СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы экологии города Магнитогорска

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися 6 классов. Цель программы: развивать экологическую культуру учащихся

Просмотр содержимого документа
«Проблемы экологии города Магнитогорска»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей №1»

города Магнитогорска




Утверждаю:

Директор МАОУ «МЛ № 1»

г. Магнитогорска

Васильева Л.В./______________/

«30» августа 2017 г.

Приказ

№ 306 от «30» августа 2017 г.



Программа внеурочной деятельности

«Проблемы экологии города Магнитогорска»

(для учащихся 6-ых классов)




Авторы:

Чистова Тамара Васильевна,

учитель физики МАОУ « МЛ №1»


Зарипова Ирина Джамалудиновна,

учитель физики МОУ «СОШ №51 им. Ф.Д. Воронова»





Магнитогорск 2017


Пояснительная записка



«Осторожно, нас окружает среда!»

(Григорий Яблонский)

Предлагаемая программа курса "Проблемы экологии города Магнитогорска" для 6 класса является интегрированной, так как объединяет учебные курсы физики, химии, биологии; пропедевтической, так как большая часть названных курсов изучается не в 6 классе.

Актуальность и новизна курса:

Проблема экологического состояния нашей планеты в XXI веке встала особенно остро. Гринпис кричит на весь мир о разрушении озонового слоя и слишком большом выбросе углекислого газа в атмосферу. Все виды транспорта загрязняют воздух, мобильные телефоны и гаджеты влияют на наше здоровье, промышленность уничтожает флору и фауну. Но сможем ли мы отказаться от указанных продуктов цивилизации? Энергетический кризис принимает всё большие масштабы, а разработка альтернативных видов добычи энергии пока ещё в расцвете. В последнее время пристальное внимание уделяется такой проблеме, как экологическая безопасность окружающей среды.

Актуальность программы состоит в том, что житель планеты Земля должен уже сегодня в своем доме, городе задумываться о своем поведении на ней, не создавать угрозу исчезновения жизни, искать пути выхода из экологических проблем.

Новизна программы заключается в том, что представлен образовательный путь формирования экологического мышления учащихся, новой экологической этики.

Цель курса состоит в формировании экологической культуры обучающихся младшего подросткового возраста, в мотивации к изучению предметов естественно – научного цикла.

Задачи курса:

• Ознакомить обучающихся с методами научного познания.

• Формировать базовые физические, химические и биологические понятия о явлениях, происходящих в экологии города Магнитогорска.

• Создавать условия для овладения обучающимися экспериментальными умениями эмпирического исследования, навыками создания и реализации социальных проектов.

Планируемые результаты:

Личностные результаты – формирование системы экологических ценностных отношений:

• Понимание и оценивание последствий своих действий в окружающей среде;

• Понимание проблем, связанных с экологической ситуацией города;

• Осознание того, что каждый несет ответственность за то, что происходит с экологией города.

Предметные результаты:

• Формирование представлений о физике, химии, биологии как науках о природе;

• Развитие основных навыков и умений использовать естественно-научные законы в повседневной жизни;

• Формирование навыков культуры проведения естественно-научного эксперимента.













Метапредметные результаты:

Познавательные УУД


Коммуникативные УУД


Регулятивные УУД


Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство своих гипотез;

постановка проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера и решение проблемы.


Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Умение проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи;

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.



Программа курса реализуется в практико-ориентируемом режиме.


  • Категория слушателей: учащиеся 6 класса.

  • Трудоёмкость программы: 34 часа.

  • Форма обучения – очная.

  • Основные формы обучения – практикум, дискуссия, разработка проекта и защита.

  • Место проведения – кабинет физики, улицы, скверы и парки города.

Формы контроля:

  1. Отчеты по практическим работам: видео, фото-презентация, сравнительно-сопоставительные и систематизирующие таблицы.

  2. Защита исследовательских и социальных проектов.


Итоговая аттестация представляет собой защиту индивидуального или группового проекта и ответы на анкету, определяющую причастность к экологической культуре.





Учебно-тематическое планирование курса «Проблемы экологии города Магнитогорска"

п/п

Тема занятия

Кол-во часов


Форма занятия

Домашнее задание

Формы контроля

1-2

Окружающая и экологическая среда

2 часа

Обсуждение темы занятия.

Входной контроль.


Подготовиться к конференции:

(Доклады учащихся о проблемах экологии города Магнитогорска.)


3 -5

Общие экологические проблемы городов. Экологические проблемы Магнитогорска.


3 часа

Практикум

Здоровье населения городов и экология.


Подготовить презентации о строительстве нашего города и о горе Магнитной.

Оценка результатов практикума

Оценка презентаций,

сообщений

6 -7

Антропогенные изменения в рельефе при урбанизации города

2 часа

Конференция на тему: «Экологические проблемы Магнитогорска»


Подготовить сообщения, презентации:

1.Месторасположение Магнитогорска

2. Климат города и его изменение

3. Влияние ММК на климат в Магнитогорске

4. Причины изменения «розы ветров» нашего города.

Оценка презентаций,

сообщений

8 -9

Антропогенные изменения климата в городе Магнитогорске.

2 часа

Презентация исследовательского проекта «Месторасположение, климат, «роза ветров» города Магнитогорска»


Оценка презентаций,

сообщений

10 -11

Антропогенные изменения подземных и поверхностных вод в нашем города.

2 часа

Деловая игра

Принести на урок упаковку продуктов – бумагу, пластик, консервные банки и.т.д.


12 -13

Антропогенные изменения почв, растительного и животного мира города Магнитогорска.

2 ча­са

Практикум «Упаковка и энергия».

Презентация «Дым Магнитки».

Оценка результатов практикума

14-15

Влияние техногенных факторов городской среды на здоровье человека.

2 часа

Фоторепортаж с комментариями «Дым Магнитки»

Провести анкетирование жильцов своего подъезда.

Оценка презентаций,

сообщений

16 -18

Защита проекта: «Чистый подъезд».

3 часа

Эмпирическое исследование.

Защита социального проекта.

Подсчитать количество автомобилей разных категорий, проезжавших за промежутки времени 20 мин. и 60 мин. через обозначенные перекрёстки

Защита проекта

19 -21

Автомобильная опасность.

3 часа

Практикум

«Выявление наиболее экологически опасных районов города».

Подготовить сообщения и презентации на тему:

1.Потоки энергии через поверхность Земли и их баланс.

2.Парниковые газы и атмосферные аэрозоли.

3 Общие сведения о парниковом эффекте.

Оценка презентаций,

сообщений

22 -23

Парниковый эффект - вызов человечеству.

2 ча­са

Практикум

«Парниковый эффект»



Подготовиться к защите проектов на тему: «Влияние выхлопных газов автомобильного транспорта на загрязнение атмосферы»

Взять интервью у работников санэпидем станции: о контроле за атмосферным воздухом в г. Магнитогорске.

Оценка результатов практикума

24 -25

«Влияние автозаправочных станций на экологию города Магнитогорска»


2 часа

Дискуссия «Польза и вред городских автозаправочных станций»

Подготовиться к защите проектов на выбранную тему.


26 -27

«Влияние выхлопных газов автомобильного транспорта на загрязнение атмосферы»

2 часа

Защита проекта

Подготовиться к защите проектов на выбранную тему.

Защита проекта

28 -29

«Тепловые двигатели и проблемы экологии г. Магнитогорска»

2 часа

Защита проекта

Подготовиться к защите проектов на выбранную тему.

Защита проекта

30

«Двор, в котором я живу»

1час

Защита проекта

Подготовить примеры к четырем законам экологии:

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда - то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.


Защита проекта

31 -32

«Экологическая культура».


2 часа

Виртуальный экологический рейд: «Осознанно ли мы нарушаем 4 закона экологии?»

Итоговый контроль «Экологическая культура».

Десант в скверы и парки, пляж города Магнитогорска


33-34

Экскурсии: «Экологический парк Магнитогорска»;

«Лаборатории санитарно-эпидемиологической станции Магнитогорска»;

«Лаборатория ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

3 часа

Интервью с работниками лабораторий.

Отчёты об экскурсии: фотографии, рисунки, плакаты, презентации.



Итого:

34





Темы научно-исследовательских работ и социальных проектов:

  • «Тепловые двигатели и проблемы экологии города»

  • «Влияние выхлопных газов автомобильного транспорта на загрязнение атмосферы Магнитогорска»

  • Социально – экологический проект: «Чистый подъезд»

  • Социально – экологический проект: «Наш двор»

Примечание: Темы научно-исследовательских работ и проектов распределяются по желанию учащихся в начале года, один раз в четверть проводятся консультации по работе над проектом, проект может быть групповым или индивидуальным. Приветствуется участие родителей учеников в работе над проектом.

Содержание курса и методические рекомендации Занятие № 1-2 Окружающая среда и экологическая среда Окружающая среда. Экологическая среда. Экологическая катастрофа. Способы защиты окружающей среды. Энергосбережение и экология нашего города. Входной контроль. Анкета на сбережение энергии. Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы беречь энергию.
В нашем доме Да Нет Сложите все ответы ДА
Мы записываем наше энергопотребление
Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее.
Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее.
Холодильник стоит в прохладной комнате.
Мы не ставим мебель перед обогревателями.
Мы начали использовать энергосберегающие лампочки
Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер)
Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут за раз.
Мы заклеиваем окна на зиму.
Мы зашториваем окна на ночь.
Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим.
Мы часто размораживаем холодильник.
Мы используем раковину для мытья посуды.
Мы моемся под душем, а не принимаем ванну.
Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу.
Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим.
Мы снижаем температуру в помещении ночью.
Мы повторно используем стекло, бумагу и металл.
Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз.
Мы не покупаем товары в больших обертках.
Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их.
Если у вас получилось: от 1 до 5 ответов ДА: Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас. От 6 до 10 ответов ДА: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой от 11 до 15 ответов ДА: Вы являетесь хорошим примером всем остальным. От 16 до 20 ответов ДА: Кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране природы. Домашнее задание: подготовить сообщения о природоохранной деятельности ММК. Занятие № 3-5 Общие экологические проблемы городов. Экологические проблемы Магнитогорска. Урбанизация и экология. Развитие города. Предприятия города Магнитогорска. Влияние промышленных предприятий на здоровье жителей города. Влияние звука и шума городских улиц на здоровье человека. Природоохранные усилия ММК. Конференция на тему: «Экологические проблемы Магнитогорска и некоторые пути их решения». Практикум «Здоровье населения городов и экология». Проанализируйте, влияние звуков и шума города на организм человека (В каком районе города вы живите, близко или далеко от городских дорог, как это влияет на ваше здоровье и т.д.). Обсудите это с одноклассниками. Домашнее задание: подготовить презентации о строительстве нашего города и о горе Магнитной. Занятие № 6-7 Антропогенные изменения в рельефе при урбанизации города. Изменение рельефа при строительстве города Магнитогорска. Влияние изменения рельефа на экологию города. Антропогенные изменения рельефа и изменение климата Магнитогорска. Домашнее задание: Подготовить сообщения, презентации: 1. Месторасположение Магнитогорска 2. Климат города и его изменение 3. Влияние ММК на климат в Магнитогорске 4. Причины изменения «розы ветров» нашего города. Занятие № 8-9 Антропогенные изменения климата города Магнитогорска. Презентация исследовательского проекта «Месторасположение, климат, «роза ветров» города Магнитогорска» Конференция Влияние ММК на изменение климата. Строительство высоток и изменение «розы ветров» нашего города. Занятие № 10-11 Антропогенные изменения подземных и поверхностных вод в нашем городе. Городские сточные воды. Очистка сточных вод. Бессточные производства. ТЭЦ. Река Урал и ММК. Деловая игра: «Расшифруй понятие».
  1. Это вещество служит для растений источником углерода, и обогащение им воздуха в парниках и теплицах приводит к повышению урожая. Его применяют также для газирования воды и напитков, им заряжают огнетушители ( углекислый газ).
  2. Это вещество служит для защиты Земли от вредных космических излучений, а выбросы автомобилей и заводов его разрушают (озон).
  3. Эти осадки являются в основном побочным продуктом химических реакций в атмосфере, в которых участвуют оксиды азота и диоксид серы ("кислотный дождь»).
Справочные материалы: Большое содержание углекислого газа в воздухе ведет к парниковому эффекту, растения поглощают углекислый газ, значить мы должны заботиться о зеленых насаждениях нашего города. Выбросы автомобилей и ММК разрушают озоновый слой и ведут к образованию кислотных дождей. Занятие № 12-13 Антропогенные изменения почв, растительного и животного мира. Строительство города и изменение почв. Эрозия почв. Парки и скверы города Магнитогорска. Экологическая роль зеленых растений в городе. Утилизация отходов и экология. Практикум «Упаковка и энергия». Одной из экологических проблем современного города является утилизация отходов.
  1. Изучите упаковку продуктов – бумагу, пластик, консервные банки и.т.д.
  2. Оцените различные товары и их упаковку с точки зрения расхода энергии. Заполните таблицу 1, поставьте товары в порядке возрастания энергетических затрат и их производство. Обсудите, как может дальше использоваться упаковка.
Возможные варианты ответов: А) Природа разрушает упаковочные материалы – они разлагаются и гниют. Б) Упаковка может быть сожжена и тем самым частично возвращает энергию, затраченную на её производство В) Упаковка может быть сдана – например, как бутылки. Это повлечет транспортные расходы и.т.д. Г) Упаковка нуждается в большом количестве энергии, чтобы быть уничтоженной или повторно использоваться, например, алюминиевые консервные банки. Д) Упаковка не может быть использована, повторна или переработана. 3) Предложите, как можно сделать упаковку товаров дешевле в отношении затрат энергии и как ее можно переработать без вреда для экологии. Группами по 3 – 4 человека обсудите причины, почему товары были упакованы таким образом. Обсудите альтернативную упаковку. Таблица 1
Продукт Порядок Оценка А - Д Альтернативная упаковка
Домашнее задание: подготовить фоторепортаж с сообщениями о цехах ММК, о ТЭЦ, в своем репортаже раскрыть вопрос: почему из разных труб разный дым, что там делают? Занятие № 14-15 Влияние техногенных факторов городской среды на здоровье человека. Выбросы производства и автотранспорта, мероприятия по борьбе с ними. Урбанизация и здоровье человека. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Квартира как экосистема. Возможные источники загрязнения квартиры. Фоторепортаж с комментариями «Дым Магнитки» Задание:
  1. Сфотографировать дым из труб ММК, выхлопных труб автомобилей.
  2. Соотнести цвет дыма и химический его состав (найти самостоятельно).
  3. Сделать вывод о вреде дыма для экологии города.
Домашнее задание: подготовиться к защите социального проекта «Чистый подъезд».

Цель: изучить отношение жильцов к состоянию подъездов как показателю уровня экологической культуры жителей города.

Методика выполнения задания:

  1. Провести анкетирование жильцов своего подъезда;

  2. Выявить причины, от которых зависит неудовлетворительное состояние подъездов;

  3. Оценить уровень экологической культуры жильцов:

- анализ причин неудовлетворительного состояния исследуемых подъездов;

- выявить отношение жильцов к поддержанию чистоты и порядка в подъезде;

- выявить готовность жильцов внести свой личный вклад в благоустройство подъезда;

4. Провести работу по формированию ответственного отношения жителей города к своему жилищу, частью которого является подъезд.

Занятие №16 -18

Защита социально – экологического проекта: «Чистый подъезд»

Занятие № 19 - 21 Автомобильная опасность. Автотранспорт — основной загрязнитель биосферы больших городов. Практикум: выявление наиболее экологически опасных районов города. Мониторинг транспортного потока на магистралях города. Методика исследования: 1.Для учета автомобильных потоков выбираем несколько улиц с незначительным, средним и интенсивным движением автомашин: например: проспект Карла Маркса, в районе трамвайной остановки лицея; перекрёсток улиц « Дружба» и « Ленина», «Дружба» и «Советская» через ул. Ленинградская по ул. Ленина. 2.Подсчитываем количество автомобилей разных категорий, проезжавших за промежутки времени 20 мин. и 60 мин. через обозначенные перекрёстки. 3.Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 авт./час. Результаты исследования заносим в таблицу Таблица № 1 Движение по перекрёстку «пр.Ленина – ул.Дружба» (за 20 минут), (за 60 минут)
Тип автотранспорта Допустимое значение 20мин/60мин. Показатель На 2014 год За20 мин. Показатель На 2015 год За 20 мин. Показатель На 2014 год За 60 мин. Показатель На 2015 год За 60 мин.
Легковые автомобили 50/200
Грузовые автомобили 50/100
Автобусы 50/200
Дизельные грузовые 50/100
Вывод (об отклонении от норм допустимости количества автотранспорта на дорогах). Влияние автотранспорта на окружающую среду. (Получившиеся показатели нужно сравнить с прошлогодними, если такое исследование проводилось). Занятие № 22 - 23 Парниковый эффект - вызов человечеству. Парниковый эффект и появление жизни на земле. Фотосинтез. Зеленые легкие города Магнитогорска. Автомобильный поток города и парниковый эффект. Выбросы ММК и создание парникового эффекта в атмосфере Земли. Практикум к занятию № 22 Моделируем парниковый эффект. Понадобятся 2 термометра с одинаковой шкалой, они должны уместиться в банке с закручивающейся крышкой. В первой банке установите кусочек черного матового картона, который закроет примерно половину банки внутри. Термометр в банке должен находиться в затемненной стороне от картонки. В другую банку положите алюминиевую фольгу точно так же, как вы установили черную картонку в предыдущей банке. Термометр также должен находиться в затемненной стороне от фольги. Поставьте банки друг возле друга на открытом Солнце. Поместите их на что - нибудь, что может служить в качестве теплоизоляционного материала, например, на книгу. Убедитесь, что термометры стоят на затемненных сторонах банок. Скоро вы заметите, что температура поднимается быстрее в банке с черной картонкой. Объясните наблюдаемое. Справочные материалы: В солнечных лучах, доходящих до нас, есть короткие и длинных электромагнитные волны. Короткие – это свет, а длинные – это тепловое излучение. Стекло легко пропускает короткие волны (свет), но плохо пропускает длинноволновое (тепловое) излучение. В банке с алюминиевой фольгой лучи отражаются от металла. Длина волн остается неизменной, и они покидают банку так же легко, как и вошли в нее. В банке с черной картонкой лучи поглощаются самой картонкой. Солнечная энергия нагревает картонку, ее температура повышается. Нагретая черная картонка сама излучает энергию, но длина волны у этих лучей больше, чем у солнечных лучей, и они не могут выйти наружу, через стекло. Энергия теплового излучения остается в банке, увеличивая температуру воздуха в ней. Таким же образом действует атмосфера Земли. Она хорошо пропускает солнечную энергию, которая приходи к нам в основном в виде света. Эта энергия используется на Земле и превращается в другие виды энергии. Земля так же излучается тепловую энергию, которая задерживается атмосферой и не покидает Землю. Занятие № 24-25

«Влияние автозаправочных станций на экологию города Магнитогорска» Дискуссия: «Польза и вред городских автозаправочных станций».

Справочные материалы:

Из шланга пистолета ТРК может вытекать около 10мл топлива после каждой заправки. Если предположить, что на каждой АЗС в день заправляется 100 машин, то с 40 АЗС, каждый день происходит потеря 40 литров топлива. Итого: 14600 литров топлива ежегодно отравляют почву города. Загрязнение грунтов и поземных вод в районе размещения АЗС и комплексов возможно за счёт инфильтрации загрязнённого поверхностного стока от источников двух видов: через не замощённые поверхности (газоны), небольшие трещины в асфальтных покрытиях проездов и автостоянок в границах АЗС, (поверхностные источники), а также через системы отведения. Размещение АЗС и комплексов практически бесконтролен. Мы считаем, что в нашем городе слишком высокая концентрация АЗС. Возможно увеличение количества авто заправок содействует снижению стоимости горючего, однако те несколько рублей, которые выигрывают водители в результате соперничества между автозаправками, не идут ни в кое сравнение с многомиллионными убытками, которые несёт страна на лечение онкологических больных и вынужденные природоохранные мероприятия. Проблема воздействия АЗС на окружающую среду мало изучена.

Домашнее задание: Подготовиться к защите проектов.

Занятие № 26 -27 Защита проектов «Влияние выхлопных газов автомобильного транспорта на загрязнение атмосферы города Магнитогорска». Занятие № 28 -29 Защита проектов «Тепловые двигатели и проблемы экологии города Магнитогорска». Занятие № 30 Защита социально – экологического проекта «Наш двор» Занятие №31-32 Экологическая культура (Итоговое занятие) Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре. Как Вы понимаете законы экологии, сформулированные американским учёным Барри Коммонером? Приведите примеры. Справочные материалы: Четыре закона экологии: 1. Всё связано со всем. 2. Ничто не исчезает бесследно. 3. Ничто не даётся даром. 4. Природа знает лучше. «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. В чем суть экологической культуры?

Виртуальный экологический рейд: «Осознанно ли мы нарушаем 4 закона экологии?»

  1. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?
ещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление. Нужно пропустить промышленные отходы через очистку).
  1. Осенью в Магнитогорске дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?
(Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать. Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город).
  1. В цветочном магазине «Лилия» на пр. К.Маркса покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т. д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?
(Это строгое выполнение законов экологии. «Ничто не исчезает бесследно». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением. Четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы).
  1. Мы выехали за город, в дачный посёлок «Южный». Когда - то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?
(Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт! Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха). Работа в группах «Обращение от имени Природы». Напишите письма - обращения от имени природы. Первая группа - обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик. Вторая группа - военным. Третья группа - к учёным. Четвёртая группа - к фермерам и крестьянам. Пятая группа - морякам и рыбакам. Шестая группа - ученикам нашей школы. Занятие № 33 – 34 Экскурсии: (Можно проводить в течение года)
  1. «Экологический парк Магнитогорска»;

  2. «Лаборатории санитарно-эпидемиологической станции Магнитогорска»;

  3. «Лаборатория ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
Экологические десанты
  1. Экологический парк и его проблемы.
  2. Скверы нашего города.
  3. Пляж города Магнитогорска.
Итоговый контроль: «Ваша экологическая культура» (Анкета) Вопрос № 1 Допустимо ли для Вас выбросить мусор в неположенном для этого месте?
  1. Совершенно недопустимо
  2. Иногда допустимо
  3. Не обращаю внимание, где выбрасываю мусор
Вопрос № 2 Ваши друзья предложили вам провести пикник на территории заповедника. Ваши действия:
  1. Отговорите их от этой идеи
  2. Просто не пойдете на пикник
  3. Пойдете в любом случае
Вопрос № 3 Если Вы стали свидетелем «неэкологичного» поведения (кто-то сорит на улице, курит в общественном месте и т.д.) вы:
  1. Сделаете замечание
  2. Промолчите, но сделаете вывод о недостатке воспитания человека
  3. Не обратите на это внимание
Вопрос № 4 Участвуете ли Вы в субботниках?
  1. Участвую всегда
  2. Участвую редко
  3. Люблю наблюдать это зрелище из окна, но сам(сама) никогда не участвую
Вопрос № 5 Волнуют ли Вас проблемы экологии?
  1. Очень волнуют
  2. Не особо волнуют
  3. Не волнуют вообще, я живу по принципу "После меня- хоть потоп"
Вопрос № 6 По Вашему мнению, кто в большей степени несет ответственность за возникновение экологических проблем?
  1. Каждый человек в отдельности
  2. Общество в целом
  3. Ответственность несут государственные органы
Вопрос № 7 Как Вы думаете, насколько необходимы общественные экологические движения?
  1. Очень необходимы
  2. Не вижу в них особой необходимости, но и вреда тоже
  3. Считаю их бесполезными, и даже вредными
Вопрос № 8 Насколько важно для Вас получать положительные эмоции от общения с природой?
  1. Очень важно
  2. Важно, но не первостепенно
  3. Источник положительных эмоций вижу в другом
Учебно-методическое обеспечение курса Перечень оборудования
  1. Термометр.
  2. Барометр.
  3. Психрометр.
  4. Анемометр.
  5. Фотоаппарат.
  6. Видеокамера.
  7. Проектор.
  8. Справочные таблицы по физике, химии, биологии
Перечень обязательной и дополнительной литературы:
  1. Акимова Т.А., Трифонова Т.А., Хаскин В.В. Экология человека. – М.: Экономика, 2008.
  2. Григорьев В., Крючков А. Книга об экологии России
  3. Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2004 году
  4. Матвеев Л.Т. Охрана окружающей среды. – Л.: Гидрометеоиздат, 1981.
  5. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – Изд.: Гранд-Фаир, 2005
  6. Обзор состояния загрязнения атмосферного воздуха г. Магнитогорска за III квартал 2009 года
  7. Одум Ю. Основы экологии. – М.:Мир,1975
  8. Риклефс Р. Основы общей экологии. – Изд.: Мир,1979
  9. Тетиор А.Н. Городская экология.- Изд.: Академия/Academia, 2007
  10. Федоров Е.К. Взаимодействие общества и природы.- Л.: 1972
  11. Федоров Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах. – М.:Вентана-Граф, 2006.
  12. Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы. СПб 2008.
  13. http://festival.1september.ru/
  14. http://revolution.allbest.ru/physics/00007393_0.html
  15. www.maglive.ru/news.php?id=148
  16. www.greenpatrol.ru/ecomap/okrugunit/singlenews/?id=27184&category=411
  17. http://www.nr2.ru/chel/275599.html
Приложения Приложение 1 Оценка исследовательского проекта

Тема: _____________________________________________________________________________

Участники проекта Ф.И.________________________________________________класс__________



Перечень вопросов, на которые следует обратить внимание в процессе презентации проекта

Качество выполненного элемента

Итого

Высокое

(3 балла)

Среднее

(2 балла)

Удовлет.

(1 балл)

Неудов.

(0баллов)

1. Аргументированность социальной значимости темы работы (обоснование: анализ ситуации и выделения проблемы)






2. Практическая значимость работы






3.Замысел (предложение способа решения проблемы)






4. Наличие исследований, проведенных в ходе решения проблемы






5. Грамотность представления полученных результатов






6. Уровень изложения материала:






7. Логичность






8 Доступность для понимания






9. Использование наглядности при представлении проекта (таблицы, фото-, видеоматериалы, презентация)








Общая сумма баллов:______________________________(мах 81 балл)

Приложение 2 Теоретический материал к занятиям (для учителя) «Каждый эколог должен учиться видеть мир глазами, изучаемого им, существа» (Михаэль Бигон, Джон Харпер, Колин Таунсенд) 1 занятие. В 1992 г. в Бразилии, в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде. На ней присутствовали представители 197 стран мира. На конференции была принята так называемая «Программа устойчивого развития». Основная идея этой программы состоит в том, что на всех уровня современного общества — межгосударственном, государственном, местном, индивидуальном — должны быть приняты срочные меры по предотвращению всемирной экологической катастрофы. Каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее планеты. Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании ископаемых энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Медики считают, что здоровье людей на 20% зависит от состояния окружающей среды. Использование не возобновляемых источников энергии усугубляет уже заметное глобальное изменение климата. Необходимо что-то делать уже сейчас для предотвращения экологической катастрофы. Эффективное использование энергии — ключ к успешному решению экологической проблемы! Самое простое решение, самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды — беречь энергию, или, другими словами, расходовать энергию более разумно. Одним словом это называется «энергосбережение». Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности. Используя меньше ископаемого топлива для получения энергии, мы уменьшаем количество вредных выбросов в атмосферу. Сэкономленную энергию можно использовать взамен вновь производимой, и за счет этого тоже снизить загрязнение окружающей среды. По решению ООН к охране окружающей среды необходимо привлекать детей и молодежь во всем мире. Задача состоит в том, чтобы дать подрастающему поколению больше знаний об энергии и убедить молодежь в необходимости созданию общества, основанного на безопасном для окружающей среды бережном использовании энергии. Учащиеся должны сами более рационально использовать энергию и научить этому окружающих. 2 занятие. Развитие урбанизации обусловлено естественным приростом населения городов и миграцией жителей сельской местности в городские поселения. В последние 50 лет отмечались значительные изменения в соотношении сельского и городского населения в пользу последнего. Процесс урбанизации, то есть концентрация людей и хозяйственной деятельности в населенных пунктах, относимых к категории «городских», будет продолжаться и в XXI веке. К движущим силам урбанизации относится, прежде всего, широкое предложение различных видов деятельности и услуг на городских территориях, в частности наличие рабочих мести и возможность получить образование. Города играют важную роль не только в обеспечении работой, жильем и обслуживанием, но и как центры культуры образования и технического развития, как ворота в остальной мир, как промышленные центры по переработке сельскохозяйственного сырья и производству продукции, как место, где зарабатывают деньги. Однако быстрый рост городов сопровождается такими неблагоприятными последствиями, как увеличение безработицы, деградация окружающей среды, отсутствие необходимых городских удобств, чрезмерные нагрузки на существующую городскую инфраструктуру, недоступность земли, финансовых ресурсов и жилья. В связи с этим обеспечение устойчивого развития городской среды становится одной из важнейших проблем будущего. Быстрый рост городского населения мира в сочетании с замедлением темпов прироста сельского населения обусловил в последние 30 лет значительное перераспределение населения. Ожидается, что за сто лет, с 1950 по 2050 год, в общей численности населения мира вместо 65 процентов сельских жителей станет 65 процентов горожан. Влияние человека на урбанизированную среду лучше всего рассматривать так, как это делает физическая география. В этой науке природная среда и природные условия изучаются покомпонентно; то есть подразумевает последовательное исследование таких характеристик территории как рельеф, климат, гидрогеологический режим подземных и систему поверхностных вод, почвенный покров, растительный и животный мир. 3 занятие. Антропогенные изменения любого ландшафта, тем более такие, как возникновение города, начинается в первую очередь с изменения рельефа. Например, первостроители Магнитогорска начали стройку с земляных работ: рыли котлованы, строили дамбу через р. Урал, вели вскрышные работы на горе Магнитной. Прошло три четверти века, и на том месте, где сравнительно была ровная степь, появился город с многоэтажными домами высотой до шестидесяти метров, промышленные сооружения до ста и более метров. По своему характеру рельеф любого города напоминает лабиринт скал, на которых почти отсутствует растительный покров. Это хорошо видно на космических снимках Магнитогорска. В городах поверхность, облучаемая солнечной радиацией, а это не только земная поверхность, но и стены зданий и сооружений, увеличивается в несколько раз. Это при более низкой интенсивности (из – за загрязненной атмосферы) солнечного излучения. Появились участки поверхности, затененные в течение определенного времени суток. Это изменило условия нагревания и прогревания поверхности земли и атмосферы, соответственно, резко изменила климатические условия, по сравнению с тем, что было до возникновения города. 4 занятие. Одни из самых больших антропогенных изменений, которые возникают при урбанизации территории, - климатические. Хозяйственная деятельность, планировка жилых кварталов, ограниченное количество зеленых насаждений приводят к тому, что в городах, особенно крупных, складывается свой микроклимат. Характер возникновения, трансформации и переноса воздушных масс в городе резко отличается от того, что происходит вне городских пространств. Но прежде чем говорить о таких изменениях, нужно разобраться в тех вопросах физика атмосферы, которые влияют на климат. Основным источником энергии в географической оболочке является солнечная радиация. Солнечные лучи, проходя через атмосферу, нагревают подстилающую земную поверхность, которая поглощает солнечную радиацию. Поглощенная солнечная радиация нагревает поверхность, и уже потом, от земной поверхности нагреваются нижние слои атмосферы – тропосферы. В зависимости от условий прогревания поверхности зарождаются различные воздушные массы, которые отличаются друг от друга своими свойствами: температурой, влажностью, прозрачностью. Ясно, что в городских условиях прогревание воздушных масс коренным образом отличается от того, что происходит в лесу, в степи, в горах, на море. Изменяется соотношение между различными способами передачи тепла: конвекцией и излучением, так как площадь поверхности стала больше в несколько раз, да и значительная ее часть расположена не горизонтально, а вертикально или наклонно, то и количество тепла, отдаваемого в атмосферу в виде радиации, увеличилось. Города служат огромными накопителями и выделителями энергии. Круговорот вещества и энергии в городах значительно превосходит таковой в сельской местности. Средняя плотность естественного потока энергии Земли – 180 Вт/м2, доля антропогенной энергии в нем – 0,1 Вт/м2. Но в городах она возрастает до 30 – 40 Вт/м2. Ежегодно город с миллионным населением потребляет энергии около 4,5 х  кДж/км2/год, или 1,5 х  кДж/км2/год. Последняя цифра превышает величину энергии, поступающей от Солнца на 56 градусе северной широты, широты Челябинской области. Концентрируя большое количество энергии, часть ее города выделяют в окружающую среду. В городе температура воздуха всегда выше, чем на территориях вокруг него. Происходит это как за счет техногенной деятельности, так и за счет нагрева солнцем асфальтовых, бетонных и каменных поверхностей улиц, площадей, стен и крыш домой и т.д. В больших городах с плотной застройкой температура воздуха может повышаться до 5С по сравнению с окружающей местностью. При сильных морозах в центре крупного города температура иногда бывает на 9 - 10С выше, чем на его окраине. В безветренные дни над крупными городами на высоте 100 – 150 метров может образовываться слой температурной инверсии, который задерживает загрязненные массы воздуха над территорией города. Это, наряду со значительными тепловыми выбросами и интенсивным нагревом каменных, кирпичных и железобетонных сооружений, приводит к нагреву центральных районов города. Летом городские дома, заводские строения, асфальтовые и бетонные дороги быстро нагреваются и быстро охлаждаются. Зимой – быстро остывают. Изменение температуры воздуха приводит к большим изменениям в условиях насыщения воздушных масс влагой. Этому способствует отсутствие на значительных территориях города растительного покрова. С крыш и дорог осадки сразу стекают в канализацию или быстро испаряются, а не впитываются в почву, поэтому в городе воздух всегда более сухой. Зимой это приводит к тому, что между домами скапливается огромное количество холодного, сухого а потому тяжелого воздуха. При охлаждении сухого воздуха почти не выделяется скрытая теплота парообразования и кристаллизации воды. Летом низкая относительная влажность воздуха приводит к тому, что поверхность нагревается еще больше. Над городом возникает большой купол сравнительно сухого, а потому тяжелого воздуха – локальный антициклон, так как давление внутри воздушных масс больше определяется не температурой, а их влажностью. В формировании локального городского антициклона большую роль, особенно зимой, играет тепло, которое обогревает дома, а также вся энергия, которая тратиться на промышленных предприятиях. В конце концов, это тепло, в том числе и то, что, например, идет на выплавку металла на ММК, нагревает воздух города, но так как в нем мало влаги, он быстро охлаждается. Но это не значит, что в городе выпадает меньше осадков. Осадков в городе, особенно летом, выпадает больше, но из – за особенностей прогревания воздуха в городе, особенностей влагооборота в нем, о которых я рассказывал, эти осадки не смягчают континентальность городского климата. В Магнитогорске подобные локальные изменения климата проявляются в таких эффектах, как увеличение количества осадков, интенсивности грозовой стороны, когда западные ветры наталкиваются на большой купол сухого воздуха, стоящего над городом. Изменения характеристик осадков в городе могут быть обусловлены изменением числа ядер конденсации, режима турбулентности (из – за шероховатости земной поверхности, застроенной зданиями и сооружениями) и развитием тепловой конвекции над перегретой поверхностью. Отмечается также непосредственное влияние городских загрязнений на микрофизические характеристики облачности (уширение распределения капель по размерам и рост содержания жидкой воды). Над крупными городами атмосфера содержит в десять раз больше аэрозолей и в двадцать пять раз больше газов – загрязнителей воздуха. Да и пыли в городском воздухе содержится больше, чем за городом, особенно в промышленных центрах. Это приводит к частому образованию туманов.
В природе туман образуется при влажности воздуха 100%. При наличии в атмосфере крупных ядер конденсации (например, взвешенных в воздухе продуктов сгорания топлива или работы химических и металлургических производств), туман может образоваться при относительной влажности 90%, а при низких отрицательных температурах – и при влажности около 8-%. Если в воздухе много продуктов сгорания топлива, туманы могут приобрести желтый, бурый, а иногда и черный цвет – за счет взвешенной в воздухе копоти. Городские дымо – туманы желто – бурого цвета в западных странах известны под названием «смог» (от английского «smoke» - дым и «fog» - туман). Они нередко наблюдались, да и сейчас наблюдаются в Лондоне и Лос-Анжелесе, Нью – Йорке и Токио, Милане и Вене. Иногда такой смог возникает и в нашем городе. Даже при отсутствии смога загрязненная атмосфера сильно ослабляет приток радиации, в особенности в ультрафиолетовой области спектра земной поверхности, в некоторых случаях до 90%. В крупных городах снижается число дней с хорошей видимостью, сокращается продолжительность солнечного сияния. Продолжительность солнечного сияния – такой же, только, может быть, реже упоминаемый метеорологический показатель, как температура воздуха, влажность, облачность, величина и продолжительность атмосферных осадков. Солнечное сияние – это освещенность заменой поверхности прямыми лучами солнца, не закрытого плотными облаками. Это часть потока солнечной энергии так и называется «прямой радиацией». Величина и продолжительность солнечного сияния – важная характеристика погоды и климата, изменяющаяся в зависимости от географической широты (вслед за изменением длительности светового дня) и от условий циркуляции атмосферы. Смена воздушных масс, а вместе с ней облачности и степени прозрачности атмосферы то приближает реально наблюдающуюся продолжительность сияния солнца к возможной при идеальных условиях величине, то удаляет от нее. Очень часто, в устойчивый морозный период температура воздуха вдруг значительно повышается, и наступает оттепель. Оттепели возникают под влиянием тепловых ветров, радиационные оттепели – под действием солнечной радиации в холодный период, когда максимальное повышение температуры воздуха достигает ноль градусов и выше. Повышению температуры при радиационных оттепелях способствует отдача тепла строениями, деревьями, заборами и другими объектами, которые быстро нагреваются на солнце, так как их поверхности расположены перпендикулярно солнечным лучам. Такие оттепели бывают днем. В нашем городе они случаются очень часто. Иногда, чаще всего при прохождении теплых атмосферных фронтов и циклонов, создаются такие условия, когда у земной поверхности удерживается слой холодного воздуха, температура которого ниже нуля, в то время как на небольшой высоте температура воздуха положительная. Дождевые облака, расположенные в теплом воздушном слое дают осадки в виде дождя, который «пробивая» слой холодного воздуха достигают земной поверхности или иных предметов, сразу же превращаясь в слой льда. Если это обычные капли, подобные тем, которые мы наблюдаем в теплое время года, то тогда такой дождь называется переохлажденным. А бывает и так, что поверхность капли дождя превращается в ледяную капсулу, которая при ударе о твердые предметы земной поверхности разрушается и также превращается в лед. Это явление носит название ледяного дождя или гололедицы. Чаще всего можно наблюдать одновременно и переохлажденный, и ледяной дождь. А образование плотного льда на земной поверхности и на предметах в результате намерзания капель переохлажденного или ледяного дождя, а так же мороси или обильного тумана называется гололедом. Порой толщина гололедных отложений может достигать многих сантиметров, поэтому такое явление приравнивается к природному бедствию, так как под тяжестью образовавшегося льда ломаются ветви деревьев, обрываются провода ЛЭП. Иногда под тяжестью льда разрушаются и стальные опоры ЛЭП. Гололед возникает при температурах от 0 до -15 и в зависимости от размеров капель бывает двух видов: прозрачный и мутный (матовый). Последний возникает при более мелких каплях (морось) и при более низких температурах воздуха. Образование гололеда может происходить также на внешних поверхностях самолетов, пролетающих в толще переохлажденных водяных облаков. Такое явление называется обледенением. Особенно опасно обледенение, возникающее в слоисто - дождевых облаках на атмосферных фронтах, которые занимают огромные пространства, как по горизонтали, так и по вертикали.
Из – за большого скопления домов, их неравномерной инсоляции и прогревания, в городских кварталах возникают собственные воздушные вихри, которые иногда могут быть очень сильными. Особо следует сказать о неблагоприятных ветровых режимах, возникающих во многих районах новостроек со свободной застройкой. Хорошо известно, что перепады атмосферного давления, в особенности его снижение, весьма неблагоприятно сказываются на самочувствии людей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями. Вместе с тем, во многих районах новостроек из – за нерациональной планировки кварталов в отдельных их точках могут наблюдаться местные падения атмосферного давления. Так, в небольших промежутках между двумя крупными домами при определенных направлениях ветра скорость ветровых потоков может значительно возрастать. Согласно законам аэродинамики в этих точках происходит местное падение атмосферного давления (до десятков миллибар), которое с внутренней стороны квартала приобретает пульсирующий характер (частота 5  6 Гц). Зона подобного пульсирующего давления распространяется на 15 – 20м в стороны от промежутка между домами. Сходное, хотя и менее четко выраженное положение наблюдается и на верхних этажах зданий с плоской кровлей 5 занятие. «Вытеснение» городами природы, загрязнение ими окружающей среды и основные причины ухудшения экологической ситуации в городе. В чём причины грозного процесса - эрозии почв! Вода необходима для жизни, но в определённых условиях она становится страшным злом, причиной овражной эрозии. Вырубка лесов, неконтролируемый сток вод, а также неправильная распашка создали предпосылки для смыва почвы. Идеальных горизонтальных плоскостей на земле не существует, и вода стекает по склонам, часто совсем незаметно обедняя землю, снимая с неё один живой слой за другим. Почва постепенно светлеет, теряет плодородие. Это следствие плоскостной эрозии. Но ещё более страшны последствия эрозии струйчатой. Обильные дожди и быстрое таяние снегов вызывают на полях мелкие промоины по склонам. Их запахивают, а они возрождаются снова и снова. Там, где есть условие, например попутное склону понижение, тропы к водопою или тракторная колея, водомоины могут привести к последней стадии распада земли - овражной эрозии. 6 занятие. Парниковый эффект существует на Земле сотни миллионов лет с момента появления атмосферы. Если бы естественный парниковый эффект не задерживал на Земле солнечное тепло, то средняя температура нижних слоев атмосферы составляла бы –18°С, а, значит, огромные пространства земной поверхности были бы покрыты ледниками. Именно парниковый эффект создал условия для появления жизни на Земле. Благодаря парниковому эффекту средняя температура на Земле +14°С. Парниковый эффект называется так потому, что земная атмосфера действует подобно стенам и крыше парника или теплицы. В теплице солнечная энергия, в основном в виде света, проходит через стеклянные стены и крышу, достигает Земли и нагревает ее. Нагретая земля сама начинает излучать энергию, но уже в виде тепла, а не света. Когда солнечные лучи проходят через атмосферу и, частично рассеиваясь облачными системами, достигают поверхности Земли, они нагревают ее и нижние слои атмосферы. При этом ультрафиолетовое солнечное излучение преобразуется в тепловое (инфракрасное) излучение. Парниковые газы атмосферы поглощают отражаемую земной поверхностью тепловую инфракрасную радиацию и частично посылают ее обратно, создавая условия для дополнительного нагрева самой земной поверхности и нижних слоев атмосферы. Степень этого нагрева и количество отраженной радиации зависят от отражательной способности подстилающей поверхности (лес, трава, пашня, ледник, снег, скалы и т.п.). Очень упрощенно: слой воздуха вокруг Земли, который мы называем атмосферой, действует как стены и крыша теплицы. На Земле мы балансируем на острие ножа в отношении пригодности природных условий для жизни. Это можно пояснить на примере ближайших планет — Марса и Венеры. У Венеры, которая ближе нас к Солнцу, есть атмосфера. Атмосферное давление у поверхности Венеры в 100 раз больше, чем у поверхности Земли. Атмосфера Венеры на 97 % состоит из углекислого газа. Температура у поверхности планеты достигает плюс 500 °С. Именно парниковый эффект создает такую высокую температуру. Жизнь вряд ли может существовать при такой температуре. Марс дальше от Солнца, чем Земля, поэтому получает от него меньше энергии. Атмосфера Марса очень разрежена, атмосферное давление у поверхности Марса в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли, поэтому на Марсе нет парникового эффекта. Атмосфера Марса на 95 % состоит из углекислого газа. На Марсе очень холодно: минус 50 °С в средних широтах и минус 100 °С в полярных широтах. Недавние открытия показали, что жизнь на Марсе когда-то существовала. Тем не менее, природные условия на Марсе настолько суровы, что такие сложные организмы, как растения, животные, люди, не могут там жить. На Земле сложились уникальные природные условия: жить на ней не слишком жарко и не слишком холодно. Но в результате деятельности человека, прежде всего в результате сжигания топлива и сокращения лесов на планете, в атмосфере увеличивается концентрация так называемых «парниковых газов». Самое большое беспокойство вызывает то, что парниковый эффект усугубляет глобальное изменение климата на Земле, что может привести к целому ряду природных и социальных катастроф.

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!