Планируемые результаты:
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; осознание ответственности человека за общее благополучие;
Метапредметные результаты: осознанное и произвольное построение сообщения в устной форме; установление причинно-следственных связей;
Предметные результаты: научится наблюдать, исследовать явления окружающего мира, Цель урока: выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты;
Орг. Момент: Здравствуйте, ребята! Меня зовут … и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Я рада, что наша встреча произошла именно сегодня. Потому что сегодня такой хороший день, потому что за партами сидят счастливые люди, я вижу это по вашим лицам.
Актуализация опорных знаний: Я предлагаю вам отгадать загадку и определить тему нашего урока.
Ты без него не сможешь жить,
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Невидим он, дышу им я.
Открытие новых знаний: Ребята, как же вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Тема урока: «Про воздух» А давайте вместе подумаем, что же интересного мы можем узнать о воздухе? (Узнаем о значение воздуха в жизни людей, животных; о мерах охраны воздуха; об источниках загрязнения воздуха) А ещё мы с помощью опытов проведём исследование свойств воздуха.
Ребята, давайте порассуждаем, что же такое воздух, кто как думает? Какой он? Можем ли мы его увидеть?
Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на нашей планете естественным образом заполняется воздухом. Воздух – невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, который окружает нашу планету, называется атмосфера.
Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров.
Учебник: Рассмотрите фотографию и схему на стр. 49. Расскажите, от чего загрязняется воздух?
(В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.)Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ, что же делают люди, чтобы воздух был чистым?
( На заводах ставят установки, которые очищают воздух от загрязнений.)
А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.
Давайте сейчас каждый из вас станет исследователем. Я предлагаю вам провести несколько опытов, чтобы вы увидели, какими свойствами обладает воздух. Сейчас я разделю вас на пары. Каждая пара получила свое задание. Вам нужно подготовить тот опыт, который описан на карточке. Я дала вас все необходимое для опыта. Когда каждый из вас проведет свой опыт, запишите получившийся результат в исследовательскую таблицу.
Свойства воздуха таблица в парах: + опыты
Пара номер 1 получают опыт №1. Держите карточку, попробуйте.
Возьмите трубочку и опустите ее в сосуд с водой. Слегка подуйте в трубочку. Что появилось? (пузырьки)
Какого цвета пузырьки воздуха? (бесцветные)
Как думаете, почему пузырьки воздуха поднимаются вверх? (воздух легче воды)
Пара номер 2 получают опыт №2.
Что вам требовалось сделать в своем опыте? (помахать листом, ладонью и почувствовать легкий ветерок, это колебания воздуха. Он окружает нас со всех сторон.)
Пара номер 3 получает опыт №3.
Посмотрите вокруг себя, видите ли вы воздух? Обладает ли он вкусовыми качествами?
На самом деле прозрачен только чистый воздух. Например, дым костра загрязняет воздух частицами гари и пыли, и тогда он становится непрозрачным.
Воздух должен быть чистым, но во многих местах, особенно в городах, он загрязнен.
Замечали ли вы, что в разных помещениях по-разному пахнет? Это действительно так. В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но запомните, что чистый воздух не пахнет.
Итак, давайте повторим, какие свойства воздуха вы нашли? (воздух легче воды, бесцветный, без запаха, окружает нас со всех сторон)