СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемно-диалогическое обучение в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой инновационный проект по теме "Проблемно-диалогическое обучение". В данной разработке представлены фрагменты уроков с постановкой проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Проблемно-диалогическое обучение в начальных классах»

Инновационный проект

«Проблемно-диалогическое обучение в начальных классах»













Цель: Развитие личности ребенка, его познавательных интересов,

творческого мышления и умения самостоятельно добывать знания.

Задачи:

Образовательные:

-формировать и развивать учебные навыки, предусмотренные программными требованиями;

- развивать речь обучающихся на всех этапах процесса обучения;

- расширять общий кругозор.

Развивающие:

-формировать приёмы самостоятельной учебной деятельности, навыков контроля и самоконтроля;

-создать условия в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;

- развивать и формировать познавательную активность обучающихся.

Воспитательные:

-формировать умение работать в коллективе, проявлять инициативу, уважительно относиться к мнению других людей;

-воспитывать активную личность, положительную жизненную мотивацию.




























Не пытайтесь объяснить ребёнку то,

до чего он может додуматься сам.

Давайте возможность каждому ребёнку

сделать своё маленькое открытие .

Э.И. Александрова

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Я  работаю в системе традиционного обучения.  Признавая урок в качестве основной формы обучения,  я   ищу пути его дальнейшего совершенствования. Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-деятельностный подход.  Развивать  учащихся  - это задача моей работы. Для решения этой задачи я выбрала технологию проблемно-диалогического обучения и стараюсь применять его на любом предмете.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Трудность, с которой придётся столкнуться при создании различных видов проблемных ситуаций - это необходимость добиться того, чтобы ученики обнаружили проблему, осмыслили её и встали перед выбором необходимости её разрешения. Однако  я считаю, что именно такой подход в обучении наиболее эффективен, нацелен на развитие индивидуальных особенностей учащихся, он увлекает и развивает.

Считаю, что уникальность данного проекта состоит в том, что он ориентирован на каждого ребенка моего класса, имеющего индивидуальные образовательные траектории познавательных интересов. Проект обучения позволяет увидеть и одаренного ребенка, обеспечить необходимые условия для его развития, и слабого ученика, которого нужно направить и помочь в достижении целей.


Ведущая педагогическая идея.

Определить педагогическую идею проекта позволил анализ противоречий, сложившихся в современной системе образования между традиционными формами формального заучивания и ориентацией на развитие творческих способностей младших школьников,  между фронтальной формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика. Работая над обобщением опыта, я поставила  цель: показать, как можно организовать работу учителя и учащихся, используя технологию проблемно-диалогического обучения. Ведущая педагогическая идея: создание на уроке таких условий,  при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания, учить детей учиться, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка. 

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Основные компоненты системы работы.

- организация подводящего диалога;

- организация побуждающего диалога;

- организация деятельности на уроке;

Методы, формы, средства и виды деятельности,

используемые в данном проекте:

Проблемно-диалогический метод, деятельностный метод обучения.

  • Организация проблемной ситуации на уроке посредством мультимедийной презентации.

  • Наряду с фронтальной и индивидуальной формами  работы на уроке организация работы в парах, работы в малых группах.

  • Виды деятельности - исследовательская, поисковая, моделирование отношений и структур, конструирование, критический анализ, творческие работы.

  • Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.


Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:

Организация проблемных диалогов оживляет работу учащихся и предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка.

Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

Четкое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в работе приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно, им становится скучно, если это начинает делать учитель.

Проблемные методы отличаются эффективностью, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса.

Организация проблемного диалога посредством мультимедийных презентаций включает в поиск новых знаний практически каждого ребенка.

Результативность:

- повышается интерес к учебе;

- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

- не допускается переутомления на уроке;

- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

- развитие речи, логического мышления;

развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;

- вырабатывается активная позиция детей;

- дети показывают высокий уровень обученности.

Преимущество этого проекта:

- умение добывать знания;

- воспитывает самостоятельность;

- делает работу на уроках интересной для учеников и учителя;

- высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;

- носит здоровьесберегающий характер.

- обеспечивают на уроках подлинно творческую деятельность, как учащихся, так и учителя.

Описание проекта.

В Концепции модернизации российского образования сформулированы ключевые компетенции современного качественного образования, которые  предполагают ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей».

Таким образом, в современных условиях приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к созидательному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Суть поиска решения учебной проблемы проста: я помогаю ученикам открыть новое знание. На уроке использую такие основные возможности обеспечить такое открытие:

  • побуждающий к гипотезам диалог;

  • подводящий от проблемы диалог;

  • сообщение темы с мотивирующим приёмом

Посредством подводящего диалога на уроках  открытия нового знания я сначала помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.  Такой подход делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.

В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, я не акцентирую на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаю следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др. Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.  Открытие новых знаний всегда наиболее интересный и творческий этап урока. Ученики  быстрее и легче делают выводы, определяют тему урока и составляют правила, если предшествующим этапом будет этап актуализации тех знаний, умений и навыков, которые будут необходимы для открытия новых знаний по теме урока. Обобщающий вопрос помогает детям сформулировать тему урока, самостоятельно вывести понятие. Благодаря зрительному восприятию детям легче было удерживать  логическую цепочку знаний, которые помогли осознать создавшееся противоречие. Знакомство с правилом в учебнике, после того как оно самостоятельно составлено детьми, вызывает у учащихся, как правило, положительные эмоции, так как правило в учебнике совпадает с выводами детей. Создается ситуация успеха на уроке. Важными на этом уроке являются развивающие задачи. Учащиеся добывают знания сами, а не получают их в готовом виде.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Я создаю проблемную ситуацию, затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

При использовании метода -  побуждающий диалог, я ставлю цель: стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога мы вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация успеха. Для уроков окружающего мира наиболее характерными являются проблемные ситуации  с удивлением или затруднением. Их я организую разными приемами:

1) одновременно преподношу ученикам противоречивые факты, теории, мнения;

2) сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал;

3) организую ситуацию на противоречии житейского представления учащихся и научного факта и др.

В любом случае  возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением»,  дальше - побуждающий диалог.

Приемы создания проблемных ситуаций.

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

- Определить проблемные теоретические и практические задания;

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Структура проблемного урока

1..Организационный момент

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме. 3. 3.Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.

Проблемные задачи  можно решать в рамках урочной и внеурочной    деятельности. Формы организации работы   также могут быть различными индивидуальными, парными, групповыми.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы.

Работая в группах, обучающиеся учатся участвовать в процессе принятия решений, приобретать навыки сотрудничества, умение руководить и направлять, обращаясь с другими тактично и дипломатично. Обучающиеся должны получать удовлетворение от сделанной работы, ощущение самостоятельности и свободы.

Что же дает нам использование в работе проблемного обучения?

1) Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся.

2) Дети работают увлеченно.

3) Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников, учатся продуктивно работать сами.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Ожидаемые результаты по окончании проекта:

1. Повышение уровня учебной мотивации учащихся;

2. Повышение уровня качества знаний по предметам;

3. Развитие творческой  активности и познавательного интереса у учащихся;

4. Способность к самореализации;

  1. Способность к решению жизненных задач.

Мои ученики умеют определять задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку. Они умеют организовывать свои дела, решая различные проблемы, результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней, оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию. Умеют общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща. Они проявляют творческую инициативу, искренне и доброжелательно относятся к миру и к людям. Умеют использовать свои знания и умения в реальных ситуациях. Они любознательны, желают активно высказывать и аргументировать собственную точку зрения.

Результаты использования метода проблемно-диалогического обучения по годам обучения.

2014-2015 учебный год, 2015-2016 учебный год , 2016-2017 учебный год

Литературное чтение





Русский язык





Математика



Окружающий мир





2017-2018 учебный год, начало 2018-2019 учебного года



Литературное чтение



Русский язык





Математика



Окружающий мир






Отношение учащихся к урокам с постановкой проблемы (2010-2019 учебный год)





Фрагменты проблемных уроков

Математика

На уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?»

Тему записываю на доске, этап постановки проблемы завершается.

Тема «Порядок действий в примерах со скобками».

Постановка проблемы ( мотивирующий приём «яркое пятно»)

Доктору Айболиту необходимо попасть в Африку, чтобы вылечить зверей. А добраться туда ему помогут только орлы, которые находятся на вершине горы.

- Давайте поможем Айболиту быстрее добраться до вершины горы, чтобы его подхватили орлы.

Учитель:

-Ребята, перед вами две записи, что вы заметили?

90-50+30=70

90-50+30=10

Ученики:

- Примеры одинаковые, а ответы разные.

Учитель:

- Если отличаются правые части, значит…закончите мою мысль.

Ученики:

- Значит должны отличаться и левые части.

Учитель:

- Так над каким же вопросом мы должны подумать?

Ученики:

- Чем же отличаются левые части?

Учитель:

- Ну и чем же отличаются левые части?

Ученики:

- Порядком действий.

Учитель:

- Какой порядок действий в первом примере?

Ученики:

- Сначала вычитание, потом сложение

Учитель:

- А во втором?

Ученики:

- Сначала сложение, а потом вычитание.

Учитель:

- В каком примере при вычислениях мы действовали по правилам?

Ученики:

- В первом.

Учитель:

- А во втором?

Ученики:- Мы нарушили правило.

Учитель:

- Как же нам догадаться, что в примере сначала должно быть сложение?

Ученики:

- Наверное, должен быть ещё какой-то знак.

Учитель:

- Замечательно, такой знак, действительно должен быть. Он называется скобки. Так какова же тема сегодняшнего урока?

Ученики:

-Скобки

Учитель: Так что же обозначают скобки? Скобки указывают на то, что данное действие выполняется в первую очередь. Вывод:

-Действие в скобках выполняется первым

- Правильно, ребята, мы решили эту сложную проблему и помогли Айболиту добраться до Африки.

Тема «Умножение двухзначного числа на однозначное»

Постановка проблемы ( через задания устного счета. )

Использую знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4 х 6; 20 х 3 ;9 х 8; 10х 6 ; 14 x 6. Последним было выражение 14 х 6. Которое вызвало у учащихся затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для выхода из нее начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.

Учитель: - Почему затрудняетесь в нахождении результата?

Дети: - Мы такие еще не решали.

Учитель: - В чем затруднения?

Дети: - Не умеем умножать двухзначное число на однозначное.

Учитель: - Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед нами?

Дети: - Научится умножать двухзначное число на однозначное.

Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «интеллектуального разрыва».

Поиску решения. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с выражение 14 х 6 и пытаться выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимаю каждую гипотезу, даже ошибочную. Карточки помещаю на доску. Начинаю подводящий диалог, который помогает выбрать верный вариант решения.

Учитель: - Какой вариант решения наиболее удобный? (Сравнивают).

Дети: - Который основан на таблице умножения. (Были и другие варианты ответа)

Учитель: - Какие выражения, встретившиеся в устном счете, помогли бы найти значение выражения 14 х 6?

Дети: - 10 х 6 = 60 и 4 х 6 = 24. 60 + 24 = 84

Опираясь на свои наблюдения и в результате диалога, составляем алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Ученики работают в парах. У каждой пары набор карточек, которые необходимо разложить в нужном порядке, чтобы вывести алгоритм умножения двузначного числа на однозначного. В результате очередной дискуссии выводим алгоритм, который фиксируется на доске.

1. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых (10+ 4).

2. Записываю новое выражение (10+ 4) х 6

3. Умножаю десятки на число 10х 6

4. Умножаю единицы на число 4 х 6

5. Складываю произведения 10 х 6 + 4 х 6

6. Нахожу результат 60 + 24 = 84

Новое открыто!

Русский язык

Тема урока. « Непроизносимая согласная в корне слова»

Введение в тему. (распределительный диктант)

Учитель:

- Какие орфограммы - согласных вы знаете?

Ученики:

-Парные согласные и удвоенные согласные.

Учитель:

- Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика по орфограммам.

Учитель диктует слова: хоккей, группа, грусть, ванна, ложка, поезд, масса, гриб.

Создание проблемной ситуации.

В самом конце учитель диктует ещё два слова с неизвестной орфограммой (известный, устный)

Во время проверки выясняется, что слова известный и устный дети записали по-разному. А некоторые не писали их вообще.

Чтобы дети сформулировали проблему, их необходимо побуждать вопросами.

Учитель:

- Задание было одно? Вы выполнили его по-разному. Почему?

- В чём затруднение?

Ученики:

-В этих словах нет удвоенной согласной и нет парной согласной.

Учитель: говорит,

- Действительно в этих словах нет знакомых вам орфограмм-согласных.

-Вы такую орфограмму ещё не знаете.

- Чего мы не знаем? Сегодня мы должны найти ответ на этот вопрос.

Тема «Правописание суффиксов ик- и ек-»

Постановка проблемы через побуждающий диалог

Прием: Столкновение мнений

У доски два ученика

Учитель:

- Запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.

- Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило?

Ученики:

-Мы выполнили его по-разному.

Учитель открывает образец с правильным написанием.

- Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?

Ученики:

-У нас два мнения: либо

–ик-, либо –ек-

Учитель:

- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)

Ученики:

-Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы)

- Значит, какая будет тема урока?

Ученики:

- Правописание суффиксов -ик- и -ек- (формулировка темы урока)

Побуждающий к формулировке гипотез и проверке их диалог

Учитель:

- Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам)

Ученики:

- После звонких звуков пишется -ик-(ошибочная гипотеза)

- А в слове клубочек пишется -ек- (контраргумент)

Учитель:

- Какие еще есть гипотезы? (побуждение к гипотезам)

Ученики:

ик- пишется в словах без приставки (ошибочная гипотеза)

Учитель:

-Все так думают? (побуждение к проверке гипотезы)

Учитель (делает подсказку)

-Измените данные слова, поставьте их во множественном числе.

- Что вы заметили?

Ученики:

- В одних словах гласный остаётся, а в других исчезает.

Учащиеся формулируют правило:

Если в слове остаётся гласный, то пишется суффикс -ик-, а если «убегает» - то суффикс -ек-

Задание: прочитайте правило.

Тема «Предлоги»

Постановка проблемы (подводящий диалог)

Учитель:

-Сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые употребляем в речи. Вы уже знаете, что есть слова-предметы, слова, обозначающие признаки и действия предметов.

Из слов записанных на доске составьте предложение: птичка золотая, клетка, сидит.

Ученики:

-Не получается составить (возникло затруднение)

Учитель:

Давайте попробуем разобраться вместе (на доске закрепляю клетку для птиц, а в руке держу "птичку)

- Какие слова-предметы нам предложены? (клетка, птичка)

- К какому слову лучше отнести данный признак: золотая"?

- К какому предмету относится действие? (птичка)

- Где может сидеть птичка?

По ходу ответов, мы прикрепляем птичку в нужном месте: в - внутри, около - рядом, под, на, за, перед и т. д.)

- Что помогло нам определить место нахождения птички?

- Где встречали эти слова?

- Каково значение этих слов?

Учителем делается обобщение: действительно, это новые слова, которые помогли нам связать знакомые слова в речи.

- Кто уже знает, как они называются? (этот вопрос возник, т.к. никто из ребят не употребил название "предлоги")

Тема «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»

Создание проблемной ситуации (побуждающий диалог)

Учитель: Посмотрите на слова (душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ) Какие у вас есть гипотезы о правописании ь?

Ученики: - В одушевлённых существительных пишется ь, в неодушевлённых нет.

Учитель; - все слова с ь одушевлённые

Ученики: - Слово ночь неодушевлённое, но ь пишется.

Учитель: - Какие ещё есть варианты?

Ученики: - После «ч» ь пишется, после «ж» не пишется.

Учитель:- с этой идеей вы согласны?

Ученики:- Нет, ключ на «ч», а ь нет. Ложь на «ж». но с ь.

Учитель:- Что можно сказать о роде имён существительных?

Ученики:- В женском роде ь пишется, а в мужском нет.

Учитель:- Проверим эту гипотезу. Рассортируем слова

Ученики:-Выпишем в один столбик существительные женского рода, во второй мужского рода и посмотрим на ь.

Делаем вывод.

Литературное чтение

Тема «Басня «Ворона и лисица» И. А. Крылова»

Создание проблемной ситуации

Учитель:

-Сегодня мы будем читать одно произведение. Оно называется «Ворона и Лисица». Послушайте (читает текст).

Выдвижение гипотез

Учитель:

– Попробуйте определить жанр нового произведения.

(Фиксирую мнения на доске-сказка, басня)

– Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали?

Ученики:

-Два.

Учитель:

– Какой же возникает вопрос?

Ученики:

Это сказка о животных.

– Это басня!

(Проблемная ситуация.)

Учитель:

– Каков же жанр произведения «Ворона и Лисица»? (Вопрос.)

Актуализация знаний планирование деятельности

Учитель:

– Итак, у нас есть две гипотезы: сказка о животных и басня. Проверим первую гипотезу. Назовите признаки сказок о животных.

Ученики:

– Сказки – это рассказы с целью развлечения. С элементами волшебства, т.е. животные разговаривают и действуют как люди. Часто встречаются песенки, присказки, троекратное повторение действий. Основная тема этих сказок – дружба и взаимовыручка.

Учитель:

-Давайте посмотрим, есть ли эти черты в этом произведении.

– Это произведение не для развлечения, оно поучительное.

– Нет песенок и троекратного повторения действий.

– Нет дружбы и взаимовыручки.

– Значит, можно считать произведение сказкой о животных?

Ученики:

-Нет.

Учитель:

– У нас есть еще одна гипотеза – басня. Какие черты характерны для басни?

Ученики:

– Волшебство, иносказание и мораль.

Учитель:

– Проверим гипотезу в группах. Каждый еще раз прочтет про себя произведение, и группа определит, присутствуют ли в тексте черты басни.

– Заслушаем выступления представителей групп.

Ученики:

– В этом произведении животные ведут себя, как люди.

Автор высмеивает отвратительные черты характера и пороки. Здесь есть мораль…

Учитель:

– Значит, ваша гипотеза о басне верна?

Ученики:

-Верна. Это басня, потому что здесь есть все признаки басни.

(Открытие нового знания.)

К.Д. Ушинский «Спор деревьев»

Постановка проблемы (мотивирующий приём «яркое пятно»)

Работа с загадками.

Чтобы узнать, где происходила история, с которой мы сегодня познакомимся и кто являются её героями, давайте отгадаем загадки.

а )Его весной и летом мы видели одетым

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки

Но зимние метели в снега его одели. (дерево)

б )Богатырь стоит богат,угощает всех ребят

Ваню-земляникой, Таню-костяникой, Машеньку-орешком, Петю-сыроежкой, Катеньку-малиной, Ваню-хворостиной.(лес)

Беседа с учащимися. Выдвижение гипотез.

-Кто из вас бывал в лесу? А какие деревья вы там видели? Можно ли сказать, что деревья разговаривают друг с другом? А каким образом деревья ведут свой разговор?(на доске слово разговор)

-Подумайте, пофантазируйте. О чём могли говорить деревья?

-У нас на уроке актёры, дадим им слово. Они помогут услышать разговор деревьев.(ученики инсценируют фрагмент сказки)

-Определите в каком литературном жанре рассказана эта история? Почему?

-Кто принимал участие в разговоре? (на доске дуб,сосна,яблоня)

-В этом разговоре каждый из участников отстаивает своё мнение. Как можно назвать такой разговор?(на доске спор)

III. Открытие нового знания.

-Давайте заменим слова дуб,яблоня, сосна одним словом.(деревья)(на доске запись Спор деревьев)

-Так определите,какое произведение мы будем сегодня изучать?Кто его автор?

-А как вы думаете,зачем нужны споры? Приносят ли они какую-нибудь пользу?

-Есть выражение «В споре рождается истина»

-А вы можете объяснить значение слова истина?(можно обратиться к толковому словарю)

Окружающий мир

Тема «Термометр».

Создание проблемной ситуации.

Учитель:

На столе стоят 1 сосуда с водой разной температуры. В 1-ом сосуде +6 –7 градусов; во 2-ом – вода комнатной температуры +20 градусов; в 3-ем подогретая вода 50-55 градусов.

Предлагается двум детям подойти к столу, чтобы один опустил руку в 1ый сосуд, другой в третий сосуд. Через 5-7 секунд вместе опустите руки во 2-ой сосуд. Через 1-2 сек. эти дети должны сказать , какая вода во 2-ом сосуде.

Ученики:

Один утверждает – «холодная», другой – «горячая».

Возникает проблемная ситуация: какой температуры вода во 2ом сосуде.

Учитель:

-Нам надо найти способ решения задачи. Для этого опустим термометр в воду. (определение темы урока)

Тема урока: «Природные зоны. Зона арктических пустынь».

Учитель:

-Одни ребята на зимние каникулы поедут в Арктику, а другие останутся дома. Помогите им собрать вещи. (ученики выполняют задание в парах)

Учитель:

-Посмотрим, как выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления).

Учитель:

-Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия).

Ученики:

-По разному.

Учитель:

-Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы).

Ученики:

-Мы не знаем какая в Арктике погода.

Учитель:

-Так , что же нам предстоит сегодня узнать на уроке?

Ученики:

-Какая сейчас погода в Арктике ? (вопрос как проблема)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!