Проблемное обучение на занятиях
в системе дополнительного образования детей
Сущность, цели и основные понятия проблемного обучения
Определение 1. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.
Определение 2. Особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.
Определение 3. (по М.М. Левиной) – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении; воспитывать у них творческий,
Цели и основные понятия проблемного обучения
- усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания);
- формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей
( то есть в проблемном обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимися)
Сущность, цели и основные понятия проблемного обучения
Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение.
Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения; это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности; это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые позиции при его решении.
Это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения; проблемная задача вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной.
Основные понятия проблемного обучения
Проблема
– теоретический или практический вопрос, выражающий противоречия между имеющимися у обучаемых знаниями и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно
Основные понятия проблемного обучения
Проблемная ситуация – определённое психическое состояние или интеллектуальное затруднение, возникающее при невозможности объяснить заинтересовавшее явление, факт, процесс с помощью известных знаний или выполнить необходимое действие известным способом
В основе проблемной ситуации – удивление, озадаченность тем, что новый факт противоречит имеющимся правильным знаниям, вернее не может быть объяснён с их помощью.
Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с противоречия.
Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс
Мотивы обучения
Мотивы (связаны с типами обучения):
– познавательно-побуждающие мотивы
формирование мотивов – лишь одна из сторон задач проблемного обучения. Его успешность определяется логикой и содержанием учебно-поисковой деятельности учащихся.
Познавательная мотивация побуждает человека развивать свои склонности и способности, способствует самореализации личности и раскрытию ее творческого потенциала. Но
Этапы проведения проблемного урока в системе дополнительного образования
(по М.И. Махмутову):
-возникновение проблемной ситуации и постановка учебной проблемы (5-10 мин.);
- выдвижение предложений и обоснование гипотезы по разрешению учебной проблемы (5-15 мин.);
-доказательство гипотезы (10-15 мин.);
- проверка правильности решения учебной проблемы.
Этапы организации проблемного обучения в системе дополнительного образования детей
1) Этапы создания педагогической проблемной ситуации, организация появления у обучающегося затруднения или вопроса;
2) перевод педагогической проблемной ситуации в психологическую (индивидуальное затруднение, психологический дискомфорт): начало активного поиска ответа на вопрос, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного;
3) поиск решения проблемы, выход из тупика противоречия;
4) появление идеи решения, приращение нового знания ;
5) реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта;
6) контроль результатов.
Структура проблемного урока в системе дополнительного образования
-мотивация
- актуализация прежних знаний – подготовка к восприятию нового материала;
-усвоение новых знаний и способов действий
(на этом этапе создается проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения)
-формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы;
-Итог занятия. Рефлексия деятельности
Условия эффективности реализации проблемного обучения в системе дополнительного образования
-обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
-обеспечение посильности работы учащихся с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
-значимость для обучаемого информации, получаемой при решении проблемы;
-необходимость диалогического, доброжелательного общения с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся к различным точкам зрения, гипотезам, предложениям, высказываемым учениками.
Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования проблемного мышления.
Методические особенности организации проблемного обучения
- Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
- Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям;
- Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
-Задания должны быть таковыми, что бы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Методические особенности организации проблемного обучения
- вызвать интерес обучающихся к содержанию проблемы;
- обеспечить посильность работы с проблемами;
- информация, которую обучающийся получит при решении проблемы, должна быть значимой, важной как и процесс обучения;
- придерживаться такого стиля общения между педагогом и обучающимся, когда возможна свобода выражения им своих мыслей и взглядов при доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу воспитанника;
- Общение-диалог направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности обучающихся;
- Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.
Уровни организации проблемного обучения
1 уровень Учитель сам формулирует проблему и решает её;
2 уровень Проблема ставится учителем, а решается совместно с обучающимися;
3 уровень Проблема формулируется учителем, а решается самими обучающимися
4 уровень Обучающиеся формулируют проблему и решают её самостоятельно.
Мельников Е.Л
Основные функции проблемного обучения
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
- формирование мотивов учения на личностно- значимом уровне
Виды проблемного обучения:
решение научных проблем (научное творчество) — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
- решение практических проблем (практическое творчество) — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;
- создание художественных решений (художественное творчество) — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.
Типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Приёмы создания проблемной ситуации
«с удивлением»
Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом:
шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;
шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
«с затруднением»
Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос)
Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими
Приём 6.
шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим
шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.
Система вопросов для побуждающего диалога:
Побуждение к осознанию противоречия
Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Вопрос был один? А мнений сколько?
Что вас удивило? Что интересного заметили?
Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?
Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока
Методы постановки учебной проблемы
Технология проблемно-диалогического обучения является:
обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
позволяет снижать нервно-психические нагрузки
учащихся за счет стимуляции познавательной
мотивации и «открытия» знаний;
реализуется на любом предметном содержании и
на любой образовательной ступени.
Список литературы по теме:
1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», 1983. — 96 с.2. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80 с.
3. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.
4. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения.Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — Сс. 186—203.5. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.6. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — 208 с.7. Поспелов Д. А., Пушкин В. Н., Садовский В. Н. К определению предмета эвристики // Проблемы эвристики. — М., 1969.8. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.