СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема нормы и отклонений в психической сфере человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о границах нормы и отклонений в психической сфере человека является до конца не раскрытой. Попытка решения данного вопроса осуществлялась во все вре­мена различными учеными и исследователями медиками, пси­хиатрами, психологами, социологами, юристами. Кроме того, этот вопрос всегда вызывал и продолжает вызывать интерес у боль­шинства людей, не связанных в своей профессиональной деятель­ности с психическими расстройствами, но имеющих определен­ное представление о психической норме и отклонениях от нее.

Просмотр содержимого документа
«Проблема нормы и отклонений в психической сфере человека»






 Проблема нормы и отклонений в психической сфере человека


Реферат



























Содержание


Введение…………………………………………………………………………..

3

1 Определение психической нормы…………………………………………….

4

2 Факторы риска личностных патологий……………………………………….

6

3 Признаки отклонений личности и виды психологических расстройств…...

7

4 Психологические расстройства у ребенка……………………………………

9

5 Проявления личностных расстройств в раннем возрасте…………………...

10

6 Диагностика возрастных норм……………………………………………….

13

Заключение ………………………………………………………………………

21

Список использованной литературы …………………………………………...

23


Введение


Вопрос о границах нормы и отклонений в психической сфере человека является до конца не раскрытой. Попытка решения данного вопроса осуществлялась во все вре­мена различными учеными и исследователями медиками, пси­хиатрами, психологами, социологами, юристами.

Кроме того, этот вопрос всегда вызывал и продолжает вызывать интерес у боль­шинства людей, не связанных в своей профессиональной деятель­ности с психическими расстройствами, но имеющих определен­ное представление о психической норме и отклонениях от нее.

Однако эта задача вовсе не проста, особенно в настоящее вре­мя, когда оценки традиционной медицины начинают пересмат­риваться пол влиянием происходящей гуманизации общества и возникает необходимость учитывать многочисленные социальные процессы и культурные факторы современности. Прошлое, XX сто­летие стало переломным в смысле развития альтернативных ин­терпретаций психического здоровья.

Целью данного реферата является исследование Проблем нормы и отклонений в психической сфере человека.

Для решения выше поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Дать определение психической нормы.

  2. Определить факторы риска личностных патологий.

  3. Выделить признаки отклонений личности и психологических расстройств.

  4. Рассмотреть психологические расстройства у ребенка.

  5. Раскрыть особенности проявления личностных расстройств в раннем возрасте.

Выделить особенности диагностика личностных расстройств.

Объектом исследования в реферате является нормы и отклонения в психологии.

Предметом исследования являются проблемы нормы и отклонений в психической сфере человека.

1 Определение психической нормы


Норма - понятие социально обусловленное. Это руководящее правило, образец. Это среднестатистическая величина, то, что характерно для большинства людей. Обратимся к определению понятия «нормы» в словарях русского языка.

Норма - общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Нормальный вес, мера, принятые за общее где-либо правило и служащие основаньем; единица веса и меры (из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даль В.И.).

Психическая норма – это состояние индивидуальной психики относительно самой себя. В этом определении содержится признание роли и значимости индивидуальных различий[2, с.34].

Психическая норма – это способность к адаптации. Психическая норма – это соответствие требованиям культуры. Следует учитывать изменения культуры с течением времени. Также культура включает в себя большое количество субкультур.

Психическая норма – это отсутствие психической болезни, патологии.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма - этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

Наиболее распространенным пониманием понятия «психической нормы» является следующее - это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.

То есть при определении психической нормы существует привязка к определению образцов, стандартов, к определению отклонений, то есть понятие «психическая норма», в свою очередь, опирается на определение критериев общепринятого, наиболее распространенного, и понятие «патология»[3, с.61].

Таким образом, к определению «психической нормы» можно отнести:

- состояние индивидуальной психики относительно самой себя;

-соответствие общественным правилам, стандартам, наиболее распространенным характеристикам, которые являются неким образцом;

- способность к адаптации, к принятию решению, к самостоятельной жизнедеятельности в обычных, «нормальных» условиях;

- отсутствие психических болезней, патологий.

По сути указанных определений психическая норма - это состояние, в котором человеку комфортно, при способностях к жизнедеятельности и здоровому взаимодействию с окружающим миром, при отсутствии отклонений, и которое соотносится с общепризнанными (по различным критериям), некими установленными правилами.


2 Факторы риска личностных патологий


Определим какие факторы оказывают существенное влияние на само понимание нормы в психологии. Их всего два. Среди этих факторов находится сама личность, а также общество, в котором живет человек.

Психологические отклонения несут в себе множество проблем. Одной из самых распространенных из них является психологический дискомфорт. В свою очередь, и он может быть выражен в самых различных степенях и вызывать негативные последствия. Причем возникающие проблемы бывают как внутренними, так и поведенческими[1, с.29].

Среди них можно отметить повышенную склонность к суициду, а также к формированию алкогольной и наркотической зависимости, антисоциальное, а порой даже и преступное поведение. Нередко психологические проблемы становятся причиной тяжелых депрессий, а иногда они провоцируют специфические патологии психики, такие, как например, шизофрения или обсессивно-компульсивное расстройство. И, конечно, такие люди создают немало проблем как себе, так и окружающим.


3 Признаки отклонений личности и виды психологических расстройств


Каковы симптомы несоответствия человека психологической норме? Прежде всего здесь имеется в виду поведение личности, которое является неадекватным, если рассматривать его с точки зрения появившейся проблемы. Основная причина подобного симптома кроется в том, что человек не стремится решить волнующий его вопрос. Порой он устраняет проблему только частично, а иногда усугубляет ее. Подобная особенность вызывает сложности в общении индивида не только в социуме, но и в семье. Нередко такой человек даже и не отдает себе отчета в своих реакциях на ситуацию или поведение в ней. В связи с этим он никогда не стремится посетить психолога, хотя недоволен своей жизнью, и у него нередко возникают проблемы в разных социальных ситуациях.

Не все в порядке у таких людей и в том, что относится к их внутреннему миру. Это выражается в таких симптомах, как перемены настроения, повышенная тревожность и беспокойство, депрессия.

Среди основных признаков личностного расстройства можно выделить[6, с.54]:

  • постоянное присутствие таких негативных чувств, как тревога и угроза, осознание собственной ненужности и никчемности, а также легко возникающий гнев;

  • отрицательные эмоции и проблемы с контролем;

  • постоянную эмоциональную опустошенность и избегание контактов с людьми;

  • сложности в общении с близкими, особенно с супругом или супругой, а также с детьми;

  • постоянно возникающие проблемы с окружением из-за неспособности контроля негативных чувств и агрессивного поведения;

  • частичную, а порой и полную потерю контакта с окружающей реальностью.

Все вышеперечисленные симптомы обладают тенденцией к ухудшению. Чаще всего это происходит на фоне возникающих стрессовых ситуаций.

Согласно международному классификатору, все личностные отклонения делят на 3 основные группы. Среди них:

Группа А. В нее входят эксцентричные патологии. Это такие расстройства, как шизоидное, шизотипическое, а также параноидальное.

Группа Б. К таким отклонениям относятся театральные, эмоциональные ощущения. Сюда входят расстройства - нарциссическое и истерическое, антисоциальное и пограничное.

Группа С. В нее включены панические и тревожные отклонения в виде избегающих и обессивно-импульсивно зависимых расстройств.

Описанные выше патологии могут быть выявлены у одного человека. Но, как правило, всегда имеется одно расстройство, которое выражено наиболее ярко. Именно по нему и определяют вид патологического отклонения личности.


4 Психологические расстройства у ребенка


Психологическая составляющая играет немаловажную роль в развитии малыша. Она оказывает огромное влияние на формирование его мировоззрения. Кроме этого, психологическое здоровье явится основой поведения и поступков маленького человека. От него во многом будет зависеть, принесет ли малыш, повзрослев, пользу обществу или, напротив, станет для него социально опасной личностью.

На сегодняшний день науке доподлинно известно, что сознание малыша, словно губка, впитывает в себя каждое слово и все поступки близких ему людей. Происходит это вплоть до 5-летнего возраста. Картина окружающего мира у малыша формируется на основе привычных для него стилей общения, ролевых моделей, финансового состояния семьи и проблем родителей, имеющего место насилия, измен и предательства[2, с.69].

Все негативные моменты в дальнейшем могут больно аукнуться уже подросшему человеку в будущем. Например, если до года жизни мама часто игнорировала свое дитя, не откликалась на его слезы и кормила тогда, когда ей вздумается, то малыш начинает отторгать чувственную сферу. В его сознании происходит фиксирование бесполезности эмоций, которые он впоследствии выбрасывает за ненадобностью.

Таким же образом происходит и деформация психики ребенка. В том случае, если в 4-5-летнем возрасте он подвергается физическому или сексуальному насилию, то его еще не сформировавшееся сознание начинает воспринимать происходящее как норму. Более того, он учится подражать этому. Таким образом и возникают психопаты. Но, по большому счету, они просто возвращают миру то, что он им дал.


5 Проявления личностных расстройств в раннем возрасте


Существует семь опасных признаков психологических отклонений у ребенка. Некоторые из них были выделены Дж. Макдональдом – известным психиатром, посвятившим свою жизнь изучению поведения преступников. Этот исследователь даже вывел определенную формулу, которую взрослые в большинстве случаев просто игнорируют. Но если из перечисленных ниже опасных признаков психологических отклонений у ребенка родители выявили хотя бы три, то малыша стоит сводить на консультацию к психиатру. В противном случае в будущем, скорее всего, придется пожинать негативные плоды.

Психологические отклонения у детей могут проявляться[2, с.152]:

Зоосадизмом. Это первый и самый яркий признак отклонения психологического развития ребенка. Он выражается в том, что маленький человек мучает и убивает животных. Сюда вовсе не относится стрижка кота, подкрашивание его шерсти или дергание за хвост, ведь таким образом познает мир большинство детей. Зоосадизм – явление достаточно серьезное. Оно представляет собой вымещение имеющейся в ребенке внутренней агрессии, причем в жестокой форме. Нередко проявляются такие психологические отклонения у подростков.

Непониманием сложных эмоций. Психологическими отклонениями в развитии ребенка являются трудности, не дающие ему понять такие высшие эмоции, как жалость, сочувствие, сопереживание и любовь. Эти дети эмоционально нестабильны. Чаще всего они просто играют ту роль, в которой их хотят видеть окружающие. Однако при этом они ничего не испытывают. Подобные дети холодны к страданиям людей и не способны описать собственные эмоции. Чувства без осмысления позволяют превратить ребенка в хорошего манипулятора.

Постоянным враньем. Есть дети, которые лгут, страшась гнева родителей, отцовского ремня или любого другого наказания. В этом случае ложь является естественной защитной реакцией психики. Но если малыш рассказывает сказки без какой-либо конкретной цели, то это довольно опасный симптом. Порой такие дети, уличенные во лжи, даже впадают в истерику, еще более пугая окружающих.

Энурезом. Разумеется, далеко не каждый дошкольник, который страдает от этого заболевания, в будущем станет криминальным элементом. Однако Дж. Макдональдом была выведена определенная закономерность. Согласно ей, более 76% преступников в ранние годы своей жизни страдали от энуреза, от чего испытывали постоянные унижения сверстников и терпели их насмешки, а также издевательства и побои родителей. Таким образом, агрессия социума заставила этих людей выплеснуть чувство внутренней неполноценности на невинных жертв.

Девиантным поведением. Разумеется, многие дети прогуливают уроки и не выполняют обещания. Это вовсе не указывает на психологическое отклонение в развитии ребенка. Совершенно по-другому следует смотреть на эту проблему, если подобное происходит довольно часто и сопровождается со стороны школьника или подростка нарочисто вызывающей агрессией, эгоизмом и непослушанием. Такие дети нередко убегают из дома, бродяжничают, пробуют наркотики, крадут чужие вещи. Но самое страшное заключается в том, что все это доставляет им удовольствие. Они вовсе не стремятся обратить на себя внимание окружающих. Им нравится подобный стиль жизни. И это является серьезным поводом для тревоги.

Пироманией. Еще одним признаком психологического отклонения у ребенка может служить его желание постоянно устраивать поджоги, впоследствии наблюдая за пожарами. От этого он испытывает настоящее удовольствие. Такой ребенок не способен сопротивляться импульсам и осознавать последствия тех преступлений, которые были им совершены. Игра с огнем позволяет детям высвободить внутреннюю ярость, а также компенсировать свое социальное и физическое унижение чужой болью.

Травлей слабых. Психологическое изучение детей с отклонениями развития позволило утверждать о том, что они уже в раннем возрасте занимаются эмоциональным прессингом ровесников, не гнушаются физическим насилием, унижениями и преследованиями. Таким образом, ребенок копирует поведение старших. Для родителей важно не перепутать подобные признаки с бытовым хулиганством. В этом случае ребенок становится забиякой с целью привлечения внимания взрослых или подражая поведению плохого героя.


6 Диагностика возрастных норм


Проведенное теоретическое исследование в рамках реферата приемов и методов диагностики возрастных норм показало, что можно выделить три основных подхода, которые можно обозначить как клинико-психологический, возрастно-психологический и социально-психологический.

Психологический диагноз о нормальности – это, прежде все-го, оценка личности ребенка или взрослого на основе результатов клинического наблюдения и использования психодиагностических данных. При работе с детьми данные методы позволяют выявить уровень психического развития ребенка, установить задержку или расстройство психомоторного, умственного, поведенческого развития

У взрослых, обследуемых посредством клинического наблюдения, регистрируется в первую очередь нормативность поведения.

Так, В. Д. Менделевич провел клиническое наблюдение, предметом которого являлись нарушения нормативности поведения в интернет-пространстве. Ученым были выявлены распространенные формы девиа[4, с.26]нтного поведения во всемирной паутине и особенности интернет-зависимости.

В возрастно-психологическом (или возрастно-ориентированном) подходе предметом исследований являются психические характеристики личности, предопределяющие нормативное развитие чело-века в онтогенезе. В данном контексте на первый план выходят яв-ления и феномены психологии развития и возрастной психологии.

В исследованиях, выполненных в рамках данного направления, акцент сделан на детско-юношеский период, когда происходят наиболее явные изменения психических процессов и функций. В таком случае диагностика возрастной нормы сводится к определению показателей интеллектуального, социального и личностного развития, наличия психологических новообразований, которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа. Диагностика реализуется посредством тестирования, опросов, наблюдения, экспериментального воздействия.

В целях научного возрастно-психологического исследования норм наибольшее распространение получили методы наблюдения и психологического эксперимента, получившие распространение еще в рамках объективной психологии. Наблюдение до сих пор является одним из ключевых методов определения норм детского раз-вития, особенно в период младенчества. Посредством наблюдения были впервые выявлены и описаны такие показатели нормативного развития в младенческом возрасте, как комплекс оживления, особенности становления грубой моторики. Этот метод широко при-менялся и при изучении особенностей поведения в критические периоды развития. Так, например, именно этим методом установлены особенности подростков-пятиклассников в знаменитом исследова-ии Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой, одним из результатов которого явилось открытие чувства взрослости.

Психологический эксперимент как метод диагностики возрастах норм позволил объяснить ряд закономерностей развития в детском возрасте. В большей степени решению этой задачи способствовали генетико-моделирующий и формирующий эксперимент, разработанные в рамках культурно-исторической теории развития. Данные методы получили распространение благодаря недовольству Л. С. Выготского тестометрическими массовыми методами исследования развития детей. Ученый считал, что традиционные методы исследования основываются на чисто количественной концепцииразвития и негативной характеристике личности. Вследствие чего им было выдвинуто положение о необходимости двухуровневой диа-гностики, т. е. выявляющей уровень «актуального» развития и уро-вень «зоны ближайшего развития». В соответствии с этим положе-нием Л. С. Выготским предложена экспериментально-генетическая стратегия измерения возрастного развития, суть которой заключалась в формировании в лабораторных условиях конкретной способности у ребенка.

Идеи Л. С. Выготского поддерживались рядом ученых. Например,Д. Б. Эльконин подчеркивал, что «содержание диагностируемых сторон психического развития в каждом отдельном возрастном периоде должно отражать уровень сформированности и прогноз дальнейшего развития ведущего типа деятельности, ее основных структурных компонентов и уровень сформированности и прогноз развития основных новообразований в умственном и мотивационном развитии» [3, с.47]. В таком случае для каждого возрастного периода должен быть специальный диагностический инструментарий, со-держание которого должно базироваться как на фундаментальных теоретических знаниях, так и на результатах экспериментальных исследований.

В рамках социально-психологического подхода измерению подвергаются нормы отношений, складывающихся между людьми разных возрастов, и правила, образцы поведения в отдельных возрастных группах. Другими словами, данный подход позволяет учесть социальную составляющую возрастных норм, изучить особенности их конструирования обществом и функционирования в разно-возрастных группах. Например, установить значимость отдельных социально-возрастных норм, их иерархию, выявить гендерные, этнические особенности их соблюдения.

В отличие от возрастно-ориентированного подхода основной фокус измерений здесь приходится на период взрослости, а не детства.

В социально-психологических исследованиях межвозрастной проблематики наиболее распространенными методами являются опрос и эксперимент. В своей докторской диссертации А. В. Микляева проанализировала экспериментальные процедуры, направленные на изучение возрастных норм и возрастных стереотипов, получивших распространение с 1960-х годов в зарубежной психологии. При этом сама автор предлагает использование психосемантических методов для изучения межвозрастных отношений, таких как «Семантический дифференциал», «Метод репертуарных решеток», «Незаконченные предложения», «Цветовой тест отношений» [4, с.27].

Посредством опросов и анкетирования исследуются ожидания, связанные с возрастом, особенности усвоения правил и норм детьми и взрослыми, соответствие человека определенного возраста своей роли и статусу. Также опросные методы в рамках межвозрастной проблематики могут быть использованы для изучения представле-ний о нормах типичного поведения людей определенного возраста. Например, опросник А. Klugе и F. Krings «Существующая возраст-ная дискриминация», опросник A. A. Kruse и Е. Schmitt «Опрос-ник социальных ролей пожилого человека», опросник D. E. Rupp, S. J. Vodanovich и M. Crede «Многофакторный опросник возраст-ной дискриминации», опросник Г. Л. Бардиера «ВИКТИ», «Тест вос-приятия возрастной дискриминации», разработанный T. A. GarstkaM. T. Schmitt[5, с.41].

В отечественной психологии многие современные социально-психологические исследования с использованием опросных методов проводятся в целях выявления особенностей формирования и усвоения социальных норм в разные возрастные периоды (А. П. Ко-четова, Н. Л. Иванова, Н. А. Корягина, А. А. Никитина, Н. К. Радина, Н. С. Уланова). При этом в фокусе исследования находятся различные виды социальных норм: религиозные, профессиональные, семейные, гендерные, этнические. Например, для изучения основных вариантов развития мужской идентичности у представителей разных возрастов А. А. Никитина использовала авторский опросник «Изучение Развития Мужской Идентичности (ИРМИ) «Я и другие мужчины». Данная методика построена на идее, согласно которой решающую роль в построении гендера играют «мужские нормы».

В процессе взросления мальчик выбирает, опробует и интериоризирует нормы, соответствующие его представлениям о мужественности [5, с.42].

С нашей точки зрения, наиболее перспективным направлением в установлении критериев и содержания социально-возрастных норм развития взрослого человека является социально-психологический подход с использованием качественных методов. Известно, что социальные представления и установки зачастую являются предметом качественных исследований. Социально-психологический подход к измерению возрастных норм психического развития ориентирован на социальную составляющую, а именно на процесс формирования норм в сознании людей разного возраста и их влияния на поведение взрослого человека. Поэтому именно эта группа методов позволит проникнуть в содержание значений и смыслов социальных норм, зафиксированных в языке людей определенного возраста. Критерии нормальности конструируются самими респондентами, и их можно будет обнаружить в текстах наблюдений, интервью, отчетах и самоотчетах, автобиографических и иных повествованиях. С помощью качественных методов также можно будет более полно понять мотивацию и значимость соблюдения социально-возрастных норм, механизмы их восприятия и формирования.

Можно предположить, что среди многих качественных методов сбора данных преимуществом в изучении системы социально-возрастных норм взрослых людей обладает фокус-группа. Ее применение позволит определить уровень принятия различных социальных норм, их глубинную мотивационную и ценностную составляющие в разновозрастных группах.

Безусловно, эффективным в исследовательском плане является сочетание качественных и количественных методов, например, как в работе А. С. Карбалевич, изучавшего представления о нормах у лиц определенного возраста. В его исследовании респондентами были подростки, которым предлагалось создать словесный пор-трет «нормального человека». В результате контент-анализа материала, полученного на первом этапе исследования в ходе интервью учащихся, были выделены позиции, описывающие прототип «нор-мального человека». Автором на основании полученных ответов были отобраны отрывки из художественных произведений, включающие описания вымышленных героев, одной из наиболее ярких характеристик которых являлось качество, противоположное тому, которое подростки называли нормальным. Испытуемым предлагалось определить «нормальность» данных персонажей по шка-ле. Далее анализ проводился в направлении исследования долевой представленности каждой из семи позиций конструкта «нормаль-ность» Проведенное исследование позволило определить структуру конструкта «нормальность», проследить ее основные детерминанты [5, с. 44].

Таким образом, среди существующих направлений к диагностике и исследованию возрастных норм психического развития взрослого человека перспективным является социально-психологический подход. Для определения границ нормативного развития и специфики содержания возрастных норм в период взрослости наиболее адекватными представляются качественные методы исследования.

Психологическое обследование детей с отклонениями в развитии преследует конкретную цель. Она заключается в выявлении самой структуры имеющихся нарушений, что позволит определить оптимальные пути оказания ребенку коррекционной помощи. Психологическое обследование детей с отклонениями в развитии проводится в несколько этапов. На первом из них психологом изучается документация и собираются сведения о ребенке. Необходимые данные специалисту становятся доступны после проведения опроса родителей и педагогов. К началу проведения психологической диагностики отклонений развития детей, понадобится иметь сведения клинического, социального и педагогического характера. Только в таком случае специалист правильно определит задачи исследования и подготовит весь необходимый инструментарий.

Психологическое обследование проводится в спокойной обстановке. Для этого подойдет отдельная комната, в которой находится небольшое количество предметов. Это позволит ребенку не отвлекать свое внимание. Обследование, как правило, начинают с самых легких заданий. Психологу при этом важно вести себя доброжелательно и спокойно, внимательно наблюдая за своим пациентом. Если ребенок допустил ошибку, то взрослому необходимо оказать ему помощь, предусмотренную заданием. Результаты наблюдений психолог фиксирует в протоколе. В него заносится время выполнения заданий, виды ошибок и помощи, оказанной ребенку.

В ходе обследования желательно присутствие мамы. Особенно важно это в тех случаях, когда маленький пациент настаивает на этом. По результатам обследования специалист готовит заключение. В него психолог включает свои выводы об уровне развития и особенностях речи ребенка, его познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой сфере. Здесь же должен быть решен вопрос и о характере той коррекционной помощи, в которой нуждается маленький пациент.

Заключение


В заключении хотелось бы отметить, что проблема определения нормы и отклонения в психической сфере человека – одна из центральных в психологии. Чаще всего знакомство с отклонениями в развитии ограничивается медицинскими сторонами, тогда как область аномалий ставит перед психологами целый ряд вопросов, ответы на которые приходится искать уже за гранью самой психологической науки – в философии, этике, теологии, культурологии, праве, и др.

Проблема возрастной нормы психического развития заключается, прежде всего, в отсутствии четких критериев нормы, а также в недостаточном внимании ученых к нормам психического развития период взрослости.

Каждый психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался с проблемой определения нормы и отклонения от нее в поведении человека. Так что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение?

Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Данное понятие субъективно, оно зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.

Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.

Таким образом, в настоящее время однозначных показателей аномального поведения и четких границ нормы не существует. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.


Список использованной литературы


  1. Будич, Н.Ю. Психологическая коррекция личностного самоопределения : учебное пособие / Н.Ю. Будич. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013. - 79 с. 

  2. Белопольская, Н.Л. Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты / Московский институт психоанализа ; отв. ред. Н.Л. Белопольская. - Москва :Когито-Центр, 2015. - 293 с.

  3. Выготский, Л. С. Основы дефетологии. / Л. С. Выготский СПб.: Лань, 2003  161 с.

  4. Крыжановская, Л.М. Методы психологической коррекции личности : учебник для вузов / Л.М. Крыжановская. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 239 с.

  5. Менделевич В. Д. Особенности девиантного поведения в интернет-пространстве/ Менделевич В. Д. // Практическая медицина  2013 № 1 (66)  С. 26-27

  6. Трошихина, Е.Г. Нарушение и коррекция психического развития : учебное пособие / Е.Г. Трошихина, А.В. Щукин ; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2016. - 80 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!