6. Первичное закрепление. | Анализ прочитанного текста. Индивидуальная работа с текстом. Учащиеся находят соответствующие цитаты | - О каком заморе идет речь в произведении П. Столповского? (О гибели рыбы в Озере Эткаты зимой). – Что мы узнаем об этом озере? (заморное оно, тхло,…; Рыбы хватает. И щука, и язь, и сорога купная, а кокунитак за полкило. Даже лещ по ямам сидит.; Посушили дальнее клюквенное болото, и Таршора,считай, не стало – омелился ручей. А без него, как без вены Эткаты хиреет… А какое озеро было,какое озеро- рыбы невпробор!; «…- глухое озеро…Заморное оно, хоть и размеров немалых»;»…) | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. |
7.Контроль усвоения. | Предъявляют результаты работы, формулируют вывод по теме. Закрепление знаний о категории героев в произведении. Работа в группах по тексту произведения 8 мин. Обмен информацией. Внесение записей в тетрадь. Коллективная работа по заполнению таблицы. | - Это озеро является центром произведения. Именно вокруг него разворачиваются основные события в произведении. -Вспомните и назовите героев рассказа. (дед Захарий, кот Рыжий, охотники, бросившие собаку в лесу, Аля, трое незнакомых, дюжих ребят) - Каких героев вы отнесете к главным? (дед Захарий, трое незнакомых, дюжих ребят). - К какой категории героев отнесем кота Рыжего? ( к второстепенным.) - Охотники, бросившие собаку в лесу, Аля? (внесценические) - Создайте характеристику Деда Захария и троих незнакомых, дюжих ребят, используя цитаты из текста. (работа в группах) .Дед Захарий- пожилой мужчина, лесник «бобыль», «он общества не ищет», «Не беседлив старик», «добрый человек», приучил к себе оставленную в лесу собаку Найду, «Погладила его в молодости когтистая, тяжёлая, как колода, медвежья лапа», заботиться о природе, переживает за её будущее, скромный, «Парма стала его жизнью, его домом.», «у леса и у него, души сродни», «себя он хозяином в лесу не считал». «Трое незнакомых, дюжих ребят» - городские жители, приезжают в лес на охоту, на рыбалку для развлечения, используют браконьерские методы, грубы, пренебрежительно относятся к старику, «…видно - деляги», «от таких вот, нахрапистых, парма страдает». - Какое отношение этих героев мы видим к озеру Эткаты? Предлагаю внести эту информацию в таблицу. Дед Захарий | Трое незнакомых, дюжих ребят | Много лет заботится, охраняет, следит за озером; Переживает за рыбу, которая подвергается гибели. Старается не рассказывать о нем незнакомым людям, не доверяет никому работу по спасению рыбы зимой. Человечное отношение. | Приехали на 1 день, желают как можно больше рыбы взять из озера, не волнуются, не задумываются, не заботятся о будущем озера, т.к. оно для них является объектом обогащения. Бесчеловечное отношение. | - В каких действиях молодых людей проявляется бесчеловечность по отношению к природе и окружающим? (наступив на лапу Рыжему : «У, гад, крутишься!», улов рыбы замором, обман Деда Захария, смех над беспомощностью старика оставляют умирать его в лесу,. ) - К каким последствиям приводит такое отношение к природе и человеку? (к гибели озера, рыбы, деда Захария). -- Кто виноват в этой трагедии на озере Эткаты? (мнение учащихся) - Почему такое название дал своему рассказу П. Столповский? (под этим названием автор подразумевает пагубное влияние человека на природу, в данном произведении - человек убивает рыбу замором). - Как относится автор к людям, заморившим рыбу в озере? (неуважительное, пренебрежительное, осуждающее) - Что вам подсказывает такое отношение автора к этим героям? (лексика, описывающая этих героев ) Приведите примеры из текста. (краснолицый, какой-то варёный, очкастый, с фигурной бородкой, словно приклеенной, не называет их имён, дружки…) - На какие проблемы обращает внимание автор в своем произведении? (проблемы экологии, отношение человека к природе, взаимоотношение людей, человеческие ценности) | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, совершенствование умений работы в группах. |
8.Рефлексия деятельности | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | - К чему призывает читателей П. Столповский? Учащиеся по желанию высказывают своё мнение (беречь природу, относится к ней, как к живому существу) - «Свободный микрофон» Поделитесь своим впечатлением о прочитанном произведении. - Завершить наш урок я бы хотела словами из стихотворения А. Смирнова ХРАМ ПРИРОДЫ: Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм, С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время года, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью урока. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. |