СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема отрицания Холокоста: история, особенности и современные тенденции

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока может быть использован в 9-11 классах при изучении  Холокоста в рамках работы над темами «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война», а также на классных часах, посвящённых Дню памяти жертв Холокоста.

Просмотр содержимого документа
«Проблема отрицания Холокоста: история, особенности и современные тенденции»



Международный конкурс «Холокост: память и предупреждение» для обучающихся и педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации, обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений из стран ближнего и дальнего зарубежья

Номинация – «Методические разработки педагогических работников»


Проблема отрицания Холокоста: история, особенности и современные тенденции



Мерзлова Ксения Вячеславовна

учитель истории и обществознания

МОУ «Михайловская СОШ №1»

г. Михайлова Рязанской области







Москва, 2020



Цели:

  1. Формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида.

  2. Формирование интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой отечественной войн на примере истории Холокоста.

  3. Воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, неонацизма, антисемитизма.

Задачи:

  1. Усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания.

  2. Формирование мышления, основанного на моральных ценностях гражданского общества.

  3. Расширение знаний учащихся по теме «Холокост».

  4. Осмысление документа как исторического источника и памятника эпохи, отработка навыков при работе с документами.

  5. Формирование личностного отношения учащихся к событиям Холокоста и сочувствия к страданиям еврейского народа.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, колонки, презентация. Листы с источниками, книги соответствующей тематики, иллюстрации, фотографии, эпиграф на доске «Есть только одна вещь на свете, которая может быть хуже Освенцима— то, что мир забудет, что было такое место» (Генри Аппель), на столах чистые листы бумаги и карандаши, музыкальное сопровождение во время просмотра видеоряда.

Тип урока: комбинированный

Формы работы - сочетание фронтальной, парной, групповой и индивидуальной форм работы.

Класс: 9-11 (при изучении темы «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война»)



Ход урока

1.Организационный момент.
2. Мотивация.

Учитель предлагает посмотреть на видеоряд (документальная хроника) (Приложение 1) и рассмотреть фотографии, которые лежат на столах учащихся. (Приложение 2).

Учащиеся  отвечают на вопросы: что изображено на иллюстрациях, где и когда были сделаны снимки, какие события легли в основу сюжетов.
Учитель поясняет содержание видеоряда и фотоматериалов, затем дает задания и вопросы, помогающие анализировать увиденное.

Например: скажите, какие чувства испытывают люди на этих снимках?
Что вы об этом знаете?

Учитель: История Второй мировой войны - это не только страницы «доблести и славы», но и трагическая повесть о страданиях миллионов людей, о сломанных жизнях и судьбах.

  1. Целеполагание

Учитель: Перед вами на слайде две точки зрения на самую страшную трагедию 20 века – Холокост. (Приложение 3). Изучите их и предположите тему нашего урока.

Учащиеся делают предположения.

Да, правильно, тема урока – «Проблема отрицания Холокоста: история, особенности и современные тенденции».

Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока.

  1. Получение новых знаний.

Учитель: После Второй мировой войны в исторической среде стали зарождаться тезисы и течения, направленные не просто на отрицание Холокоста, но и на реабилитацию фашизма. 

Изменились подход и трактовка ис­тории со стороны многочисленных неонацистских групп. Если раньше они утверждали, что Катастрофа была, и Гитлер был во всем прав, то теперь они отрицают сам факт уничтожения евреев. 

Признавая, что в годы войны погибли миллионы евреев, защитники убийц списывают эти факты на болезни и тяжелые условия жизни переполненных лагерях и гетто. Сам же факт сущест­вования механизма отлаженного умерщвления невинных людей обходится молчанием.

Поразительно, что, несмотря на обилие свидетельских показаний десятков тысяч оставшихся в живых людей, очевидцев и признаний тысяч преступников, растет число книг, брошюр и статей, доказывающих, будто Катастрофы никогда и не было. Чтобы придать своим публикациям научную видимость, авторы этих работ именуют себя «ревизионистами Катастрофы». 

Более новая тенденция – искажение фактов Холокоста. К распространенным искажениям относятся такие утверждения:

- цифра в шесть миллионов погибших евреев является преувеличением;

- смерть в концентрационных лагерях наступала в результате болезней или истощения, а не политики;

- дневник Анны Франк является подделкой.

Отрицание Холокоста и искажение его фактов обычно вызваны ненавистью к евреям и основываются на обвинении в том, что Холокост был выдуман или преувеличен евреями, как составная часть заговора, продвигающего интересы евреев.

Конституция США гарантирует свободу слова. Поэтому в США отрицание Холокоста и антисемитские агрессивные высказывания не являются незаконными, за исключением случаев, когда существует непосредственная угроза насилия. Во многих других странах, в частности в Европе, где произошел Холокост, приняты законы, в соответствии с которыми предполагается уголовная ответственность за отрицание Холокоста и язык вражды.

В данной хронологии перечислены некоторые ключевые события развития отрицания Холокоста и борьбы с этим явлением.

1942-1944 гг.: Чтобы скрыть доказательства уничтожения европейских евреев, в ходе операции под кодовым названием "Операция 1005" немцы и их союзники уничтожили следы массовых захоронений в лагерях смерти Белжец, Собибор и Треблинка, в тысячах мест массовых расстрелов по всей оккупированной немцами Польше, на оккупированной немцами территории Советского Союза, включая Бабий Яр, а также в Сербии.

1955 г.: Уиллис Карто основывает влиятельную, ультраправую организацию, базировавшуюся в Вашингтоне, округ Колумбия, которая со временем входит в историю под названием "Свободное Лобби", которое начинает публиковать литературу, посвященную отрицанию Холокоста в 1969 году.

1959 г.: В антисемитской публикации американского священника англиканской церкви Джеральда Л. К. Смита "Крест и флаг" утверждается, что шесть миллионов евреев не были убиты в период Холокоста, а иммигрировали в США во время Второй мировой войны.

1973 г.: Остин Дж. Эпп, профессор английской литературы университета ЛаСалль в Филадельфии, публикует памфлет "Обман о шести миллионах: шантаж немецкого народа шокирующим числом сфальсифицированных трупов". Данный памфлет стал основой для дальнейших утверждений отрицателей Холокоста.

1977 г.: Дэвид Ирвинг публикует книгу "Война Гитлера", в которой утверждается, что Гитлер не приказывал и не потворствовал политике нацистов относительно геноцида европейских евреев.

1978 г.: Уильям Дэвид Маккальден (известный также как Льюис Брендон) и Уиллис Карто основали Институт пересмотра истории в Калифорнии, в котором издавались материалы и который являлся спонсором конференций по теме отрицания Холокоста

1986 г.: 8 июля Израильский парламент принимает закон, предусматривающий уголовную ответственность за отрицание Холокоста.

1988 г.: Самопровозглашенный специалист по газовым камерам Фред Лейхтер едет в лагерь смерти Освенцим. Позже он издает "Отчет Лейхтера: инженерный отчет об исследовании газовых камер в Освенциме, Биркенау и Майданеке (Польша), которые считались помещениями для казней", который цитируется отрицателями Холокоста, чтобы подвергнуть сомнению использование газовых камер для массового уничтожения.

1990 г.: Правительство Франции принимает Закон Гейссо, согласно которому сомнения в масштабах или существовании преступлений против человечности (как определено в Лондонской хартии 1945 года) приравнивается к уголовному преступлению. Это первый европейский закон, который в прямой форме объявляет отрицание Холокоста противозаконным.

1991 г.: Американская историческая ассоциация, самое старое профессиональное объединение историков, выпускает отчет: "Нет никаких серьезных исторических сомнений в том, что Холокост действительно был".

2005 г.: 14 декабря в своей речи во время прямой телевизионной трансляции иранский президент Махмуд Ахмадинежад называет Холокост "мифом".

2006 г.: Иранское правительство спонсирует встречу отрицателей Холокоста в Тегеране под видом научной конференции "Пересмотр Холокоста: мировая точка зрения".

2007 г.: 26 января ООН принимают резолюцию, осуждающую отрицание Холокоста. Генеральная ассамблея объявляет отрицание "равносильным одобрению геноцида в любых его формах".

2007 г.: Европейский Союз принимает закон, в соответствии с которым отрицание Холокоста становится преступлением, карающимся тюремным сроком.

2010 г.: Брэдли Смит размещает в интернете свою первую рекламу отрицания Холокоста, которая в феврале появляется на веб-сайте независимой студенческой газеты  Висконсинского университета. Интернет, из-за простоты доступа и распространения информации, мнимой анонимности и воспринимаемого влияния, стал сегодня главным источником отрицания Холокоста.

Учитель: Как можно опровергнуть все эти домыслы? На что опирается любой исторический факт? Да, правильно, на источники. Холокост – самое задокументированное событие Второй мировой войны.

  1. Далее организуется парная работа с мемуарами на основе следующих дневников: (Приложение 4).

  1. Из дневника узницы концлагеря Штутгорф Андриновой Елены Севериановны.

  2. Дневник Маши Рольникайт. Осень 1943 г.

Ученики отвечают на следующие вопросы, используя мемуарную литературу:

  1. Назовите самые запомнившиеся эпизоды из этих дневников?

  2. Какие чувства вы испытываете, читая данные дневники?

  3. Как могла бы сложиться судьба каждого из них, если бы они миновали ужас Холокоста?

  4. Что бы вы спросили у них, если бы встретились с ними сейчас?

  5. О чем они думали, когда находились в фашистском концлагере? Как изменяется система ценностей у человека и образ его мышления и жизни в лагере?

  1. Проверка домашнего задания. Нескольким учащимся было дано задание – изучить сайт Центр и Фонд Холокост http://holocf.ru/ и выбрать те представленные там документы, которые, на их взгляд, очень точно отражают трагедию Холокоста.

Выступление учащихся о проделанной работе. Могут быть представлены следующие документы:

  • СООБЩЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ О ЧУДОВИЩНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ОСВЕНЦИМЕ http://holocf.ru/сообщение-чрезвычайной-государствен/

  • ПИСЬМО, НАЙДЕННОЕ В ОСВЕНЦИМЕ http://holocf.ru/письмо-найденное-в-освенциме/

  • ИЗ ПРОТОКОЛА ДОПРОСА ПЕРЕБЕЖЧИКА 4 РОТЫ 3-ГО ПЕХОТНОГО ПОЛКА ОБЕР-ЕФРЕЙТОРА ГЕНРИХА АНИСА http://holocf.ru/из-протокола-допроса-перебежчика-4-рот/

  1. Учитель организует групповую работу. Задание – составление своих предложений и рекомендаций для решения проблемы отрицания Холокоста.

Возможные варианты ответов:

1. Внесение изменений в Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Добавление в список запрещенного контента информации об ошибочной интерпретации событий Холокоста.

2. Создание специального ресурса с документами, статьями, фактами, которые подтверждают подлинные события Холокоста.

3. Внедрение в информационное поле школьников и молодежи (социальные сети, видео-хостинги) уроков памяти, статей.

4. Государственная поддержка идей защитников Холокоста.

5. Ревизионисты охотно пользуются свободой, которую предоставляет им Интернет. Необходимо публиковать в массовом порядке в Интернет-пространстве книг, статей, фотографий, писем, работ свидетелей тех событий и профессиональных историков.

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель:
закончите предложения.

1. Я полагал, что..., но на самом деле...
2. Мои представления о... пришлось несколько уточнить, так как....
3. С тем, что говорил ..., нельзя согласиться, поскольку...
4. Что касается..., то я здесь был прав, так как...
5. Хотелось бы больше узнать о..., потому, что я не понял....
6. Мне показалась странной позиция..., потому, что...


Учитель: Тема Холокоста волнует миллионы людей, так как эта трагедия имеет универсальный характер, и многие люди боятся, что когда-нибудь это повторится вновь. К сожалению, теория отрицания Холокоста приобретает в мире всё большую популярность. И мы не можем равнодушно взирать на это. Слишком высокой ценой было заплачено за всеобщее покорное молчание в 30-х годах 20 века. Всё прогрессивное человечество должно дать суровый отпор отрицателям Холокоста. Наше занятие сегодня – небольшой шаг в этом направлении. Мы обязательно продолжим изучение этой темы, а наше занятие я бы хотела закончить стихотворением 14-летнего мальчика, которое он написал после посещения концагеря.

Мы рождены гораздо позже.
По счастью нам не довелось
Быть там, где выжить невозможно,
Где даже воздух полон слез.
И память павших в этой битве
Увековечить и почтить
Мы можем только лишь молитвой,
Которую нельзя забыть.
И только стоя на коленях,
И только в полной тишине
Забыв про все на миг, на время,
Произнесем ее в душе.



Использованная литература и источники информации.

  1. Гефтер М.Я. Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос. - М., 1995

  2. Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии. Сост.Ф.Д. Свердлов. - М., 1996

  3. Кандель Ф. Книга времен и событий. История евреев Советского Союза (уничтожение еврейского населения 1941-1945). М., 2006

  4. Клокова Г. В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). - М., 1996

  5. Освенцим - трагедия ХХ века. Каталог документальной выставки. - М., 1995

  6. Полторак Д.И. История Холокоста 1933 - 1945 гг. - М., 1995

  7. Русская литература о Холокосте. Хрестоматия для учащихся.
    Сост. И. А. Альтман. - М.: НПЦ "Холокост", 1997

  8. Сохрани мои письма. Сборник писем и дневников евреев периода

Великой Отечественной войны. Сост.: И. Альтман, Л. Терушкин. М., 2007


  1. https://netzulim.org/R/OrgR/Articles/Bassin/HolocaustUnic.html

  2. https://aif.ru/society/law/holokost_predystoriya_hronika_pamyat

  3. https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/combating-holocaust-denial-origins-of-holocaust-denial

  4. http://holocf.ru/история-холокоста/документы/

  5. https://youtu.be/J1gr3Bbz_qQ

  6. https://porteg.livejournal.com/19881.html

  7. https://military.wikireading.ru/44692




Приложение 1

https://vk.com/video-89985727_456239049

Приложение 2

Приложение 3

  1. Нацисты были лучше, чем о них говорят. Ни Гитлер, ни какой-то другой лидер нацистов не стремился к искоренению евреев. Газовых камер не существовало, а тех евреев, которые погибли во время Второй мировой войны, было значительно меньше 5-6 миллионов, о которых обычно говорят исследователи.

  2. Во время Второй мировой войны германские нацисты и их союзники убили около шести миллионов евреевЭту методичную, бюрократическую, организованную на государственном уровне операцию по преследованию и истреблению называют Холокостом… нацисты преследовали также и другие группы людей, которых считали "неполноценными"…

Приложение 4

  1. Из дневника узницы концлагеря Штутгорф Андриновой Елены Севериановны.

Прошло много лет. Я старалась не вспоминать о страшном прошлом, об ужасах концлагеря. Но, просматривая журнал Огонек», я наткнулась на такой заголовок - «Живым от имени .мертвых». И далее: «Мы - бывшие узники лагеря «Штутгорф,. ."..». Прочитав «Лагерь Штутгорф» я долго не могла овладеть собой, мне казалось, что это страшный сон. Мне захотелось скорее проснуться, но весь ужас стал проплывать передо мной, начиная с того первого дня, когда нас поймали и после страшных допросов гестаповцев привезли в этот лагерь - лагерь смерти. Я не помню число, но помню, что это был август 1942 года. Нас было много, но русских только 4 человека, остальные - поляки и чехи. Я хочу восстановить все по порядку. У меня перед глазами страшные чугунные ворота и черный флаг с фашистской свастикой и черепом смерти. Я помню, что день стоял жаркий. Нас поставили рядами лицом к стеле. Я стояла с краю в предпоследнем ряду. За стеной слышны были приглушенные стоны и удары плеток. Неподалеку от нас была дверь, из которой выводили мужчин, похожих на мертвецов. Их заставляли делать физзарядку. Человек, одетый в полосатую одежду с плеткой в руках, кричал им по-русски: «Сесть, встать, лечь...». Мы не знали, что происходило за стеной,- но очень хотелось узнать. Я повернула голову, чтоб взглянуть, но меня ударили по голове. Я упала, меня поднял рядом стоящий немец и снова ударил по лицу. Я была залита кровью, у меня шумело в голове, из глаз летели искры, а немец что-то кричал и махал пальцем. Второй немец подошел с флягой воды, заставил меня умыться и заткнуть нос ватой. …..

А мы натянули полосатую одежду, и у нас не стало ни имени, ни фамилии, только номер да красный треугольник. Мы забыли, как ходят нормальным шагом. Нас все заставляли делать бегом. Рано утром нас выгоняли строиться. В дверях стоял надзиратель с плеткой. Редко кому удавалось проскользнуть так, чтобы плетка не прошлась по спине, а иногда и по лицу. Надо было не растеряться и быстро встать в свой ряд лицом к стене. Мужчин водили через женский лагерь. Это было страшное зрелище. Хотя нам не разрешали поворачивать головы, мы все равно все видели и слышали, как раздавался грохот деревянных колодок. Слышались крики: «Шнгль, шнель руссиш швай» и звуки плетки. Это гнали на работу узников. Женщин заставляли разойтись по блокам. Не успели мы опомниться, как снова звучал колокол на построение в два ряда, лицом к виселице. Появлялся палач, а вслед за ним вели узников, которые едва переставляли ноги. Но виселица была не так страшна, как те плетки, о которых я уже рассказывала. Появлялся немец, он кричал, хотя мы ничего не понимали. Да и понимать не хотелось. Затем переводчик нас заставлял кричать: «Я воль». Суть этого слова мы не знали, но всех молчавших били палками. Позже мы узнали, за что повесили этих людей. Вина их была различна. Кто-то копался в мусоре, выбирая очистки, кто-то поднял окурок, у кого-то нашли спички. …

Нас — женщин гоняли корчевать пни. Там я увидела то, что трудно и страшно вспоминать. Это было топкое болото. Узники зацепляли канатом за стоящее дерево и валили его. Люди стояли по колено в воде, их били палками, валили, топтали. Затем пригоняли следующих. За день там погибали десятки, а возможно сотни людей. Вечером нас снова ставили лицом к стене. ….

А как они издевались над евреями. Однажды они заставили узника носить горячие кирпичи на крышу по лестнице и говорили: «Переносишь все кирпичи - сохраним тебе жизнь». Когда он нес последний кирпич, они захохотали и дали новое задание - лечь на крышу и катиться вниз. Сказали: «Сделаешь — останешься в живых». Узник выполнил и это. Когда он оказался на земле, подошел немец, пнул его ногой, а увидев, что заключенный встает, пристрелил.

Нам рассказывали, что очень много было пригнано детей от 7 до 15 лет. Они пробыли в лагере не долго. Куда они исчезли, никто не знал. Вспоминаю, как ходил по лагерю нагой человек. Сзади и спереди у него висели 2 доски. Ему было не больше 17 лет. На досках на разных языках было написано: «Я хуже зверя - ем человеческое мясо». Он ходил до тех пор, пока не умер от голода и холода. Как страшно вспоминать обо всех ужасах. Когда фашисты набрасывались на русских, как звери, наши сердца наполнялись радостью. Мы знали, что наши бьют фашистов на фронте. Это для нас было как чтение газеты.

  1. Дневник Маши Рольникайт.
    Осень 1943 г.
    Из гетто тянется нескончаемый поток. Надоедливый дождь не прекращается ни на минуту. Мы уже совсем промокли. Течет с волос, с носа, с рукавов. Мама велит детям выше поднять ноги, чтобы не промокли. Рядом с нами другая мать устраивает для своих детей тент: воткнула в землю несколько веток и накрыла пальто. Как странно в такое время бояться насморка...
    Мама плачет. Упрашиваю, хотя бы ради детей, успокоиться. Но она не может. Только взглянет на нас и еще горше плачет.
    А люди все идут и идут... В гетто мы думали, что нас меньше. Скоро стемнеет. В овраге уже стало тесно. Одни сидят на месте, другие почему-то ходят, бродят, перешагивая через людей и узлы. Очевидно, потеряли своих.
    Темнеет. Пока еще видно, буду смотреть на деревья, птичьи гнездышки, ветви, на далекие дома, на каждое их окно. Ведь, наверно, всего этого больше не увижу. Все живет: каждый листочек, капелька дождя, даже малюсенькая мушка. Она и завтра будет жить, а нас уже не будет... Нет! Я не пойду в Понары! Я останусь здесь! Зароюсь в землю, но никуда не пойду! Я не хочу умирать!
    Но ведь и те, ранее расстрелянные, тоже не хотели...
    Стемнело. Все еще идет дождь. Охранники время от времени освещают нас ракетами. Стерегут, чтобы мы не убежали. А как убежать, если их так много?
    Рувик вздрагивает во сне. Он задремал, уткнувшись в мое плечо. Его теплое дыхание щекочет мне шею. Последний сон. И я ничего не могу сделать, чтобы это теплое, дышащее тельце завтра не лежало бы в тесной и скользкой от крови яме. На него навалятся другие. Может, это даже буду я сама...
    Опять выпустили ракету. Она разбудила Рувика. Широко раскрыв глазки, он испуганно огляделся. Глубоко, совсем не по-детски, вздохнул.
    Раечка не спит. Она уже совсем замучила маму вопросами: погонят ли в Понары? А как - пешком или повезут на машинах? Может, все-таки повезут в лагерь? Куда мама хотела бы лучше - в Шяуляй или в Эстонию? А когда расстреливают - больно? Мама что-то отвечает сквозь слезы. Раечка гладит ее, успокаивает и, подумав, снова о чем-то спрашивает.
    Охранники велят нам вставать и подниматься наверх, во двор. Вещи промокли, облеплены грязью. Но они и не нужны. Чемоданчик я все-таки взяла, а узел так и оставила торчащим в грязи. Во дворе толкотня. Еле-еле продвигаемся к противоположным воротам. Чем ближе к ним, тем больше давка. Неужели не выпускают? Из оврага приходят все новые и новые. Разве задержишь такую массу? Нас уже совсем сдавили.
    Оказывается, ворота закрыты. Пропускают только через калитку. Приближаемся и мы. Выпускают по одному. Мама беспокоится, чтобы мы не потерялись, и велит мне идти первой. За мной пойдет Рувик, за ним Раечка, а последней - мама. Так она будет видеть всех нас.
    Выхожу. Солдат хватает меня и толкает в сторону. Машин там не видно. Поворачиваюсь сказать об этом маме, но ее нет. Поперек улицы - цепочка солдат. За нею - еще одна, а дальше большая толпа. И мама там. Подбегаю к солдату и прошу пустить меня туда. Объясняю, что произошло недоразумение, меня разлучили с мамой. Вон она там стоит. Там моя мама, я хочу быть с нею. Говорю, прошу, а солдат меня даже не слушает. Смотрит на выходящих из калитки женщин и время от времени толкает то одну, то другую в нашу сторону. Остальных гонит туда, к толпе.
    Вдруг я услышала мамин голос. Она кричит, чтобы я не шла к ней! И солдата просит меня не пускать, потому что я еще молодая и умею хорошо работать...
    Еще боясь понять правду, я кричу изо всех сил: «Тогда вы идите ко мне! Иди сюда, мама!» Но она мотает головой и странно охрипшим голосом кричит: «Живи, мое дитя! Хоть ты одна живи! Отомсти за детей!» Она нагибается к ним, что-то говорит и тяжело, по одному, поднимает, чтоб я их увидела. Рувик так странно смотрит... Машет ручкой...
    Их оттолкнули. Я их больше не вижу. Влезаю на камень у стены и оглядываюсь, но мамы нигде нет. Где мама? В глазах рябит. Очевидно, от напряжения. В ушах звенит, гудит... Откуда на улице река? Это не река, это кровь. Ее много, она пенится.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!