СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Привитие практических умений и навыков на уроках столярного дела"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В педагогической деятельности учителя, работающего по коррекционно- развивающей модели обучения, необходим демократический стиль общения с учениками, умение увидеть и оценить уникальность человека.

Просмотр содержимого документа
««Привитие практических умений и навыков на уроках столярного дела"»

ГОУ ТО «Барсуковская школа им. А.М.Гаранина»






Сообщение

по теме: «Привитие практических умений

и навыков на уроках столярного дела

учащихся с интеллектуальными нарушениями»

(из опыта работы)







Учитель: С.Н.Аникеев

















2016-2017уч.год

Выдающийся психолог Л.С. Выгодский на основе ряда исследований установил, что развитие всякой психической функции, в том, числе интеллекта ребенка, происходит через зону ближайшего развития и лишь, затем переходит на уровень актуального развития, когда это действие он может выполнить самостоятельно.

Л.С. Выгодский указывал, что в школе ребенок обучается не тому, что он уже может делать самостоятельно, а лишь тому, что он может делать в сотрудничестве с учителем, под его руководством, при этом главной формой обучения является подражание в широком смысле. Поэтому зона ближайшего развития является определяющей в отношении обучения и развития. И то. Что ребенок сегодня может делать в этой зоне, то есть в сотрудничестве с учителем, завтра он сумеет сделать самостоятельно и следовательно, перейдет на уровень актуального развития.

Анализируя свой опыт работы, и задавая себе вопрос, почему именно так, как мне хотелось, идет развитие у моих учеников интереса к учебе, к моим урокам, ко мне как учителю. Причина, я думаю в том, что мне удалось перестроиться во взглядах на ученика, понять и принять задачу общего развития школьника, а не только его научения.

Если бы я руководствовался только последней задачей, то например, Антон оказался бы в не моих особых забот – размечать, строгать, пилить он умеет, доводить до конца начатую работу тоже, значит все в порядке.

Наоборот, Сашу я стал бы тренировать дополнительными заданиями, чтобы продвинуть его в навыках. Но теперь я знаю – не менее. А, может быть, более важно не дать заглохнуть живому чувству ребенка, его удовлетворенности. А поэтому как не спросить у Антона на уроке о его увлечениях. Без этого я не представляю ему возможности для самовыражения, не обеспечу его продвижения вперед в соответствии с его возможностями.

В педагогической деятельности учителя, работающего по коррекционно- развивающей модели обучения, необходим демократический стиль общения с учениками, умение увидеть и оценить уникальность человека. В отношении ребенка должны быть сформулированы позитивные установки, вера в компенсирующие возможности, неиссякаемое терпение, справедливая строгость, умение вставать на позицию другого, видеть обстоятельства его глазами. Важно создать у ребенка чувство, что его понимают и принимают. Учитель ориентирован на партнерство, сотрудничество, содружество.

Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает на уроках труда азы профессии столяра. Зачастую для детей, обучающихся в режиме коррекции, самый высокий авторитет – учитель.

У моих учеников, особенно в 8 классе умственное развитие детей весьма разнообразно, поэтому для меня основополагающим стал принцип – индивидуального подхода в обучении столярному делу.

В коррекционной школе VIII вида, где коррекционная направленность –один из главных принципов трудового обучения, задача воспитания положительного отношения к труду, приобретает особо важное значение. В связи с этим на своих уроках труда, для эффективной коррекционной направленности ставлю трудовые задачи, которые учениками внутренне принимаются. Только в этих условиях учащийся способен на значительные усилия связанные с умственной работой, и в конечном счете обеспечивает развитие мыслительной деятельности в труде. Кроме того, воспитание положительного отношения к труду играет большую роль в решении задачи профориентации: важно привить учащимся положительное отношение к тому виду труда, к которому он способен по своим объективным данным.

Для формирования положительного отношения к труду, в качестве объектов труда, я выбираю, как правило, потребительские изделия, изделия, имеющие определенную ценность, полезность.

Немалую роль в усвоении профессиональных умений и навыков играет технологичность изделия т.е. мы работаем над изделием, которое максимально просто в изготовлении, из доступных материалов, имеющегося инструмента, оборудования, с наименьшими затратами труда.

Наблюдая за выполнением учащимися программных заданий на уроках, я получаю типологическую информацию особенностей школьников. Установив те или иные отличия в деятельности конкретного ученика, отношу его к группе, для которой необходим систематический дифференцированный подход. В данном случае направленность дифференцированного подхода необходима для ликвидации отставания, и соответствующего положения учащихся в коллективе. Для детей с более высокими учебными способностями – создание условий, обеспечивающих высокий темп развития.

Опираясь на общедидактические правила познавательной деятельности в своей работе широко применяю средства наглядности, четкость и доступность объяснения, дифференциацию сложных познавательных задач на простые компоненты, включение двигательных действий в решении мыслительных задач, постоянное внимание к системе повторений учебного материала, развиваю у учащихся положительные эмоции в познавательной деятельности.

Привитие практических навыков на уроках труда, непосредственно связано с развитием у учеников ориентировочных и планирующих действий, умением из отдельных технологических операций складывать процесс производительного труда (разметка, пиление, строгание, долбление, сверление, склеивание и т.д.)

Обладая конкретными приемами труда, учащиеся формируют соответствующий образ исполнения.

Для усвоения представлений и знаний о результате трудового приема, использую предметные образы, показывающие промежуточные и окончательные результаты выполнения приема и увеличенные макеты, которые нужны во всех случаях, когда затруднено восприятие предметных свойств.

Первоначально прием демонстрирую в медленном темпе с объяснением, затем в рабочем темпе и после этого опять в медленном темпе с привлечением учащихся к обсуждению наблюдаемых действий (выявлению причины следственных связей) с обязательным использованием наглядного материала, отражающего основные моменты двигательных процессов приема и их последовательность (плакаты, рисунки, демонстрирующие положение работающего и орудий труда). Связано это с проведением установочных упражнений, при усвоении нового материала и тренировочных упражнений, для усовершенствования известных приемов.

Все это положительно сказывается на привитие практических навыков.

Учитель – авторитет для учеников и служит им образцом поведения. Правильность оборудования мастерской (хранение инструментов, материалов, одежды учащихся, расположение станков, рабочих и посадочных мест, эстетического оформления помещения) и содержание правил поведения школьников на занятиях по труду имеют большое воспитательное значение и привития практических навыков.

Обучение соблюдать эти правила –одна из важнейших задач подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду.



Список используемой литературы:

Выгодский Л.С. «Детская психология».

Тупоногов Б.К. «Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития». Ж. «Дефектология», 1994г.

Шевченко С.г. «Коррекционно-развивающее обучение».

Плахова Н.С. «Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками». Ж. «Дефектология», 1995г.

Мирский С.л. «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе».






















ГОУ ТО «Барсуковская школа им. А.М.Гаранина»










Доклад

«Выработка навыков социализации у детей с отклонениями в развитии здоровья, на уроках столярного дела»


 




Учитель : С.Н.Аникеев

























Готовясь к самостоятельной жизни, предполагает, что молодой человек любит и умеет трудиться, правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет адекватную, т.е. соответствующую его возможностям жизненную перспективу. Эти необходимые качества формируются в ходе усвоения ребенком социального опыта.

 

Жизнь детей в школе-интернате ограничивает их контакта с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта.

 

Одним из важнейших принципов обучения является принцип социализации. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, что расширению социальных связей воспитанников должны способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Цель учебного процесса сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.

 

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации  учащихся с отклонениями в развитии здоровья.

 

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

 

дети с отклонениями в развитии здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками у школьников, живущих в интернате. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало.

 

В связи с этим особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе. Прежде всего, это должно быть единая система многофакторного воздействия на учащихся. Ее составляют специальные занятия по технологии, обучение труду, общеобразовательным предметам и воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время.

 

Накопление трудовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную работу с детьми. Обязательным условием является практическая направленность трудового обучения, вариативность его содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.

 

Примером комплексности в работе может служить система педагогических мероприятий по подготовке старшеклассников к хозяйственной деятельности в семье. Она включает в себя:

 

-   занятия   по   трудовому обучению   и   уроки   математики,   на   которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства;

 

- внеклассную воспитательную работу, где идет закрепление экономико-бытовых знаний и умений;

 

-    улучшение    методической    подготовки    педагогов    и    воспитателей    в    вопросах экономического воспитания учащихся;

 

-   педагогический   всеобуч   для   родителей   о   рациональной   организации  домашнего хозяйства и путях вовлечения школьников в хозяйственную жизнь семьи;

 

- использование средств наглядности: тематических стендов, выставок кружковой работы, информационных листов.

 

Ведущим звеном системы является курс по трудовому обучению. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся. Занятия направленные на развитие и совершенствование у школьников навыков самообслуживания, трудовых навыков, ориентировки в окружающей их жизни. Осуществляется экономическое просвещение и воспитание учащихся, формирование морально-экономических норм поведения, проводится работа по развитию художественного вкуса учащихся. Предусмотрено развитие умений пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Педагогу следует помнить, что школьники могут овладевать необходимыми в быту знаниями, умениями и навыками только активно включаться в практическую деятельность.

 

Быт человека, любой семьи тесно связан с выполнением повседневных домашних дел. Виды труда в домашнем хозяйстве разнообразны: ремонт мебели, сельхоз инструментов, уход за жильем и т.д.

 

Учитель должен поставить пред собой задачу, чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способностями ухода за одеждой, содержания в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами.

 

Обучая школьников общетрудовым умениям, учитель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу вспомогательной школы - коррекцию недостатков у детей с нарушениями развития здоровья.

 

Системный подход к трудовому воспитанию учащихся требует начинать работу в этом направлении с первых шагов прибытия детей в школе. Необходима как своего рода подготовительная работа, проводимая в процессе обучения в 1 -4 классах, так и организация межпредметных связей, когда занятия по столярному делу связываются с общеобразовательными предметами и профессионально- трудовой подготовкой школьников.

 

Эффективность работы по трудовому обучению, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности, о работе друг друга, скоординированности планов работы. Связь с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействию. В первом случае воспитатели, пользуясь рекомендациями учителя технологии, проводят экскурсии, беседы, собирают вместе с учащимися различный материал по отдельным темам, готовя, таким образом, школьников к более полному и осознанному восприятию нового материала на занятиях по трудовому обучению.

 

Во втором случае воспитатели параллельно с учителем проводят работу, позволяющую школьникам прочно усвоить полученные знания и умения. Последующее взаимодействие предполагает отсроченное во времени повторение пройденного на занятиях материала, расширение опыта учащихся, автоматизацию умений, формирование навыка применения полученных знаний и умений в новой ситуации.

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!