Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта работы
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Бишкаин
Павловой Натальи Константиновны
Традиционный урок
1. Проверка д/з учеников учителем.
2. Объявление темы учителем.
3. Объяснение темы учителем.
4. Закрепление знаний учениками.
5. Задание на дом.
Проблемно-диалогический урок
- 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
- 2. Актуализация учениками своих знаний.
- 3. Поиск решения проблемы учениками.
- 4. Выражение решения.
- 5. Применение знаний учениками.
- 6. Рефлексия
Проблемно-диалогическое обучение
– это тип развивающего обучения, в
котором сочетается систематическая
самостоятельная поисковая деятельность
обучающихся с усвоением ими готовых
выводов науки.
Автор технологии проблемно-диалогического обучения
- Кандидат психологических наук
- Лауреат премии Правительства РФ
- Доцент
Мельникова Елена Леонидовна
Диалоговое обучение
Психология творчества
Проблемное
обучение
ПДО
Проблемно-диалогическое обучение
«классические»
пути
Постановка учебной проблемы
«сокращенные» пути
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Поиск решения
Подводящий к проблеме диалог
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
Традиционное обучение
Сообщение темы с приемом для ее принятия
(«яркое пятно», «актуальность»)
Подводящий диалог от проблемы
Подводящий диалог без проблемы
Сообщение темы
Сообщение материала
Виды диалогов:
Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
+ Развивает логическое мышление.
+ Просчитывается по времени.
+ Ведет к нужному результату коротким путем.
- В меньшей степени развивает творчество и инициативу .
Побуждающий диалог
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
+ Развивает творческое мышление.
+ Максимально близок к жизненным ситуациям.
- Ученики могут увести в сторону от темы.
- Невозможно рассчитать время на уроке.
Факторы, тормозящие диалог :
1. Категоричность учителя. 2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку. 3. Закрытые вопросы. 4. Неумение учителя быть хорошим слушателем.
Приемы создания проблемных ситуаций
- Ситуация с «затруднением»
- Мотивирующее начало урока:
«яркое пятно»
«актуальность»
- Применение знаний
- Столкновение мнений
- Задания
… на уроках русского языка
- грамматические сказки
- использование ошибки
- использование мнимой ошибки
- проблема «легкой» темы
- исполнение роли автора учебника
… на уроках литературы
- ключевой вопрос урока
- использование цитат
- использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры
- прием «столкновения» цитат
- прием сравнения
- сопоставление репродукций
- портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными
Пример проблемной задачи
- тепловоз, телевизор, партизан, афиша
- острая приправа, острый язык, острое зрение, острая боль
- дверной ключ, гаечный ключ, скрипичный ключ, журчащий ключ
- Он работал спустя рукава
- Он читал лёжа
Технология постановки учебной проблемы
Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе
по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».
Учитель
- На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки.
Ученик
Ученики выписывают слова.
- Какие слова вы выписали?
- Пёсик, овражек.
- Обозначьте суффиксы в этих словах.
- В слове пёсик (-ик), овражек (-ек)
- С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?
- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек.
- Какой возникает вопрос?
- Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?
- Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».
Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов –чик и – щик в именах существительных».
Учитель
Ученик
У доски два ученика записывают слова под диктовку учителя, не показывая друг другу и классу.
- Разведчик, переписчик, заказчик, перебежчик, советчик, мойщик, выдумщик, стекольщик. Посмотрим, что у вас получилось.
Ученики разворачивают створки доски, сравнивают свои записи, обнаруживают расхождения.
- Вы обнаружили, что записали слова по-разному. Но кто же из ребят прав?
Ученики высказывают свои предположения.
- А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Над чем вы задумывались, когда записывали слова?
- Какую букву писать: ч или щ.
- Почему вы не справились с заданием, почему у вас получились разные записи?
- Потому что мы не знаем правило, не знаем, когда пишется –чик, а когда – щик.
- Значит, какова тема урока?
- «Правописание суффиксов – чик и –щик в существительных»
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Учитель
Ученики
- Послушайте стихотворение
О. Высотской «Весёлые рифмы» и найдите ключевые слова:
Отправляя поздравление,
Помни правила склонения,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
- Склонение, род, число, падеж.
- Какое словосочетание обобщает все эти термины?
- Морфологические признаки.
- Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов».
Учитель
Ученики
- Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский. Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?
- Всё зависит от того, на какой слог ставится ударение.
- Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема урока, как вы уже догадались: «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.
Примеры проблемных заданий по литературе
- В.Г.Короленко «В дурном обществе» . Проблемные вопросы: «Почему Васе больше нравилось бывать в «дурном обществе», нежели находиться дома и общаться со своей семьёй?», «Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?», «Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?», «В сокращении повесть В. Г. Короленко печатается под другим названием – «Дети подземелья». Как вы думаете, какое название глубже и точнее? Почему?»
- Повесть Н. В. Гоголя «Портрет». Вопрос: «Деньги, найденные Чартковым, принесли ему пользу или вред? Почему?»
- К. Г. Паустовский «Телеграмма». Вопрос: « Почему Настя проявила заботу, чуткость и понимание по отношения к художнику Тимофееву, но оказалась чёрствой и неблагодарной по отношению к собственной матери?»
СЛАЙД 20
Портрет
Описание каморки
Отношение к Муму
Герасим
Отношения с дворовыми
Отношение к барыне
Отношения с Татьяной
Синквейн
ГЕРАСИМ
ДОБРЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ
ЗАБОТИТСЯ, ЛЮБИТ, РАБОТАЕТ
НЕ ДОЛЖЕН СТРАДАТЬ ИЗ-ЗА ЖЕСТОКОСТИ ЛЮДЕЙ
ЧЕЛОВЕК
Проектная деятельность учащихся –
коллективная (или индивидуальная)
учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность,
имеющая цель, методы и способы действия
по ее достижению.
Результативность технологии проблемно-диалогического обучения проявляется в:
- повышении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы;
- обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения ;
- развитии личности ребёнка, его творческих способностей;
- создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика;
- развитии речи, логического мышления;
- достижении высокого уровня обученности.
Технология проблемно-диалогического обучения является :
обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
позволяет снижать нервно-психические нагрузки
учащихся за счет стимуляции познавательной
мотивации и «открытия» знаний;
реализуется на любом предметном содержании и
в любой образовательной ступени.
Литература
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г.
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009 г.
- Карелина Т.М. Методы проблемного обучения//МШ. – 2000. - №5.
- Клименко М.Е. Технология проблемно-диалогического обучения как средство развития компонентов учебной деятельности. - Режим доступа:http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/himiya/2986-klimenko.html
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы/ Т.В. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991.
- Смирнова Н. С. ФГОС второго поколения: система работы по формированию УУД на уроках русского языка. - Режим доступа: http://rcwebroom.rusedu.net.
- Чернышева Н.М. Практика применения проблемно-диалогового обучения на уроках русского языка. - Режим доступа: https://multiurok.ru/yanvareva/files/praktika-primienieniia-probliemno-dialoghichieskogho-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka.html
- Юранова Н.Г. Технология проблемно-диалогического обучения. – Режим доступа: https://multiurok.ru/?utm_source=kopilka.
Спасибо за внимание!