СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Признаки одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое способности? Чем они отличаются от одаренности? Признаки одаренности детей от 4 до 17 лет. Технические. интеллектуальные и художественные способности, музыкальный, артистический и спортивный таланты, литературные дарования, способности к научной работе - методика их определения и построение диаграммы уровня интересов ребенка. Работа составлена с опорой на исследования А.И.Доровского в 1995 году, Воронежский институт повышения квалификации работников образования.

Просмотр содержимого документа
«Признаки одарённости. Работа с одарёнными детьми.»

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Способности – отдельные психические свойства, обусловливающие возможности ребенка в той или иной деятельности.

Одаренность – своеобразное сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют в своем взаимодействии.



ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ

(дошкольный период 4-7 лет, школьный период 8-17 лет)

  1. Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»), яркое воображение, нечеткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочитает общество старших детей и взрослых. Добр, открыт, понятлив; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость.

  2. Успех во многих начинаниях, высокие результаты, потребность в коллекционировании, с удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.



Проявление технических способностей:

  1. Интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами.

  2. Любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру.

  3. Сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры.

  4. Может чинить неисправные приборы, находит оригинальные решения.

  5. Любит и умеет рисовать чертежи и эскизы механизмов.

  6. Интересуется специальной технической литературой.





Проявление музыкального таланта:

  1. Любит музыку и музыкальные записи.

  2. Быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается, легко запоминает.

  3. Поет, играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, свое настроение.

  4. Сочиняет собственные мелодии.

  5. Научился или учится играть на музыкальном инструменте.

Артистический талант:

  1. Часто, когда не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами. Движениями.

  2. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает.

  3. Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает.

  4. С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрители были взрослые.

  5. С удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения.

  6. Пластичен и открыт всему новому.

  7. Любит и понимает значение красивой одежды.

Интеллектуальные одаренности:

  1. Хорошо рассуждает, ярко мыслит. Понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей.

  2. Обладает хорошей памятью.

  3. Легко и быстро схватывает новый школьный материал.

  4. Задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов.

  5. Любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную.

  6. Обгоняет своих сверстников по учебе; причем не обязательно является отличником; часто жалуется, что в школе ему скучно.

  7. Гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно.

  8. Обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив.

  9. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.




Спортивный талант:

  1. Энергичен и все время хочет двигаться.

  2. Смел до безрассудства, не боится синяков и шишек.

  3. Почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре.

  4. Неизвестно когда научился ловкости управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками.

  5. Лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно.

  6. Предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню.

  7. Кажется, что никогда всерьез не устает.

  8. Подражает своему любимому герою - спортсмену.

Литературные дарования:

  1. Рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  2. Любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное.

  3. Выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета.

  4. Изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными.

  5. Любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится писать роман о собственной жизни.

Способности к научной работе:

  1. Обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и обобщениям.

  2. Умеет четко выразить словами чужую или собственную мысль, наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя.

  3. Любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе.

  4. Часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий.

  5. С удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций.

  6. Не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.



Художественные способности:

  1. Не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.

  2. В своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося.

  3. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-нибудь произведение искусства или пейзаж.

  4. Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.

  5. Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.

  6. Не робеет высказывать свое собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.



Методика: оцените каждый пункт в баллах от 2 до 5, разделите на количество вопросов.



Диаграмма уровня интересов ребенка.



5









4









3









2



















Техн.

Муз.

Арт.

Интелл.

Спорт

Лит.

Научн.

Худ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!