СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Признаки детективного жанра в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте объектом исследования выступает роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", предметом изучения являются признаки детективного жанра в романе. Данный материал может быть использован на уроках литературы в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Признаки детективного жанра в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 31»












Индивидуальный итоговый проект

Признаки детективного жанра в романе Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»







Выполнила:

Смирнова Виктория Алексеевна,

обучающаяся 11 «А» класса

Руководитель:

Ананьева Виктория Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы











г. Ярославль, 2022 г.

Оглавление

Введение

3

Глава 1. Детектив как жанр литературы

6


1.1. История возникновения жанра

6


1.2. Особенности произведений детективного жанра

7

Глава 2. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как русский детектив

10


2.1. Истоки русского детектива

10


2.2. Признаки жанра детектива в романе «Преступление и наказание»

12

Заключение

19

Список использованных источников и литературы

20



























Введение



Все хорошие книги сходны в одном,

— когда вы дочитаете до конца,

вам кажется, что все это случилось с вами,

и так оно всегда при вас и останется.

Эрнест Хемингуэй

Книга является «дверью» в новый для читателей мир. Её может открыть любой человек и насладиться литературным путешествием, «пройдя» по строкам писателей прошлого и настоящего времени. Люди читают книги, для того чтобы «уйти» от реальности и погрузиться в новый для них мир, но каждый человек сам выбирает, каким он будет: детективным, драматическим, приключенческим или любовным.

Не секрет, что огромное количество людей во всем мире увлекается чтением детективов. Детектив - это замечательная разминка для ума, а также вполне доступная возможность отвлечься от сложностей повседневной жизни. Если изучить все этапы развития детектива как жанра в литературе, то можно с уверенностью сказать, что с момента возникновения он очень изменился. Особенно интересна история появления русского детектива, который зарождался параллельно с американским детективным романом, но первый во многом отличается от зарубежного, потому что он появился во времена реализма. Например, великий роман Федора Достоевского «Преступление и наказание»1 в какой-то степени вобрал в себя элементы детективного жанра – тем более что сам Достоевский любил Эдгара По2 и писал хвалебные статьи о его рассказе «Черный кот» в своем журнале «Новое время». Однако «Преступление и наказание» считалось не детективом, а скорее судебным очерком, тем самым отголоском судебной реформы. Возникает ощущение, что Достоевский прочитал о преступлении в газете и переработал его в христианском романе. Какие элементы детективного жанра присутствуют в романе «Преступление и наказание»?

Именно эти вопросы и определили цель нашего исследования – выявить признаки детективного жанра в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Поставленная цель предопределила следующие задачи исследования:

  1. изучить историю возникновения жанра детектива;

  2. выявить особенности произведений детективного жанра;

  3. изучить истоки появления русского детектива;

  4. прочитать и проанализировать роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского;

  5. вызвать интерес к творчеству Достоевского;

  6. создать буклет «Детектив наоборот».

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» присутствуют элементы детективного жанра.

Объектом исследования выступает роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Предметом изучения являются признаки детективного жанра в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В ходе исследования мы использовали следующие методы: изучение справочной литературы и информации статей, сайтов; анализ; обобщение.

Практическая значимость заключается в том, что данный материал может быть использован на уроках литературы при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», чтобы вызвать интерес обучающихся к данному произведению.

Продукт проекта – буклет «Детектив наоборот».

Структура работы определяется спецификой выбранной темы и особенностями отобранного для исследования материала. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка источников. Во введении ставятся цели и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, приводится структура исследования и проводится краткий анализ практической значимости работы. В первой главе мы рассматриваем историю возникновения жанра детектива и его особенности. Во второй главе прослеживаем историю русского детектива, выявляем признаки детективного жанра в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В заключении обобщаются результаты работы, приводятся основные выводы.

































Глава 1. Детектив как жанр литературы



Детектив (англ. detective, от лат, detego — раскрываю, разоблачаю) – это преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости. Он включает в себя не просто сюжет, который помогает расслабиться и отдохнуть за чтением книги, а даёт возможность почувствовать себя в роли следователя, который, собирая улики, даёт возможность читателю «раскрыть» преступление. Классик детективного жанра Г. К. Честертон3 считал, что «существо детективного романа состоит в изображении видимых феноменов, причины которых скрыты, а это и есть, если поразмыслить, существо всех философий».



    1. История возникновения жанра детектива

По мнению историков, детектив зародился очень давно, еще в XIII веке, тогда он упоминался в священных писаниях, в которых говорилось об убийствах и их расследованиях, но активно детектив начал развиваться в XIX веке. Главными героями произведений в начале зарождения этого жанра были сыщики, которым нравилось с помощью улик находить разгадку. В 1841 году американский писатель Эдгар Аллан По написал первое детективное произведение – «Убийство на улице Морг». Главный герой Огюст Дюпен становится прототипом последующих сыщиков-любителей в произведениях других писателей. Историки считают, что именно с Э. По авторы начинают активно писать детективные произведения.



1.2. Особенности произведений детективного жанра

Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).

Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива были названы кандидатом медицинских наук Н. Н. Вольским, который писал, что «мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь» [3]:

• обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки;

• стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей;

• существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками;

• данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Но не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам;

• отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — недопустимость случайных ошибок и не выявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов, русский писатель-фантаст, публицист, кинодраматург, указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

• читателю детектива предлагается соучастие в своего рода игре — разгадке тайны или имени преступника;

• «Готическая экзотика» - начиная с инфернальной обезьяны, родоначальника обоих жанров (фантастики и детектива) Эдгара По, с голубого карбункула и тропической гадюки Конан Дойля, с индийского лунного камня Уилки Коллинза и кончая уединёнными замками Агаты Кристи и трупом в лодке Чарльза Сноу, западный детектив неисправимо экзотичен. Кроме того, он патологически привержен к готическому роману (средневековый замок — излюбленные подмостки, на которых разыгрываются кровавые драмы);

• схематичность - отличие от научной фантастики детектив зачастую пишется только ради детектива, то есть сыщика. Иначе говоря, преступник подстраивает свою кровавую деятельность под детектива, подобно тому, как опытный драматург подгоняет роли под конкретных актёров.

С точки зрения композиции в детективном произведении можно выделить три части:

  1. загадка: событие, с которого начинается рассказ, чаще всего это – преступление, но в редких случаях поиск чего-либо.

  2. расследование: поиск зацепок, которые впоследствии становятся фактами, на которые опирается читатель для разгадки преступления.

  3. разгадка: в течение всего произведения читатель получает подсказки, которые помогают ему найти мотив совершенного преступления.



Глава 2. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как русский детектив

    1. Истоки русского детектива


Первый русский детектив написан за полвека до того, как появилась в печати серия рассказов Эдгара По («Убийства на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Похищенное письмо» (1844), признанного основоположником детектива. Факт остался незамеченным не только современниками, но и потомками. Оно и понятно, ведь в конце XVIII века — а именно к тому времени относится публикация рассказа — в строгой иерархии литературных жанров, установленной классицизмом, не отводили места произведениям о сыщиках (хотя сам институт сыска на Руси существовал ещё со времён Алексея Михайловича Тишайшего и его Тайного приказа). Нишу авантюрной литературы в момент появления рассказа занимал «детектив наоборот» — плутовской роман о похождениях жуликов и прохиндеев. И лишь спустя десятилетия в России появились и завоевали огромную популярность уголовные, или полицейские, романы, беллетризованные «записки следователя», судебные очерки. И всё же первым детективом можно считать полузабытый рассказ с непритязательным названием «Горькая участь» замечательного литератора и издателя второй половины XVIII века Михаила Дмитриевича Чулкова [11].

Однако в России должность судебного следователя была введена в 1860 году, поэтому принято считать, что первые русские художественные детективные произведения появились только в 1872 году, до этой даты можно было прочитать только очерки о сыщиках и людях, нарушивших закон или подозреваемых в злодеяниях. В печати появились «Московские тайны» М. М. Максимова, «Острог и жизнь (Из записок следователя)» Н. М. Соколовского, «Правые и виноватые. Записки следователя сороковых годов» П. И. Степанова. Процессу расследования уголовного дела посвящены произведения Н. Д. Ашхарумова «Концы в воду», «Убийство в деревне Медведице» С. А. Панова, «Рассказы следователя» А. А. Шкляревского. Яркой особенностью русского уголовного романа был психологический анализ характеров преступников и лиц, расследующих преступления. Другая отличительная черта отечественного детектива заключается в том, что авторы уделяли основное внимание не процессу расследования и сыщику, а внутреннему миру человека, совершившего преступление, его переживаниям, которые часто вели к раскаянию. Исключительно важно было показать также причины, толкнувшие героя произведения на нарушение закона. Сюжеты в русских детективах, в отличие от иностранных, заимствованы из жизни. Произведения отечественных авторов этого жанра намного более естественны, чем у западноевропейских писателей.

Русский детектив зародился в России XIX века во времена правления Александра II, когда император провёл судебную реформу, в результате которой на заседаниях присутствовали СМИ того времени. Впоследствии этого они печатали и выпускали очерки в газетах и журналах. В эпоху реализма именно криминальные хроники привлекли внимание народа. Опираясь на очерки в газетах, литераторы начинают писать детективные рассказы и повести. Тем не менее детективный жанр не походил на западный манер, потому что в странах Европы расцветал романтизм.

В России классический (истинный) детектив «спасают» поклонники остросюжетного жанра, упорно не признающие навязываемой простоты в понимании классики. Десять заповедей русского истинного детектива:

1. Обязательное наличие загадочного происшествия без участия сверхъестественных сил и явлений.

2. Расследованием и разгадыванием тайны занимается только один человек, не обязательно являющийся представителем властных структур и не являющийся виновником происшествия.

3. В происшествии не замешаны представители тайных обществ или шпионских организаций.

4. Тайной происшествия не может быть несчастный случай, самоубийство или действие потусторонних сил.

5. Виновник происшествия всегда один, и он не является профессиональным уголовником или представителем коммерческих или государственных разведслужб.

6. Разгадка тайны происшествия должна основываться только на учете следов преступления и логических выводах, но не на признании виновного или на нелогичных предположениях.

7. Происшествие носит частный характер и не основано на любовных отношениях виновного и участников.

8. Детектив не содержит пейзажных, лирических и других зарисовок, кроме исследования психологических качеств участников и виновного в происшествии.

9. Виновный в происшествии должен быть известен читателю и ведущему расследование с момента начала следствия, а не появляться в самом конце.

10. Читатель получает равные и одновременные с расследуемым возможности доступа к следам происшествия и свидетельствам участников.


    1. Признаки жанра детектива в романе «Преступление и наказание»


В своем творчестве Фёдор Михайлович многое черпал у Чарльза Диккенса. Не стал исключением и роман «Преступление и наказание»: жизнь униженного, оскорбленного человека, претерпевающего острую нужду в деньгах, решающегося на отчаянный поступок и совершающего его.

Но всё не так просто. Достоевский сожжет потом первую рукопись «Преступления и наказания», чтобы начать все сначала, в гораздо более новаторской манере, с некоторой оглядкой на хоррор-романтизм (здесь необходимо упомянуть рассказ «Сердце-обличитель» Эдгара Аллана По), но не отступая от заветов классического реализма, насколько это вообще возможно для криминального детектива середины XIX века.

Достоевский написал чуть ли не первый детективно-психологический роман в истории литературы. В той или иной степени, все компоненты на месте: рефлексирующий убийца, он же главный герой (Родион Раскольников); маститый сыщик, напавший на след преступника (Порфирий Петрович); ведущая порочный образ жизни, но внутренне невинная красавица (Соня Мармеладова); «двойник» главного героя (Свидригайлов); общая атмосфера и антураж. И само преступление.

Психологизм романа усиливает напряжение. Сны Раскольникова, его нервозное состояние, разговоры со следователем (который словно знает всё наперёд), самоубийство Свидригайлова, скоропостижная смерть Мармеладова и прочие во многом чудовищные моменты. Чудовищные в своей пугающей реалистичности. Во многом именно по этой причине «Преступление и наказание» смотрится довольно современно. Даже стиль, язык, «дыхание» книги не выглядят архаичными (несмотря на речевые обороты той эпохи): все живое, топографически узнаваемое (пусть и отраженное, чуть измененное, словно во сне), на удивление интересно.

Присутствует в работе великого писателя и некоторый мистицизм, точнее — совпадения с реальными событиями вполне мистические. К примеру, уже в период первой публикации в журнале «Русский вестник» одно издание, обозревающее происшествия («Московские полицейские ведомости»), сообщило о похожем преступлении, совершенном студентом университета.

Роман полон неожиданных поворотов, внезапных «сцен-концовок», заставляющих переживать за героев в последующей главе повествования.

Окончание романа спокойное (все самое страшное в судьбе Раскольникова уже произошло, как бы говорит нам автор). Родиона и сопровождающую его в сибирской жизни Соню ожидает постепенное, почти размеренное перерождение. Обретение Бога внутри себя.

Но не всё так однозначно. Роман многогранен. В статье «Проблемы поэтики Достоевского» известный литературовед М.М. Бахтин называет роман «Преступление и наказание» полифоническим, то есть сочетающим в себе элементы сразу нескольких видов романа, в том числе черты детектива. [1] В. Б. Шкловский в работе «Новелла тайн» пишет о загадочном появлении Свидригайлова у постели больного Раскольникова. [12] Хотя это появление и подготовлено указанием, сделанным нарочно мельком, о том, что какой-то человек подслушал адрес, но таинственность усиливается сном Раскольникова. Создается ощущение, что Свидригайлов появился у Раскольникова по желанию автора, это неожиданный визит не только для самого героя, но и для читателей. Или захотелось Раскольникову поговорить со Свидригайловым, он идет мимо трактира и как раз встречает его там. Этой сцене Достоевский придал значение какого-то мистического, рокового совпадения: «Он хотел было пойти назад, недоумевая, зачем он повернул на — ский проспект, как вдруг, в одном из крайних отворенных окон трактира, увидел сидевшего у самого окна, за чайным столом, с трубкою в зубах, Свидригайлова. Это страшно, до ужаса поразило его».

Писатель и литературовед А. Вулис4 в своей работе «Поэтика детектива» пишет о том, что сама схема детектива - «игровой прием», посредством которого в занимательной форме до читателя автор может донести какие-либо философские мысли и идеи.[4] Данной проблемой занимался и Ю. М. Лотман5, отмечая особую психическую установку играющего, «одновременно верящего и не верящего в реальность разыгрываемого конфликта».[8] Здесь элементы детективного сходятся с авантюрным, карнавальным: карнавал, своего рода безумство, такое же, как и преступление. Если же обратиться к особенностям реального карнавального действа, существовавшего в разных формах почти у всех народов, можно сделать вывод, что карнавал — тоже своего рода «преступление», «отступление от правил», безумство. У Достоевского мы находим обратную схему детектива — «детектив наоборот». В прямой последовательности детектив строится так: есть преступление и есть следователь, на протяжении всего романа расследующий, кто именно является убийцей или грабителем. Так были написаны детективы Э. Габорио, Р. Стивенсона, Эдгара По и других писателей.

В «Преступлении и наказании» сохраняется вся атрибутика детектива: есть преступление — убита старуха-процентщица, есть улики — топор, отпечатки крови, есть украденные деньги, есть свидетель — дворник и есть хороший хитроумный следователь (сыщик) Порфирий Петрович. Выпадение одного звена, а именно тайны лица преступника, «рушит» весь детектив. Современный литературовед Дмитрий Быков говорит по этому поводу, что «Достоевский придумал свой вид детектива — а именно, фантастический детектив». По его структуре, у преступления Раскольникова есть два мотива: «деньги» и «теория».

Немаловажным является и то, что Достоевский, в отличие от всех авторов романа-детектива, не опускает элемент описания. В «Преступлении и наказании» огромную роль играют интерьеры, цвет, звук, место действия. В поле зрения читателя не только детективная коллизия, но и весь Петербург с его грязными каналами, вонью, подворотнями, развратниками, мелочными денежными дрязгами и беззаконием. Благодаря описательности, смещается весь фокус романа: становится важно не то, кто убил, а почему нельзя убить. Именно поэтому убийца известен изначально, а суть детектива трансформируется таким образом, что конец романа приводит нас не к нахождению преступника, а к нахождению веры.

Итак, с помощью детективных и авантюрных элементов, сливающихся в романе воедино, автор создает принципиально новый, «полифонический роман». Авантюра и карнавал выступают как средства создания образа не только Петербурга – «больного» города, в котором невозможно жить, но и всей современной писателю действительности. Петербург — лишь сцена, на которой разворачивается «представление» без деления на зрителей и актеров. На этой сцене — вся человеческая жизнь, с ее «пограничными состояниями» – темными лестницами, узкими каморками, перекрестками – ставящими человека перед извечным выбором, перед борьбой и поиском правды. Авантюра в широком смысле предполагает борьбу, преодоление препятствий ради чего-то высшего. Это же предполагает и детектив. Исходя из этого, роман «Преступление и наказание» не мог быть написан без этих элементов, иначе, он не вошел бы в категорию «вечных».

Таким образом, если вернуться к правилам детективного жанра, то можно сказать, что роман Достоевского не подчиняется первому правилу написания русского детектива (обязательное наличие загадочного происшествия без участия сверхъестественных сил и явлений), так как читатель сразу знает все мысли героя, имеет представление о каждом его шаге, поступке, ошибке, читатель является как бы соучастником всех действий Раскольникова, он узнает все раньше, чем следователь; шестому (разгадка тайны происшествия должна основываться только на учете следов преступления и логических выводах, но не на признании виновного или на нелогичных предположениях), так как к разоблачению преступника привели умелые психологические приемы Порфирия Петровича. Признание Раскольникова не было случайным, его подвели к этому Соня и следователь; восьмому правилу написания детектива (детектив не содержит пейзажных, лирических и других зарисовок, кроме исследования психологических качеств участников и виновного в происшествии), так как в романе большое место уделяется изображению пейзажа, интерьера, улицы; десятому, так как читатель с самого начала знает, кто совершил преступление.





Заключение

В исследовательской работе выявили признаки детективного жанра в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В ходе работы решены следующие задачи:

- изучили историю возникновения жанра детектива;

- выявили особенности произведений детективного жанра;

- изучили истоки появления русского детектива;

- прочитали и проанализировали роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского;

- создали буклет «Детектив наоборот».

Проанализировав роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что данное произведение действительно имеет признаки детективного жанра. Но роман Ф.М. Достоевского был бы слишком прост, если бы «помещался» в рамки детектива. И это был бы уже не Достоевский. Формально данное произведение можно отнести к данному жанру: в основе сюжета лежит преступление и его раскрытие; есть преступник (Раскольников); есть умный следователь, который понимает преступника, ведет его к разоблачению (Порфирий Петрович); есть мотив преступления; есть отвлекающие ходы (признание Миколки), улики. Но выпадение одного звена, а именно тайны лица преступника, «рушит» весь детектив.

Произведение Достоевского многогранно. Есть явные отступления от жанра детектива: отсутствует загадочное происшествие, поэтому нет тайны, разгадка которой должна основываться только на учете следов преступления и логических выводах, но не на признании виновного или на нелогичных предположениях; произведение содержит пейзажные, лирические и другие зарисовки, что не характерно для жанра детектива; читатель не должен иметь доступа к следам происшествия и свидетельствам участников с самого начала. Поэтому можно с уверенностью сказать, что роман «Преступление и наказание» выходит за рамки простого детектива, потому что детективная основа романа лишь предлог для постановки иных задач. Это уникальное произведение, в котором искусно переплетены детективная, социальная, психологическая и философская составляющие.

Мы хотели привлечь особое внимание к творчеству русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, самого неоднозначного писателя XIX века.

































Список использованных источников и литературы

  1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6, 167 с.

  2. Белов С. Комментарий к роману «Преступление и наказание». - 2-е издание. – Москва, 1985.

  3. Вольский Н.Н. Русские предшественники Эдгара По / Н.Н. Вольский, П.А. Моисеев // Вопросы литературы. – 2012 - № 6. – 16 с.

  4. Вулис А. Поэтика детектива. Статья. Опубликована в журнале: Новый мир. — 1978. — № 1, 290 с.

  5. Гроссман Л. Статьи о творчестве Достоевского. Достоевский реакционер, Москва, 2015, 140 с.

  6. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Л.: Наука, 1973, 472 с.

  7. Кожинов В. Роман «Преступление и наказание». Три шедевра русской классики. – Москва, 1985.

  8. Лотман Ю.М. О детективе и «детективном литературоведении». Из статьи «О дуэли Пушкина без «тайн» и «загадок»: Исследование, а не расследование // Пушкин: Биография писателя. СПб.: 1995, 378 с.

  9. Путь русского детектива. [Электронный ресурс] // название сайта? URL: https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/ghghghgh/783545.html

  10. Ситников К. Откуда есть пошёл детектив русский…[Электронный ресурс] // Журнал «Наука и жизнь» URL:https://www.nkj.ru/archive/articles/19631/

  11. Шкловский В. О теории прозы. Новелла тайн (статья). – М.: Федерация, 1929, 265 с.

















































































1 Роман «Преступление и наказание» был опубликован писателем в 1866 году

2 Эдгар Аллан По (1809-1849 гг.) – американский писатель, литературный критик и редактор

3 Гилберт Кит Честертон (1974-1936) – английский писатель, философ, журналист

4 Абрам Зиновьевич Вулис (1928-1993) – советский писатель и литературовед

5 Юрий Михайлович Лотман (1922-1993) – советский и российский литературовед, культуролог и семиотик


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя