Итак, запишем тему урока: Местоимение как часть речи. Местоимения очень часто встречаются в нашей речи. По частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Особенно много местоимений в поэтической речи. Послушайте стихотворение детского поэта Заходера, в котором очень много местоимений. На днях, не знаю сам зачем, Зашел я в незнакомый дом, Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том о сем. Я рассказал им, что, когда И почему и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего; Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему; И что подумали о том, И если нет, то почему. Когда ж закончил я рассказ, То Кое-Кто спросил: “И все?” Ты, говорил тут целый час, А рассказал ни то ни се! Что вы поняли из этой песенки? Почему не всё понятно? 2. Сформулируем вместе с учащимися определение . Местоимение- часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. В русском языке есть ряд особенностей, характерных только для местоимений. Местоимение При изменении по падежам может иметь нестандартные окончания.(мы –вас – вам - вами) Может пропустить внутрь себя в косвенных падежах предлог и фактически распадается на три слова(никто– ни у кого) Может не иметь именительного падежа(себя) Может быть одним словом, но отвечать на разные вопросы.(её –чьё ? её -кого?) Какую же роль играют местоимения в нашей речи? Прочтите следующее стихотворение, найдите в нём все местоимения, выпишите их, определите, какими членами предложения они являются. Мне русская речь -как музыка. В ней слово звучит, поёт. В ней дышит душою русскою Создатель её - народ. И я в эту речь ныряю, Как в речку, И с самого дна Сокровища добываю, В которых поёт весна. (мне -дополнение, в ней- дополнение, её - дополнение, я- подлежащее, эту, с самого- определения, в которых—дополнение, ) 3.Сделаем вывод о том, какую синтаксическую роль могут играть местоимения. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. Какую роль выполняют местоимения в тексте? Цвети, цвети, любимый Казахстан! Алматы, Актау, Туркестан! Где и младенец, и старик седой Равны, как братья из семьи одной. Цвети, цвети, родной мой Кокшетау, Караганды, Семей и Каратау! Пусть светит всем счастливая звезда, Мой Казахстан - свободная страна! Я каждое утро просыпаюсь с чувством радости, уверенности в завтрашнем дне моих земляков и моих детей, с чувством благодарности Президенту за то, что живу под счастливой звездой суверенного государства. Прошлое преподало нам немало суровых уроков. Народ сполна испил их горечь. Но сегодня мы, казахстанцы, являемся хозяевами своей судьбы. Как сказал Президент: «Нас всех объединяет и хранит, делает крепче и увереннее Великий Дух Независимости! Он воплощается в каждом младенце, родившемся на свет под ясным и солнечным казахстанским небом. Он - в каждом гражданине страны и каждой казахстанской семье, каждом новом построенном доме, каждом городе, ауле, селе». 4 Итак, для чего же нам нужны местоимения? Вместо повторяющихся слов можно использовать местоимения. В тексте местоимения являются средством связи между предложениями. Такую роль выполняют личные и указательные местоимения. По своему значению и грамматическим особенностям местоимения подразделяются на разряды. 5 Давайте познакомимся с разрядами местоимений. Личные (я, мы, ты, вы, он, она, они, оно) Возвратные (себя) Вопросительные (кто? что? каков? чей?) Относительные (кто, что, каков, чей) Неопределённые (некто, кое-кто) Отрицательные (никто, ничей) Притяжательные (мой ,твой, наш) Указательные (тот, этот) Определительные (весь, самый, другой) От лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования. Давайте прочтём текст и попытаемся установить, какие местоимения в нём присутствуют. Давайте улыбнёмся! Улыбка-это нечто, чем встречают любого человека -не потому, что он хороший, умный, весёлый. Улыбка дарится человеку просто потому, что перед тобой человек, которому вы не желаете ничего плохого и своей улыбкой уже помогаете ему в этом. Назови все местоимения и их разряды. Нечто- неопределённое местоимение Это, в этом – указательные местоимения Чем, которому- относительные местоимение Он, тобой ,вы, ему - личные местоимения Ничего- отрицательное местоимение Своей- притяжательное местоимение Как видим такое обилие местоимений в тексте нисколько не испортило его, а наоборот, местоимения помогли точно, экономно выразить мысль. Но иногда наблюдается и неоправданное использование местоимений в речи. |