СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема "горячего сердца" в произведении "Гроза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие пьесы Островского строятся на конфликте человека с "горячим сердцем" с окружающей его средой, где люди эгоистичны, расчетливы и, по большому счету, обделены способностью любить и сострадать, то есть, "нищие духом". Пьеса "Гроза " - произведение,  в котором  подобный конфликт заканчивается  трагической гибелью главной героини.

Просмотр содержимого документа
«Проблема "горячего сердца" в произведении "Гроза"»

Проблема «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Предмет: литература

Класс: 10

Тип урока: обобщение знаний

Содержательная цель: сформировать систему новых понятий, связанных с изучением психологических особенностей характера драматических героев.

Деятельностная цель: формирование универсальных учебных действий, необходимых при изучении драматического произведения.

Задачи:

-образовательные: обобщить знания о драме «Гроза» А. Н. Островского и статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», сделать самостоятельные выводы о причинах поступков героев произведения;

- развивающие: развивать логическое мышление, навыки работы в коллективе, речевую деятельность;

-воспитательные: воспитывать культуру общения при высказывании своего мнения, доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность в выборе ответа.

Образовательные ресурсы: учебник литературы под ред. Ю. В. Лебедева, произведение «Гроза», статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Электронная презентация, портрет Катерины И. Глазунова, портрет «Бедной Лизы» О. Кипренского.

Использование технологий, педагогических методов и приемов: технология критического мышления, мозговой штурм, ИКТ.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, учебно-исследовательский.

Формы обучения: групповая, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

-познавательные УУД: извлекать информацию из текстов, строить на основе этой информации устные высказывания, уметь ориентироваться в тексте произведений, устанавливать причинно-следственные связи, стоя свое рассуждение;

-регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, оценивать уровень владения учебным материалом;

-коммуникативные УУД: строить речевое высказывание, точно и ясно выражать свои мысли, оценивать свою и чужую речь, уметь организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-личностные УУД: вырабатывать способность к самооценке на основе самонаблюдения за собственной речью.







Ход урока

  1. Орг. Момент. Класс делится на три группы, в каждой группе выбирается капитан, регулирующий ответы команды на вопросы



  1. Слово учителя: Денису Ивановичу Фонвизину принадлежат слова: «Ничто столь внимания нашего не заслуживает, как сердце человеческое». Как вы понимаете это высказывание?



- Драматург говорит о том, что только тот человек интересен, кто испытывает искренние чувства, которые побуждают его к действию.



-«Сердце» в высказывании Фонвизина является антитезой к понятию «разум». Люди, живущие чувствами, часто проигрывают тем, кто умеет смирить чувства, слушая голос разума. Но только те люди живут полной жизнью, кто отдается своим чувствам целиком, поэтому их жизнь более яркая и драматичная, чем у расчетливых людей.



-Если руководствоваться только порывами сердца, то есть поступать только в соответствии со своими желаниями, можно навлечь на себя беду и принести страдания близким тебе людям. С этой точки зрения, надо учиться понимать свои чувства.



-Действительно, сердце человеческое, где таятся истоки самых ярких, нежных, а порой и неукротимых чувств, является темой бессмертных произведений классиков, к которым принадлежит А. Н. Островский.

Выступление первого теоретика.

Тема: Герои с «горячим сердцем»

Одна из первых пьес Островского, которая вызвала одобрительный отзыв Л. Н. Толстого, так и называлась – «Горячее сердце». Дав пьесе такое название, Островский хотел показать, что главные герои этой пьесы обладают лучшими качествами, воспеваемыми в русском фольклоре: умением сильно и искренне любить и бороться за свою любовь.

Многие пьесы Островского строятся на конфликте человека с «горячим сердцем» с окружающей его средой, где люди эгоистичны, расчетливы и, по большому счету, обделены способностью любить и сострадать, то есть «нищие духом».

Пьеса «Гроза» - произведение, в котором подобный конфликт заканчивается трагедией – гибелью героини. Трагизм финала пьесы усиливает тот момент, что у героини поэтическая, чистая душа, что она искренне верит в Бога и осознает, какой грех совершает, решаясь на самоубийство.

Выступление второго теоретика.

Тема: «Образ Катерины в оценке Добролюбова»

-В 1859 году пьеса была впервые поставлена в театре, в 1860 появилась в печати. Это было время обострения общественной борьбы накануне крестьянской реформы, и поэтому критик-демократ Н. А. Добролюбов в образе Катерины увидел в первую очередь угнетенное и бесправное существо, решающееся на самоубийство из-за деспотизма и произвола свекрови-ханжи, которая «нищих оделяет, а домашних заела совсем». В статье «Луч света в темном царстве» Добролюбов пишет, что самоубийство Катерины – «стихийный протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина…Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет»



-Давайте подумаем, до конца ли прав ли Добролюбов, утверждая, что гибель Катерины – это в первую очередь, протест против «темного царства» самодуров Кабанихи и Дикого?



- Какие примеры из текста «Грозы» подтверждают правоту Добролюбова?



1) в доме Кабановых, по словам Катерины, «все как будто из-под неволи», так как живущая по законам «Домостроя» Кабаниха, старается привить домашним «нормы правильного поведения», постоянно ругает и одергивает их, навязывая свою волю.

2) В доме Кабановой постоянно находят приют странницы и богомолки, такие, как Феклуша, за кусок хлеба готовые петь дифирамбы «благочестию» Кабанихи и убеждающие всех в том, что только в старых устоях правда и спасение, а стремление к воле – от дьявола.

3) Чистоту помыслов Катерины Кабаниха понимает превратно, ей кажется, что невестка притворяется как в сцене прощания с Тихоном, когда бросается ему на шею, так и в сцене покаяния на бульваре, опозорив всю семью признанием Тихону в измене.

4) Мелочная мстительность свекрови, постоянно напоминающей Катерине о ее «бесстыдстве» приводит Катерину к мысли о невозможности возвращения в дом Кабановых: «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду…»



- А какие примеры из текста говорят о том, что основная причина трагедии в «горячем сердце» Катерины?



1) Горячность характера Катерины проявляется еще в детстве, когда ее обидели дома, а она ночью села в лодку и уплыла вниз по Волге.

2)Катерина не скрывает своего характера «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

3) Мечта Катерины о гармоничных отношениях мужчины и женщины: «Каталась бы я теперь по Волге, на лодке с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись». И невозможность найти отклик на эту мечту сначала в сердце Тихона, а потом и Бориса.

4) Глубокая религиозность Катерины, осознание ею греха, страх умереть без покаяния, муки совести заставляют ее вступить в конфликт с собственной душой, что и приводит героиню к трагическому финалу.



- Как вы думаете, почему пьеса Островского называется «Гроза»?



-Гроза, действительно, гремит в пьесе Островского. Именно во время грозы на бульваре перед фреской с изображением «геены огненной» Катерина прилюдно признается в измене мужу, так как искренне считает, что гроза убьет ее, грешницу. А по мнению Катерины, нет ничего ужаснее внезапной смерти без покаяния.

- Слово «гроза» употребляет в отношении себя Тихон, говоря об обстановке в семье. Он уезжает из дома. Поэтому над ним «грозы не будет две недели».

- С грозой как стихией можно сравнить отношения Катерины и Бориса. Они начинаются ярко, спонтанно, но длятся всего десять дней. На большее Борис не способен, он как и Тихон, уезжая, предает Катерину.

- Гроза и предгрозовое состояние описывают общественную ситуацию в городе Калинове. Перед грозой обычно бывает душно. Так же душно людям с чистой душой в «темном царстве», где царят ложь, лицемерие, жажда наживы, пьянство, самодурство, ханжество и равнодушие даже к самым близким родственникам. Гроза как предупреждение о возмездии за грехи гремит для всех обитателей города Калинова, но понимают это не все.

- Гроза происходит и душе героини, которая вступает в конфликт со своей совестью, заставляющей мучиться Катерину еще до свиданий с Борисом, ведь будучи замужем, она полюбила неженатого соседа. Катерина страдает от греховности своего чувства. Поэтому раскаты грома еще в начале пьесы так пугают ее, а разразившаяся гроза после приезда Тихона заставляет Катерину принародно каяться в грехе.



-Давайте сравним героиню пьесы «Гроза» с Лизой из произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Выступление двух участниц-«актрис»

(Монолог Катерины «Отчего люди не летают так, как птицы» и сцену прощания Лизы и Эраста «она пришла в себя и свет показался ей уныл и печален… « Ах! -думала она.- Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь за милым моим Эрастом...»)

Сравним портрет «Бедной Лизы» О .Кипренского и портрет Катерины И. Глазунова

Что общего между этими героинями?

- Обе героини молоды и прекрасны. Обе любят искренне, полностью растворяясь в своем чувстве. Для каждой из них любовь – то единственное, ради чего стоит жить.

- И в характере Катерины, и в характере Лизы ярко выражена близость к природе, красоту и гармонию которой они тонко чувствуют. И Катерину, и Лизу окружают цветы, обе сетуют, что не могут летать, как птицы, обе находят конец своим душевным мукам, бросившись в воду.

- Рядом оказываются мужчины, не способные нести ответственность за чувство, которое вызвали в душах этих героинь. Для них любовные отношения -приятное времяпрепровождение, что при разрыве ведет к страданиям и гибели героинь.

-И Катерина, и Лиза предпочли смерть жизни без любви, но мы знаем и других прекрасных героинь, которые получили болезненный душевный опыт из-за несчастной первой любви, но нашли в себе силы жить дальше. Это и Татьяна Ларина, любимая героиня Пушкина из романа «Евгений Онегин», и княжна Мери из «Героя нашего времени» Лермонтова, и Ася из одноименного произведения Тургенева, и Вера из «Обрыва» Гончарова. Чем отличаются эти героини от Катерины и Лизы? Размышление об отличии этих героинь будет темой вашего домашнего задания – эссе «Проблема «горячего сердца» в русской литературе IX века


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!