СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема профессиональной самоиндентификации выпускников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыта актуальная проблема профессионального самоопределения подростков старших классов в контексте проведения специальных программ по профориентации.Для выбора профессии школьникам предложен новый метод профориентации через тестирование на основе специальностей Института Экономики и Предпринимательства ННГУ им. Лобачевского.

Просмотр содержимого документа
«Проблема профессиональной самоиндентификации выпускников»

УДК 37.06

Проблема профессиональной самоиндентификации выпускников



Подольская Татьяна Олеговна

Научный руководитель, старший преподаватель

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Институт экономики и предпринимательства

Россия, Нижний Новгород



Барышникова Екатерина Михайловна

студентка второго курса очной формы обучения

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Институт экономики и предпринимательства

Россия, Нижний Новгород



Кузнецова Диана Дмитриевна

студентка второго курса очной формы обучения

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Институт экономики и предпринимательства

Россия, Нижний Новгород



Ларюшкина Анна Алексеевна

студентка второго курса очной формы обучения

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Институт экономики и предпринимательства

Россия, Нижний Новгород



Аннотация. В статье раскрыта актуальная проблема профессионального самоопределения подростков старших классов в контексте проведения специальных программ по профориентации. Проведён анализ основных программ по профессиональному самоопределению и система оценки их эффективности. Для выбора профессии школьникам предложен новый метод профориентации через тестирование на основе специальностей Института Экономики и Предпринимательства ННГУ им. Лобачевского.

Ключевые слова: профориентация; профессиональное самоопределение; самоиндетификация; выбор профессии.

В возрасте 14-15 лет большинство подростков впервые серьезно задумываются о будущей профессии. Из всех школьников только около 15% ребят имеют четкое представление о том, чем они хотят заниматься, столько же совсем не имеют малейшего представления о своей будущей профессии, а оставшиеся 70% понимают, что выбор делать надо, но не знают, какой именно. Н.С. Пряжников, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, в своём учебно-методическом пособии по профессиональному самоопределению отмечает, что только в последнее время наблюдается тенденция к возвращению роли социально-экономической жизни в России. «Несколько улучшилась и финансовая ситуация многих граждан РФ, т.е. расширилась экономическая свобода, позволяющая думать не только о хлебе насущном. Это позволило какой-то части населения больше и чаще делать профессиональные выборы в соответствии со своими желаниями, а не только «по нужде»…», - пишет автор. Действительно, в части школ стала признаваться важность профессионального самоопределения, но методики, по которым оно проводится, не помогают решить выпускникам проблему выбора своего профессионального пути.

Как было отмечено учеными ранее, новым методикам довольно трудно конкурировать с достоинствами «классическими» методиками, по которым накоплена огромная методическая литература. Это может быть объяснено, что современные компьютерные тесты не являются аналогом буклетных методик, а лишь их компьютерные адаптации. С тех пор прошло более 20 лет, но ситуация не сильно изменилась.

В нашем исследовании для анализа были использованы основные методики, которые применяются в школах для помощи ученикам в выборе профессий, а также методики, применяемые на большинстве сайтов, занимающихся профориентацией. К ним относятся:

Методика диагностики «Тип личности» Дж. Холланда. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации. На основе этой методике Дж. Холландом было выделено шесть профессионально ориентированных типов личности к трем профессиональным средам. Успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом, по мнению автора, зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), он же опросник Климова, предназначенный для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях к пяти типам профессий (человек - природа, человек-техника, человек - человек, человек - здоровая техника, человек - художественный образ).

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф. Потемкиной позволяет определить социально-психологические установки личности, выявить мотивацию к тому или иному виду деятельности, степень этой мотивации, склонности и способности тестируемого.

Опросник Л. Йовайши помогает выявить склонность к профессиональной деятельности и определить сферу деятельности, наиболее соответствующую предрасположенностям, увлечениям и навыкам. Тестируемый при подсчете наибольшего количества баллов будет отнесен к одной из шести профессиональной сфере.

Безусловно, тип личности, предрасположенности, социально-психологические установки и склонности важны при выборе будущей профессии. Но все эти методики были придуманы в XX веке, и они, в чистом виде, морально устарели, кроме того результаты по данным методикам получаются чрезмерно обобщенными, не дающими четкого определения профессии.

Всё же, основываясь на них, мы создали собственное тестирование для профориентации выпускников. Для того чтобы специфицировать данную методику, был выбран в качестве основы перечень специальностей, предоставляемых в ИЭП ННГУ им. Лобачевского.

Данное тестирование состоит из четырех блоков. Первый блок – определяет склонность к экономической сфере в целом. При положительном результате далее можно приступать к следующим блокам - идентификации относительно специальностей, представленных в ИЭПе.

Примерные тестовые профориентационные вопросы:

1 блок (склонность к эк. сфере)

1. Тебе интереснее было бы смотреть по телевизору:

а) Передачи «Школа ремонта», «Гигантские стройки»;

б) Передачи «Час суда», «Суд присяжных заседателей»;

в) Финансовые новости;

г) «Ревиззорро» про гостиницы;

д) Фильм про Антонио Гауди;

е) Передачи «Здоровье», «Медицинские тайны», «Жить здорово»;

ж) Передачи про новейшие информационные технологии, изобретения в области техники;

з) Новости культуры;

и) Программы «Журналистские расследования», «Профессия репортер».

2. Какой вид деятельности вас привлекает?

а) искусство;

б) человек;

в) финансы;

г) товары и еда;

д) техника;

е) природные ресурсы.

3. «Пролетарии всех стран – заходите в ресторан» – это пример:

а) Агитации;

б) Пропаганды;

в) Классовой борьбы;

г) рекламы.

4. Ситуацию, когда государство, компания или частное лицо не выплачивает в установленный срок свой долг или проценты по нему, называют:

а) Коррупция;

б) Крах;

в) Инфляция;

г) Дефолт.

5. Соперничество участников на рынке за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности это:

а) Демпинг;

б) Глобализация;

в) Кризис ликвидности;

г) Конкуренция.

6. Следишь ли ты за своими доходами и расходами?

а) Да, фиксирую все доходы и расходы;

б) Ну, в целом я знаю, сколько трачу;

в) Нет, не слежу.

7. Экономический порядок в эпоху СССР – это:

а) Рыночная экономика;

б) Диктатура пролетариата;

в) Свободный рынок;

г) Плановое хозяйство.

Анализ первого блока на склонности к экономической сфере:

I. ответ «б», «в», «г» -1 и 2 вопросы

II. ответ «г»- 3-7 вопросы

2 блок

8. Было бы интересно:

а) Заниматься организацией максимального по масштабам сбыта продукции;

б) Освоиться в планировании торговых операций, заключении сделок в различных сферах деятельности на рынке;

в) создавать и воплощать в жизнь кадровую политику, разрабатывать стратегию управления;

г) выполнять работу в разных ведомствах и службах, участвовать в разработке законопроектов.

9. Думаю, что хотел(а) бы моими рабочими обязанностями являлись:

а) изучение предпочтений покупателей и повышении уровня товарооборота фирмы;

б) организации процесса международной и внутренней торговли, созданию товарооборота между компаниями;

в) выявлять особые таланты, деловые качества персонала, направлять их в выгодное и перспективное русло.

10. Я хотел бы быть связующим звеном между:

а) Компанией и клиентами, которым нужно в лучшем свете представить товар/услугу;

б) Команией и товаром, который нужно доставить;

в) Руководством компании и ее работниками;

г) между институтами власти и людьми.

11. Мне больше нравится:

a) Создавать, продвигать и реализовывать что-либо;

б) Организовывать, управлять и проектировать технологические процессы и оценку качества товаров;

в) Активно взаимодействовать с работниками, вникать в их проблемы и нужды;

г) Быть государственным служащим в экономической сфере

3 блок

12. Мне бы понравилось:

а) Вести четкий и строгий учет согласно законодательству;

б) Быть вовлеченным обслуживанием функционирования гостиницы;

в) Заниматься решением всех вопросов, связанных с организацией отдыха;

г) Работать с законами и правовыми нормами, уметь их использовать.

13. Представь, что тебе поручили составить финансовый план предприятия и рассчитать возможные затраты и доходы.

а) Я взялся бы за это с удовольствием;

б) Это не вызвало бы у меня отторжения, если бы это был план какого-нибудь отеля;

в) О, нет, только не это! Лучше разработать новый туристический маршрут;

г) План защиты интересов клиента поинтереснее будет.

14. Рассчитывать заработную плату сотрудникам — это должно быть...

а) Интересно;

б) Если что и рассчитывать, то это сколько работников понадобится, чтобы обслужить всех гостей нашего гостиничного комплекса во время ЧМ по футболу;

в) Не очень захватывающе, но отторжения не вызывает;

г) Скучно.

15. Нравится ли тебе смотреть передачи про судебные заседания?

а) Только если там рассматривается экономическое дело;

б) Нет, это скучно, лучше провести статистику, изучать статистические данные, внести предложения по улучшению работы сервиса;

в) Иногда смотрю, потому что они там смешно ругаются;

г) Да, нравится.

4 блок

16. Считаю что:

а) с помощью информационных технологий, автоматизации рутинных процессов, технологий сбора и обработки информации жизнь современного человека можно сделать проще и удобнее;

б) интереснее было бы знаться проектированием, внедрением, анализом и сопровождением КИС в экономической сфере;

в) хотел (а) бы заниматься контролем провозимых через границу грузов, проезжающих людей;

г) проведение оценки эффективности бюджетных расходов интересно для меня.

17. Хотел(а) бы, чтобы моя будущая профессия была на стыке таких дисциплин как:

а) Просто программирования вполне достаточно;

б) экономических знаний, права, менеджмента и ИКТ;

в) правопорядок, коммуницирование с людьми, легальность пересечения гос. границ;

г) экономика, юриспруденция.

18. Монотонная работа, необходимость регулярно готовить одни и те же типы отчетов тебя...

а) Сильно пугает, потому что было бы куда рациональнее разработать одну утилиту, которая бы автоматически формировала эти стандартные отчеты;

б) В большей степени согласен(на) с предыдущим высказыванием, но всё-таки иногда это неизбежность;

в) Не пугает, если это отчеты конфискованных грузов и оплаченных пошлин;

г) Совсем не пугает, потому что грамотный и честный отчет – это показатель легальности экономического субъекта.

19. Наиболее важно и интересно для меня – это заботиться о:

а) Успешном функционировании электронных систем и их пользователей;

б) Эффективной эксплуатации информационных систем в экономической организации;

в) Экономической безопасности страны;

г) Экономической защищенности организации.

Анализ результатов тестирования по 2-4 блокам.

Необходимо подсчитать под какой буквой у тестируемого наибольшее количество ответов в соответствии с инструкцией. В каждом блоке под разными буквами зашифрованы определенные специальности, тем самым посчитав количество букв в каждом блоке, можно выявить склонность к конкретной специальности в Институте Экономики и Предпринимательства.

Таблица 1. Анализ склонностей к конкретной специальности в ИЭП

2 блок

а) Менеджмент

б) Торговое дело

в) Управление персоналом

г) Государственное

и муниципальное управление

3 блок


а) Экономика

б) Гостиничное дело

в) Туризм

г) Юриспруденция

4 блок


а) Прикладная информатика

б) Бизнес-информатика

в) Таможенное дело

г) Экономическая безопасность

Распространив данное тестирование по школам Нижнего Новгорода и области, подросткам старших классов представится возможность более точно узнать подходящую им экономическую специальность. Это поможет школьникам выявить свою собственную сферу интересов, заранее определиться со своей будущей профессией, понять склонность к экономическим специальностям, определить профиль обучения в выпускных классах средней школы, а также выбрать то учебное заведение, где готовят специалистов по выбранной школьником профессии. Тесное сотрудничество ННГУ им. Лобачевского со школами дает возможность каждому абитуриенту осознанно и ответственно подойти к выбору своего профессионального пути, обеспечивая тем самым постоянное присутствие учреждения профессионального высшего и среднего образования в сегменте рынка образовательных услуг.

Список литературы:

  1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / Е.А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.

  2. Потемкина, О., Потемкина, Е. Законы успеха, или Как найти свое место в жизни: практическая психология – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2005. – 336 с.

  3. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 5-е изд., испр. и доп.- М. : Академия, 2010. - 488, [1] с.

  4. Тесты для профориентации, воспитательной работы, подбора кадров / [сост. Н.Ф. Гребень]. - Минск : Современная школа, 2011. - 477 с.

  5. Тесты по профориентации для учащихся : самый полный сб. тестов / [сост. А. А. Аркадьев]. - Минск : Современная школа, 2008. - 263 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!