Проблемно-ориентированный анализ.
В соответствии с Конвенцией «О правах ребенка» важнейшими задачами современной библиотеки для детей и юношества является обеспечение широкого доступа к источникам информации любого вида для развития интеллектуально-познавательных способностей детей, утверждение прав ребенка на творческую самореализацию. В этой связи наиболее актуальным и значимым представляется направление развития на базе сегодняшней школьной библиотеки современного информационного центра, или медиатеки, располагающей средствами новых информационных технологий, обладающей инструментальным, программно-техническим комплексом, и представляющей свободный доступ к источникам информации любого вида для пользователей в их самостоятельной и самообразовательной работе. Для реализации этой задачи школьным библиотекарем был проведен самоанализ, который показал стабильные и качественные результаты функционирования школьной библиотеки и вместе с тем обозначил определенный круг проблем и основных стратегических направлений.
Функции библиотеки.
Главное функция школьной библиотеки - информационно-библиотечное обслуживание читателей, результатом которого является уровень удовлетворения информационных запросов читателей, степень заинтересованности читателя в посещении школьной библиотеки.
Результатом, характеризующим состояние информационно-библиотечного обслуживания, является стандартный показатель - посещаемость школьной библиотеки, характеризующий степень заинтересованности читателя в посещении школьной библиотеки.
Как видно с каждым годом число посещений увеличивается. Это связано с обновлением основных фондов, подключением интернета. Проделанная работа по реализации программы принесла положительные результаты и число посещений заметно выросло, из этого следует, что читатели не игнорируют школьную библиотеку, обращаются в случае необходимости за информацией.
В работе школьной библиотеки применяются разнообразные формы обслуживания: обслуживание в режиме абонемента и читального зала, выставки, обзоры, консультации, викторины, игры и т.д. Это оправдано, но в современных условиях необходимо активно использовать инновационные процессы, активными инновационными процессами в системе образования, необходимы новые, прогрессивные формы обслуживания, позволяющие представлять пользователю полную, объективную, достоверную информацию.
Информатизация сферы образования создаёт реальные условия для включения школьной библиотеки в мировую систему непрерывного образования, ведения диалога культур и цивилизаций через глобальную сеть Интернета. Подключение библиотеки к сети Интернета решает многие проблемы недостаточной укомплектованности фонда.
Формирование информационной культуры.
Принимая во внимание многоаспектный характер понятия «информационная культура», отсутствие целостной концепции и системности формирования информационной культуры, а так же глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе, в ранге значимости приоритетным направлением в работе школьной медиатеки является формирование информационной культуры.
Традиционно в школе проводятся индивидуальные, групповые и массовые мероприятия, направленные на формирование знаний, умений и навыков в области библиотечно-библиографической грамотности и информационных знаний. Составлен тематический план с учетом возрастных особенностей учащихся (с1-го по 10-е классы), который предусматривает два занятия в год и постепенное накопление, и углубление знаний, опыта работы с носителями информации любых видов. С целью приобщения к чтению и обучению основам библиотечно-библиографических знаниям, в школе проводятся библиотечные уроки с применением мультимедийных технологий: «История происхождения слов» (2-4кл); «Как написать отзыв о книге» (9-11кл); «Мир толкового словаря» (5-8кл) и другие.
Работа с подростками:
Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые плохо читают. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся средней школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и часто сами обращаются за помощью при выборе книг.
Чтение учащихся старших классов в основном деловое, более активно интересуются программной литературой, учителя чаще стали привлекать обучающихся к работе над проектами, рефератами. Это говорит о том, что и педагоги, и ученики занимаются поисковой, исследовательской работой, повышают познавательный уровень. Соответственно, возрастает роль библиотекаря как координатора поиска информации. В целях привлечения читателей в библиотеку и формирования у школьников информационной культуры, культуры чтения, умений и навыков независимого библиотечного пользователя проводятся библиотечные уроки, на которых ребята знакомятся с новинками периодических изданий, предназначенными для их возраста, узнали о справочном аппарате энциклопедий, о работе с различными словарями. Уроки формируют навыки работы с книгой, способствуют развитию интереса к книге и чтению.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой и плакатами из Интернета: «Мы за ЗОЖ», «Белая звезда надежды и спасения», Калейдоскоп художественных новинок» (выставка поступлений)
В течение учебного года велась справочная и информационная работа, было выполнено более 200 справок, оказывалась методическая помощь в написании докладов, рефератов, в подготовке и проведении методических объединений учителей.
Контрольные показатели:
Запланировано: | Выполнено: |
Количественные показатели – 147 ч. Посещаемость – 1248 посещений Книговыдача – 1248 экз | Количественные показатели – 164 человек Посещаемость – 1465 (с медиатекой) посещений Книговыдача – 1567 экз |
Динамика книговыдачи
В течение всего учебного года библиотекарю большую помощь оказывает библиотечный актив. Так, с его помощью проходят:
1. Оформление вновь поступившей литературы
2. Подшивка газет
3. Расстановка фонда
4. Мелкий ремонт книг
5. Участие в конкурсах, проводимых библиотекарем
Работа с родителями:
Индивидуальная работа по утраченным учебникам или другим документам.
Оформление книжной выставки «Что читают ваши дети»
Для родителей регулярно выпускается буклет по информационно- библиографическим источникам по разным направлениям воспитания в семье, оформляются выставки учебной литературы и периодических изданий в помощь семейному чтению
2.6 Работа с педагогическим коллективом:
Школьный библиотекарь регулярно обеспечивает информирование классных руководителей о посещаемости школьной библиотеки. Проводит активную работу по выявлению информационных потребностей и удовлетворению запросов педагогических работников школы в области:
Выступления на педсовете:
- отчет об организации библиотеки по пополнению библиотечного фонда.
- об интернет-ресурсах, размещенных на сайте школьной библиотеки
- о сохранении фонда учебной литературы и поступлениях методической литературы.
Проводилось библиотечное и информационно-справочное обслуживание педагогов: оказывалась необходимая помощь учителям-предметникам в подготовке предметных недель и других мероприятий, а также в подборе материалов для педсоветов, совещаний, заседаний методических объединений.