Про учебную мотивацию. Заметки для родителей.
Мы часто говорим о том, что учебная мотивация важна. И вроде бы все просто и понятно, но снова и снова возникает вопрос о том, как же правильно мотивировать ребенка к учебе?
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Далее мы с вами разберем несколько аспектов, которые, возможно, смогут ответить на этот вопрос:
Наши дети с первого класса посещаю кружки, секции и репетиторов после школы. Они развиваются, и это прекрасно, но…уставшему ребенку просто некогда понять, чего он хочет на самом деле сам, какие у него собственные способности и интересы. В итоге – апатия и безволие, ребенок превращается в «робота», который действует по привычке «потому что надо» и на наши вопросы: «Что ты хочешь?» отвечает: «Не знаю». А чуть позже, в старших классах, (не всегда, но возможно) мы получаем бунтующего подростка, отказывающегося работать и желающего превратить жизнь в вечный праздник.
А еще, в тот момент, когда уставший, измученный ребенок понимает, что после занятий по плаванию, математике и танцам его ждут еще домашние задания (и так каждый день), он учится использовать для отдыха каждую свободную минуту, таким образом экономя силы (перегруженная нервная система пытается сберечь силы – впереди еще столько дел!). И думает ребенок: «А потом еще английский и доклад…куда торопиться?». И в дальнейшем, возможно, это перерастет в привычку,..но отдыхать ребенок будет не по минуте, и даже не по полчаса. Таким образом формируется постоянное откладывание на завтра – прокрастина́ция.
Детям, независимо от возраста, нужно родительское одобрение. Благодарить за выполненные домашние обязанности и за полученные хорошие оценки. Иногда мы (родители) невольно обесцениваем успехи детей: «По литературе пять? Ты скажи лучше, что у тебя по геометрии?....так и знала! И опять не сдал долги/бардак в комнате/не помыл за собой кружку?». Таким образом формируется отвращение к труду и учебе.
есть «но»: если родитель часто говорит про то, как он устал на работе, какие неприятные вокруг него находятся люди-сотрудники, то ребенок начнет сравнивать работу родителей и свою учебу. И переносить родительский опыт в свою школьную жизнь. И делать выводы…
забота перерастает в контроль. Напряженный ребенок, который знает, что за каждую ошибку спросят и переспросят, начинает понимать, что главное не допустить ошибок, а не его интерес к новому, фантазия и вдохновение.
И еще есть важный момент: самоконтроль. Зачем самому структурировать время, перечитывать, переспрашивать, анализировать, если все равно есть родитель, который скажет, и сделает, и проконтролирует? Таким образом, контроль подавляет уверенность в себе, потому что ребенок понимает: «ему не доверяют, сам он не справится».
И вроде бы все просто и понятно, но снова и снова возникает вопрос о том, как же правильно мотивировать ребенка к учебе?