СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение как способ повышения качества успеваемости обучающихся на уроках иностранного языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации даны рекомендации по подготовке проблемно- диалогического урока.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение как способ повышения качества успеваемости обучающихся на уроках иностранного языка»

Проблемное обучение как способ повышения качества успеваемости обучающихся на уроках иностранного языка Архипова Татьяна Ефимовна учитель немецкого языка МБОУ «Средняя школа города Багратионовска» 2018 год

Проблемное обучение как способ повышения качества успеваемости обучающихся на уроках иностранного языка

Архипова Татьяна Ефимовна учитель немецкого языка МБОУ «Средняя школа города Багратионовска»

2018 год

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия  преподавания и учения ориентирован на формирование у обучающихся познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов к учению и мыслительных способностей

Проблемное обучение —

  • это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия  преподавания и учения ориентирован на формирование у обучающихся познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов к учению и мыслительных способностей
Языковые трудности недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах, а именно:  дефицит грамматических структур;  дефицит лексики в рамках темы;  трудность вовлечения обучающихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение  неумение употреблять языковые средства адекватно ситуации общения

Языковые трудности

  • недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах, а именно:
  • дефицит грамматических структур;
  • дефицит лексики в рамках темы;
  • трудность вовлечения обучающихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение
  • неумение употреблять языковые средства адекватно ситуации общения
Этап совершенствования речевых умений устной речи мини–монологи,  подготовительные упражнения для последующего развития умений диалогической и монологической речи

Этап совершенствования речевых умений устной речи

  • мини–монологи,
  • подготовительные упражнения для последующего развития умений диалогической и монологической речи
Устная речь непрерывность, то есть отсутствие ненужных пауз; логика, последовательность изложения, соблюдение определённой схемы построения высказывания;  богатство языковых средств (необходимый запас продуктивной лексики говорящего, знание синонимов, употребление разного рода речевых клише), придающих речи законченность и необходимую оформленность;  правильность речи (знание грамматических норм языка, умение их применять в устной речи, расстановка ударений).

Устная речь

  • непрерывность, то есть отсутствие ненужных пауз;
  • логика, последовательность изложения, соблюдение определённой схемы построения высказывания;
  • богатство языковых средств (необходимый запас продуктивной лексики говорящего, знание синонимов, употребление разного рода речевых клише), придающих речи законченность и необходимую оформленность;
  • правильность речи (знание грамматических норм языка, умение их применять в устной речи, расстановка ударений).
Интервью. Реплика трёхкомпонентн а: информация – реакция – ответ.  Какой характер носят диалогические реплики?   - вопрос, сообщение; - предложение; - отказ, обоснование; - согласие; - сомнение - уверенность; - неуверенность; - аргументация – контрдовод; - ссылка-опровержение; - просьба-обещание; - сожаление – предложение; - убеждение; - уточнение. - …

Интервью. Реплика трёхкомпонентн а:

  • информация – реакция – ответ.
  • Какой характер носят диалогические реплики?  - вопрос, сообщение; - предложение; - отказ, обоснование; - согласие; - сомнение - уверенность; - неуверенность; - аргументация – контрдовод; - ссылка-опровержение; - просьба-обещание; - сожаление – предложение; - убеждение; - уточнение. - …
Цели при обучении диалогической речи : научить формулировать вопрос или исходный тезис; научить доказывать свою точку зрения кратко, лаконично, используя для этого такой вид высказывания, как мини–монолог;  научить формулировать контраргументы

Цели при обучении диалогической речи :

  • научить формулировать вопрос или исходный тезис;
  • научить доказывать свою точку зрения кратко, лаконично, используя для этого такой вид высказывания, как мини–монолог;
  • научить формулировать контраргументы
УМК: «Deutsch», авторы И.Л. Бим и Л.В. Садомова Тема «Охрана окружающей среды» в 7 классе.   Это отдельные упражнения на тренировочном (подготовительном) этапе,   мини- диалоги, ролевые игры при изучении подтем «Утилизация мусора в Германии и России», «Лес» и др., работа над проектами.

УМК: «Deutsch», авторы И.Л. Бим и Л.В. Садомова Тема «Охрана окружающей среды» в 7 классе.

  • Это отдельные упражнения на тренировочном (подготовительном) этапе, 
  • мини- диалоги,
  • ролевые игры при изучении подтем «Утилизация мусора в Германии и России», «Лес» и др.,
  • работа над проектами.
Начало урока   - Heute besprechen wir das ökologische Thema „Müllentsorgung in Deutschland und in Russland“. Dieses Problem ist sehr aktuell, besonders für unserе Stadt . Und wie meint ihr? - In Deutschland versucht man solche Probleme zu lösen. Heute lernen wir die Situation mit der Müllentsorgung in Deutschland kennen und werden einige Vorschläge für unsere Stadt ausarbeiten. - Sagt mir bitte, was kommt in den Müll? Was sehen wir oft in der Strasse?

Начало урока

  • - Heute besprechen wir das ökologische Thema „Müllentsorgung in Deutschland und in Russland“. Dieses Problem ist sehr aktuell, besonders für unserе Stadt . Und wie meint ihr?
  • - In Deutschland versucht man solche Probleme zu lösen. Heute lernen wir die Situation mit der Müllentsorgung in Deutschland kennen und werden einige Vorschläge für unsere Stadt ausarbeiten.
  • - Sagt mir bitte, was kommt in den Müll? Was sehen wir oft in der Strasse?
Введение новой лексики   - Wohin kommt der Hausmüll? -Ja, stimmt, in Container . Und wo stehen die Container? - Die Container stehen auf der Sammelstelle . Wie meint ihr, sortieren die Deutschen den Müll? - Genau. In Deutschland sortiert man den Müll. Manche Sachen kommen nicht in die Mülltonne, es gibt spezielle Container. Der Müll kommt in die Container verschiedener Farbe. Auf dem Container kann man lesen, für welchen Müll der Container bestimmt ist. Für welche Abfälle sind die Container auf dem Foto bestimmt? - Genau. Seht euch diese Container auf dem Foto an! Das Altglas wird auch sortiert. Es gibt Container für Weißglas, Grünglas und Braunglas. Auf diesen Fotos sehen wir verschiedene Müllwagen Wie wird die Müllabfuhr organisiert? Wie oft kommt der Müllwagen? - Ja, das wissen wir aus dem Text „Zu viel Müll!“, in jeder Stadt kommt der Müll in die Mülltonnen. Der Müllwagen transportiert die Mülltonnen ab . Wohin transportiert der Müllwagen die Abfälle ab? Was ist das auf dem Bild? – Das ist eine Mülldeponie, ein verarbeitender Betrieb. Er verarbeitet die Abfälle. Wir können doch den Müll recyceln. Was bedeutet dieser grüne Punkt? Richtig. Das heißt ein System der Produktion ohne Abfälle.

Введение новой лексики

  • - Wohin kommt der Hausmüll?
  • -Ja, stimmt, in Container . Und wo stehen die Container?
  • - Die Container stehen auf der Sammelstelle . Wie meint ihr, sortieren die Deutschen den Müll?
  • - Genau. In Deutschland sortiert man den Müll. Manche Sachen kommen nicht in die Mülltonne, es gibt spezielle Container. Der Müll kommt in die Container verschiedener Farbe. Auf dem Container kann man lesen, für welchen Müll der Container bestimmt ist. Für welche Abfälle sind die Container auf dem Foto bestimmt?
  • - Genau. Seht euch diese Container auf dem Foto an! Das Altglas wird auch sortiert. Es gibt Container für Weißglas, Grünglas und Braunglas.
  • Auf diesen Fotos sehen wir verschiedene Müllwagen Wie wird die Müllabfuhr organisiert? Wie oft kommt der Müllwagen?
  • - Ja, das wissen wir aus dem Text „Zu viel Müll!“, in jeder Stadt kommt der Müll in die Mülltonnen. Der Müllwagen transportiert die Mülltonnen ab . Wohin transportiert der Müllwagen die Abfälle ab? Was ist das auf dem Bild?
  • – Das ist eine Mülldeponie, ein verarbeitender Betrieb. Er verarbeitet die Abfälle. Wir können doch den Müll recyceln. Was bedeutet dieser grüne Punkt?
  • Richtig. Das heißt ein System der Produktion ohne Abfälle.
Формирование умений диалогической речи Как вы думаете, что повлечет за собой появление свалок в лесу? На реке? В поле? Какое влияние окажет на природу сжигание мусора? Что нужно сделать, чтобы начать утилизацию отходов? Почему повторное использование отходов является самым эффективным путем охраны природы? Как можно решить проблему мусора в нашем городе? Предлагаю речевые ситуации и социальные роли: - два школьника – один из Германии, другой из России – беседуют об утилизации мусора в их странах; - эксперт по утилизации отходов из Германии отвечает на вопросы активистов движения «Зеленых» из России; Для обучающихся с невысоким уровнем навыка в диалогической речи предлагаю на экране зрительные опоры (вопросы).

Формирование умений диалогической речи

  • Как вы думаете, что повлечет за собой появление свалок в лесу? На реке? В поле?
  • Какое влияние окажет на природу сжигание мусора?
  • Что нужно сделать, чтобы начать утилизацию отходов?
  • Почему повторное использование отходов является самым эффективным путем охраны природы?
  • Как можно решить проблему мусора в нашем городе?
  • Предлагаю речевые ситуации и социальные роли:
  • - два школьника – один из Германии, другой из России – беседуют об утилизации мусора в их странах;
  • - эксперт по утилизации отходов из Германии отвечает на вопросы активистов движения «Зеленых» из России;
  • Для обучающихся с невысоким уровнем навыка в диалогической речи предлагаю на экране зрительные опоры (вопросы).
Работа с фотографиями Was sehen wir auf dem Foto? Wo wurde das Foto gemacht? Wann? Ist das ganze Bild schön/ hässlich/ interessant/witzig? Wer oder was ist noch auf dem Foto? Wie kann die Unterschrift sein?

Работа с фотографиями

  • Was sehen wir auf dem Foto?
  • Wo wurde das Foto gemacht?
  • Wann?
  • Ist das ganze Bild schön/ hässlich/ interessant/witzig?
  • Wer oder was ist noch auf dem Foto?
  • Wie kann die Unterschrift sein?
Групповая работа по подтеме «Лес». Wer von euch wohnt in einem Holzhaus? Welche Gegenstände, die ihr täglich benutzt, sind aus Holz? Was tut ihr am liebsten, wenn ihr in den Wald geht?   Worauf müssen die Menschen im Wald Rücksicht nehmen? →  Tiere nicht stören, Bäume nicht verletzen, … Welche Tiere und Pflanzen kommen in unserem Wald vor?  Welche Waldpflanzen kann man essen? →  Sauerklee, einige Pilze, Beeren, …

Групповая работа по подтеме «Лес».

  • Wer von euch wohnt in einem Holzhaus?
  • Welche Gegenstände, die ihr täglich benutzt, sind aus Holz?
  • Was tut ihr am liebsten, wenn ihr in den Wald geht?  Worauf müssen die Menschen im Wald Rücksicht nehmen? → Tiere nicht stören, Bäume nicht verletzen, …
  • Welche Tiere und Pflanzen kommen in unserem Wald vor? Welche Waldpflanzen kann man essen? → Sauerklee, einige Pilze, Beeren, …
составить иллюстрированные рассказы о лесных жителях; сделать презентацию о растениях или животных нашего края; оформить красочный коллаж о том, какую роль в нашей жизни играет лес и как важно охранять его от загрязнения.
  • составить иллюстрированные рассказы о лесных жителях;
  • сделать презентацию о растениях или животных нашего края;
  • оформить красочный коллаж о том, какую роль в нашей жизни играет лес и как важно охранять его от загрязнения.
« Как в нашем городе, нашем парке, нашем школьном дворе относятся к охране окружающей среды»  «Какой ущерб наносится природе»  «Каким образом жители района охраняют природу»
  • « Как в нашем городе, нашем парке, нашем школьном дворе относятся к охране окружающей среды»
  • «Какой ущерб наносится природе»
  • «Каким образом жители района охраняют природу»
Защита проекта  „Umweltschutz“ — Redemittel  Einführung:   Das Thema unserer Zeitung ist: …  Das Thema finden wir wichtig/ halten wir für wichtig, weil …  Das Thema ist von Bedeutung, weil ….  Das Thema ist höchst aktuell, weil …  Zu Beginn möchte ich/ möchten wir sagen, dass …  Zu Beginn möchte ich/ möchten wir darauf hinweisen, dass …  Meiner/ Unserer Meinung nach ist …

Защита проекта „Umweltschutz“ — Redemittel Einführung:

  • Das Thema unserer Zeitung ist: … Das Thema finden wir wichtig/ halten wir für wichtig, weil … Das Thema ist von Bedeutung, weil …. Das Thema ist höchst aktuell, weil … Zu Beginn möchte ich/ möchten wir sagen, dass … Zu Beginn möchte ich/ möchten wir darauf hinweisen, dass … Meiner/ Unserer Meinung nach ist …
Verbesserungsvorschläge:   Man sollte Müll sammeln.  Jeder muss den Park sauber halten.  Man darf nicht/ kein …  Man kann Bäume /Blumen pflanzen.  Man kann Vogelhäuschen bauen.  Es ist verboten, … zu ….  Es ist nicht erlaubt, … zu …  Es ist notwendig/ gut , … zu

Verbesserungsvorschläge:

  • Man sollte Müll sammeln. Jeder muss den Park sauber halten. Man darf nicht/ kein … Man kann Bäume /Blumen pflanzen. Man kann Vogelhäuschen bauen. Es ist verboten, … zu …. Es ist nicht erlaubt, … zu … Es ist notwendig/ gut , … zu
Проблемное обучение  развивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У обучающихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное»  и  «полезное» , что ведет к повышению эффективности обучения. Тематика   может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, презентации, эссе.
  • Проблемное обучение  развивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У обучающихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное»  и  «полезное» , что ведет к повышению эффективности обучения. Тематика  может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, презентации, эссе.
Урок совершенствования речевых навыков.  Речевые клише для оформления вступительной части : - названная проблема очень актуальна/ не оставляет никого равнодушным;  - эта проблема обсуждается в средствах массовой информации, среди специалистов; - ясно, что...; - нет никакого сомнения в том, что ...;  согласно общепринятому мнению.../ многие придерживаются мнения, что...  врачи утверждают, что .

Урок совершенствования речевых навыков. Речевые клише для оформления вступительной части :

  • - названная проблема очень актуальна/ не оставляет никого равнодушным;
  • - эта проблема обсуждается в средствах массовой информации, среди специалистов;
  • - ясно, что...;
  • - нет никакого сомнения в том, что ...;
  • согласно общепринятому мнению.../ многие придерживаются мнения, что...
  • врачи утверждают, что .
Речевые клише для оформления заключения: - из этого следует, что…;  - можно сделать вывод…; - можно прийти к выводу…;  - в заключение можно сказать…; - в завершение, вкратце,...

Речевые клише для оформления заключения:

  • - из этого следует, что…;
  • - можно сделать вывод…;
  • - можно прийти к выводу…;
  • - в заключение можно сказать…;
  • - в завершение, вкратце,...
Рекомендации по подготовке проблемно-диалогического урока 1. использовать групповую форму работы , т.к. в группах может создаваться проблемная ситуация, где сталкиваются разные мнения учеников; группами выдвигаются гипотезы, группами можно выполнять продуктивные задания. 2. введение нового материала желательно начинать не позднее десятой минуты урока 3. фиксировать на доске новый материал , намеренно создавать ученикам зрительную опору 4. тщательно прописать диалоги при подготовке урока, чтобы не допускать ошибок

Рекомендации по подготовке проблемно-диалогического урока

  • 1. использовать групповую форму работы , т.к. в группах может создаваться проблемная ситуация, где сталкиваются разные мнения учеников; группами выдвигаются гипотезы, группами можно выполнять продуктивные задания.
  • 2. введение нового материала желательно начинать не позднее десятой минуты урока
  • 3. фиксировать на доске новый материал , намеренно создавать ученикам зрительную опору
  • 4. тщательно прописать диалоги при подготовке урока, чтобы не допускать ошибок
Главный итог работы по данной технологии значительное продвижение учащихся в развитии мыслительных операций, речи, творческих способностей, навыков самоконтроля  умение учащихся выявлять существенные признаки, устанавливать закономерности, выражать их в речи, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, придумывать задачи и примеры, аналогичные предложенным проблемная ситуация мотивирует исследовательскую деятельность учащихся

Главный итог работы по данной технологии

  • значительное продвижение учащихся в развитии мыслительных операций, речи, творческих способностей, навыков самоконтроля
  • умение учащихся выявлять существенные признаки, устанавливать закономерности, выражать их в речи, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, придумывать задачи и примеры, аналогичные предложенным
  • проблемная ситуация мотивирует исследовательскую деятельность учащихся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!