Проблемный анализ работы социального педагога Изергиной М.Н. МБОУ «Многопрофильной гимназии №38» за I полугодие 2014-2015 учебного года.
Я, Изергина М.Н. работаю в должности социального педагога в МБОУ «Многопрофильной гимназии №38».
В 2000 году закончила Дагестанский Педагогический Университет био-химический факультет отделение био-психологии по специальности педагог-психолог и учитель биологии. С 1998 года работала учителем биологии. С 2008 года переведена на должность социального педагога. Общий стаж работы 19 лет, стаж работы социальным педагогом-10 лет.
Основные цели моей работы в школе:
Создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи учащегося в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей
Содействие администрации и педагогическому коллективу в контроле социальной ситуации в школе.
Выявление различных категорий учащихся, путем создания социальных паспортов классов.
Наблюдение за детьми из неблагополучных семей, за детьми группы «риска» и состоящих на разных видах учета.
Оказание психологической и социальной помощи учащимся, оказавшимся в разных жизненных ситуациях.
Для реализации этих целей решаются следующие задачи:
Анализ социальной ситуации в школе, выявление категорий учащихся, нуждающихся в социальной и психологической поддержке и определение путей и средств оказания помощи.
Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации
Выявление ведущих проблем и ценностных ориентаций детей
Повышение уровня социальной компетентности учащихся в гражданско-правовой и бытовой сферах
Формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию.
Содействие личностному развитию учащихся на каждом возрастном этапе становления личности как члена социума.
Оказание консультативной помощи родителям в решении социально-педагогических проблем ребенка
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания правовой культуры
Оказание содействия пед.коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе.
Профилактика и преодоление отклонений в социальном поведении учащихся.
В настоящее время в школе обучается 1996 учащихся. Школа работает в две смены. Социальный паспорт гимназии на конец второго полугодия 2014-2015 уч.года:
Количество не полных семей - 80
Количество многодетных семей - 479
Количество малоимущих семей - 21
Количество учащихся- полу сирот 42
Количество учащихся-инвалидов -13
Количество учащихся, находящихся под опекой и попечительством -5
Количество учащихся, круглых сирот - 1
Количество неблагополучных семей ____нет______
Количество учащихся, состоящих на учете в ПДН - 1
Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете - 2
Количество учащихся группы «Риск» __18__
Количество учащихся, не охваченных обучением __________нет_______
Количество учащихся, обучающихся на дому - 28
Количество учащихся, находящихся в розыске____нет______
Количество учащихся, занимающихся в кружках и секциях 1503
Моя работа, за истекшее полугодие, осуществлялась согласно плану работы на год по следующим направлениям:
Аналитико-диагностическое направление: диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаем личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализируем, систематизируем полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проводим мониторинг социальной ситуации развития ребенка. В рамках данного направления проходит и знакомство с социальной сферой школы: сбор информации об учащихся гимназии при помощи социальных паспортов классов, предоставляемых классными руководителями в начале учебного года.
Кроме того, классные руководители заполняют и сдают социальному педагогу бланки «раннего выявления поля проблем в классе», что помогает сразу выделить учащихся, нуждающихся в социально психологической помощи, либо учащихся, которым надо уделить пристальное внимание и осуществить контроль посещаемости и успеваемости.
Проанализировать ситуацию в школе по профилактике наркомании и правонарушений позволяют регулярно проводимые мониторинги в виде анкетирования, на основании результатов которого делаются выводы о состоянии положения ситуации в школе.
Профилактическая работа по правовому и антитеррористическому воспитанию, проводимая с родителями и учениками. В рамках этого направления была проведена большая и разнообразная работа:
Анкетирование «Законы в нашей жизни» в 5-9 классах
Классные часы «Законы в нашей жизни» в 5-9х классах
Анкетирования по профилактике наркомании по теме «Наркотики и подросток» 8-11 классах (анализ анкеты прилагается)
Круглый стол «Гражданином быть обязан» в 10 классах. Были приглашены ветеран ВОВ, майор ФСБ в отставке и инспектор ПДН. Состоялась очень интересная дискуссия, в которой ученики принимали самое активное участие: задавали вопросы на волнующие их темы, в том числе на темы экстремизма, терроризма и т. д.
Игра брейн-ринг «Правовой лабиринт» в 11-х классах показала достаточно высокий уровень подготовки учащихся и хорошую ориентацию в правовом поле. И усилило интерес к знанию своих прав и законов страны.
Учащимся 4,5 и 6классов было предложено самое интересное: Конкурс стенгазет «Я выбираю жизнь в ярких красках». Дети проявили все свое творчество и показали очень серьезный подход к заданной теме. Работы получились яркими, красочными. Порой трогательно-наивными, а порой глубокими и совсем не детскими.
Родители тоже не остались без внимания. Так как только при согласованной работе педколлектива, родителей и учеников можно добиться положительных результатов. С этой целью были проведены тематические родительские собрания, которые я посещала и выступала, на одних, с докладами, на других- с сообщениями.
Одно из обязательных направлений моей работы –это работа с детьми, находящимися под опекой, с детьми из категории трудныхи группы риска (я считаю, что в эту категорию принято относить детей с «неудобным» поведением, детей с дефицитом внимания, детей, понять проблемы которых взрослым просто бывает некогда и не хочется.) И часто приходится работать по всем направлениям, т.е. не только с самим ребенком и его родителями, но и с учителями, которым иногда очень не хочется ломать себя, свои педагогические принципы и опускаться до проблем ребенка, мотивируя тем, что им некогда. Работая с трудными детьми, детьми под опекой, очень важно посетить ребенка дома, проанализировать обстановку в семье и посмотреть условия жизни. Поэтому я периодически хожу «в гости» и очень часто именно после этих визитов дети с большим доверием начинают ко мне относиться и нередко сами на переменах находят меня, чтобы поздороваться или приходят спросить совета по разным ситуациям.
Консультативное направление моей работы помогает в налаживании связей и контактов с родителями и детьми, выявлении проблем и определения вида помощи, которую я могу оказать семье или ребенку. Иногда это просто совет, иногда реальное действие, иногда перенаправление к другим специалистам, но в любом случае я стараюсь, чтобы человек, которому нужна помощь смог ее от меня получить.
Регулярные выступления на методобъединении позволяют донести нужную информацию до педколлектива. Выслушать их пожелания или критику и откорректировать дальнейшую работу.
Самое мое любимое направление-это реальная помощь для малообеспеченных, остронуждающихся или многодетных семей нашей гимназии. В реализации этого направления помогает акция добра «Подарок от Деда Мороза» к Новому году. Каждый класс сдает по три подарка и затем часть подарков мы вручаем у елки детям нашей гимназии, нуждающимся именно в таком внимании, а часть, например как в этом году, привозим детям из центра социальной поддержки детей и подростков и не только им.
В своей работе я очень тесно взаимодействую с администрацией Советского района города, а именно с отделом образования, с КДН и отделом опеки и попечительства. Так например, в начале учебного года в микрорайоне нашей гимназии были ученики, не охваченные обучением. И хотя они являлись учениками другой школы, я проделала работ по посещению их на дому, выяснению причин непосещения, с последующим отчетом и представлением на заседании комиссии КДН. В школу они не вернулись. Были предоставлены справки с места работы. Это были ученики, окончившие 9 классов.
Кроме того, я тесно сотрудничаю с инспектором ПДН, с центрами дополнительного образования в районе гимназии: станция юного техника, станция юных натуралистов, клуб «Алые паруса», шахматный клуб. И стараюсь направить туда учащихся для вовлечения их во внешкольную дополнительную деятельность, во –первых, для общего развития, а, во-вторых, для занятия в свободное время.
Относительно недалеко от гимназии находится Социальный центр помощи семье и детям «Надежда», где работают отличные специалисты, с ними мы тоже поддерживаем взаимосвязь. В этом году удалось направить в центр второклассника, нуждающегося в квалифицированной психологической помощи, работа с ним еще ведется, но изменения уже можно наблюдать. Также я подавала списки остронуждающихся семей в этот центр, но еще никакой материальной спонсорской помощи не было.
Тесное сотрудничество с педколлективом и администрацией гимназии является одним из условий качественной и результативной работы. И именно с коллегами пришлось не один год налаживать взаимосвязь и на практике доказывать свою необходимость и компетентность. И вот в этом году я вижу результат усилий. Учителя с большим пониманием и ответственностью отнеслись к сбору социальных паспортов. Из 50 классных руководителей на сегодняшний день не сдали соц.паспорта всего пятеро. Тогда как эта цифра в прошлом году была гораздо выше.
Также увеличилась степень доверия классных руководителей к социальному педагогу, стали чаще обращаться за профилактической помощью. Хотя еще существует проблема, когда некоторые кл.рук-ли пытаются пугать детей социально-психологической службой. И тогда приходится напоминать им наши должностные обязанности.
В начале учебного года пришлось столкнуться с очень тяжелым и болезненно протекающим периодом адаптации в одном из пятых классов. Совместно с Зам.директора по УР Шапиевой С.И., с директором гимназии Шабановой Д.Р., с зам директора по ВР. Вадагаибовым А.Д. и с курирующим психологом была проведена большая работа не только с детими-пятиклашками, но и с их родителями, потому что именно родители и их амбиции были причиной очень серьезных конфликтов между детьми. За два месяца в классе поменялось два классных руководителя. От работы в классе отказывались учителя предметники. Но проведенный классный час с детьми и высказанное детьми мнение, а затем очень серьезное родительское собрание поставило точку и конфликт был исчерпан. Без излишней скромности скажу, что моя роль, как соц.педагога, в разрешении ситуации, была не последней. И я довольна проделанной работой.
В декабре 2014 года произошел очень неприятный и серьезный инцидент среди учеников 4-го класса. Одноклассники жестоко подрались и оба получили сотрясение мозга средней степени тяжести. Но утяжелило ситуацию еще и заявление родителей одного из мальчиков в полицию по поводу случившегося. И хотя виноваты были оба, на учет в ПДН и автоматически на ВШУ взяли того, на кого было подано заявление. Проблему я увидела здесь в следующем, и кстати на эту тему был длинный разговор с классными руководителями на малом педсовете, что конфликт этот между детьми тянулся с начала учебного года. И дети проявляли излишнюю агрессию по отношению друг к другу, но классный руководитель не видела проблемы и старалась справиться своими силами, беседой с родителями учеников, беседой с классом, с данными учениками. Но не получилось. Если бы она своевременно обратилась за помощью в социально-психологическую службу гимназии, возможно, всех неприятностей можно было бы избежать.
Меня нередко спрашивают, почему у меня на ВШУ так мало учеников, я всегда отвечаю, что у меня все ученики в поле зрения и на контроле, а на ВШУ я беру только по решению Совета профилактики гимназии. С остальными стараюсь проводить профилактическую работу, чтобы никого не приходилось брать на учет.
Выводы: Не вполне решенным остается контроль посещаемости учащимися школы, потому что как бы я ни старалась. Но охватить единым зрением 2000 человек невозможно. И где то все равно не удается уследить. И бывают ученики, регулярно пропускающие учебу по тем или иным причинам или вообще длительное время не посещающие занятия. И тогда уже приходится их искать и действовать по ситуации вдогонку, иногда даже с привлечением инспектора ПДН.
Также нерешенным остается вопрос о помощи ученикам, неуспевающим в обучении. Учителя, которые ставят им неудовлетворительную оценку, не могут найти свободного времени для проведения бесплатных консультаций, а если родители не могут заплатить за репетиторство, то ребенок остается наедине со своей неуспеваемостью, низким социальным статусом в классе, все глубже опускается в ситуацию неуспеха. И вытаскивать его тогда очень тяжело, тем более, что таких учеников немало. Так что работа по этим направлениям еще не закончена и будет продолжаться.
В целом же, поставленные цели и задачи успешно реализуются.
Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров
Кафедра педагогики и психологии
Проблемный анализ работы
социального педагога-
Изергиной М.Н.
МБОУ «Многопрофильной гимназии №38» г.Махачкала
за I полугодие 2014-2015 учебного года.
Махачкала. 2015