СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы экологии в произведении П. Столповского "Замор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемы экологии в произведении П. Столповского "Замор"»

Конспект урока по литературе Республики Коми

Учитель: Иванова Ольга Анатольевна

Школа: МБОУ «СОШ» с. Черёмуховка

Класс: 8

Тема: Человек и природа в произведении П. Столповского «Замор».

Цель урока: расширить представление  учащихся о творчестве писателей Республики Коми; совершенствовать навыки анализа художественного текста;  

Задачи:

развивающая: формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения о герое и проблеме;

обучающая: познакомить учащихся с творчеством П. Столповского; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Замор”; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

воспитательная: воспитывать внимательное отношение к окружающей природе, чувствам другого человека; душевную чуткость и патриотизм.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Оборудование: Учебник Литература Республики Коми: Хрестоматия для 10-11 классов. Е.Ф. Ганова, А.В. Горская.- Сыктывкар:- Коми книжное издательство, 2014. Мультимедиа проектор, ноутбук.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

 - Добрый день, дорогие друзья. Сегодня нам предстоит очень нелегкая и серьезная работа. Предлагаю вам просмотреть презентацию и сформулировать проблему нашего урока.


Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.

Просмотр презентации по теме «Природа Родины моей».

- Что вы увидели в презентации?

- Какую проблему мы сегодня будем обсуждать на уроке? (Проблема небрежного, бесчеловечного отношения к природе.)

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.

Учащиеся называют прочитанные произведения о защите природы.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют тему урока исходя из данной информации

 - Назовите произведения, в которых затронута эта проблема.

- Эта проблема, к сожалению, актуальна в современном мире. Многие современные писатели пишут о ней в своих произведениях. Одним из таких писателей является

Пётр Столповский.

-Сформулируйте тему нашего урока. (учащиеся предлагают варианты).

- Объявление темы: Природа и человек в произведении П. Столповского «Замор».

(Внесение записи числа и темы урока в тетради)


Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Усвоение новых знаний.

Просматривают презентацию по творчеству П. Столповского. Вносят необходимые записи в тетрадь.

 - Предлагаю познакомиться с творчеством этого писателя. (Заранее подготовленная презентация 1 обучающегося.)


Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

5. Первичная проверка понимания.

Словарная работа


Запись определения в тетради


  - Каким вы представляете этого писателя? (ответы обучающихся).

- О чем писал Пётр Столповский? (ответы учащихся по презентации).

- Сегодня мы познакомимся с его произведением «Замор».

- Объясните лексическое значение слова «замор»?

В орфографическом словаре дается следующее объяснение:


Замо́р ры́бы — массовая гибель рыбы от удушья в результате кислородного голодания, вызванного недостатком или полным отсутствием растворённого в воде кислорода.

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: анализирован полученную информацию о жизни и творчестве писателя, об экологических явлениях.

6. Первичное закрепление.

Анализ прочитанного текста. Индивидуальная работа с текстом. Учащиеся находят соответствующие цитаты

- О каком заморе идет речь в произведении П. Столповского? (О гибели рыбы в Озере Эткаты зимой).

– Что мы узнаем об этом озере? (заморное оно, тхло,…; Рыбы хватает. И щука, и язь, и сорога купная, а кокунитак за полкило. Даже лещ по ямам сидит.; Посушили дальнее клюквенное болото, и Таршора,считай, не стало – омелился ручей. А без него, как без вены Эткаты хиреет… А какое озеро было,какое озеро- рыбы невпробор!; «…- глухое озеро…Заморное оно, хоть и размеров немалых»;»…)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения.

Предъявляют результаты работы, формулируют вывод по теме.

Закрепление знаний о категории героев в произведении.



Работа в группах по тексту произведения 8 мин. Обмен информацией. Внесение записей в тетрадь.

Коллективная работа по заполнению таблицы.


















- Это озеро является центром произведения. Именно вокруг него разворачиваются основные события в произведении.

-Вспомните и назовите героев рассказа.

(дед Захарий, кот Рыжий, охотники, бросившие собаку в лесу, Аля, трое незнакомых, дюжих ребят)

- Каких героев вы отнесете к главным? (дед Захарий, трое незнакомых, дюжих ребят).

- К какой категории героев отнесем кота Рыжего?

( к второстепенным.)

- Охотники, бросившие собаку в лесу, Аля? (внесценические)

- Создайте характеристику Деда Захария и троих незнакомых, дюжих ребят, используя цитаты из текста. (работа в группах) .Дед Захарий- пожилой мужчина, лесник «бобыль», «он общества не ищет», «Не беседлив старик», «добрый человек», приучил к себе оставленную в лесу собаку Найду, «Погладила его в молодости когтистая, тяжёлая, как колода, медвежья лапа», заботиться о природе, переживает за её будущее, скромный, «Парма стала его жизнью, его домом.», «у леса и у него, души сродни», «себя он хозяином в лесу не считал».

«Трое незнакомых, дюжих ребят» - городские жители, приезжают в лес на охоту, на рыбалку для развлечения, используют браконьерские методы, грубы, пренебрежительно относятся к старику, «…видно - деляги», «от таких вот, нахрапистых, парма страдает».

- Какое отношение этих героев мы видим к озеру Эткаты? Предлагаю внести эту информацию в таблицу.

Дед Захарий

Трое незнакомых, дюжих ребят

Много лет заботится, охраняет, следит за озером;

Переживает за рыбу, которая подвергается гибели. Старается не рассказывать о нем незнакомым людям, не доверяет никому работу по спасению рыбы зимой.

Человечное отношение.

Приехали на 1 день, желают как можно больше рыбы взять из озера, не волнуются, не задумываются, не заботятся о будущем озера, т.к. оно для них является объектом обогащения.

Бесчеловечное отношение.

- В каких действиях молодых людей проявляется бесчеловечность по отношению к природе и окружающим? (наступив на лапу Рыжему : «У, гад, крутишься!», улов рыбы замором, обман Деда Захария, смех над беспомощностью старика оставляют умирать его в лесу,. )

- К каким последствиям приводит такое отношение к природе и человеку? (к гибели озера, рыбы, деда Захария).

-- Кто виноват в этой трагедии на озере Эткаты? (мнение учащихся)

- Почему такое название дал своему рассказу П. Столповский? (под этим названием автор подразумевает пагубное влияние человека на природу, в данном произведении - человек убивает рыбу замором).

- Как относится автор к людям, заморившим рыбу в озере? (неуважительное, пренебрежительное, осуждающее)

- Что вам подсказывает такое отношение автора к этим героям? (лексика, описывающая этих героев )

Приведите примеры из текста. (краснолицый, какой-то варёный, очкастый, с фигурной бородкой, словно приклеенной, не называет их имён, дружки…)

- На какие проблемы обращает внимание автор в своем произведении? (проблемы экологии, отношение человека к природе, взаимоотношение людей, человеческие ценности)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, совершенствование умений работы в группах.

8.Рефлексия деятельности

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

  - К чему призывает читателей П. Столповский?

Учащиеся по желанию высказывают своё мнение (беречь природу, относится к ней, как к живому существу)

- «Свободный микрофон» Поделитесь своим впечатлением о прочитанном произведении.

- Завершить наш урок я бы хотела словами из стихотворения А. Смирнова ХРАМ ПРИРОДЫ:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.



Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью урока. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!