Урок . Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль.
Цели: закрепить полученные о причастии знания; выяснить, какие морфологические признаки глагола есть у причастия, какие признаки прилагательного есть у причастия; (р/р) учить составлять словосочетания и предложения, используя причастия.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– Назовите причастия из упражнения 56, отметьте их морфологические признаки: с каким словом связано, вид, время, число, падеж, род.
– Дайте определение причастия, укажите его синтаксическую роль в предложении.
3. Работа по теме урока. Чтение текста, записанного на доске.
ВЕТЕР
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М. Исаковский
– Связан ли заголовок с темой текста?
– Назовите грамматическую основу этого предложения.
– Определите вид, время, переходность, возвратность глаголов.
– Образуйте от глаголов причастия, указав их вид, время, возвратность.
– Какой вывод мы можем сделать, говоря о глагольных признаках у причастия?
Записать в тетрадях:
ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ

1) вид (совершенный и несовершенный)
2) время (настоящее и прошедшее)
3) возвратность (возвратное или невозвратное)
4. Задание на закрепление темы.
1. Запишите причастия, указывая глагольные признаки, в скобках укажите глаголы, от которых образованы эти причастия.
Колеблющийся (колеблются), строящий (строят), приобретаемый (приобретают), тронутый (тронул), засеянный (засеял), позабытый (позабыл), умывавшийся (умывался), играющий (играет).
2. Подберите существительные (устно) к записанным причастиям.
3. Подберите к существительным ветер, тучи, листья, осень причастия, составьте с данными словосочетаниями небольшой текст, озаглавьте его.
5. Просклоняйте сочетание:
красное развевающееся знамя.
– Что общего вы заметили при склонении прилагательного и причастия?
Запись в тетради.
ПРИЧАСТИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1) согласуются с существительным в роде, числе, падеже;
2) в предложении чаще всего бывает определением;
3) имеют полную и краткую форму:
лед покрыт полыньями; знамя красно.
6. Задание на закрепление темы.
1). Прочитайте текст (распечатан и лежит перед каждым на столе). Озаглавьте. Определите тип текста (устно).
Выпишите словосочетания
укажите признаки глагола и прилагательного (в скобках).
Огромное туман..ое кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ноч..ного неба, казалось темной крещенской проруб..ю. Такой же загадоч..ной, таинствен..ой, от которой ждешь (не)бывалого и удивительного. Этот гиган..ский космический глаз смотрел на землю внимательно и строго. Если бы рядом с луной (не)было (не)скольких светящ..хся звездочек, внушающих (не)которую (не)уверенность, то пришлось бы ощутить беспокойство и даже испытать… страх. (Ф. Нестеров.)
2). Тестирование.
1) Найдите словосочетание с причастием:
а) глиняная ваза (красный флаг);
б) пораженный красотой (краснеющий плод);
в) масленый пирог (дремлющий старик);
г) маслянистая жидкость (дремучий лес).
2) Укажите причастие:
а) видевший;
б) думая;
в) рассчитав;
г) поспеши.
3) Какой из перечисленных признаков отличает причастие от глагола:
а) время;
б) вид;
в) наклонение;
г) возвратность.
4) Укажите причастие в форме предложного падежа единственного числа:
а) усыпанные;
б) закутавшийся;
в) нависшим;
г) посмотревшем.
5) Какого морфологического признака нет у причастия:
а) число;
б) род;
в) время;
г) лицо.
6) Укажите причастие в форме винительного падежа единственного числа:
а) намеченную;
б) обслуживаемого;
в) синеющих;
г) позванивающим.
Домашнее задание: упражнение 57.