СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приставка. Разделительный Ъ и Ь знаки. Занимательные задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные занимательные задания можно использовать на уроках русского языка и внеурочной деятельности. Дидактические игры способствуют усвоению навыков правописания приставок, разделительного Ъ и Ь знаков.

Просмотр содержимого документа
«Приставка. Разделительный Ъ и Ь знаки. Занимательные задания.»

    Приставка    Занимательные задания

Приставка

Занимательные задания

 Эстафета (Класс- 6 команд)  Каждая команда получает карточку, на которой записан один глагол столбиком столько раз, сколько участников в команде.  Глаголы: БЕГАТЬ, ЛЕТАТЬ, ПИСАТЬ, ЛИТЬ, ХОДИТЬ, РЕЗАТЬ.  Каждый игрок приписывает к глаголу слева приставку, чтобы получилось новое слово, и передает карточку сидящему сзади. Побеждает команда, правильно и быстрее других выполнившая задание.  Примечание. Аналогичную игру можно провести с приставками. Задание- образовать глаголы.

Эстафета

(Класс- 6 команд)

Каждая команда получает карточку, на которой записан один глагол столбиком столько раз, сколько участников в команде.

Глаголы: БЕГАТЬ, ЛЕТАТЬ, ПИСАТЬ, ЛИТЬ, ХОДИТЬ, РЕЗАТЬ.

Каждый игрок приписывает к глаголу слева приставку, чтобы получилось новое слово, и передает карточку сидящему сзади. Побеждает команда, правильно и быстрее других выполнившая задание.

Примечание. Аналогичную игру можно провести с приставками. Задание- образовать глаголы.

 Вертушка (6 команд по 6 человек)  Для игры необходимо изготовить из картона шестиугольник со стороной 10 см. Для этого нужно начертить круг радиусом 10 см и разделить круг по окружности на 6 частей. Полученный шестиугольник нужно разделить на 6 треугольников с общей вершиной в центре и раскрасить их в 6 разных цветов: красный, синий, жёлтый, оранжевый, зелёный, голубой. В центре шестиугольника необходимо сделать отверстие и вставить в него карандаш, чтобы получилась юла. На каждом секторе шестиугольника нужно записать по одной приставке, например: ОТ, НАД, ПОД, ПЕРЕ, ЗА, ПО.  Каждая команда выбирает свой цвет из шести цветов шестиугольника. Ведущий раскручивает юлу. В конце вращения она падает на один из секторов шестиугольника. Команда, выбравшая этот цвет сектора, должна составить слова с указанной приставкой (в течение 1 мин). Затем вертушка раскручивается снова. Победит команда, которая придумает больше слов.  Примечание. В целях экономии времени следует команду, которая уже выполнила работу, считать выбывшей из игры и пропускать её цвет, если он выпадет вторично.

Вертушка

(6 команд по 6 человек)

Для игры необходимо изготовить из картона шестиугольник со стороной 10 см. Для этого нужно начертить круг радиусом 10 см и разделить круг по окружности на 6 частей. Полученный шестиугольник нужно разделить на 6 треугольников с общей вершиной в центре и раскрасить их в 6 разных цветов: красный, синий, жёлтый, оранжевый, зелёный, голубой. В центре шестиугольника необходимо сделать отверстие и вставить в него карандаш, чтобы получилась юла. На каждом секторе шестиугольника нужно записать по одной приставке, например: ОТ, НАД, ПОД, ПЕРЕ, ЗА, ПО.

Каждая команда выбирает свой цвет из шести цветов шестиугольника. Ведущий раскручивает юлу. В конце вращения она падает на один из секторов шестиугольника. Команда, выбравшая этот цвет сектора, должна составить слова с указанной приставкой (в течение 1 мин). Затем вертушка раскручивается снова. Победит команда, которая придумает больше слов.

Примечание. В целях экономии времени следует команду, которая уже выполнила работу, считать выбывшей из игры и пропускать её цвет, если он выпадет вторично.

 Поймай приставку (Класс-2 команды)  Ведущий диктует слова: ПОЕХАТЬ, ПОЖАР, ПОЗОЛОТА, ПОЗДНО, ПОКРАСКА, ПОЛЯНКА, ПОИТЬ, ПОКАТАТЬ, ПОЛИВКА, ПОЙЛО, ПОПРАВКА, ПОЛОВИК, ПОРОХ, ПОЛНОЧЬ, ПОМИРИТЬ, ПОКОЛОТЬ, ПОЧТА, ПОЛОТЕНЦЕ, ПОЗВАТЬ, ПОКРЫВАЛО, ПОБЕГ.  Команда девочек записывает слова, с приставками, а команда мальчиков- без приставок. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.  Для повторения игры можно использовать слова с другими приставками: ИЗ- -ИЗБЕГАТЬ, ИЗБА, ИЗБРАТЬ, ИЗВЁСТКА, ИЗГОТОВИТЬ, ИЗЮМ, ИЗБИТЬ, ИЗРАЗЕЦ, ИЗГОРОДЬ, ИЗЯЩНЫЙ, ИЗГОЛОВЬЕ, ИЗБУШКА, ИЗМЕРИТЬ, ИЗНОСИТЬ, ИЗДЕВАТЬСЯ, ИЗЛОЖЕНИЕ.

Поймай приставку

(Класс-2 команды)

Ведущий диктует слова: ПОЕХАТЬ, ПОЖАР, ПОЗОЛОТА, ПОЗДНО, ПОКРАСКА, ПОЛЯНКА, ПОИТЬ, ПОКАТАТЬ, ПОЛИВКА, ПОЙЛО, ПОПРАВКА, ПОЛОВИК, ПОРОХ, ПОЛНОЧЬ, ПОМИРИТЬ, ПОКОЛОТЬ, ПОЧТА, ПОЛОТЕНЦЕ, ПОЗВАТЬ, ПОКРЫВАЛО, ПОБЕГ.

Команда девочек записывает слова, с приставками, а команда мальчиков- без приставок. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Для повторения игры можно использовать слова с другими приставками: ИЗ- -ИЗБЕГАТЬ, ИЗБА, ИЗБРАТЬ, ИЗВЁСТКА, ИЗГОТОВИТЬ, ИЗЮМ, ИЗБИТЬ, ИЗРАЗЕЦ, ИЗГОРОДЬ, ИЗЯЩНЫЙ, ИЗГОЛОВЬЕ, ИЗБУШКА, ИЗМЕРИТЬ, ИЗНОСИТЬ, ИЗДЕВАТЬСЯ, ИЗЛОЖЕНИЕ.

 Поймай приставку  НА- -НАБЕГ, НАВОЗ, НАУШНИКИ, НАГРАДА, НАПИСАТЬ, НАРЦИСС, НАШИВКА, НАДЕЖДА, НАРЕЗАТЬ, НАСТУРЦИЯ, НАГОВОРИТЬ, НАРОЧНО, НАБОР, НАЖДАК, НАСТРИЧЬ, НАТУРАЛЬНЫЙ, НАВАЛИТЬ, НАРУЖНЫЙ, НАСТРОЙКА.  ПО-,ПОД- -ПОДАВАТЬ, ПОДБОДРИТЬ, ПОДРАЗНИТЬ, ПОДВЕРНУТЬ, ПОДВИНУТЬ, ПОДВОДНЫЙ, ПОДЕРЖАТЬ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ПОДОЛ, ПОДСОЛНУХ, ПОДОИТЬ, ПОДКЛАДКА, ПОДЫШАТЬ, ПОДШУТИТЬ, ПОДУМАТЬ, ПОДВЕСИТЬ.

Поймай приставку

НА- -НАБЕГ, НАВОЗ, НАУШНИКИ, НАГРАДА, НАПИСАТЬ, НАРЦИСС, НАШИВКА, НАДЕЖДА, НАРЕЗАТЬ, НАСТУРЦИЯ, НАГОВОРИТЬ, НАРОЧНО, НАБОР, НАЖДАК, НАСТРИЧЬ, НАТУРАЛЬНЫЙ, НАВАЛИТЬ, НАРУЖНЫЙ, НАСТРОЙКА.

ПО-,ПОД- -ПОДАВАТЬ, ПОДБОДРИТЬ, ПОДРАЗНИТЬ, ПОДВЕРНУТЬ, ПОДВИНУТЬ, ПОДВОДНЫЙ, ПОДЕРЖАТЬ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ПОДОЛ, ПОДСОЛНУХ, ПОДОИТЬ, ПОДКЛАДКА, ПОДЫШАТЬ, ПОДШУТИТЬ, ПОДУМАТЬ, ПОДВЕСИТЬ.

 Четвертое - лишнее (2 команды по 3 человека)  На доске записаны 2 столбика слов. В каждом ряду слов одно слово без приставки.  Нужно найти и зачеркнуть лишнее слово. Побеждает команда, которая правильно и быстро выполнит задание.

Четвертое - лишнее

(2 команды по 3 человека)

На доске записаны 2 столбика слов. В каждом ряду слов одно слово без приставки.

Нужно найти и зачеркнуть лишнее слово. Побеждает команда, которая правильно и быстро выполнит задание.

 Четвертое - лишнее  1 команда 2 команда Загадка, зажим, зарница, зазнайка.  Позвать, попросить, подарок, портной. Пожелтеть, поилка, поливка, поломка. Захотеть, загрустить, зайчонок, загадка. Изрубить, известить, извалять, изюминка. Накупить, нарочно, нагрузка, нашивка.

Четвертое - лишнее

1 команда 2 команда

Загадка, зажим, зарница, зазнайка. Позвать, попросить, подарок, портной.

Пожелтеть, поилка, поливка, поломка. Захотеть, загрустить, зайчонок, загадка.

Изрубить, известить, извалять, изюминка. Накупить, нарочно, нагрузка, нашивка.

 Приставка и предлог  Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог? (2 человека или 2 команды)  На доске в 2 столбика записаны слова.  Игроки раскрывают скобки и объясняют слитное или раздельное написание. Выигрывает команда, правильно и быстрее другой выполнившая задание.

Приставка и предлог Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?

(2 человека или 2 команды)

На доске в 2 столбика записаны слова.

Игроки раскрывают скобки и объясняют слитное или раздельное написание. Выигрывает команда, правильно и быстрее другой выполнившая задание.

Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог? (за) горой (С) кресла шарф (по) бежать (с) тащил щенок… (под) сосной (по) волок (за) кричать (за) уголок (на) горе (по) трепал (об) судить (со) всех сторон (во) дворе и (по) мчался (из) учить (на) балкон.

Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?

(за) горой (С) кресла шарф

(по) бежать (с) тащил щенок…

(под) сосной (по) волок

(за) кричать (за) уголок

(на) горе (по) трепал

(об) судить (со) всех сторон

(во) дворе и (по) мчался

(из) учить (на) балкон.

Занимательные диктанты  Коса Верхом Хороша у Алёны коса, Много ль вёрст И трава на лугу ей по косу. Проскачешь в день - Скоро лугом пройдётся коса, широки просторы. Приближается время к покосу. Ну-ка, в стремя ногу  вдень,  С подводы Дай гнедому шпоры. Воспоминанье берегу О том, как я на берегу Влез однажды на подводу И с неё нырнул под воду.

Занимательные диктанты

Коса Верхом

Хороша у Алёны коса, Много ль вёрст

И трава на лугу ей по косу. Проскачешь в день -

Скоро лугом пройдётся коса, широки просторы.

Приближается время к покосу. Ну-ка, в стремя ногу

вдень,

С подводы Дай гнедому шпоры.

Воспоминанье берегу

О том, как я на берегу

Влез однажды на подводу

И с неё нырнул под воду.

 Занимательные диктанты  Котофей Иванович Медведь Солнце прячется за бор. Заревел медведь со сна, Котофей Иванович И в густом лесу, Залезает на забор – Вздрогнув, стукнула сосна Прогуляться на ночь. Шишкою лису.  Какая досада: не успел я дойти до сада!  Не вертись с подносом у меня под носом!  С этой стороны ты стой, а я пойду и стану с той.

Занимательные диктанты

Котофей Иванович Медведь

Солнце прячется за бор. Заревел медведь со сна,

Котофей Иванович И в густом лесу,

Залезает на забор – Вздрогнув, стукнула сосна

Прогуляться на ночь. Шишкою лису.

Какая досада: не успел я дойти до сада!

Не вертись с подносом у меня под носом!

С этой стороны ты стой, а я пойду и стану с той.

 Занимательные диктанты  Хитрый кролик Решили лисы кролика запечь, А кролик из духовки – Прыг за печь! Потом на лавку и в Окошко с лавки Умчался в лес, где Распевали славки.

Занимательные диктанты

Хитрый кролик

Решили лисы кролика запечь,

А кролик из духовки –

Прыг за печь!

Потом на лавку и в

Окошко с лавки

Умчался в лес, где

Распевали славки.

 Сосчитай-ка! (Класс)  На доске записан отрывок из сказки «Колобок», в котором все предлоги и приставки взяты в скобки.  Ведущий предлагает учащимся сосчитать, сколько в тексте предлогов и приставок. Первый правильно сосчитавший число предлогов и приставок выходит к доске и объясняет написание предлогов и приставок. Если он объяснил всё правильно, то считается победителем.  Ответ: 6 предлогов и 7 приставок.

Сосчитай-ка!

(Класс)

На доске записан отрывок из сказки «Колобок», в котором все предлоги и приставки взяты в скобки.

Ведущий предлагает учащимся сосчитать, сколько в тексте предлогов и приставок. Первый правильно сосчитавший число предлогов и приставок выходит к доске и объясняет написание предлогов и приставок. Если он объяснил всё правильно, то считается победителем.

Ответ: 6 предлогов и 7 приставок.

 Сосчитай-ка!  Жили-были старик (со)старухой. Вот как-то раз просит старик: -(Ис)пеки, старуха, колобок! -Муки нету! -А ты (по)коробу (по)скреби, (по)амбару (по)мети, вот и (на)берёшь муки на колобок!  Вот старуха (по)коробу (по)скребла, (по)ам- бару (по)мела, и (на)бралось муки горсточки две.

Сосчитай-ка!

Жили-были старик (со)старухой. Вот как-то

раз просит старик:

-(Ис)пеки, старуха, колобок!

-Муки нету!

-А ты (по)коробу (по)скреби, (по)амбару

(по)мети, вот и (на)берёшь муки на колобок!

Вот старуха (по)коробу (по)скребла, (по)ам-

бару (по)мела, и (на)бралось муки горсточки две.

 Раскрой скобки (2 команды по 6 человек)  На доске в 2 столбика записаны предложения, в которых приставки и предлоги взяты в скобки.  Нужно раскрыть скобки и показать слитное написание приставок и раздельное написание предлогов. Побеждает команда, правильно и быстрее другой выполнившая задание.

Раскрой скобки

(2 команды по 6 человек)

На доске в 2 столбика записаны предложения, в которых приставки и предлоги взяты в скобки.

Нужно раскрыть скобки и показать слитное написание приставок и раздельное написание предлогов. Побеждает команда, правильно и быстрее другой выполнившая задание.

 Раскрой скобки МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, (НА)ЛЕТЕЛИ ЗВОНКИЙ МЯЧ, (НА)МАЛЬЧИКА ГУСИ, ТЫ КУДА (ПО)МЧАЛСЯ (У)НЕСЛИ (У)СЕСТРИЦЫ ВСКАЧЬ? БРАТЦА. (ПО)КАТИЛСЯ (В)ОГОРОД, (ЗА)ПЛАКАЛА АЛЁНУШКА (ДО)КАТИЛСЯ (ДО)ВОРОТ, (ОТ)ГОРЯ. (ПОД)КАТИЛСЯ (ПО)БЕЖАЛА (ПОД)ВОРОТА, (ПО)ЧИСТОМУ ПОЛЮ, (ДО)БЕЖАЛ (ДО)БЕЖАЛА (ДО)РЕЧКИ (ДО)ПОВОРОТА, СТУДЁНОЙ, ТАМ (ПО)ПАЛ (ПРО)ДОРОГУ (У)РЕЧКИ (ПОД)КОЛЕСО… (С)ПРОСИЛА.

Раскрой скобки

МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, (НА)ЛЕТЕЛИ

ЗВОНКИЙ МЯЧ, (НА)МАЛЬЧИКА ГУСИ,

ТЫ КУДА (ПО)МЧАЛСЯ (У)НЕСЛИ (У)СЕСТРИЦЫ

ВСКАЧЬ? БРАТЦА.

(ПО)КАТИЛСЯ (В)ОГОРОД, (ЗА)ПЛАКАЛА АЛЁНУШКА

(ДО)КАТИЛСЯ (ДО)ВОРОТ, (ОТ)ГОРЯ.

(ПОД)КАТИЛСЯ (ПО)БЕЖАЛА

(ПОД)ВОРОТА, (ПО)ЧИСТОМУ ПОЛЮ,

(ДО)БЕЖАЛ (ДО)БЕЖАЛА (ДО)РЕЧКИ

(ДО)ПОВОРОТА, СТУДЁНОЙ,

ТАМ (ПО)ПАЛ (ПРО)ДОРОГУ (У)РЕЧКИ

(ПОД)КОЛЕСО… (С)ПРОСИЛА.

 Подбери пару (Класс-2 команды)  На доске в колонки записаны слова с приставками и с предлогами.  Члены 1-й команды подбирают к каждому слову с приставкой пару с таким же предлогом, например: войти-в школу. Члены 2-команды подбирают пары с приставками, например: от дома- отбежать.  Побеждают 3 первых игрока каждой команды. Они читают по 3 примера и объясняют написание предлогов и приставок.

Подбери пару

(Класс-2 команды)

На доске в колонки записаны слова с приставками и с предлогами.

Члены 1-й команды подбирают к каждому слову с приставкой пару с таким же предлогом, например: войти-в школу. Члены 2-команды подбирают пары с приставками, например: от дома- отбежать.

Побеждают 3 первых игрока каждой команды. Они читают по 3 примера и объясняют написание предлогов и приставок.

 Подбери пару войти от дома свалиться про зверей походить до конца отрезать по дороге заехать в комнату подложить под тетрадь изготовить за подругой узнать с дерева добежать у дедушки прочитать из резины

Подбери пару

войти от дома

свалиться про зверей

походить до конца

отрезать по дороге

заехать в комнату

подложить под тетрадь

изготовить за подругой

узнать с дерева

добежать у дедушки

прочитать из резины

 Вставь букву (2 человека)  На доске записаны 2 текста, в которых пропущены гласные п приставках.  Игроки должны сказать, с какой гласной пишется каждая приставка, и вставить пропущенную гласную. Сначала задание выполняет один из игроков, потом второй. Класс оценивает их работу.

Вставь букву

(2 человека)

На доске записаны 2 текста, в которых пропущены гласные п приставках.

Игроки должны сказать, с какой гласной пишется каждая приставка, и вставить пропущенную гласную. Сначала задание выполняет один из игроков, потом второй. Класс оценивает их работу.

 Вставь букву  1.П…днялся ветер, з…шумели деревья, н…бежали тучи, п…лил д…ждь, п…бежали ручьи.   2.Н…двяжи нитку, з…пусти змея п…выше, н…тяни нитку и не давай ей …слабеть.

Вставь букву

1.П…днялся ветер, з…шумели деревья, н…бежали тучи, п…лил д…ждь, п…бежали ручьи.

2.Н…двяжи нитку, з…пусти змея п…выше, н…тяни нитку и не давай ей …слабеть.

 Разделительный ъ  ъ писать – руку поднимать (Класс-3 команды)  Ведущий диктует слова с приставками, после которых в одних случаях Ъ пишется, а в других- не пишется.  Если в слове нужно писать Ъ, учащиеся должны поднять руку. За каждую неправильно поднятую руку команда получает штрафное очко. Число штрафных очков записывается на доске. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.  Примечание. Данные слова могут быть использованы и для проведения эстафеты. Каждая команда получает столбик слов с многоточием после приставок, например: от…ехать, от…учить, об…явить, раз…учить, в…ехать, с…узить и т.п.

Разделительный ъ ъ писать – руку поднимать

(Класс-3 команды)

Ведущий диктует слова с приставками, после которых в одних случаях Ъ пишется, а в других- не пишется.

Если в слове нужно писать Ъ, учащиеся должны поднять руку. За каждую неправильно поднятую руку команда получает штрафное очко. Число штрафных очков записывается на доске. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Примечание. Данные слова могут быть использованы и для проведения эстафеты. Каждая команда получает столбик слов с многоточием после приставок, например: от…ехать, от…учить, об…явить, раз…учить, в…ехать, с…узить и т.п.

 ъ писать – руку поднимать  Сделать, отъехать, сузить, отдать, съехать, отучить, подплыть, объявить, разучить, разбить, объехать, получить, разбудить, обучить, обрезать, разъехаться, отыскать, входить, подъехать, разукрасить, подбить, съесть, подыскать.

ъ писать – руку поднимать

Сделать, отъехать, сузить, отдать, съехать, отучить, подплыть, объявить, разучить, разбить, объехать, получить, разбудить, обучить, обрезать, разъехаться, отыскать, входить, подъехать, разукрасить, подбить, съесть, подыскать.

 С Ъ или без Ъ? (2 команды)  Ведущий диктует слова.  1 команда записывает слова с Ъ, а 2 – без Ъ. Затем проводится взаимопроверка. Побеждает команда, в которой больше безошибочных работ.

С Ъ или без Ъ?

(2 команды)

Ведущий диктует слова.

1 команда записывает слова с Ъ, а 2 – без Ъ. Затем проводится взаимопроверка. Побеждает команда, в которой больше безошибочных работ.

 С Ъ или без Ъ?  Съехать, съесть, суметь, съёжиться, обучить, объяснить, безоблачный, безопасный, безумный, безъядерный, разъезд, разумный, обходить, бездомный, разбить, сходить, въехать, отъехать, подъезд, съёмка.

С Ъ или без Ъ?

Съехать, съесть, суметь, съёжиться, обучить, объяснить, безоблачный, безопасный, безумный, безъядерный, разъезд, разумный, обходить, бездомный, разбить, сходить, въехать, отъехать, подъезд, съёмка.

 На горке (Класс- 3 команды)  Ведущий диктует текст, а команды записывают только слова с разделительным твёрдым знаком (8 слов). Затем выясняется, кто выписал все 8 слов. Побеждает команда, где таких учеников окажется больше. 8 игроков, правильно выполнивших задание, по очереди выходят к доске и записывают по одному слову с твёрдым знаком, объясняя его написание.

На горке

(Класс- 3 команды)

Ведущий диктует текст, а команды записывают только слова с разделительным твёрдым знаком (8 слов). Затем выясняется, кто выписал все 8 слов. Побеждает команда, где таких учеников окажется больше. 8 игроков, правильно выполнивших задание, по очереди выходят к доске и записывают по одному слову с твёрдым знаком, объясняя его написание.

 На горке МЫ С ТОВАРИЩЕМ ВДВОЁМ ШЛИ НА ЛЫЖАХ НА ПОДЪЁМ, А ПОТОМ С ГОРЫ СПУСКАЛИСЬ, РАЗЪЕЗЖАЛИСЬ И СЪЕЗЖАЛИСЬ, ОБЪЕЗЖАЛИ ВСЕ ПЕНЬКИ, ДОЕЗЖАЛИ ДО РЕКИ. А ОТ РЕЧКИ ОТЪЕЗЖАЛИ, СНОВА ЛЕЗЛИ НА ПОДЪЁМ, ЧТОБЫ СЪЕХАТЬ ВНИЗ ПОТОМ.

На горке

МЫ С ТОВАРИЩЕМ ВДВОЁМ

ШЛИ НА ЛЫЖАХ НА ПОДЪЁМ,

А ПОТОМ С ГОРЫ СПУСКАЛИСЬ,

РАЗЪЕЗЖАЛИСЬ И СЪЕЗЖАЛИСЬ,

ОБЪЕЗЖАЛИ ВСЕ ПЕНЬКИ,

ДОЕЗЖАЛИ ДО РЕКИ.

А ОТ РЕЧКИ ОТЪЕЗЖАЛИ,

СНОВА ЛЕЗЛИ НА ПОДЪЁМ,

ЧТОБЫ СЪЕХАТЬ ВНИЗ ПОТОМ.

 Кто больше? (Класс)  Нужно за 3 минуты вспомнить и записать как можно больше слов с разделительным Ъ знаком. По сигналу ведущего дети начинают и заканчивают запись слов, после чего выясняется, кто записал самое большое число слов с Ъ знаком.

Кто больше?

(Класс)

Нужно за 3 минуты вспомнить и записать как можно больше слов с разделительным Ъ знаком. По сигналу ведущего дети начинают и заканчивают запись слов, после чего выясняется, кто записал самое большое число слов с Ъ знаком.

 Разделительный Ь   Один - много (Класс – 6 команд)  Каждая команда получает карточку с заданиями (по числу участников). На карточках записаны слова, обозначающие один предмет.  Игроки должны записать слова, обозначающие много предметов. Каждый записывает только одно слово и передаёт карточку сидящему сзади. Последний возвращает заполненную карточку ведущему. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Разделительный Ь Один - много

(Класс – 6 команд)

Каждая команда получает карточку с заданиями (по числу участников). На карточках записаны слова, обозначающие один предмет.

Игроки должны записать слова, обозначающие много предметов. Каждый записывает только одно слово и передаёт карточку сидящему сзади. Последний возвращает заполненную карточку ведущему. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

 Один - много  1 КОМАНДА 2 КОМАНДА БРАТ -______________ ЛИСТ -_____________ ДРУГ -______________ ПОЛЕНО-_____________ КОЛОС -______________ КОМ -_____________ ПЕРО -______________ ПОЛОЗ -_____________ ПРУТ -______________ КОЛ -_____________ ЗВЕНО -______________ КОЛОС -_____________

Один - много

1 КОМАНДА 2 КОМАНДА

БРАТ -______________ ЛИСТ -_____________

ДРУГ -______________ ПОЛЕНО-_____________

КОЛОС -______________ КОМ -_____________

ПЕРО -______________ ПОЛОЗ -_____________

ПРУТ -______________ КОЛ -_____________

ЗВЕНО -______________ КОЛОС -_____________

 Один - много  3 КОМАНДА 4 КОМАНДА СУК -________________ ПЕРО -__________________ КЛОК -________________ ПОЛЕНО -__________________ СТУЛ -________________ ДРУГ -__________________ КЛИН -________________ ПРУТ -__________________ КРЫЛО -________________ КЛОК -__________________ СЫН -________________ КОЛ -__________________

Один - много

3 КОМАНДА 4 КОМАНДА

СУК -________________ ПЕРО -__________________

КЛОК -________________ ПОЛЕНО -__________________

СТУЛ -________________ ДРУГ -__________________

КЛИН -________________ ПРУТ -__________________

КРЫЛО -________________ КЛОК -__________________

СЫН -________________ КОЛ -__________________

 Один - много  5 КОМАНДА 6 КОМАНДА ПРУТ -________________ ЗВЕНО -_______________ БРАТ -________________ ПОЛОЗ -_______________ КЛИН -________________ КРЫЛО -_______________ КОМ -________________ СУК -_______________ ЛИСТ -________________ СТУЛ -_______________ КОЛОС -________________ КОМ -_______________

Один - много

5 КОМАНДА 6 КОМАНДА

ПРУТ -________________ ЗВЕНО -_______________

БРАТ -________________ ПОЛОЗ -_______________

КЛИН -________________ КРЫЛО -_______________

КОМ -________________ СУК -_______________

ЛИСТ -________________ СТУЛ -_______________

КОЛОС -________________ КОМ -_______________

 Поединок грамотеев (2 человека)  Каждый игрок получает карточку со словами: 1)сук, перо, прут, звено, лист, клин 2)стул, кол, брат, друг, крыло, клок  Один из игроков читает первое слово своей карточки, а второй игрок должен изменить это слово так, чтобы оно обозначало много предметов, и записать на доске. Затем второй игрок называет слово из своей карточки, а первый изменяет его и записывает на доске в форме множественного числа и т.д., пока не будут исчерпаны все слова в карточках. Класс оценивает соревнование грамотеев.

Поединок грамотеев

(2 человека)

Каждый игрок получает карточку со словами:

1)сук, перо, прут, звено, лист, клин

2)стул, кол, брат, друг, крыло, клок

Один из игроков читает первое слово своей карточки, а второй игрок должен изменить это слово так, чтобы оно обозначало много предметов, и записать на доске. Затем второй игрок называет слово из своей карточки, а первый изменяет его и записывает на доске в форме множественного числа и т.д., пока не будут исчерпаны все слова в карточках. Класс оценивает соревнование грамотеев.

 Ловкий вратарь (Класс- 3 команды)  Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Ведущий диктует слова: КРЫЛЬЯ, КРЫЛЬЦО, ТЕНЬ, ЛОСЬ, ПЕРЬЯ, КОПЬЁ, ПУТЬ, ПИСЬМО, РЫСЬЮ, ДЕНЬГИ, РЫСЬ, ПАЛЬТО, КОЛЬЯ, СОЛЬ, КОНЬКИ, ЖИЛЬЁ, ПАЛЬМА, СТАЛЬ.  1-я команда записывает только слова с мягким знаком на конце, 2-я команда- с мягким знаком в середине слова между согласными, 3-я- слова с разделительным мягким знаком. Задача игроков- не пропустить ни одного «мяча», поймать все нужные слова и не забить «мяч» в свои ворота- не записать «чужих» слов.  Побеждает команда, правильно выписавшая все слова.

Ловкий вратарь

(Класс- 3 команды)

Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Ведущий диктует слова:

КРЫЛЬЯ, КРЫЛЬЦО, ТЕНЬ, ЛОСЬ, ПЕРЬЯ, КОПЬЁ, ПУТЬ, ПИСЬМО, РЫСЬЮ, ДЕНЬГИ, РЫСЬ, ПАЛЬТО, КОЛЬЯ, СОЛЬ, КОНЬКИ, ЖИЛЬЁ, ПАЛЬМА, СТАЛЬ.

1-я команда записывает только слова с мягким знаком на конце,

2-я команда- с мягким знаком в середине слова между согласными,

3-я- слова с разделительным мягким знаком. Задача игроков- не пропустить ни одного «мяча», поймать все нужные слова и не забить «мяч» в свои ворота- не записать «чужих» слов.

Побеждает команда, правильно выписавшая все слова.

 Придумай слово (2 человека)  На доске записаны 2 столбика слов.  Нужно вставить в каждое из данных слов разделительный Ъ или Ь, чтобы получилось новое слово, и записать его справа. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

Придумай слово

(2 человека)

На доске записаны 2 столбика слов.

Нужно вставить в каждое из данных слов разделительный Ъ или Ь, чтобы получилось новое слово, и записать его справа. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

 Придумай слово  ПОДЕЛИ -_______________ ПОЛЁТ -________________ ОБЕЛИ -_______________ СЕМЯ -________________ СЕЛ -_______________ КОЛЯ -________________ СЁМКА -_______________ УЛЯ -________________ ОБЕДАТЬ-______________ ЛЁТ -________________

Придумай слово

ПОДЕЛИ -_______________ ПОЛЁТ -________________

ОБЕЛИ -_______________ СЕМЯ -________________

СЕЛ -_______________ КОЛЯ -________________

СЁМКА -_______________ УЛЯ -________________

ОБЕДАТЬ-______________ ЛЁТ -________________

 Ъ или Ь (Класс- 2 команды)  Ведущий диктует слова с разделительными Ъ и Ь знаками:  СОЛОВЬИ, ДРУЗЬЯ, СЪЕЗД, БЬЁТСЯ, ОБЪЯСНИТЬ, ПОДЪЁМ, ВЬЮГА, СЕМЬЯ, СЪЕХАТЬ, СЪЕСТЬ, ПЛАТЬЕ, СЪЁЖИЛСЯ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, СУДЬЯ, ШЬЁТ, ПОДЪЕХАТЬ, ОБЪЕЗДЧИК, СЕРЬЁЗНЫЙ, СЪЁМКА, ОБЕЗЬЯНА.  Команда «левых» выписывает слова с разделительным Ъ, а команда «правых» – слова с разделительным Ь. Затем ученики, сидящие за одной партой, меняются тетрадями и делают взаимопроверку, в случае необходимости обращаясь к учебнику или учителю. После взаимопроверки поднимают руки те, у кого не обнаружено ошибок. По их числу определяется команда-победительница.

Ъ или Ь

(Класс- 2 команды)

Ведущий диктует слова с разделительными Ъ и Ь знаками:

СОЛОВЬИ, ДРУЗЬЯ, СЪЕЗД, БЬЁТСЯ, ОБЪЯСНИТЬ, ПОДЪЁМ, ВЬЮГА, СЕМЬЯ, СЪЕХАТЬ, СЪЕСТЬ, ПЛАТЬЕ, СЪЁЖИЛСЯ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, СУДЬЯ, ШЬЁТ, ПОДЪЕХАТЬ, ОБЪЕЗДЧИК, СЕРЬЁЗНЫЙ, СЪЁМКА, ОБЕЗЬЯНА.

Команда «левых» выписывает слова с разделительным Ъ, а команда «правых» – слова с разделительным Ь. Затем ученики, сидящие за одной партой, меняются тетрадями и делают взаимопроверку, в случае необходимости обращаясь к учебнику или учителю. После взаимопроверки поднимают руки те, у кого не обнаружено ошибок. По их числу определяется команда-победительница.

 Разделительный Ъ и Ь  (рифмовка) - НЕ ЧЕРЕСЧУР ЛИ ТЫ ДОБРЯК?- ТАК ЗНАКУ МЯГКОМУ ПРОМОЛВИЛ ТВЁТДЫЙ ЗНАК.- СЛОВА И ЗВУКИ ТЫ ВСЕГДА СМЯГЧИТЬ СТРЕМИШЬСЯ. НЕТ, В АЛФАВИТ ТЫ НЕ ГОДИШЬСЯ! -КТО Б ГОВОРИЛ, НО ТЫ Б УЖ ПРОМОЛЧАЛ!- ЗНАК МЯГКИЙ ТВЁРДОМУ НА ЭТО ОТВЕЧАЛ.- ТЫ ТВЁРД И ГРУБ, КАК СУКОВАТЫЙ ДУБ. ДАВНЫМ0ДАВНО ПОРА, КАК БУКВУ ЯТЬ ( Ѣ ), ТЕБЯ ИЗ АЗБУКИ ИЗЪЯТЬ!.. -ДРУЗЬЯ! ВАШ РАЗГОВОР- НИКЧЁМНЫЕ СЛОВА,- УСЛЫШАВ ЭТОТ СПОР, СКАЗАЛА БУКВА А.- ВЫ ОБА ХОРОШИ, ДОСТОЙНЫ ОБА ЧЕСТИ,- КОГДА СТОИТЕ В НУЖНОМ МЕСТЕ.

Разделительный Ъ и Ь (рифмовка)

- НЕ ЧЕРЕСЧУР ЛИ ТЫ ДОБРЯК?-

ТАК ЗНАКУ МЯГКОМУ ПРОМОЛВИЛ ТВЁТДЫЙ ЗНАК.-

СЛОВА И ЗВУКИ ТЫ ВСЕГДА СМЯГЧИТЬ СТРЕМИШЬСЯ.

НЕТ, В АЛФАВИТ ТЫ НЕ ГОДИШЬСЯ!

-КТО Б ГОВОРИЛ, НО ТЫ Б УЖ ПРОМОЛЧАЛ!-

ЗНАК МЯГКИЙ ТВЁРДОМУ НА ЭТО ОТВЕЧАЛ.-

ТЫ ТВЁРД И ГРУБ, КАК СУКОВАТЫЙ ДУБ.

ДАВНЫМ0ДАВНО ПОРА, КАК БУКВУ ЯТЬ ( Ѣ ),

ТЕБЯ ИЗ АЗБУКИ ИЗЪЯТЬ!..

-ДРУЗЬЯ! ВАШ РАЗГОВОР- НИКЧЁМНЫЕ СЛОВА,-

УСЛЫШАВ ЭТОТ СПОР, СКАЗАЛА БУКВА А.-

ВЫ ОБА ХОРОШИ, ДОСТОЙНЫ ОБА ЧЕСТИ,-

КОГДА СТОИТЕ В НУЖНОМ МЕСТЕ.

 Что пропущено? (2 команды по 5 человек)  На доске в 2 столбика записаны предложения, в которых пропущен разделительный Ъ или Ь.  Члены команд по очереди выходят к доске и вставляют пропущенные разделительные знаки в словах. Класс проверяет работу и определяет победителей.  Примечание. Можно провести игру с участием всех учеников класса, разделив их на две команд: одна команда выписывает слова с разделительным Ъ, а другая- с разделительным Ь.

Что пропущено?

(2 команды по 5 человек)

На доске в 2 столбика записаны предложения, в которых пропущен разделительный Ъ или Ь.

Члены команд по очереди выходят к доске и вставляют пропущенные разделительные знаки в словах. Класс проверяет работу и определяет победителей.

Примечание. Можно провести игру с участием всех учеников класса, разделив их на две команд: одна команда выписывает слова с разделительным Ъ, а другая- с разделительным Ь.

 Что пропущено?   1.Не за то волка б…ют, что сер, 1.Отол…ются волку овеч…и слёзки. а за то, что овцу с…ел. 2.Одну меня не с…ешь никогда, 2.Труд людей об…единяет. а без меня не вкусна еда. 3.Народу единство, что птице 3.С…ёмка фильма производилась при крыл…я. в…езде в город. 4.Друз…я раз…ехались по домам. 4.Надо об…единить все силы на общее 5.Не гони коня плет…ю на дело. под…ёме в гору. 5.Сынов…я русских матерей славятся  удал…ю богатырей.

Что пропущено?

1.Не за то волка б…ют, что сер, 1.Отол…ются волку овеч…и слёзки.

а за то, что овцу с…ел. 2.Одну меня не с…ешь никогда,

2.Труд людей об…единяет. а без меня не вкусна еда.

3.Народу единство, что птице 3.С…ёмка фильма производилась при

крыл…я. в…езде в город.

4.Друз…я раз…ехались по домам. 4.Надо об…единить все силы на общее

5.Не гони коня плет…ю на дело.

под…ёме в гору. 5.Сынов…я русских матерей славятся

удал…ю богатырей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!