Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 150
Калининского района г. Санкт-Петербурга
Проблема фобий в обществе
Тип проекта информационный
Работу выполнила:
Фёдорова Александра Игоревна
Учащаяся 10 «Б» класса
89312973294
[email protected]
Руководитель:
Овсянникова Елена Ивановна
учитель ОБЖ
Санкт-Петербург
2022-2023
Паспорт проекта
Тема проекта: «Фобии»
Тип проекта: «Информационный»
Куратор проекта: Комарова Елена Петровна учитель информатики ГБОУ лицея №150
Актуальность:
В современном мире люди не всегда понимают, а главное знают как и куда можно и нужно обращаться за помощью. У многих развиваются страхи с самого детства и тянутся всю жизнь.
Противоречие между наличием фобий и не знанием куда обратиться за помощью.
Проблема: Что мы можем сделать, чтобы помочь людям решить их проблему?
Цель: в течении учебного года создать урок, в котором будет ознакомление с фобиями
Задачи:
Познакомиться с видами фобий
Разобраться откуда они берутся
Найти решение для этих проблем
Помочь людям разобраться в своих трудностях
Подобрать материалы для информационной брошюры
Дорожная карта
Этап | Задачи | Содержание работы | Прогнозируемый результат | Сроки |
Подготовительный (проектировочный) | Определить тему и тип проекта Установить план действий и сформулировать задачи Сформулировать противоречие и проблему | Выбрать куратора Искать информацию по выбранной теме | Куратор определен Определена тема | 1.09-31.10 |
Основной | Определить продукт проекта | Изготовить продукт проекта Сбор и анализ информации | Изготовлен продукт проекта Написана теоретическая часть проекта | 1.11-31.01 |
Аналитический | Участие в конференциях | Представить проект на конференции | Получить сертификат за участие в конференциях | 1.02-28.02 |
Заключительный | Защитить проект перед учителями лицея № 150 | Подготовить презентацию и выступление для защиты проекта | Защитить проект | 1.03-30.04 |
SWOT анализ
Сила: Возможность донести до людей, что их проблемы решаемы. Много полезной информации для людей | Слабость: Не все люди увидят этот продукт. |
Возможности: Позволить людям избежать своих страхов Позволит людям понять, что они такие не одни | Угрозы: Люди не обратят внимание на этот проект Люди испугаются и не захотят работать над собой |
Теория
Определение
Фобия - это психическое расстройство, характеризующееся чрезмерным и необоснованным страхом перед определенными объектами, ситуациями, животными или деятельностью. Этот страх является чрезвычайно интенсивным и может вызывать значительный дискомфорт и ограничения в повседневной жизни человека.
Виды фобий
Существует большое количество различных видов фобий. Вот несколько из них:
Акрофобия (страх высоты): Боязнь высоких мест, таких как мосты, небоскребы или горные вершины.
Аэрофобия (страх перед полетами): Сильный страх перед полетами на самолете или даже мыслью о них.
Арахнофобия (страх перед пауками): Иррациональный страх перед пауками или другими мелкими паукообразными.
Клаустрофобия (страх замкнутых пространств): Боязнь нахождения в замкнутых или ограниченных пространствах, таких как лифты, тесные комнаты или метро.
Социальная фобия (социальная тревожность): Опасение оказаться в социальных ситуациях, когда человек ощущает страх перед оценкой и критикой окружающих.
Это лишь некоторые примеры видов фобий, и существуют и другие формы и проявления этого расстройства.
Причины появления фобий
Генетическая предрасположенность
Исследования показывают, что некоторые люди могут быть более подвержены тревожным реакциям и развитию фобий из-за генетических факторов. Если у члена семьи есть фобия, у других членов семьи может быть повышенный риск развития фобических реакций.
Травматические события
Опыт травматического события, особенно в раннем детстве, может стать основой для развития фобической реакции. Например, падение с высоты или покусание собаки могут вызвать страх высоты или страх перед животными соответственно.
Условный рефлекс
Фобии могут развиваться через процесс условного рефлекса, когда нейтральный стимул становится связанным с негативным событием. Например, если человек испытал паническую атаку в лифте, он может развить страх перед лифтами в будущем.
Негативные детские переживания
Некоторые фобии могут быть связаны с негативными детскими переживаниями, такими как пугающий опыт или сильный стресс в отношении определенного объекта или ситуации.
Лечение фобий
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): КПТ является одним из наиболее эффективных методов лечения фобий. Она помогает пациентам изменить негативные мысли и поведенческие паттерны, связанные с фобическими ситуациями. В рамках КПТ пациент может быть подвергнут постепенной экспозиции на страшные стимулы, приобретая постепенную привычку и преодолевая страх.
Десенсибилизация и переработка через движение глаз (EMDR): Этот метод терапии включает использование движения глаз для помощи в переработке негативных воспоминаний и эмоций, связанных с фобическими ситуациями. EMDR может быть полезным для тех, кто страдает от посттравматического стрессового расстройства или фобий, связанных с травматическими событиями.
Фармакотерапия: В некоторых случаях применяются лекарственные препараты для снижения симптомов тревоги и паники, связанных с фобией. Анксиолитики (противотревожные препараты) или антидепрессанты могут быть назначены врачом для улучшения состояния пациента.
Самопомощь и поддержка: Иногда люди могут самостоятельно преодолеть фобии с помощью самопомощи и поддержки окружающих. Это может включать чтение книг по самопомощи, применение релаксационных техник, участие в группах поддержки или общение с людьми, страдающими от подобных фобий.
Групповая терапия: Участие в групповой терапии с другими людьми, страдающими от фобий, может быть полезным для получения поддержки, обмена опытом и совместного преодоления страхов.
Проблема недостаточной осведомленности людей о фобиях имеет серьезные последствия для тех, кто страдает от этих психических состояний.
Одной из главных проблем является то, что многие люди не осознают, что у них есть фобия, и не обращаются за помощью. Они могут считать свои страхи нормальными или думать, что сами смогут справиться с ними. Недостаток осведомленности о фобиях может препятствовать людям получению необходимой поддержки и лечению.
Кроме того, существует много мифов и недоразумений о фобиях. Некоторые люди считают, что фобии являются просто причудой или слабостью воли, а не серьезным психическим расстройством. Это стереотипное отношение может приводить к непониманию и стигматизации людей, страдающих от фобий. В результате, многие из них могут скрывать свои проблемы, избегать общественных мероприятий или изоляции, что ведет к ухудшению их качества жизни.
Был проведён опрос среди 10 классов
Вы знакомы с понятием "фобия" и его определением?
Как бы вы определили фобию?
Считаете ли вы фобию серьезным психическим расстройством?
Считаете ли вы, что фобии могут ограничивать повседневную жизнь человека?
Какие фобии вам известны? (Можно выбрать несколько вариантов)
Социальная фобия (страх перед общением и социальными ситуациями)
Акрофобия (страх высоты)
Клаустрофобия (страх замкнутых пространств)
Арахнофобия (страх перед пауками)
Авиафобия (страх перед полетами)
Другие (пожалуйста, укажите)
Как вы считаете, насколько распространены фобии среди населения?
Очень распространены
Довольно распространены
Умеренно распространены
Мало распространены
Не знаю
Считаете ли вы важным осведомляться о фобиях и их признаках?
Да, очень важно
Да, важно
Не очень важно
Нет, не важно
Как вы считаете, какую поддержку и помощь нужно предоставлять людям, страдающим от фобий?
Вы сталкивались с кем-то, кто имеет фобию?
Если у вас или у ваших близких была бы фобия, вы бы обратились за профессиональной помощью?
Да, обязательно
Вероятно да
Возможно нет
Нет, не обратил(а) бы
Результаты опроса:
Выводы из результатов опроса:
Из результатов опроса видно, что большинство людей так или иначе сталкивались с фобиями в своей жизни, что говорит об актуальности и важности данной проблемы. Также многие считают, что осведомленность о фобиях помогла бы в борьбе с ними.
Страхи у детей
Страхи бывают разные:
Можно бояться:
Человека или животное (например, клоунов или насекомых)
Мест или тип места (например, больница или кладбище)
Объекта (например, иголок или ножей)
Деятельности (например, плавание или езда в лифте)
Ситуаций (например, одиночество в темноте)
Но кроме этого дети могут испытывать страх разлуки с близким взрослым, например мамой.
Разница между нормальными страхами и фобией заключается в степени беспокойства и времени в течение которого сохраняется высокий уровень тревоги ребёнок с фобии испытывает высокий уровень беспокойства и страха и даже крайнего ужаса когда он вступает в Контакт с объектом своей фобии.
Фобии вызывают настолько сильное чувство страха что нарушают повседневную жизнь и распорядок дня ребёнка. Они выходят далеко за рамки обычных детских страхов и не утихают даже при утешении родителей.
Симптомы страхов
Некоторые распространенные фобии у детей включают:
животных
кровь
темноту
закрытые помещения
полеты
заболевания
если родитель, брат, сестра или
домашнее животное заболели или
получили травму
высоту
насекомых и пауков
иглы («уколы» в кабинете врача)
гром и молнию
ПРИЧИНЫ СТРАХОВ
Фобия - это тuп тревожного расстройства, состояние, которое активирует реакцию «бей или беги» и создает ощущение неминуемой опасности,
несоразмерное реальности ситуации.
Что вызывает страхи??
Биологические факторы - в мозге есть специальные химические
вещества, которые называются нейротрансмиттерами, которые
посылают сообщения туда и обратно, чтобы контролировать то, как человек себя чувствует.
Серотонин и дофамин – два важных нейротрансмиттера, которые, будучи «не в порядке», могут вызывать чувство тревоги и страха.
Что вызывает страхи??
Семейные факторы: тревога и страх могут передаваться по наследству. Точно так же, как ребенок может унаследовать oт родителей каштановые волосы, зеленые глаза и близорукость, ребенок может также унаследовать склонность родителя к чрезмерной тревожности. Кроме того, о беспокойстве можно узнать от членов семьи и других лиц, которые испытывают заметный
стресс или тревогу рядом с ребенком. Например, ребенок, чьи родители очень боятся пауков, может научиться бояться и пауков.
Факторы окружающей среды:
травматический опыт (развод, болезнь или смерть в семье) или даже
просто важное событие в жизни, например, начало нового учебного
года, также могут спровоцировать возникновение страхов.
Симптомы страхов:
тревога от встречи с фобическим объектом сильно нарушает
жизнедеятельность и распорядок дня ребенка
НОРМАЛЬНЫЙ СТРАХ
Важно отличать фобии от обычных детских страхов, также известных
как преходящие страхи, которые носят временный характер.
Почти все младенцы и дети младшего возраста в какой-то
момент проходят этапы одного или нескольких из следующих:
• демонстрация беспокойства в присутствии незнакомцев или в
незнакомой обстановке
• цепляются за родителей при знакомстве с новыми людьми
• испытывают эмоциональный стресс при разлуке с родителем
Точно так же большинство детей старшего возраста переживают
периоды страха и беспокойства по поводу:
• воображаемых вещи, таких как призраки и монстры
• боятся заболеть, пораниться или умереть
• испытывают страх, если родитель, брат, сестра или домашнее животное заболели, получили травму или умерли для
• боятся грозы, пожара и других
стихийных бедствий
ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТРАХ
У ребенка c фобическим расстройством степень страха и беспокойства настолько серьезна, что он:
• ограничивает или иным образом мешает повседневной
деятельности
• влияет на семейные отношения
• вредит или препятствует дружбе
• влияет на способность функционировать в школе
Берегите детей
Рецензия руководителя на проектную работу
учащейся 10Б класса ГБОУ лицея №150 Калининского района города Санкт-Петербурга Фёдорова Александра Игоревны
Тема: Проблема фобий в обществе
В данной работе Фёдорова Александра рассматривает вопросы связанные с осведомленностью людей в сфере фобий.
Целью проекта было донесение до учащихся влияние фобий в нашей жизни.
Данный проект актуален тем, что учащиеся школы начнут изучать такие важные темы, как фобии и будут понимать как можно помочь себе и сверстникам в их жизни.
Данный проект может быть полезен для учащихся как начальных классов, так и более старшей школы.
Своим проектом Фёдорова Александра доказала, что проект может помочь учащимся.
Практическая часть работы наглядно демонстрирует компетентность автора в исследование.
Работу Фёдорова Александра выполняла самостоятельно, используя разные статьи, сайты интернета учащиеся выполнял все рекомендации руководителя проекта, самостоятельно вёл опрос, выполнял продукт урок для начальных классов на тему «Проблема фобий в обществе» Проектная работа учащегося по теме фобия отвечает требованиям предъявленным к проектным работам и заслуживает хорошей оценки.
Руководитель проектной работы ______________ //Овсянникова Е. И//