СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы адаптации первоклассников в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы адаптации первоклассников в школе»

Проблемы адаптации первоклассников в школе

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Адаптация - это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Адаптация ребёнка к школе - это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.

Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

 Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше) являются наиболее подверженными дезадаптации. Некоторые первоклассники становятся очень шумными, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие становятся очень скованными, робкими, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей может нарушиться сон, аппетит, обостряются хронические заболевания.

По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, также это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.

Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 6-7 лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик".

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Признаки успешной адаптации:

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию, иначе бороться с апатией придётся очень долго.

Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы родительской помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Многие дети моего 1 А относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Это говорит о высоком уровне адаптации.

Правда, некоторым детям бывает иногда трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу октября они полностью освоились и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

К сожалению, имеется в классе несколько учеников, которые на уроках подавлены, не слышат учителя. Или, наоборот, нередко нарушают дисциплину, учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда. Это дети с низким уровнем адаптации.

  Причинами дезадаптации могут являться:

- стиль воспитания ребенка в семье ДО школы. Если у него не заложены навыки самостоятельности, умения налаживать контакты и работать «в команде», если у него не сформирован интерес к познанию – в школе такому ребенку будет трудно.

- система обучения первоклашек. Чем младше ребенок, тем тяжелее ему приспособиться к таким суровым реалиям, вдруг свалившимся на его голову, – поэтому наиболее уязвимы те, кто пошел в школу раньше.

- слабая подготовка к школе, недостаток знаний, слабая память и внимание. 

-усталость, переутомление, перегрузка как нервной системы, так и иммунной. Если ребенок слабенький, не привык к нагрузкам – в школе ему придется нелегко даже при отличных способностях и хорошей коммуникабельности.

-слишком высокая тревожность, мнительность самого ребенка, чрезмерно сильное переживание промахов как в учебе, так и в отношениях. 

  Что же делать учителям и родителям?

Бессмысленно паниковать, ругать и обвинять самого ребенка. Ребенок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в порицании.

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка к школе:

- необходимо быть наблюдательными и внимательными к детям, отмечать изменения в их поведении, работоспособности.

- дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.

- быть объективными не только в оценке знаний ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

- развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.

- всегда обращать внимание на осанку детей во время занятий.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!