СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Призрак или человек». (По роману Гайто Газданова «Призрак Алексанлра Вольфа».)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по роману Гайто Газданова "Призрак Александра Вольфа".  Имя Гайто Газданова, одного из крупейших русских писателей, творчество которого было по достинству оценено в литературных кругах русского зарубежья, но по извнстным причинам оставалось недоступным на родине.

Просмотр содержимого документа
««Призрак или человек». (По роману Гайто Газданова «Призрак Алексанлра Вольфа».)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с.Октябрьское» муниципального образования- Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания











Урок литературы в 11 классе



«Призрак или человек?».

(По роману Гайто Газданова

«Призрак Алексанлра Вольфа».)







Урок подготовила учитель

русского языка и литературы

Кучиева Фатима Петровна.





Урок литературы в 11 классе

Тема урока: «Призрак или человек?». (По роману Гайто Газданова «Призрак Алексанлра Вольфа».)

Оборудование урока: Портрет ГайтоГазданова,

Рисунок (фоторобот-портрет Александра Вольфа)

Цель: научить анализировать текст, исследовать приёмы Я- перспективы.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами

Регулятивные- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, извлечение необходимой информации, выбор оснований и критериев для сравнения, выдвижение гипотез и их обоснование.



Ход урока.



1 . Чтение вступительного эпизода романа « В степи» на фоне космической музыки группы SPACE" .

«Я ехал по пустынной извивающейся дороге; изредка попадались небольшие рощицы, скрывавшие от меня некоторые ее изгибы. Солнце было высоко, воздух почти звенел от жары. Несмотря на то, что я ехал быстро, у меня сохранилось неверное воспоминание о медленности всего происходившего. Мне по-прежнему так же смертельно хотелось спать, это желание наполняло мое тело и мое сознание, и от этого все казалось мне томительным и долгим, хотя в действительности, конечно, не могло быть таким. Боя больше не было, было тихо; ни позади, ни впереди меня я не видел никого. И вот на одном из поворотов дороги, загибавшейся в этом месте почти под прямым углом, моя лошадь тяжело и мгновенно упала на всем скаку. Я упал вместе с ней в мягкое и темное - потому что мои глаза были закрыты - пространство, но успел высвободить ногу из стремени и почти не пострадал при падении. Пуля попала ей в правое ухо и пробила голову. Поднявшись на ноги, я обернулся и увидел, что не очень далеко за мной тяжелым и медленным, как мне показалось, карьером ехал всадник на огромном белом коне. Я помню, что у меня давно не было винтовки, я, наверное, забыл ее в роще, когда спал. Но у меня оставался револьвер, который я с трудом вытащил из новой и тугой кобуры. Я простоял несколько секунд, держа его в руке; было так тихо, что я совершенно отчетливо слышал сухие всхлипывания копыт по растрескавшейся от жары земле, тяжелое дыхание лошади и еще какой-то звон, похожий на частое встряхивание маленькой связки металлических колец. Потом я увидел, как всадник бросил поводья и вскинул к плечу винтовку, которую до тех пор держал наперевес. В эту секунду я выстрелил. Он дернулся в седле, сполз с него и медленно упал на землю. Я оставался неподвижно там, где стоял, рядом с трупом моей лошади, две или три минуты. Мне все так же хотелось спать, и я продолжал ощущать ту же томительную усталость. Но я успел подумать, что не знаю, что ждет меня впереди, и долго ли еще буду жив, - и неудержимое желание увидеть, кого я убил, заставило меня сдвинуться с места и подойти к нему. Ни одно расстояние, никогда и нигде, мне не было так трудно пройти, как эти пятьдесят или шестьдесят метров, которые отделяли меня от упавшего всадника; но я все-таки шел, медленно переставляя ноги по растрескавшейся, горячей земле. Наконец я приблизился к нему вплотную.»

Вопросы к классу:

Какие ощущения возникают у вас, когда вы читаете этот фрагмент?

(Нереальность, космичность, запредельность ситуации, заторможенность реакции героя, его неспособность действовать осознанно.Музыка усиливает впечатление: мы словно оказываемся в адской пустыне).

-Что еще более усиливает эту версию? (Белый конь Апокалипсиса)

2. Работа с эпиграфом к уроку:

-Нам предстоит определить, какую роль играет в этом эпизоде конь.

Обратимся к эпиграфу:

«Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить».

Откровения Ионна (глава 6, стих 2)

«Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей».

Откровения Ионна (глава 6, стих 5)

«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными».

Откровения Ионна (глава 6, стих 8).

- В рассматриваемом эпизоде мы видим двух коней: вороного и белого. Вороной убит под героем. (Значит, он утратил меру всего, утратил реальное восприятие мира?Может отсюда нереальность всего происходящего?) Но интересно восприятие белого коня героем и Вольфом: для героя - это конь победителя, он уносит его к спасению. Для Вольфа же – это конь смерти. Кто же из них окажется прав? В дальнейшем мы попытаемся установить это.

3. Криминальное расследование.

- Нам предстоит сегодня определить, кто такой Александр Вольф, расследовать фактически убийство, одно из самых страшных преступлений. Начнем расследование с портрета подследственного. Дело ведет следователь по особо важным делам, который определяет ход следствия. (Следствие ведет один из способных учеников, которому предстоит обобщить наблюдения криминалистов и готовить выводы и заключения).

а) Следователь предлагает составить «фоторобот» Вольфа, используя заранее заготовленный портрет-рисунок и словесный портрет (по тексту романа).

На основании наблюдений криминалистов над текстом, обобщая материал, Следователь делает вывод о своеобразии портрета Вольфа, обращая особое внимание на его глаза: (ведь не случайно говорят, что глаза, это зеркало души) то мертвые, то страшные, то нечеловеческие.

б) Биография Вольфа составляется на основе внимательного изучений текста одним из криминалистов. Биография позволяет судить о глубине и разносторонности, а также о противоречивости его характера.

Следователь делает вывод о «всечеловечности» Вольфа: в любой стране он воспринимается как «свой», знает несколько языков, побывал во многих странах мира (в России, Англии, Америке, Франции).Обращаем внимание на его музыкальные способности (связь музыки с космической стихией).

в)История преступления.

Выступают свидетели преступления в степи со стороны автора, Вольфа, Вознесенского. -Что могло произойти с ВОЛЬФОМ в момент выстрела? Обратите внимание на эпиграф его рассказа: «Подо мной мой труп со стрелой в виске»(Эдгар По). Он словно наблюдает за всем происходящим со стороны, как душа убитого наблюдает за своим телом после смерти.

Сообщение ученика о превращениях души человека после его смерти(по законам «Живой этики»). Физическое, эфирное, астральное, ментальное тела постепенно покидают человека. В соответствии с индийской философией остаются постоянные тела: буддхи-интеллект, ум, манас, который после смерти переходит к другому телу, атман – всепроникающее – субъективное духовное начало , «Я»

-Что же осталось в оболочке Вольфа после рокового выстрела?

Интеллект и воля.

Сам Вольф признается автору, что после выстрела Саша Вольф перестал существовать и книгу о приключении в степи написал уже совсем другой человек. В душе Вольфа, однако, сохранилось сожаление о том теплом чувственном мире, который он потерял в момент выстрела. («Почему я его потерял, я не знаю.Но это произошло именно тогда»).

- Знаменательна и фамилия героя – Вольф (волк, оборотень). Учащиеся пересказывают и оценивают ситуацию с точки зрения автора, Вознесенского и самого Вольфа, находят различия в их точках зрения.

г) Последствия преступления.

- Самое важное и страшное последствие преступления – смерть души Вольфа, в результате чего он становится носителем зла в этом мире, и это отражается на всех, кто связан с ним: на Марине, на Вознесенском, на женщине, погибшей из-за любви к нему, на Елене Николаевне и, накоенц, на авторе.

Выступают свидетели обвинения: «Вольфа и Вознесенский», «Вольфа и Елена Николаевн», «Вольф и автор».

Обвинения против Вольфа (обобщает следователь по особо важным делам):

- Нарушил законы дружбы, соблазнив возлюбленную друга (Вознесенского).

- Пытался завладеть душой Елены Николаевны и, когда эта попытка сорвалась, хотел убить ее.

- Провоцировал автора на преступление и вынудил, в конце концов, стать убийцей.

- Нес в мир свою человеконенавистническую философию, оправдывая необходимость и допустимость убийства.

Философия Вольфа в его собственном изложении:

- Отношение к жизни, любви. Фатализм.(см. сказку о садовнике и смерти).

Идея убийства: Этот человек был убийцей. Он,может быть, этого не хотел, он был, казалось бы, слишком умен и слишком культурен, чтобы этого хотеть. Но он не мог не знать эту безличнуюпритягательность убийства, которую так отдаленно и теоретическизнал и я и скоторой началась история мира- в тот день, когда Каин убил своего брата. Вот почему мое воображение так упорно возвращалось к нему все эти годы.Воспоминание о нем неизменно связывалось с представлением об убийстве, темболее трагическим, что от него нельзя было уйти, так как эта идея былаоблечена в форму двойной неизбежности:нести с собой смерть или идти ейнавстречу, убить или быть убитым; ничем другим нельзя было остановить тослепое движение, которое олицетворял собой Александр Вольф.



В чем была соблазнительность именно этой формы преступления? ? В этих нескольких секундах насильственногопрекращения чьей-то жизни заключалась идея невероятного, почтинечеловеческого могущества.Любовь, ненависть, страх, сожаление, раскаяние, воля, страсть – любое чувство и любая совокупность чувств, любой закон и любая совокупность законов – все бессильно перед этой минутной властью убийства… с той минуты, что я знаю это, мир для меня становится другим, и я не могу жить, как те, остальные, у которых нет ни этой власти, ни этого понимания, ни этого сознания необыкновенной хрупкости всего, ни этого ледяного и постоянного соседства смерти».

- Такова идея убийства как высшего проявления власти над миром, изложенная Вольфом. Если считать, что человека создал Бог, вдохнув в него жизнь, не значит ли это, что посягающий на убийство замахивается на власть, большую, чем власть Бога? А кто пытался восстать против воли Бога? Найдем ответ в Библии:

«Сатана был прекраснейшим ангелом на небе. В один день, когда грех вошел в сердце Сатаны, он захотел быть равным Богу. Он возглавил восстание на небе и был низвергнут с небес от присутствия Божия».

- А если это так, тогда понятна становится ситуация , описанная в начале романа (мертвая, безводная, знойная пустыня, в которой встречаются автор и Вольф), имя, внешность и поступки призрака, понятна и его необычная смерть:

«Он лежал теперь во всю длину своего тела, разбросав руки; голова его была почти у ее ног». (перевернутый крест – символ Сатаны).

Рефлексия.

-Нам осталось выяснить еще один, последний, вопрос:

Вольф – только преступник лил еще и жертва?

Вспомните слова автора:

«Я всегда искал причин, вызвавших ту или иную катастрофу, - и вот теперь я думалось этом человеке с таким непонятным тяготением ко всему, что заключало в себе идею смерти. Чем можно объяснить возникновение такого душевного недуга? Он участвовал в войне, и, может быть, это повлияло на него? Я знал по собственному опыту и по примеру многих моих товарищей то непоправимо разрушительное действие, которое оказывает почти на каждого человека участие в войне. Я знал, что безмолвное, почти бессознательное воспоминание о войне преследует большинство людей, которые прошли через нее, и в них есть что-то сломанное навсегда….»

- Да, Вольф – жертва войны. Именно она спровоцировала и развила в нем те ужасные качества, которые сделали его исчадием ада, призраком, несущим людям ужас и смерть, именно она подвела его под тот роковой выстрел в степи, после которого он начал свое жуткое существование в образе Сатаны.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!