СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приспособленность организмов к среде обитания.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по общей биологии. Разработана для обучающихся первого курса по специальности 35.02.07 "Механизация сельского хозяйства".

Просмотр содержимого документа
«Приспособленность организмов к среде обитания.»

ГАПОУ Владимирской области «Никологорский аграрно – промышленный колледж» Приспособленность организмов к среде обитания Преподаватель биологии Е.А.Киргизова  ©Kirgizova E.A., 2016

ГАПОУ Владимирской области «Никологорский аграрно – промышленный колледж»

Приспособленность организмов к среде обитания

Преподаватель биологии

Е.А.Киргизова

©Kirgizova E.A., 2016

Цели Сформировать у обучающихся систему знаний о приспособленности организмов к среде обитания и её относительности. Рассмотреть факты разнообразных приспособлений к среде обитания у растений и животных. Продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе. Сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.

Цели

  • Сформировать у обучающихся систему знаний о приспособленности организмов к среде обитания и её относительности.
  • Рассмотреть факты разнообразных приспособлений к среде обитания у растений и животных.
  • Продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе.
  • Сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.
План урока 1.Повторение темы: « Борьба за существование и  естественный отбор – как главные движущие силы эволюции. 2.Механизм возникновения приспособлений. 3.Многообразие адаптаций. 4.Относительный характер приспособлений.

План урока

1.Повторение темы: « Борьба за существование и

естественный отбор – как главные движущие силы

эволюции.

2.Механизм возникновения приспособлений.

3.Многообразие адаптаций.

4.Относительный характер приспособлений.

Объясните термины: Борьба за существование.  Внутривидовая борьба за существование.  Межвидовая борьба за существование.  Борьба с неблагоприятными условиями  среды.

Объясните термины:

  • Борьба за существование.

  • Внутривидовая борьба за существование.

  • Межвидовая борьба за существование.

  • Борьба с неблагоприятными условиями

среды.

 Дайте ответы на вопросы: 1. В чём заключается смысл борьбы за существование? - в формировании приспособленности у организмов. 2. Что является итогом борьбы за существование? - естественный отбор. 3. Как вы считаете, что такое естественный отбор? Естественный отбор – выживание наиболее приспособленных организмов.

Дайте ответы на вопросы:

1. В чём заключается смысл борьбы за существование?

- в формировании приспособленности у организмов.

2. Что является итогом борьбы за существование?

- естественный отбор.

3. Как вы считаете, что такое естественный отбор?

Естественный отбор

выживание наиболее приспособленных организмов.

Дайте ответы на вопросы: 4. За счёт чего возникают приспособленные особи? - в результате действия борьбы за существование и естественного отбора. 5. Какая изменчивость имеет при этом  большее значение? - наследственная изменчивость. Таким образом,  основой успеха эволюции является многообразие  организмов.

Дайте ответы на вопросы:

4. За счёт чего возникают приспособленные особи?

- в результате действия борьбы за существование и

естественного отбора.

5. Какая изменчивость имеет при этом

большее значение?

- наследственная изменчивость.

Таким образом, основой успеха эволюции является многообразие организмов.

Найдите соотношения понятий и рисунков Внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями среды. Д) В) А) Е) Ж) Г) Б)

Найдите соотношения понятий и рисунков

Внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями среды.

Д)

В)

А)

Е)

Ж)

Г)

Б)

Что является результатом существующего в природе несоответствия между  способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов? Борьба за существование  Естественный отбор Следствием борьбы за существование является естественный отбор, в результате которого формируется приспособленность организмов к окружающей среде. Приспособленность организмов к окружающей среде, многообразие видов

Что является результатом существующего в природе несоответствия между

способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов?

Борьба за существование

Естественный отбор

Следствием борьбы за существование является естественный отбор, в результате которого формируется приспособленность организмов к окружающей среде.

Приспособленность организмов к окружающей среде, многообразие видов

В чём заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? Приспособленность организмов или адаптация-  совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения , которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях среды .

В чём заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания?

Приспособленность организмов или адаптация-

совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения , которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях среды .

Какое значение приспособленность имеет для живых организмов? Приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства

Какое значение приспособленность имеет для живых организмов?

Приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на

выживание и оставление большого числа потомства

Как образуются приспособления? Попробуйте объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина.

Как образуются приспособления?

Попробуйте объяснить образование хобота

у слона с точки зрения

К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и

Ч. Дарвина.

Образование хобота у слона с точек зрения - По Линнею : приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом. К. Линней (1707 - 1778) По Ламарку : идея о врождённой способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании  пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передаётся по наследству. Так возник длинный хобот у слонов. Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829) По Дарвину : среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов. Ч. Дарвин (1809-1882)

Образование хобота у слона с точек зрения -

По Линнею : приспособленность организмов – проявление

изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог.

Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все

слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.

К. Линней (1707 - 1778)

По Ламарку : идея о врождённой способности организмов изменяться

под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является

стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании

пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу,

чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передаётся по

наследству. Так возник длинный хобот у слонов.

Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829)

По Дарвину : среди множества слонов были животные с хоботами

разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более

успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак

передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный

хобот слонов.

Ч. Дарвин (1809-1882)

Как вы считаете, какое объяснение более реально? Популяция насыщена мутациями Определённые условия внешней среды Выживание особей с фенотипами, дающими преимущества в данных условиях Возникновение приспособлений к данным условиям среды

Как вы считаете, какое объяснение более реально?

Популяция насыщена мутациями

Определённые условия внешней среды

Выживание особей с фенотипами,

дающими преимущества в данных условиях

Возникновение приспособлений к данным условиям среды

Морфологические адаптации (изменения строения тела) Биохимические адаптации Многообразие адаптаций Маскировка Поведенческие адаптации Физиологические адаптации Покровительственная окраска Мимикрия Предостерегающая окраска

Морфологические адаптации

(изменения строения тела)

Биохимические адаптации

Многообразие

адаптаций

Маскировка

Поведенческие адаптации

Физиологические адаптации

Покровительственная окраска

Мимикрия

Предостерегающая окраска

Морфологические адаптации Обтекаемая форма тела у рыб и птиц, Перепонки между пальцами у водоплавающих животных, Густой шёрстный покров у северных млекопитающих, Плоское тело у придонных рыб.

Морфологические адаптации

  • Обтекаемая форма тела у рыб и птиц,
  • Перепонки между пальцами у водоплавающих животных,
  • Густой шёрстный покров у северных млекопитающих,
  • Плоское тело у придонных рыб.
Морфологические адаптации У моржей и тюленей – ласты

Морфологические адаптации

У моржей и тюленей – ласты

Морфологические адаптации У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами.

Морфологические адаптации

У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами.

Средства пассивной защиты Раковина у улитки Панцирь у черепахи Хитиновый покров у паука

Средства пассивной защиты

Раковина у улитки

Панцирь у черепахи

Хитиновый покров у паука

Маскировка Палочник Морской конёк Форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами Хамелеон Гусеница бабочки пяденицы

Маскировка

Палочник

Морской конёк

Форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами

Хамелеон

Гусеница бабочки пяденицы

Покровительственная форма тела ( маскировка) Выпь болотная

Покровительственная форма тела

( маскировка)

Выпь болотная

Покровительственная окраска Развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов. (Кузнечик, камбала, яйца у открыто гнездящихся  птиц) Серый монах Гага на гнезде

Покровительственная окраска

Развита у видов, которые живут открыто и

могут оказаться доступными для врагов.

(Кузнечик, камбала, яйца у открыто гнездящихся

птиц)

Серый монах

Гага на гнезде

Покровительственная окраска Способность менять окраску путём перераспределения пигмента в покровах тела известна и у наземных  животных (хамелеон)

Покровительственная окраска

Способность менять окраску путём перераспределения

пигмента в покровах тела известна и у наземных

животных (хамелеон)

Покровительственная окраска Если фон среды не является постоянным в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску. Заяц беляк Заяц русак

Покровительственная окраска

Если фон среды не является постоянным

в зависимости от сезона года – животные

меняют свою окраску.

Заяц беляк

Заяц русак

Покровительственная окраска (Расчленяющая окраска) Темные и светлые полосы на теле совпадают с чередованием тени и света окружающей местности ( мало заметны на расстоянии 50- 70 метров)

Покровительственная окраска

(Расчленяющая окраска)

Темные и светлые полосы на теле совпадают с чередованием тени и света окружающей местности

( мало заметны на расстоянии

50- 70 метров)

Покровительственная окраска Животные пустынь имеют, как правило, жёлто – бурую или песочно – жёлтую окраску

Покровительственная окраска

Животные пустынь имеют,

как правило, жёлто – бурую или

песочно – жёлтую окраску

Яркая предостерегающая окраска Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстра -тивным отпугивающим поведением.

Яркая предостерегающая окраска

Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи).

Часто сочетается с демонстра -тивным отпугивающим поведением.

Мимикрия (от греч. mimikos – подражательный) - внешнее сходство незащищенных животных с защищёнными Тропический уж Муха - журчалка Оса Ядовитая змея

Мимикрия (от греч. mimikos – подражательный) -

внешнее сходство незащищенных животных с защищёнными

Тропический уж

Муха - журчалка

Оса

Ядовитая змея

Мимикрия Цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению растения.

Мимикрия

Цветки львиного зева похожи на шмелей –

насекомые пытаются завязать брачные отношения,

что способствует опылению растения.

Каким образом численность вида - имитатора поддерживается на низком уровне? Генофонд этих видов насыщен летальными мутациями В гомозиготном состоянии эти мутации вызывают гибель насекомых Высокий процент особей не доживает до половозрелого состояния Возникновение мимикрии связано с накоплением под контролем  естественного отбора мелких удачных мутаций у съедобных видов  в условиях их совместного обитания с несъедобными. Истреблению подвергается значительно меньшая часть особей и того вида, который послужил моделью, и вида подражателя.

Каким образом численность вида - имитатора поддерживается на низком уровне?

Генофонд этих видов насыщен летальными мутациями

В гомозиготном состоянии эти мутации вызывают гибель насекомых

Высокий процент особей не доживает до половозрелого состояния

Возникновение мимикрии связано с накоплением под контролем

естественного отбора мелких удачных мутаций у съедобных видов

в условиях их совместного обитания с несъедобными.

Истреблению подвергается значительно меньшая часть особей и того вида,

который послужил моделью, и вида подражателя.

Мимикрия Яйцо обыкновенной кукушки в гнезде горихвостки Подражание окраски скорлупы яиц наблюдается в случае гнездового паразитизма у птиц. Обыкновенная кукушка сама не насиживает яиц, а откладывает их в гнёзда других видов. Яйца кукушки настолько похожи на яйца вида – хозяина, что самка не может различить их и насиживает вместе со своими. Яйцо ширококрылой кукушки в гнезде синего соловья Яйцо индийской кукушки в гнезде сибирского жулана

Мимикрия

Яйцо обыкновенной кукушки

в гнезде горихвостки

Подражание окраски скорлупы

яиц наблюдается в случае гнездового

паразитизма у птиц.

Обыкновенная кукушка сама не насиживает яиц, а откладывает их в гнёзда других видов. Яйца кукушки настолько похожи на яйца вида – хозяина, что самка не может различить их и насиживает вместе со своими.

Яйцо ширококрылой

кукушки в гнезде

синего соловья

Яйцо индийской кукушки

в гнезде сибирского жулана

Физиологические адаптации – приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания. Накопление жира пустынными животными  перед засушливым периодом, Сохранение воды у кактусов, Теплолокация и эхолокация, Состояние частичного или полного анабиоза.

Физиологические адаптации –

приспособленность процессов

жизнедеятельности к условиям обитания.

  • Накопление жира пустынными животными

перед засушливым периодом,

  • Сохранение воды у кактусов,
  • Теплолокация и эхолокация,
  • Состояние частичного или полного анабиоза.
Поведенческие адаптации – изменения в тех или иных условиях. Забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость популяций. Образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи,  что облегчает пропитание и защиту. (Волки, многие птицы) Отпугивающее поведение. (Жук – бомбардир, скунс) Замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы) Предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма.

Поведенческие адаптации –

изменения в тех или иных условиях.

  • Забота о потомстве улучшает выживание молодых животных,

повышает устойчивость популяций.

  • Образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи,

что облегчает пропитание и защиту. (Волки, многие птицы)

  • Отпугивающее поведение. (Жук – бомбардир, скунс)
  • Замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)
  • Предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма.
Отпугивающее поведение Скунс Жук бомбардир

Отпугивающее поведение

Скунс

Жук бомбардир

Поведенческие адаптации Замирание опоссума Запасание пищи (Белки, пчёлы) Предусмотрительное поведение (Спячка медведя)

Поведенческие адаптации

Замирание опоссума

Запасание пищи

(Белки, пчёлы)

Предусмотрительное поведение

(Спячка медведя)

Биохимические адаптации – связаны с образованием в организме определённых веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных. Яды змей, скорпионов Антибиотики грибов и бактерий

Биохимические адаптации –

связаны с образованием в организме определённых веществ,

облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных.

Яды змей, скорпионов

Антибиотики грибов и бактерий

Растения Показатели приспособленности: Способы добывания пищи. Защита от поедания. Приспособленность к абиотическим факторам. Эффективность размножения. Распространение на новые территории.

Растения

Показатели приспособленности:

  • Способы добывания пищи.
  • Защита от поедания.
  • Приспособленность к абиотическим факторам.
  • Эффективность размножения.
  • Распространение на новые территории.
Приспособления растений к защите от поедания Имеют Розеточная Содержат ядовитые форма  колючки вещества листьев Кактус Порис Дурман обыкновенный обыкновенный (Вороний глаз) Земляника лесная

Приспособления растений к защите от поедания

Имеют

Розеточная

Содержат

ядовитые

форма

колючки

вещества

листьев

Кактус

Порис

Дурман

обыкновенный

обыкновенный

(Вороний глаз)

Земляника

лесная

Растения Приспособления к добыванию пищи: Развитие корневых волосков. Широкие и тонкие листья. Ловчие органы насекомоядных растений. Росянка Мухоловка

Растения

Приспособления к добыванию пищи:

  • Развитие корневых волосков.
  • Широкие и тонкие листья.
  • Ловчие органы насекомоядных растений.

Росянка

Мухоловка

Растения Приспособления к абиотическим факторам: Опадание листвы. Холодостойкость. Сохранение вегетативных органов в почве.

Растения

Приспособления к абиотическим факторам:

  • Опадание листвы.
  • Холодостойкость.
  • Сохранение вегетативных органов в почве.
Пути приспособлений к опылению у растений Строение цветка способствует нанесению  пыльцы на спинку насекомого в момент проникновения к нектару. Удерживание насекомых в цветке во время опыления. Кирказон Шалфей лекарственный

Пути приспособлений к опылению у растений

Строение цветка способствует нанесению

пыльцы на спинку насекомого в момент

проникновения к нектару.

Удерживание насекомых в

цветке во время опыления.

Кирказон

Шалфей лекарственный

Относительный характер приспособлений Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания . Если условия среды меняются, приспособления могут утратить свое положительное значение, они обладают относительной целесообразностью.

Относительный характер приспособлений

Все приспособления у организмов вырабатываются

в конкретных условиях их среды обитания .

Если условия среды меняются, приспособления могут утратить свое положительное значение,

они обладают относительной целесообразностью.

Приспособленность организмов или адаптация-

совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения , которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях среды .

Многообразие адаптаций:

Морфологические адаптации, маскировка, покровительственная окраска,

предостерегающая окраска, мимикрия, физиологические адаптации, поведенческие

адаптации, биохимические адаптации.

Все приспособления имеют относительный характер , то есть полезны организму

лишь в типичной для него среде обитания. При попадании организма в нетипичные

для него условия приспособления могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Пример : водоплавающие птицы – лебеди, утки с трудом передвигаются по суше;

ночные птицы плохо видят днём; ядовитых змей поедают ежи, мангусты; ночные

бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь.

Формирование адаптаций- сложный результат взаимодействия факторов эволюционного процесса, где направляющую роль играет естественный отбор, который связывает требования среды со структурой генотипа и фенотипа организма

Объясните термины Приспособленность организмов или адаптация. Морфологические адаптации. Маскировка. Покровительственная окраска. Предостерегающая окраска. Мимикрия. Физиологические адаптации. Поведенческие адаптации.

Объясните термины

  • Приспособленность организмов или адаптация.
  • Морфологические адаптации.
  • Маскировка.
  • Покровительственная окраска.
  • Предостерегающая окраска.
  • Мимикрия.
  • Физиологические адаптации.
  • Поведенческие адаптации.
Найдите соотношение понятий и рисунков В работе используйте предложенные на слайде рисунки, а также гербарии, рисунки и коллекции. Результаты отразите в виде таблицы: «Виды адаптаций». Формы приспособленности  Морфологические адаптации. Характеристика  Маскировка. Примеры Покровительственная окраска. Предостерегающая окраска. Мимикрия. Физиологические адаптации. Поведенческие адаптации.

Найдите соотношение понятий и рисунков

В работе используйте предложенные на слайде рисунки,

а также гербарии, рисунки и коллекции. Результаты отразите в виде таблицы: «Виды адаптаций».

Формы

приспособленности

Морфологические адаптации.

Характеристика

Маскировка.

Примеры

Покровительственная окраска.

Предостерегающая окраска.

Мимикрия.

Физиологические адаптации.

Поведенческие адаптации.

Морфологические адаптации Маскировка Покровительственная окраска Предостерегающая окраска Мимикрия Поведенческие адаптации Физиологические адаптации. З) И) А) К) Б) Г) Е) М) В) Д) Л) Ж) Выпь болотная
  • Морфологические адаптации
  • Маскировка
  • Покровительственная окраска
  • Предостерегающая окраска
  • Мимикрия
  • Поведенческие адаптации
  • Физиологические адаптации.

З)

И)

А)

К)

Б)

Г)

Е)

М)

В)

Д)

Л)

Ж)

Выпь болотная

Карточка обучающегося Тема урока: «Приспособленность организмов к среде обитания» План урока: 1. Опорные знания по теме: « Борьба за существование и  естественный отбор – как главные движущие силы эволюции. 2. Изучаем новое: Основная мысль темы: Что является результатом существующего в природе несоответствия между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов? 2.1Механизм возникновения приспособлений. 2.2.Многообразие адаптаций. 2.3.Относительный характер приспособлений. Основные понятия: приспособленность организмов или адаптация. морфологические адаптации, маскировка, покровительственная окраска, предостерегающая окраска, мимикрия, физиологические адаптации, поведенческие адаптации. Литература: § 50, стр. 172 – 175 учебник «Общая биология»  Д.К. Беляева.

Карточка обучающегося

Тема урока: «Приспособленность организмов к среде обитания»

План урока:

1. Опорные знания по теме: « Борьба за существование и

естественный отбор – как главные движущие силы

эволюции.

2. Изучаем новое:

Основная мысль темы: Что является результатом существующего в природе несоответствия между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов?

2.1Механизм возникновения приспособлений.

2.2.Многообразие адаптаций.

2.3.Относительный характер приспособлений.

Основные понятия: приспособленность организмов или адаптация.

морфологические адаптации, маскировка, покровительственная окраска,

предостерегающая окраска, мимикрия, физиологические адаптации,

поведенческие адаптации.

Литература: § 50, стр. 172 – 175 учебник «Общая биология»

Д.К. Беляева.

Домашнее задание § 50, стр. 172 – 175 учебник «Общая биология»  Д.К. Беляева. 2. Составить кроссворд по теме «Приспособленность организмов к среде обитания».

Домашнее задание

  • § 50, стр. 172 – 175 учебник «Общая биология»

Д.К. Беляева.

2. Составить кроссворд по теме «Приспособленность организмов к среде обитания».

Литература: Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с.

Литература:

  • Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.
  • Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.
  • И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с.
При подготовке презентации были использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text

При подготовке презентации были использованы материалы:

http://images.yandex.ru/yandsearch?text


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!