СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема равнодушия и жестокости в современном мире на примере рассказа Александра Феденко «Кирпич».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока внеклассного чтения для учеников 7-9 классов, урок-исследование с использованием приёмов из ТРКМЧП .

Просмотр содержимого документа
«Проблема равнодушия и жестокости в современном мире на примере рассказа Александра Феденко «Кирпич».»

Муниципальное учреждение

«Центр развития образования учреждений Зиминского района»



Муниципальный конкурс разработок «Педагогическая мастерская»



Номинация «Читательская грамотность»



Методическая разработка урока внеклассного чтения, направленная на

формирование нравственности и читательской грамотности

учащихся 7-8 классов, на тему:

«Проблема равнодушия и жестокости в современном мире на примере рассказа А.Феденко «Кирпич»»









Разработка Лашук Л.А,

учителя русского языка и литературы

МОУ Батаминская СОШ.













с. Батама - 2022 г.

Методическая разработка урока внеклассного чтения для учеников 7-8 классов

Тип урока: открытие новых знаний

Форма: урок-исследование (текста) с групповыми видами работы

Тема: проблема равнодушия и жестокости в современном мире на примере рассказа А.Феденко «Кирпич».

Цель: по средствам текста и вопросов, формирующих читательскую грамотность, привести учащихся к осознанию проблемы равнодушия и жестокости в современном мире, определить способ выхода из сложившейся ситуации.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (исследовать ткань текста по вопросам, представленным в таблице).

Цели урока:

Ι.Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев (родителей и ребёнка), делать выводы; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к близким, гуманное отношение к животным, воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно в виде аргументов к сочинению (8 класс); отвечать на поставленные вопросы; выявлять точку зрения автора и идею произведения через литературные приёмы и средства выразительности (метафора, олицетворение, контраст).

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё мнение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применять знания в жизни.

Методы: эвристический, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.

Технология развития критического мышления.

Приемы: «Чтение с остановками», «Читательский прогноз», диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, работа по группам, фронтальный опрос;

Средства обучения: компьютер, презентация, тексты рассказа, таблицы с вопросами (для каждой группы).

Список литературы: рассказ А. Феденко «Кирпич».

Аннотация к рассказу: рассказ Александра Феденко «Кирпич» ведется от лица девочки, которой не позволяют завести никакого домашнего питомца. Мир взрослых настолько жесток и закрыт для ребенка, что девочке приходит мысль выйти на улицу и там найти себе друга. И она находит… кирпич. Приносит его в дом, как маленького котенка, поит молоком, разговаривает с ним, укладывает его на свою подушку, и сразу засыпает беззаботным детским сном. Почти фантастическая история становится похожа на быль в самом конце, когда папа в порыве ярости выбрасывает кирпич из дома в окно. «Сердце Кати оторвалось и полетело в бесконечную, бездонную пропасть». Одним необдуманным поступком отец теряет дочь. Катя собирает осколки кирпича и бежит из дома.

Структура содержания:

I. Вызов.

II. Осмысление.

1. Приёмы «Чтение с остановками», «Читательский прогноз», беседа на восприятие текста.

2. Формулировка темы занятия (самостоятельно).

3. Задания по группам в виде вопросов на формирование читательской грамотности.

III. Рефлексия.

Ход урока:

I. Стадия вызова.

Начинаем работу с рассказом с обсуждения его названия. Учащиеся предполагают, о чем может быть произведение «Кирпич». Думают и обсуждают в группах возможное время действия, время года, предполагают, какими будут герои рассказа. Выстраивают ассоциации с этим словом. ( Такое начало повышает интерес к чтению и акцентирует внимание на такой важной детали, как название).

II. Стадия осмысления.

Обучающимся предлагается текст произведения, разбитый на отдельные отрывки, каждый из которых читается учителем, затем обсуждается с привлечением вопросов разного вида (аналитических, интерпретационных, творческих, оценочных, уточняющих).

Кирпич

ЧТЕНИЕ 1 ФРАГМЕНТА

– Кошку – нельзя. Собаку – нельзя. Хомяка – нельзя. А кого можно?
– Никого.
– Почему?
– Потому. Не маленькая уже – соображать должна.
– Что соображать?
– То!
– Раньше было нельзя, потому что маленькая.
– Не делай из матери идиотку!
– Я и не делаю.
– Хотя бы лягушку?
– Нет.
– Червячка?
– Нельзя.
– Ну, пожалуйста!
– Не беси меня!

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

-Удалось ли вам понять из данного диалога, кто главные герои рассказа? Почему?

- Что удивляет в разговоре взрослого и ребёнка?

- Случалось ли кому-то из вас быть в положении этого ребенка?

- Как дальше будут развиваться события?

ЧТЕНИЕ 2 ФРАГМЕНТА

Катя осторожно закрыла за собой дверь и спустилась во двор.

Посреди двора лежал кирпич – раньше Катя его не видела.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

-Как вы думаете, почему Катя обратила внимание на кирпич? Что она сделает с ним?

ЧТЕНИЕ 3 ФРАГМЕНТА

–Ты чей? – заговорила Катя с кирпичом.
– Ничей. Бросили меня.
Кирпич был красно-рыжий, из обожженной глины, весь в сколах и выщербинах, один край сильно отбит. Катя протянула руку, кирпич пугливо сжался, попятился, глядя на Катю.
И все-таки позволил себя погладить: желание ласки одолело страх удара.
Катя расплела с головы ленту, привязала к кирпичу – получился поводок.
– Теперь ты мой. Я тебя не брошу.
Девочка пошла по двору, кирпич захромал следом.
– Тебя как зовут?
– Никак меня не зовут.
– Я буду звать тебя Жора.

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА

- Как вы думаете, почему девочка начинает общаться с неодушевленным предметом и видеть в нём живое существо? Нормально ли это? В каком случае?

-Какое животное она представляет перед собой?

- Ребята, почему, когда Катя протянула руку к кирпичу, он пугливо сжался и попятился?

- Попробуйте описать ситуацию, которая может возникнуть дома, если Катя принесет Жору домой? А если не Жору, а кирпич?

ЧТЕНИЕ 4 ФРАГМЕНТА

– Зачем ты притащила в дом кирпич?
– Ему было плохо. Это не простой кирпич. Это Жора. Он будет жить с нами.
Кирпич жадно лакал молоко из блюдца. Недоверчиво скашивал назад то один, то другой глаз, не прекращая лакания. Девочка восторженными глазами смотрела на него, не веря в свое счастье.
– Вдруг он больной?
– Он не больной! Он хороший. Его бросили!
– Хороших не бросают.
Катя не ответила.
Мама запнулась о кирпич и долго с вдохновением ругалась.
– Он хотел поиграть с тобой, – оправдывала его Катя.

Жора заполз под диван и затаился.
В отличие от матери, отец не замечал его вовсе, не веря в способность глины ощущать жизнь. При появлении отца Жора забирался на подоконник и тихо лежал там, рассматривая движение уставших людей, бредущих далеко внизу по земле.
На ночь Катя укладывала кирпич на своей подушке и, обняв его, сразу же засыпала беззаботным детским сном.
Кирпич лежал рядом и глядел на спящую Катю преданными глазами. Осторожно выбирался из-под ее руки, спускался на пол и бродил по квартире – наблюдал прекратившееся существование семейства, испытывая редкое для себя удовольствие безмятежности.
Перед рассветом он возвращался к Кате, ложился в ногах и засыпал.
Утром мама находила красно-рыжие следы на полу и привычно ругалась.
Она ругалась, что из-за кирпича везде пыль, и не продохнуть, и что, наверное, кирпич медленно их убивает.
Однажды отец проснулся ночью и увидел напротив неподвижный темный силуэт.
Он нащупал в темноте тапку и швырнул. Жора ушел в комнату Кати, и утренние красно-рыжие следы появляться перестали.
Жора старался не попадаться на глаза, днем он предпочитал лежать под диваном, изредка выбираясь на подоконник – посмотреть на жизнь.

ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА

- Как характеризует девочку ее поступок?

- Можно ли теперь по описанию действий Жоры понять, какое животное он олицетворяет?

- В чем своеобразие речи мамы?

-Какие проблемы ставит автор в этом фрагменте рассказа?

-Что же дальше произойдет в произведении? Есть ли шансы у кирпича на жизнь в этой семье?

- Можно ли предугадать развязку? Будет ли она счастливой?

ЧТЕНИЕ 5 ФРАГМЕНТА (последний абзац читать под тревожную музыку)

Как-то раз отец пришел домой раньше обычного. Злой. Недовольный.
Жора был на кухне и пил воду из миски. Проскользнуть в комнату Кати незаметно от отца он не успевал.
Отец увидел его. Жора припал к полу и ждал, поняв, что будет дальше.
– Что ты тут прикидываешься живой тварью? Кирпичи не пьют воду!
Он вдруг пнул Жору, вложив в удар давно копившуюся ненависть к поддельной жизни, и запрыгал на одной ноге. Лицо его оскалилось от боли и бешенства.
– Паскуда! Вы видели – он сломал мне палец!
– Папа, это ты его пнул.
Катя подняла Жору и, прижимая к груди, убежала к себе, заперлась.
Отец ворвался. Он выдернул кирпич из рук Кати и затряс им в воздухе.
– Это кирпич! Всего лишь кирпич. В нем нет ничего живого. Это мертвая, бесчувственная глина.
Пальцы отца впились в твердый керамический бок с нечеловеческой силой и начали крошить. Кирпич сжался в руке, чувствуя, как разрушается его тело, и, не имея сил вытерпеть боль этого разрушения, начал скрючиваться, сминаться, ища новое положение и форму своей жизни и не находя их. Он побелел от боли. Отец распахнул окно и бросил кирпич вниз. (ВЫДЕРЖИВАЕТСЯ ПАУЗА!)

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА

-Ребята, что возмущает вас в прочитанном фрагменте?

- Какие чувства сейчас испытывали вы?

-Как думаете, а что испытывал Жора? А Катя?

-А почему отец так ведет себя?

- Каким ваш хочется видеть финал рассказа?

ЧТЕНИЕ 6 ФРАГМЕНТА ( читать под тревожную музыку)

Сердце Кати оторвалось и полетело в бесконечную, бездонную пропасть.
Катя побежала следом в эту пропасть, с каждой ступенькой исчерпывая остатки надежды, с каждым пролетом проваливаясь в страшное, неминуемое.


Большое красное пятно на треснувшем от удара асфальте запечатлело последнее движение жизни и мгновенно наступившую за ним неподвижность. Мелкие кусочки обожженной глины лежали разметавшись, заполнив собой всё вокруг. Нашлось несколько обломков покрупнее. Катя принялась складывать их друг с другом, но они не соединялись, разваливаясь в бесформенную кучу. Тихие слезы текли по Катиному лицу, мешая видеть новый мир. Она отодвигала их руками, и лицо ее делалось красным от потеков кирпичной пыли.

Дворник Галактион принес старую ненужную коробку от обуви и помог собрать останки.

Девочка, с крепко прижимаемой к груди ношей, села в поезд.

Некоторые из людей замечали ее, удивлялись, что такая маленькая девочка едет одна, порывались заговорить с ней, расспросить или даже помочь. Но, подойдя и заглянув в ее глаза, поспешно уходили прочь.

(ВЫДЕРЖИВАЕТСЯ ПАУЗА!)

ШЕСТАЯ ОСТАНОВКА

- Совпал ли финал рассказа с вашими предположениями? Почему?

- Почему автор так детально описал останки кирпича?

-«Тихие слезы текли по Катиному лицу, мешая видеть новый мир». О каком новом мире идет речь?

- О чем этот рассказ? (О жестокости, равнодушии, о доброте, о жизни и смерти).

-Можно ли по каким-то деталям (словам) понять отношение автора к данной ситуации, его позицию?

- Какова идея произведения А.Феденко? Можно ли теперь точно определить тему нашего занятия? Попробуйте сформулировать её, начав со слов «Проблема (чего?)…»

РАБОТА ПО ГРУППАМ (4 группы по 5 человек работают с распечатанными текстами рассказа на оценку)

Цель этой работы – выявить читательские компетенции учащихся. См. Приложение 1.1 (Таблица1)

Ученики, отвечая на вопросы, (Приложение 1.2. «Задания для учеников») зарабатывают баллы. По результатам этой деятельности на следующем уроке проводится опрос с выявлением правильных ответов и подсчетом баллов.

3.Рефлексия.

- Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками»? Если да, то в чем? Был ли интересен и полезен прием «читательский прогноз»? О чем заставил вас задуматься этот рассказ? А знаете ли вы, что в нашем городе существует фонд помощи бездомным животным, который называется «Дорогою добра»? Хотите с ним познакомиться? В небольшой презентации находится слайд с реквизитами организации и фото бывшей ученицы нашей школы, курирующей работу фонда (Приложение 2).

На следующем уроке ребята знакомятся с фондом и налаживают с ним связь.

Домашняя работа:

В 7 классе можно предложить нарисовать рисунки к рассказу и написать небольшое сочинение «Наши меньшие друзья» или «Если бы я был Кусакой/Жорой...» (с данным рассказом учащиеся познакомились после работы над рассказом Л.Андреева «Кусака»).

В 8 классе было предложено сочинение на тему «Что такое равнодушие и что оно за собой влечет?» (Копии эпизодов ученических -сочинений см. в Приложении 3.1 и Приложении 3.2)

P.S Анализируя работы учеников, учитель ещё раз акцентирует внимание на актуальности поднятой проблемы и на способах выхода из неё. В 8 классе по предложению волонтёров была собрана небольшая сумма денег и перечислена в зиминский фонд помощи бездомным животным «Дорогою добра», оттуда же юноша из 8 класса взял в свою семью брошенного котёнка.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя