов к среде обитания и её относительности.
- Рассмотреть факты разнообразных приспособлений к среде обитания у растений и животных.
- Продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе.
- Сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.
План урока
1.Повторение темы: « Борьба за существование и
естественный отбор – как главные движущие силы
эволюции.
2.Механизм возникновения приспособлений.
3.Многообразие адаптаций.
4.Относительный характер приспособлений.
Объясните термины:
- Внутривидовая борьба за существование.
- Межвидовая борьба за существование.
- Борьба с неблагоприятными условиями
среды.
Дайте ответы на вопросы:
1. В чём заключается смысл борьбы за существование?
- в формировании приспособленности у организмов.
2. Что является итогом борьбы за существование?
- естественный отбор.
3. Как вы считаете, что такое естественный отбор?
Естественный отбор –
выживание наиболее приспособленных организмов.
Дайте ответы на вопросы:
4. За счёт чего возникают приспособленные особи?
- в результате действия борьбы за существование и
естественного отбора.
5. Какая изменчивость имеет при этом
большее значение?
- наследственная изменчивость.
Таким образом, основой успеха эволюции является многообразие организмов.
Найдите соотношения понятий и рисунков
Внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями среды.
Д)
В)
А)
Е)
Ж)
Г)
Б)
Что является результатом существующего в природе несоответствия между
способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов?
Борьба за существование
Естественный отбор
Следствием борьбы за существование является естественный отбор, в результате которого формируется приспособленность организмов к окружающей среде.
Приспособленность организмов к окружающей среде, многообразие видов
В чём заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания?
Приспособленность организмов или адаптация-
совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения , которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях среды .
Какое значение приспособленность имеет для живых организмов?
Приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на
выживание и оставление большого числа потомства
Как образуются приспособления?
Попробуйте объяснить образование хобота
у слона с точки зрения
К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и
Ч. Дарвина.
Образование хобота у слона с точек зрения -
По Линнею : приспособленность организмов – проявление
изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог.
Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все
слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.
К. Линней (1707 - 1778)
По Ламарку : идея о врождённой способности организмов изменяться
под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является
стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании
пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу,
чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передаётся по
наследству. Так возник длинный хобот у слонов.
Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829)
По Дарвину : среди множества слонов были животные с хоботами
разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более
успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак
передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный
хобот слонов.
Ч. Дарвин (1809-1882)
Как вы считаете, какое объяснение более реально?
Популяция насыщена мутациями
Определённые условия внешней среды
Выживание особей с фенотипами,
дающими преимущества в данных условиях
Возникновение приспособлений к данным условиям среды
Морфологические адаптации
(изменения строения тела)
Биохимические адаптации
Многообразие
адаптаций
Маскировка
Поведенческие адаптации
Физиологические адаптации
Покровительственная окраска
Мимикрия
Предостерегающая окраска
Морфологические адаптации
- Обтекаемая форма тела у рыб и птиц,
- Перепонки между пальцами у водоплавающих животных,
- Густой шёрстный покров у северных млекопитающих,
- Плоское тело у придонных рыб.
Морфологические адаптации
У моржей и тюленей – ласты
Морфологические адаптации
У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами.
Средства пассивной защиты
Раковина у улитки
Панцирь у черепахи
Хитиновый покров у паука
Маскировка
Палочник
Морской конёк
Форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами
Хамелеон
Гусеница бабочки пяденицы
Покровительственная форма тела
( маскировка)
Выпь болотная
Покровительственная окраска
Развита у видов, которые живут открыто и
могут оказаться доступными для врагов.
(Кузнечик, камбала, яйца у открыто гнездящихся
птиц)
Серый монах
Гага на гнезде
Покровительственная окраска
Способность менять окраску путём перераспределения
пигмента в покровах тела известна и у наземных
животных (хамелеон)
Покровительственная окраска
Если фон среды не является постоянным
в зависимости от сезона года – животные
меняют свою окраску.
Заяц беляк
Заяц русак
Покровительственная окраска
(Расчленяющая окраска)
Темные и светлые полосы на теле совпадают с чередованием тени и света окружающей местности
( мало заметны на расстоянии
50- 70 метров)
Покровительственная окраска
Животные пустынь имеют,
как правило, жёлто – бурую или
песочно – жёлтую окраску
Яркая предостерегающая окраска
Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи).
Часто сочетается с демонстра -тивным отпугивающим поведением.
Мимикрия (от греч. mimikos – подражательный) -
внешнее сходство незащищенных животных с защищёнными
Тропический уж
Муха - журчалка
Оса
Ядовитая змея
Мимикрия
Цветки львиного зева похожи на шмелей –
насекомые пытаются завязать брачные отношения,
что способствует опылению растения.
Каким образом численность вида - имитатора поддерживается на низком уровне?
Генофонд этих видов насыщен летальными мутациями
В гомозиготном состоянии эти мутации вызывают гибель насекомых
Высокий процент особей не доживает до половозрелого состояния
Возникновение мимикрии связано с накоплением под контролем
естественного отбора мелких удачных мутаций у съедобных видов
в условиях их совместного обитания с несъедобными.
Истреблению подвергается значительно меньшая часть особей и того вида,
который послужил моделью, и вида подражателя.
Мимикрия
Яйцо обыкновенной кукушки
в гнезде горихвостки
Подражание окраски скорлупы
яиц наблюдается в случае гнездового
паразитизма у птиц.
Обыкновенная кукушка сама не насиживает яиц, а откладывает их в гнёзда других видов. Яйца кукушки настолько похожи на яйца вида – хозяина, что самка не может различить их и насиживает вместе со своими.
Яйцо ширококрылой
кукушки в гнезде
синего соловья
Яйцо индийской кукушки
в гнезде сибирского жулана
Физиологические адаптации –
приспособленность процессов
жизнедеятельности к условиям обитания.
- Накопление жира пустынными животными
перед засушливым периодом,
- Сохранение воды у кактусов,
- Теплолокация и эхолокация,
- Состояние частичного или полного анабиоза.
Поведенческие адаптации –
изменения в тех или иных условиях.
- Забота о потомстве улучшает выживание молодых животных,
повышает устойчивость популяций.
- Образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи,
что облегчает пропитание и защиту. (Волки, многие птицы)
- Отпугивающее поведение. (Жук – бомбардир, скунс)
- Замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)
- Предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма.
Отпугивающее поведение
Скунс
Жук бомбардир
Поведенческие адаптации
Замирание опоссума
Запасание пищи
(Белки, пчёлы)
Предусмотрительное поведение
(Спячка медведя)
Биохимические адаптации –
связаны с образованием в организме определённых веществ,
облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных.
Яды змей, скорпионов
Антибиотики грибов и бактерий
Растения
Показатели приспособленности:
- Способы добывания пищи.
- Защита от поедания.
- Приспособленность к абиотическим факторам.
- Эффективность размножения.
- Распространение на новые территории.
Приспособления растений к защите от поедания
Имеют
Розеточная
Содержат
ядовитые
форма
колючки
вещества
листьев
Кактус
Порис
Дурман
обыкновенный
обыкновенный
(Вороний глаз)
Земляника
лесная
Растения
Приспособления к добыванию пищи:
- Развитие корневых волосков.
- Широкие и тонкие листья.
- Ловчие органы насекомоядных растений.
Росянка
Мухоловка
Растения
Приспособления к абиотическим факторам:
- Опадание листвы.
- Холодостойкость.
- Сохранение вегетативных органов в почве.
Пути приспособлений к опылению у растений
Строение цветка способствует нанесению
пыльцы на спинку насекомого в момент
проникновения к нектару.
Удерживание насекомых в
цветке во время опыления.
Кирказон
Шалфей лекарственный
Относительный характер приспособлений
Все приспособления у организмов вырабатываются
в конкретных условиях их среды обитания .
Если условия среды меняются, приспособления могут утратить свое положительное значение,
они обладают относительной целесообразностью.
Приспособленность организмов или адаптация-
совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения , которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях среды .
Многообразие адаптаций:
Морфологические адаптации, маскировка, покровительственная окраска,
предостерегающая окраска, мимикрия, физиологические адаптации, поведенческие
адаптации, биохимические адаптации.
Все приспособления имеют относительный характер , то есть полезны организму
лишь в типичной для него среде обитания. При попадании организма в нетипичные
для него условия приспособления могут оказаться бесполезными или даже вредными.
Пример : водоплавающие птицы – лебеди, утки с трудом передвигаются по суше;
ночные птицы плохо видят днём; ядовитых змей поедают ежи, мангусты; ночные
бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь.
Формирование адаптаций- сложный результат взаимодействия факторов эволюционного процесса, где направляющую роль играет естественный отбор, который связывает требования среды со структурой генотипа и фенотипа организма
Объясните термины
- Приспособленность организмов или адаптация.
- Морфологические адаптации.
- Маскировка.
- Покровительственная окраска.
- Предостерегающая окраска.
- Мимикрия.
- Физиологические адаптации.
- Поведенческие адаптации.
Найдите соотношение понятий и рисунков
В работе используйте предложенные на слайде рисунки,
а также гербарии, рисунки и коллекции. Результаты отразите в виде таблицы: «Виды адаптаций».
Формы
приспособленности
Морфологические адаптации.
Характеристика
Маскировка.
Примеры
Покровительственная окраска.
Предостерегающая окраска.
Мимикрия.
Физиологические адаптации.
Поведенческие адаптации.
- Морфологические адаптации
- Маскировка
- Покровительственная окраска
- Предостерегающая окраска
- Мимикрия
- Поведенческие адаптации
- Физиологические адаптации.
З)
И)
А)
К)
Б)
Г)
Е)
М)
В)
Д)
Л)
Ж)
Выпь болотная
Карточка обучающегося
Тема урока: «Приспособленность организмов к среде обитания»
План урока:
1. Опорные знания по теме: « Борьба за существование и
естественный отбор – как главные движущие силы
эволюции.
2. Изучаем новое:
Основная мысль темы: Что является результатом существующего в природе несоответствия между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов?
2.1Механизм возникновения приспособлений.
2.2.Многообразие адаптаций.
2.3.Относительный характер приспособлений.
Основные понятия: приспособленность организмов или адаптация.
морфологические адаптации, маскировка, покровительственная окраска,
предостерегающая окраска, мимикрия, физиологические адаптации,
поведенческие адаптации.
Литература: § 50, стр. 172 – 175 учебник «Общая биология»
Д.К. Беляева.
Домашнее задание
- § 50, стр. 172 – 175 учебник «Общая биология»
Д.К. Беляева.
2. Составить кроссворд по теме «Приспособленность организмов к среде обитания».
Литература:
- Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.
- Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.
- И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с.
При подготовке презентации были использованы материалы:
http://images.yandex.ru/yandsearch?text