СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение на занятиях в системе дополнительного образования детей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале изложены сущность, цели и основные понятия  проблемного обучения, этапы проведения и условия эффективности. Также даются приемы создания проблемной ситуации на занятии

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на занятиях в системе дополнительного образования детей»

Проблемное обучение на занятиях

в системе дополнительного образования детей


Сущность, цели и основные понятия проблемного обучения

  • Определение 1. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.

  • Определение 2. Особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который  характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

  • Определение 3. (по М.М. Левиной) – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются  в том, чтобы стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;  воспитывать у них творческий,


Цели и основные понятия проблемного обучения

- усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания);

- формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей

( то есть в проблемном обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимися)


Сущность, цели и основные понятия проблемного обучения


  • Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний  или известных способов действий, т.е. у них  возникает интеллектуальное затруднение.  

  • Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения;  это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности;  это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые позиции при его решении.  

  • Это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения; проблемная задача вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной.


Основные понятия проблемного обучения

Проблема

– теоретический или практический вопрос, выражающий противоречия между имеющимися у обучаемых знаниями и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно

Основные понятия проблемного обучения

  • Проблемная ситуация – определённое психическое состояние или интеллектуальное затруднение, возникающее при невозможности объяснить заинтересовавшее явление, факт, процесс с помощью известных знаний или выполнить необходимое действие известным способом

  • В основе проблемной ситуации – удивление, озадаченность тем, что новый факт противоречит имеющимся правильным знаниям, вернее не может быть объяснён с их помощью.

  •   Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с противоречия.

  • Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс

Мотивы обучения

  • Мотивы (связаны с типами обучения):

  • – познавательно-побуждающие мотивы

  • формирование мотивов – лишь одна из сторон задач проблемного обучения. Его успешность определяется  логикой и содержанием учебно-поисковой деятельности учащихся.


Познавательная мотивация побуждает человека развивать свои склонности и способности, способствует самореализации личности и раскрытию ее творческого потенциала. Но

Этапы проведения проблемного урока в системе дополнительного образования

  • (по М.И. Махмутову):  

  • -возникновение проблемной ситуации и постановка  учебной проблемы (5-10 мин.);

  • - выдвижение  предложений и обоснование  гипотезы по разрешению учебной проблемы (5-15 мин.);  

  • -доказательство гипотезы (10-15 мин.);

  • - проверка правильности решения учебной проблемы.

Этапы организации проблемного обучения в системе дополнительного образования детей

1) Этапы создания педагогической проблемной ситуации, организация появления у обучающегося затруднения или вопроса;

 2) перевод педагогической проблемной ситуации в психологическую (индивидуальное затруднение, психологический дискомфорт): начало активного поиска ответа на вопрос, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного;

3) поиск решения проблемы, выход из тупика противоречия;

4) появление идеи решения, приращение нового знания ;

5) реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта;

6) контроль результатов.

Структура проблемного урока в системе дополнительного образования

-мотивация

- актуализация  прежних знаний – подготовка к восприятию нового материала;  

-усвоение новых знаний и способов действий

(на этом этапе создается  проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения)  

-формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате  разрешения проблемы;

-Итог занятия. Рефлексия деятельности

Условия эффективности реализации  проблемного обучения в системе дополнительного образования

  • Четыре условия эффективности проблемного обучения:  

-обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;  

-обеспечение  посильности работы учащихся с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

-значимость для обучаемого информации, получаемой при решении проблемы;

-необходимость диалогического, доброжелательного общения с учащимися, когда с вниманием  и поощрением относятся к различным  точкам зрения, гипотезам, предложениям, высказываемым учениками.

Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования  проблемного мышления.

Методические особенности организации проблемного обучения

- Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;

- Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям;

- Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

-Задания должны быть таковыми, что бы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Методические особенности организации проблемного обучения

- вызвать интерес обучающихся к содержанию проблемы;

- обеспечить посильность работы с проблемами;

- информация, которую обучающийся получит при решении проблемы, должна быть значимой, важной как и процесс обучения;

- придерживаться такого стиля общения между педагогом и обучающимся, когда возможна свобода выражения им своих мыслей и взглядов при доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу воспитанника;

-  Общение-диалог направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности обучающихся;

- Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Уровни организации проблемного обучения

  • 1 уровень Учитель сам формулирует проблему и решает её;

  • 2 уровень Проблема ставится учителем, а решается совместно с обучающимися;

  • 3 уровень Проблема формулируется учителем, а решается самими обучающимися

  • 4 уровень Обучающиеся формулируют проблему и решают её самостоятельно.

Мельников Е.Л

Основные функции проблемного обучения

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

- формирование мотивов учения на личностно- значимом уровне


Виды проблемного обучения:

решение научных проблем (научное творчество) — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;

- решение практических проблем (практическое творчество) — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;

- создание художественных решений (художественное творчество) — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов

  • Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.


  • Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.


  • Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.


  • Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.


Приёмы создания проблемной ситуации


«с удивлением»

Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом:

шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;

шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.


«с затруднением»

Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос)

Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими

Приём 6.

шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.


Система вопросов для побуждающего диалога:

Побуждение к осознанию противоречия

  • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

  • Вопрос был один? А мнений сколько?

  • Что вас удивило? Что интересного заметили?

  • Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока

  • Какой возникает вопрос?

  • Какова будет тема нашего урока?  


Методы постановки учебной проблемы




Технология проблемно-диалогического обучения является:


  • результативной

обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

  • здоровьесберегающей

позволяет снижать нервно-психические нагрузки

учащихся за счет стимуляции познавательной

мотивации и «открытия» знаний;

  • общепедагогической

реализуется на любом предметном содержании и

на любой образовательной ступени.



Список литературы по теме:

1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», 1983. — 96 с.2. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80 с.

3. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.

4. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения.Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — Сс. 186—203.5. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.6. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — 208 с.7. Поспелов Д. А., Пушкин В. Н., Садовский В. Н. К определению предмета эвристики // Проблемы эвристики. — М., 1969.8. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!