СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"«Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит материал по обобщению опыта по теме самообразования «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы».

Просмотр содержимого документа
«"«Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы»»

 Проблемно-диалогическое  обучение на уроках русского языка и литературы Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Бишкаин Павловой Натальи Константиновны

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы

Обобщение опыта работы

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Бишкаин

Павловой Натальи Константиновны

 Традиционный урок  1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. 5. Задание на дом.

Традиционный урок

1. Проверка д/з учеников учителем.

2. Объявление темы учителем.

3. Объяснение темы учителем.

4. Закрепление знаний учениками.

5. Задание на дом.

Проблемно-диалогический урок  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. 6. Рефлексия

Проблемно-диалогический урок

  • 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
  • 2. Актуализация учениками своих знаний.
  • 3. Поиск решения проблемы учениками.
  • 4. Выражение решения.
  • 5. Применение знаний учениками.
  • 6. Рефлексия
 Проблемно-диалогическое обучение – это тип развивающего обучения, в  котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Проблемно-диалогическое обучение

это тип развивающего обучения, в

котором сочетается систематическая

самостоятельная поисковая деятельность

обучающихся с усвоением ими готовых

выводов науки.

Автор технологии проблемно-диалогического обучения    Кандидат психологических наук Лауреат премии Правительства РФ Доцент Мельникова Елена Леонидовна

Автор технологии проблемно-диалогического обучения

  • Кандидат психологических наук
  • Лауреат премии Правительства РФ
  • Доцент

Мельникова Елена Леонидовна

Диалоговое обучение Психология творчества Проблемное обучение ПДО

Диалоговое обучение

Психология творчества

Проблемное

обучение

ПДО

  Проблемно-диалогическое обучение «классические» пути Постановка учебной проблемы «сокращенные» пути Побуждающий диалог от проблемной ситуации Поиск решения   Подводящий к проблеме диалог Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Традиционное обучение Сообщение темы с приемом для ее принятия («яркое пятно», «актуальность») Подводящий диалог от проблемы Подводящий диалог без проблемы Сообщение темы Сообщение материала

 

Проблемно-диалогическое обучение

«классические»

пути

Постановка учебной проблемы

«сокращенные» пути

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Поиск решения

 

Подводящий к проблеме диалог

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Традиционное обучение

Сообщение темы с приемом для ее принятия

(«яркое пятно», «актуальность»)

Подводящий диалог от проблемы

Подводящий диалог без проблемы

Сообщение темы

Сообщение материала

Виды диалогов: Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу .  Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке.

Виды диалогов:

Подводящий диалог

Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

+ Развивает логическое мышление.

+ Просчитывается по времени.

+ Ведет к нужному результату коротким путем.

- В меньшей степени развивает творчество и инициативу .

Побуждающий диалог

Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы

+ Развивает творческое мышление.

+ Максимально близок к жизненным ситуациям.

- Ученики могут увести в сторону от темы.

- Невозможно рассчитать время на уроке.

          Факторы, тормозящие диалог :       1. Категоричность учителя.   2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку.   3. Закрытые вопросы.   4. Неумение учителя быть хорошим слушателем.

Факторы, тормозящие диалог :

1. Категоричность учителя. 2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку. 3. Закрытые вопросы. 4. Неумение учителя быть хорошим слушателем.

Приемы создания проблемных ситуаций Ситуация с «затруднением» Мотивирующее начало урока: «яркое пятно» «актуальность» Применение знаний Столкновение мнений Задания

Приемы создания проблемных ситуаций

  • Ситуация с «затруднением»
  • Мотивирующее начало урока:

«яркое пятно»

«актуальность»

  • Применение знаний
  • Столкновение мнений
  • Задания
… на уроках русского языка грамматические сказки использование ошибки использование мнимой ошибки проблема «легкой» темы исполнение роли автора учебника

на уроках русского языка

  • грамматические сказки
  • использование ошибки
  • использование мнимой ошибки
  • проблема «легкой» темы
  • исполнение роли автора учебника
… на уроках литературы ключевой вопрос урока использование цитат использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры прием «столкновения» цитат прием сравнения сопоставление репродукций портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными

на уроках литературы

  • ключевой вопрос урока
  • использование цитат
  • использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры
  • прием «столкновения» цитат
  • прием сравнения
  • сопоставление репродукций
  • портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными
Пример проблемной задачи тепловоз, телевизор, партизан, афиша острая приправа, острый язык, острое зрение, острая боль  дверной ключ, гаечный ключ, скрипичный ключ, журчащий ключ

Пример проблемной задачи

  • тепловоз, телевизор, партизан, афиша
  • острая приправа, острый язык, острое зрение, острая боль
  • дверной ключ, гаечный ключ, скрипичный ключ, журчащий ключ
Он работал спустя рукава Он читал лёжа
  • Он работал спустя рукава
  • Он читал лёжа
Технология постановки учебной проблемы Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».  Учитель - На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки. Ученик Ученики выписывают слова. - Какие слова вы выписали? - Пёсик, овражек. - Обозначьте суффиксы в этих словах. - В слове пёсик (-ик), овражек (-ек) - С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили? - В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек. - Какой возникает вопрос? - Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик? - Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».  

Технология постановки учебной проблемы

Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе

по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Учитель

- На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки.

Ученик

Ученики выписывают слова.

- Какие слова вы выписали?

- Пёсик, овражек.

- Обозначьте суффиксы в этих словах.

- В слове пёсик (-ик), овражек (-ек)

- С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?

- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек.

- Какой возникает вопрос?

- Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?

- Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

 

Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов  –чик и – щик в именах существительных».   Учитель Ученик У доски два ученика записывают слова под диктовку учителя, не показывая друг другу и классу. - Разведчик, переписчик, заказчик, перебежчик, советчик, мойщик, выдумщик, стекольщик. Посмотрим, что у вас получилось. Ученики разворачивают створки доски, сравнивают свои записи, обнаруживают расхождения. - Вы обнаружили, что записали слова по-разному. Но кто же из ребят прав? Ученики высказывают свои предположения. - А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Над чем вы задумывались, когда записывали слова? - Какую букву писать: ч или щ. - Почему вы не справились с заданием, почему у вас получились разные записи? - Потому что мы не знаем правило, не знаем, когда пишется –чик, а когда – щик. - Значит, какова тема урока? - «Правописание суффиксов – чик и –щик в существительных»

Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов –чик и – щик в именах существительных».

Учитель

Ученик

У доски два ученика записывают слова под диктовку учителя, не показывая друг другу и классу.

- Разведчик, переписчик, заказчик, перебежчик, советчик, мойщик, выдумщик, стекольщик. Посмотрим, что у вас получилось.

Ученики разворачивают створки доски, сравнивают свои записи, обнаруживают расхождения.

- Вы обнаружили, что записали слова по-разному. Но кто же из ребят прав?

Ученики высказывают свои предположения.

- А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Над чем вы задумывались, когда записывали слова?

- Какую букву писать: ч или щ.

- Почему вы не справились с заданием, почему у вас получились разные записи?

- Потому что мы не знаем правило, не знаем, когда пишется –чик, а когда – щик.

- Значит, какова тема урока?

- «Правописание суффиксов – чик и –щик в существительных»

Сообщение темы с мотивирующим приёмом   Учитель Ученики - Послушайте стихотворение О. Высотской «Весёлые рифмы» и найдите ключевые слова: Отправляя поздравление, Помни правила склонения, Род, число и падежи Крепко в памяти держи! - Склонение, род, число, падеж. - Какое словосочетание обобщает все эти термины? - Морфологические признаки. - Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов».  

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Учитель

Ученики

- Послушайте стихотворение

О. Высотской «Весёлые рифмы» и найдите ключевые слова:

Отправляя поздравление,

Помни правила склонения,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

- Склонение, род, число, падеж.

- Какое словосочетание обобщает все эти термины?

- Морфологические признаки.

- Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов».

 

Учитель Ученики - Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский. Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному? - Всё зависит от того, на какой слог ставится ударение. - Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема урока, как вы уже догадались: «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.  

Учитель

Ученики

- Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский. Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?

- Всё зависит от того, на какой слог ставится ударение.

- Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́́ла». Но все эти слова произносятся неправильно. Тема урока, как вы уже догадались: «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.

 

Примеры проблемных заданий  по литературе В.Г.Короленко «В дурном обществе» . Проблемные вопросы: «Почему Васе больше нравилось бывать в «дурном обществе», нежели находиться дома и общаться со своей семьёй?», «Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?», «Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?», «В сокращении повесть В. Г. Короленко печатается под другим названием – «Дети подземелья». Как вы думаете, какое название глубже и точнее? Почему?» Повесть Н. В. Гоголя «Портрет». Вопрос: «Деньги, найденные Чартковым, принесли ему пользу или вред? Почему?» К. Г. Паустовский «Телеграмма». Вопрос: « Почему Настя проявила заботу, чуткость и понимание по отношения к художнику Тимофееву, но оказалась чёрствой и неблагодарной по отношению к собственной матери?»

Примеры проблемных заданий по литературе

  • В.Г.Короленко «В дурном обществе» . Проблемные вопросы: «Почему Васе больше нравилось бывать в «дурном обществе», нежели находиться дома и общаться со своей семьёй?», «Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?», «Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?», «В сокращении повесть В. Г. Короленко печатается под другим названием – «Дети подземелья». Как вы думаете, какое название глубже и точнее? Почему?»
  • Повесть Н. В. Гоголя «Портрет». Вопрос: «Деньги, найденные Чартковым, принесли ему пользу или вред? Почему?»
  • К. Г. Паустовский «Телеграмма». Вопрос: « Почему Настя проявила заботу, чуткость и понимание по отношения к художнику Тимофееву, но оказалась чёрствой и неблагодарной по отношению к собственной матери?»
СЛАЙД 20 Портрет Описание каморки Отношение к Муму Герасим Отношения с дворовыми Отношение к барыне Отношения с Татьяной

СЛАЙД 20

Портрет

Описание каморки

Отношение к Муму

Герасим

Отношения с дворовыми

Отношение к барыне

Отношения с Татьяной

Синквейн ГЕРАСИМ ДОБРЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ ЗАБОТИТСЯ, ЛЮБИТ, РАБОТАЕТ НЕ ДОЛЖЕН СТРАДАТЬ ИЗ-ЗА ЖЕСТОКОСТИ ЛЮДЕЙ ЧЕЛОВЕК

Синквейн

ГЕРАСИМ

ДОБРЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ

ЗАБОТИТСЯ, ЛЮБИТ, РАБОТАЕТ

НЕ ДОЛЖЕН СТРАДАТЬ ИЗ-ЗА ЖЕСТОКОСТИ ЛЮДЕЙ

ЧЕЛОВЕК

Проектная деятельность учащихся –  коллективная (или индивидуальная) учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая цель, методы и способы действия по ее достижению.

Проектная деятельность учащихся –

коллективная (или индивидуальная)

учебно-познавательная,

творческая или игровая деятельность,

имеющая цель, методы и способы действия

по ее достижению.

Результативность технологии проблемно-диалогического обучения  проявляется в:   повышении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы; обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения ; развитии личности ребёнка, его творческих способностей; создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика; развитии речи, логического мышления; достижении высокого уровня обученности.

Результативность технологии проблемно-диалогического обучения проявляется в:

  • повышении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы;
  • обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения ;
  • развитии личности ребёнка, его творческих способностей;
  • создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика;
  • развитии речи, логического мышления;
  • достижении высокого уровня обученности.
Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной  обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей  позволяет снижать нервно-психические нагрузки  учащихся за счет стимуляции познавательной  мотивации и «открытия» знаний; общепедагогической  реализуется на любом предметном содержании и  в любой образовательной ступени.

Технология проблемно-диалогического обучения является :

  • результативной

обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

  • здоровьесберегающей

позволяет снижать нервно-психические нагрузки

учащихся за счет стимуляции познавательной

мотивации и «открытия» знаний;

  • общепедагогической

реализуется на любом предметном содержании и

в любой образовательной ступени.

Литература Мельникова Е.Л.  Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009 г. Карелина Т.М. Методы проблемного обучения//МШ. – 2000. - №5. Клименко М.Е. Технология проблемно-диалогического обучения как средство развития компонентов учебной деятельности. - Режим доступа:http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/himiya/2986-klimenko.html Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы/ Т.В. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. Смирнова Н. С. ФГОС второго поколения: система работы по формированию УУД на уроках русского языка. - Режим доступа: http://rcwebroom.rusedu.net. Чернышева Н.М. Практика применения проблемно-диалогового обучения на уроках русского языка. - Режим доступа:  https://multiurok.ru/yanvareva/files/praktika-primienieniia-probliemno-dialoghichieskogho-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka.html Юранова Н.Г. Технология проблемно-диалогического обучения. – Режим доступа:  https://multiurok.ru/?utm_source=kopilka.

Литература

  • Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г.
  • Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009 г.
  • Карелина Т.М. Методы проблемного обучения//МШ. – 2000. - №5.
  • Клименко М.Е. Технология проблемно-диалогического обучения как средство развития компонентов учебной деятельности. - Режим доступа:http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/himiya/2986-klimenko.html
  • Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы/ Т.В. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991.
  • Смирнова Н. С. ФГОС второго поколения: система работы по формированию УУД на уроках русского языка. - Режим доступа: http://rcwebroom.rusedu.net.
  • Чернышева Н.М. Практика применения проблемно-диалогового обучения на уроках русского языка. - Режим доступа:  https://multiurok.ru/yanvareva/files/praktika-primienieniia-probliemno-dialoghichieskogho-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka.html
  • Юранова Н.Г. Технология проблемно-диалогического обучения. – Режим доступа:  https://multiurok.ru/?utm_source=kopilka.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!