СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка»

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Задача духовно-нравственного воспитания - помочь учащимся найти ответы на вопросы о смысле жизни, добре и зле, смерти и бессмертии, предназначении человека. Самые полные ответы на эти важнейшие вопросы человечности дает вера. Значительный вклад в понимание учащимися духовно-нравственных основ человеческого бытия вносит и изучение школьных учебных предметов.

Воспитание на уроках русского языка и литературы традиционно страдает тем, что принято называть вербализмом (воспитанием «на словах») или же сводится к тому, что изучение языка и произведений художественной литературы само по себе имеет воспитательное влияние. Однако духовно-нравственное воспитание не должно сводится к автоматическому «впитыванию» ценностей, а требует педагогического обеспечения их сознательного присвоения учащимися через реальное переживание.

Одним из главных условий осознанного восприятия духовно-нравственных ценностей учащимися является учебный диалог. Он обеспечивает рефлексию, самореализацию личности, совместный поиск истины. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей. Диалогичность лежит в основе таких форм уроков, как урок-диалог, урок-дискуссия. Существенным для духовно-личностного становления имеет общение и в системе взаимодействия «ученик-ученик», так как именно здесь создаются условия для согласования индивидуальных и общественных ценностей, развития нравственного самосознания детей.

Особые условия для осознанного усвоения духовно-нравственных ценностей создают и различные виды творческих работ - сочинения как традиционных жанров (описание, рассуждение, повествование), так и нетрадиционных: эссе, сочинение в жанре письма, дневниковых записей. В центре этих работ могут стоять такие понятия, как добро-зло, любовь-равнодушие, надежда-отчаяние, долг, справедливость, порок, отношение к жизни и смерти, смысл жизни и другие. Весьма продуктивны при освоении духовно-нравственных категорий исследовательские и проектные методики.

Важное значение в воспитании учащихся принадлежит рассмотрению духовно-нравственной лексики. В этой связи актуализируется традиционная для духовно-нравственного воспитания задача «утверждения» детей в нравственных понятиях. Трудность освоения духовной лексики обусловлена большой смысловой емкостью этих понятий, их полисемантичностью. Эта проблема может быть решена путем углубленного семантического анализа духовной лексики в сочетании с логико-понятийным рассмотрением произведений духовно-нравственного содержания.

Согласно академику Ю.В. Рожественскому, в течение обучения учащиеся средней школы должны освоить такие понятия духовно-нравственной сферы человека, как:

(Общие положения морали) добро-зло, совесть, судьба, долг, благо, справедливость, добродетель, порок, грех, жизнь и смерть;

(Моральные качества человека) трудолюбие-лень, смелость-трусость, верность-неверность слову, правдивость-лживость, бескорыстие-корыстность, скромность-гордость, терпимость-нетерпимость;

(Способность к познанию) истина-неистина, правда-кривда;

(Духовная подготовка к поступку) любовь-равнодушие, надежда-отчаяние, желаемое-достигаемое, осторожность-безрассудство;

(Духовная мораль) вера, богопочитание, надежда, любовь к родителям и близким, страсти .

Задача учителя – способствовать осознанному восприятию учащимися этих категорий. Несомненную ценность в этом направлении представляет изучение данных понятий через призму программных произведений художественной литературы. Следует сказать, что в школьной программе все произведения подобраны с учетом их воспитательного потенциала. В качестве иллюстрации приведем духовно-нравственные категории, которые можно рассмотреть на материале творчества А.С. Пушкина. Ниже представлен список лексики, которая используется в произведениях писателя и без которой нельзя обойтись при анализе текстов.

«Дубровский» - благо, благоразумие, благородный, великодушие, дерзкий, добродетель, достоинство, злобный, искренность, истина, нравственный, подвиг, почтение, праздность, преданность, равнодушие, смирение, щедрость, тщеславие;

«Капитанская дочка» - бесчестье, благоденствовать, благоразумие, благородный, великодушие, добродетель, доверчивость, долг, злобный, искренность, корысть, кротость, лукавство, малодушие, моральный, немилосердно, непристойность, подвиг, постылый, православный, равнодушие, самолюбие, скромность, снисходительный, справедливость, церковь, человеколюбие, честь, чистосердечность,

«Евгений Онегин» - антигуманный, благо, благоразумный, благословенный, боготворить, гордость, гордый, добродетельный, духовная атмосфера, заветный, индивидуализм, искренний, исповедь, истинный, легкомыслие, лицемерить, мораль, непорочный, нравственная чистота, очерстветь, порок, праздный, притворный, равнодушный, самовластный, самолюбивый, сострадание, судьба, тщеславие, честь, эгоизм.

Как видим, произведения А.С. Пушкина дают богатейший материал для постижения духовно-нравственных понятий. Подача материала соответствует этапам личностного развития учащихся и ставит перед ними вопросы духовно-нравственной проблематики согласно их возрасту.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно осуществляться как дилогическое взаимодействие с использованием творческих, исследовательских, проектных методик и пристальным вниманием к значению слова как основной единице языка, речи и художественного произведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!