СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Участие России в международных отношениях в XIX в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Участие России в международных отношениях в XIX в.»

Тема: Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Участие России в международных отношениях в XIX в.

Цель: рассмотреть процесс формирования современного общества от традиционного к индустриальному в сфере международных отношений.

В результате войн за раздел и передел уже поделённых территорий складывается новая политическая карта мира, рождаются новые военно-политические союзы и новые противоречия. Для разрешения противоречий европейские державы часто прибегали к войне как крайнему, но вполне законному политическому средству. Такой подход приводил к многочисленным войнам: и захватническим, и освободительным, и за передел уже прежде поделённых территорий. К известному девизу освободительных войн «Не отдадим ни пяди своей земли!» добавился девиз «Не отдадим ни пяди земли чужой!». Порядок, при котором все государства могли бы сдерживать друг друга для предотвращения военных конфликтов и порабощения более слабых более сильными, создан не был. Системы европейского равновесия ещё не существовало. Чувствовал ли мир угрозу мировой войны? Что было сделано для её предотвращения?

Начало распада Османской империи. В XIX в. на международной арене сталкиваются интересы государств, находящихся на разных уровнях развития. Индустриально развитые страны подчиняли себе общества традиционные. Один из результатов этого явления — ослабление, а затем и распад старых империй, созданных в эпоху Средневековья.

По-прежнему злободневным оставался «восточный вопрос». Постоянным яблоком раздора в Азии оставалась

Османская империя. Австро-Венгрия и Германия, с одной стороны, Россия, Франция и Великобритания — с другой, постоянно вели борьбу за сферы влияния в Турции.

В начале XIX в. большинство балканских народов находились в вассальной зависимости от Османской империи, и это задерживало их экономическое развитие. Тем не менее в этих государствах хоть и медленно, но происходило развитие капиталистических отношений, появились национальная буржуазия и интеллигенция. Усиливалось национально-освободительное движение балканских народов, одной из важнейших причин которого было национальное и религиозное угнетение христиан со стороны Турции.

Стремясь усилить своё влияние на Балканах, европейские державы поддерживали эти движения, вопрос о независимости Балканских государств был для них частью «восточного вопроса». В результате войн с Россией и национально-освободительного движения в XIX в. Турция потеряла Бессарабию, часть территорий на Чёрном море, а в 1830 г. Сербия при поддержке России стала независимым княжеством. Греческое восстание против турецкого ига в 1829—1830 гг. привело к созданию независимой Греции. От Турции отделился Египет, на который стала претендовать Франция, а затем Алжир.

В 50-е гг. рушится система международных отношений, установленная Венским конгрессом, и причиной этого стала Крымская война (1853—1856)1. Николай I стремился укрепить влияние Российской империи на Балканах и обеспечить контроль над Черноморскими проливами. Он считал Османскую империю неспособной к серьёзному сопротивлению и был уверен в том, что западные державы не станут вмешиваться в этот конфликт. Однако император ошибся. Европейские державы стремились не допустить усиления России, нарушения сложившегося равновесия сил и поддержали Османскую империю. Война началась в 1853 г. и закончилась в 1856 г. поражением Российской империи, которой пришлось воевать против Турции, Великобритании, Франции и Сардинского королевства.

Новый подъём национально-освободительной войны балканских народов произошёл в 50—60-е гг. Европейские державы поддерживали эти движения.

В 1861 г. Османской империи пришлось признать образование Румынии (из объединившихся княжеств Молдавии и Валахии) при условии сохранения протектората над новым государством, но в руках османов ещё находились Албания, Болгария, Македония, Босния, Герцеговина и части территорий Греции, Сербии и Черногории.

1 Тема изучается в курсе истории России.

Очень тяжёлым было положение Болгарии, где турецкие помещики сохраняли крепостническую систему. В ответ на восстания крестьян турецкие власти проводили незначительные реформы, которые почти не меняли положение в болгарской деревне. Россия поддерживала болгар, выступая в роли защитника православной церкви, использовала религиозный вопрос для вмешательства во взаимоотношения между болгарами и турками. В 1877 г. началась Русско-турецкая война (1877—1878), вызванная борьбой балканских народов за освобождение от турецкого ига. В то же время она была отражением противоречий, существовавших между Великобританией, Австро-Венгрией и Россией. В этой войне Османская империя потерпела сокрушительное поражение. По решениям состоявшегося после войны Берлинского конгресса в Северной Болгарии образовалось фактически независимое государство Болгария. Австро-Венгрия (с целью прекращения притеснений христианского населения османами) получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. Румыния стала полностью независимым государством, а Великобритания получила в управление остров Кипр. Эти решения Берлинского конгресса означали крушение турецкого господства на Балканах.

Распад Османской империи продолжался. В 1881 г. Франция захватила Тунис, в 1882 г. Великобритания оккупировала Египет. В этот же период Южная Болгария воссоединилась с Болгарским царством, возникла единая независимая Болгария. В последующие годы освободительное движение охватило не только Балканы, но и все турецкие земли (Йемен, Сирию, Ливан, Ирак и др.).

Балканы остаются «пороховой бочкой» Европы, там бесконечно вспыхивают межгосударственные и межнациональные конфликты, происходят террористические акты, один из которых станет поводом к мировой войне.

Завершение раздела мира. На смену «умирающим» старым империям, возникшим в традиционных обществах, приходили новые, колониальные империи, созданные странами, где успешно развивался процесс модернизации.

Огромные территории Африки, Средней и Юго-Восточной Азии, островов Тихого океана стали колониями европейских стран. Китай, Османская империя, Иран превратились в полуколонии. В зависимость от великих держав попали Португалия, Балканские страны, отдельные государства Латинской Америки. Формально они сохранили свою независимость, но основные отрасли их экономики, внешняя и в значительной степени внутренняя политика контролировались иностранными державами.

Вы уже знаете, что после Франко-прусской войны в Европе сложилась новая расстановка сил. Хотя Великобритания оставалась самой крупной колониальной империей, по темпам экономического развития ее оттеснили на третье место США и Германия. Германская империя претендовала не только на роль лидера в Европе, но и на расширение своих владений за счёт французских и английских колоний. «Наше будущее на море!» — утверждал Вильгельм II и приказывал усиливать флот. Великобритания рассматривала это как прямое посягательство на свои позиции. В Иране её интересы пересекались с интересами России, а затем и Германии.

В Африке и Юго-Восточной Азии интересы Великобритании сталкивались с интересами Франции. Эти противоречия едва не привели к войне. В 1896 г. небольшой отряд сенегальских стрелков (французские колониальные войска) покинул Французское Конго и отправился на завоевание Восточного Судана. Достигнув в июле 1898 г. местечка Фашода в верховьях Нила, они водрузили здесь французский флаг. Но в середине сентября у Фашоды появились пять британских канонерок с более многочисленным отрядом англо-египетских войск. Обе стороны приступили к военным приготовлениям. Несколько месяцев продолжалось противостояние сторон. Наконец, Франция отозвала свой отряд, и конфликт разрешился договором о разделе сфер влияния в Судане. Капитуляцию при Фашоде во Франции расценили как «дипломатический Седан».

В то же время к лидерству в Европе стремилась Франция, тем более что ей было необходимо вернуть Эльзас и Лотарингию, захваченные Германией. Усиление Германской империи тревожило французов, чьё ощущение угрозы войны выразил известный французский писатель Р. Роллан: «Не проходило года, чтобы зловещие птицы не предвещали нам войны на следующее лето!.. Мы чувствовали себя висящими на краю пропасти».

Добивалась расширения своих владений и усиления влияния на Балканах Австро-Венгрия. Проиграв Пруссии роль лидера в процессе объединения германских государств, она пошла на сближение с Германской империей. Но на Балканах её интересы сталкивались с интересами России, желавшей стать покровительницей всех славянских земель. Вставшая на путь модернизации Италия пыталась получить колонии прежде всего в Средиземноморье, где её планы затрагивали интересы Великобритании и Франции.

Захватническую политику на Дальнем Востоке проводила Япония, а в Западном полушарии США не только осуществляли доктрину Монро «Америка для американцев», но и вторглись в Юго-Восточную Азию, захватывали колонии ослабевшей Испании.

«Свободных» земель больше не было, шла борьба за передел уже поделённого мира, и шла эта борьба не дипломатическим, а вооружённым путём.

Эпоха империализма порождала войны за передел уже поделённого мира. На рубеже XIX—XX вв. их было три: Испано-американская (1898) (см. § 25), Англо-бурская (1899—1902) и Русско-японская (1904—1905).

«Преступной войной» назвали современники Англобурскую войну. Её причины заключались в стремлении Великобритании захватить богатые алмазами и золотом земли Трансвааля и Оранжевой республики на юге Африки. Буры сражались геройски, но их было слишком мало: 40—60 тыс. бойцов против 250 тыс. английских солдат. В 1902 г. Великобритания захватила бурские республики.

Победа над бурами дорого досталась Великобритании, и напор её колониальных захватов несколько ослабел. Она признала права Германии, Франции и США на некоторые территории, захватить которые сама уже не могла.

Создание военных блоков. Традиция создания военных блоков в XIX в. уже существовала — достаточно вспомнить антифранцузские блоки (коалиции) времён Великой французской революции и империи Наполеона Бонапарта, Священный союз.

Вы уже знаете, что антифранцузская политика Бисмарка привела к созданию в центре Европы прочного военного блока — Тройственного союза (1882). Бисмарк, убеждая Австро-Венгрию в существовании «русской угрозы», привлёк её к этому союзу. А Италия, как и Франция, претендовала на захват Туниса. В мае 1882 г. был подписан союзный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией, известный как Тройственный союз. Осуществился принцип Бисмарка, сформулированный им ещё в 1880 г.: «Старайся быть втроём, пока миром правит неустойчивое равновесие пяти великих держав».

Естественно, что со стороны России и Франции последовали ответные меры, и в 1893 г. они заключили между собой военный союз.

Великобритания долгое время ни в какие союзы не вступала, находясь в позиции «блестящей изоляции» и разжигая в своих интересах конфликты между другими великими державами. К созданию Тройственного союза британские дипломаты отнеслись благосклонно, видя в нём средство для сдерживания Франции и России на международной арене.

Но дальнейшее развитие событий повлияло на изменение курса английской дипломатии. Создание в Германии мощного военного флота и заключение контракта на строительство Багдадской железной дороги сделало англо-германские противоречия непримиримыми. Железная дорога должна была пройти через всю Малую Азию к Персидскому заливу, что продвинуло бы Германию на Ближний и Средний Восток. По образному выражению современников, Багдадская железная дорога должна была стать «заряженным пистолетом у виска Англии». «Дорога эта,— писала одна французская газета, — ведёт к победе над Англией... Став твёрдой ногой в Турции... немцы приложат все усилия для завоевания Суэца и Египта».

Ещё более резкое обострение англо-германских противоречий обозначилось при разделе Африки. «Теперь, с образованием на континенте мощных союзов, — заявил английский политический деятель Дж. Чемберлен, — Англия должна искать себе друзей. Война, конечно, ужасна. Но война без союзников немыслима». Поэтому Англия решила уладить давние противоречия с Россией и Францией, также опасавшихся Германии.

В 1904 г. между правительствами Англии и Франции было заключено соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Так было достигнуто «сердечное согласие» — Антанта (от фр. «согласие»), открывавшее возможности совместной борьбы против Германии.

Затем последовало англо-русское соглашение. В 1907 г. Англия и Россия пришли к соглашению в спорных вопросах об Иране, Афганистане и о Тибете. Англо-русский договор 1907 г., как и англо-французский договор 1904 г., заложил фундамент Тройственного согласия, или Тройственной Антанты, противостоявшего германо-австрийскому союзу. Создание двух враждебных военно-политических блоков было завершено.

Пацифистское движение. Частые военные конфликты и войны явились толчком для возникновения в 80-е гг. XIX в. массового антивоенного движения, получившего название пацифистского. Идеи исключить войны как средство решения споров между странами получили большое распространение после Наполеоновских войн. После Франко-прусской войны стали возникать общества сторонников мира, и их популярность возрастала. В пацифистских организациях участвовали представители всех слоёв населения: от крестьян до промышленников, от религиозных деятелей до политиков. Все они считали необходимым не только прекратить гонку вооружений и отказаться от насилия, но и решительно выступали против идеологии национализма и шовинизма. Пацифистские союзы создавались в Европе, США и даже в Японии. В 1889 г. в Париже состоялся первый международный конгресс пацифистских организаций, а в дальнейшем они проводились каждые два-три года. Число участников и влияние пацифистского движения возрастали.

Попытки создания политических и юридических гарантий предотвращения военных конфликтов и предотвращения тем самым войн предпринимались и на государственном уровне. Примером служат конвенции, подписанные в Гааге в 1899 и 1907 гг. Следует отметить, что Гаагская конференция разоружения 1899 г. была созвана по инициативе российского императора Николая II и председательствовал на ней представитель России. Главная цель конференции — сокращение вооружений и военных бюджетов. Конференция приняла конвенцию, определявшую порядок разрешения международных конфликтов, в частности путём передачи их на рассмотрение специального суда. Однако практические результаты конференции были невелики. Они не предотвратили ни войны Великобритании с бурами, ни Русско-японской войны.

II Интернационал против войн и политики гонки вооружений. Попытки спасти мир от войны предпринимались и на конгрессах II Интернационала, созданного в 1889 г.

В последней четверти XIX в. марксизм имел ещё много последователей. На смену I Интернационалу, распущенному в период политической реакции после поражения Парижской коммуны, в 1889 г. в Париже на Международном социалистическом конгрессе был создан II Интернационал, призывавший к уничтожению частной собственности на средства производства, к установлению 8-часового рабочего дня и улучшению условий труда. Конгрессы II Интернационала осуждали политику захвата колоний и войн за передел мира, национализм и шовинизм, призывали устраивать манифестации против угрозы войны.

Национальные чувства, развивавшиеся на волне патриотического подъёма, стали особенно ярко проявляться с конца XVIII в. Примером могут служить борьба за независимость жителей колоний в Северной Америке, Великая французская революция, национально-освободительное движение в Латинской Америке в начале XIX в. Главной идеей этих движений стали утверждения о народном суверенитете и о правах человека, в процессе этих движений складывались молодые нации. Такое же значение имели и революции 1848—1849 гг. Во второй половине XIX в. национализм сыграл значительную роль в объединении Германии и Италии, в подрыве целостности Османской империи. Но в то же время националисты начали проповедовать исключительность своих наций, сеять ненависть к другим народам, обвинять иностранцев во всех бедах своей страны. Национализм XVIII — первой половины XIX в. был направлен на сохранение своих территорий, а национализм второй половины XIX в. — на захват чужих.

II Интернационал способствовал укреплению массового профсоюзного движения, создавал организации социалистической молодёжи. Рабочие партии и профсоюзы имели политическое влияние, и правительства вынуждены были с ними считаться. И хотя II Интернационал тоже оказывал некоторое влияние на политику европейских держав в области международных отношений, повлиять на них коренным образом он не мог, так как национальные интересы для большинства рабочих были выше интернациональной солидарности.

В XIX в. процесс модернизации затронул и международные отношения. Вырвавшиеся вперёд в промышленном развитии великие державы вступают в борьбу за передел мира, и это приводит к обострению противоречий между ними. Постепенно формируется система военно-политических блоков, но они не в состоянии сохранить политическое равновесие в Европе и мире. Характерной чертой международных отношений стало усиление влияния общественности на их развитие. Но остановить международные конфликты и войны за передел мира не смогли ни пацифисты, ни социал-демократы. Территориальные споры, национальные конфликты, борьба за военное превосходство на суше и на море, торговые войны, соперничество за обладание колониями, великодержавные амбиции и национальный эгоизм — всё говорило о том, что к началу XX в. в мире возник острейший узел противоречий.

1. Какие проблемы получили название «восточный вопрос»? 2. Проследите по карте, как происходил распад Османской империи в XIX в. 3. Что означает выражение: «Балканы - „пороховая бочка" Европы»? Подтвердите фактами данное высказывание. 4. Покажите на карте территориальный раздел мира. 5. Приведите примеры столкновения интересов различных европейских государств при территориальном разделе мира. 6. Назовите военные блоки, сложившиеся в Европе в начале XX в. Перечислите государства, образовавшие каждый блок. 7. Какие цели ставили пацифистское движение и II Интернационал в международных отношениях? Удалось ли их достичь?

1. Обсудите с одноклассниками, могла ли судьба Османской империи быть иной. Почему там не возник «плавильный котёл», где сформировалась бы единая нация? 2. Почему стремление к войнам за передел колоний и сфер влияния усилилось в конце XIX в.? 3. Какие международные противоречия вы считаете наиболее опасными и почему? 4. Используя дополнительный материал, составьте хронику событий одной из войн за передел мира. 5. Согласны ли вы с тем, что на рубеже XIX-XX вв. усилилось влияние общественности на ход развития международных отношений? Свою точку зрения аргументируйте. 6. Какие уроки могли бы извлечь наши современники из сложившейся международной обстановки на рубеже XIX— XX вв?

Преступная война

Колонизация Южной Африки привела Англию не только к войне с местными племенами, но и к войне с бурами.

Вечерами в парижских кафе звучала популярная песенка, и зал подхватывал слова: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне...» А на улицах европейских городов мальчишки-газетчики кричали: «Свежие новости: известия с фронтов Англо-бурской войны!» И покупатели, представители всех слоёв общества, нетерпеливо листали газетные страницы и отыскивали глазами сообщения военных корреспондентов. Мир встретил XX в. Англобурской войной (1899—1902), которую многие учёные называют жестокой репетицией Первой мировой войны.

Интересы буров столкнулись с интересами Великобритании, расширявшей свои владения в Африке.

В начале XIX в. англичане захватили Капскую колонию, и в 30—40-е гг. буры ушли в поисках новых земель на север и восток страны, за реки Оранжевая и Вааль, а также в Наталь. Здесь, на новых местах, буры создали колонии Наталь, «Оранжевое свободное государство» и Трансвааль.

По отношению к коренному населению буры вели себя жестоко, держали его в полурабском состоянии. Между тем Англия продолжала своё продвижение на африканском материке и в 1843 г. захватила Наталь. При этом ей пришлось признать независимость Трансвааля и Оранжевой республики.

Шли годы, буры жили своей жизнью, сохраняя патриархальный уклад первых поселенцев. Но в 60-е гг. на берегу реки Оранжевой нашли алмазы, а в начале 80-х гг. в Трансваале открыли богатые месторождения золота. С тех пор Англия стремилась прибрать к рукам эти территории.

Причины Англо-бурской войны очевидны — это стремление захватить богатые алмазами и золотом земли Трансвааля и Оранжевой республики.

В 1899 г. началась Англо-бурская война, развязанная в интересах «королей золота».

Буры готовились к войне и поставили под ружьё всех мужчин в возрасте от 16 до 60 лет. В Германии закупили новейшие винтовки «маузер», пулемёты и орудия. Англия послала против двух маленьких республик 250 тыс. солдат, у буров же было 40—60 тыс. бойцов. Англичане заняли столицы Оранжевой республики и Трансвааля — города Блумфонтейн и Преторию. Тогда буры перешли к партизанской войне. Мирные фермеры, вооружённые ружьями, превратились в грозных воинов.

Английский корреспондент писал об одном из сражений: «У англичан было 47 пушек крупного калибра, множество скорострельных максимовских пушек, сыпавших непрерывный град снарядов в неприятельские траншеи... И тем не менее каждый раз из траншей показывался безумно отчаянный бур, чтобы пустить ружейную пулю в наши морские чудовища — пушки».

Чтобы справиться с партизанским движением, англичане сгоняли буров, в том числе женщин и детей, в концентрационные лагеря, где многие умирали от эпидемий и голода.

В 1902 г. Англия захватила бурские республики. В 1910 г. на их территории был создан британский доминион — Южно-Африканский Союз (ЮАС), в состав которого также вошли английские колонии Капская и Наталь.

И хотя, как мы отмечали, буры и сами являлись захватчиками земли африканских народов, симпатии миллионов людей были на стороне буров, маленького смелого народа, не побоявшегося бросить вызов могущественной империи. Вместе с бурами сражались сотни добровольцев из разных стран, в том числе и из России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы прочитали учебник и увидели, как в ходе модернизации на смену традиционному обществу пришло общество индустриальное, как изменялись духовный мир человека, его повседневная жизнь. Что же произошло за 100 лет развития индустриального общества?

XIX век — время, когда меняется политическое устройство государств. Уходят в прошлое абсолютные монархии, уступая место монархиям ограниченным (конституционным) и республикам. Активно развивается парламентская деятельность. Идёт процесс формирования правовых государств, где законодательная, исполнительная и судебная власть разделены. Такие государства гарантируют права личности, провозглашают равенство граждан перед законом.

В правовом государстве общественная жизнь регулируется правом, нормы которого возведены в закон и обязательны для всех. Центральное место в системе закона занимает конституция государства.

На примере истории отдельных стран вы узнали, как неуклонно, хотя иногда медленно и болезненно, шёл процесс формирования гражданского общества — общества, где люди, осознавая свои права и обязанности, были способны объединиться для осуществления и защиты своей свободы. Вы видели, как рушились сословные и корпоративные преграды, как формировались органы местного самоуправления, создавались союзы и политические партии, добивались уравнения в правах с мужчинами женщины, провозглашалась и гарантировалась свобода совести. Священное слово «свобода» стало пониматься как «право делать всё, что дозволено законом».

В XIX в. ослабляется влияние религии на сознание человека, в ряде государств образование становится светским и церковь отделяется от государства.

Возрастает роль науки, без неё была бы невозможна промышленная революция. Железные дороги, пароходы, автомобили, самолёты, электрическое освещение, телефон, телеграф и многое другое меняют жизнь человека.

Промышленная революция способствовала высоким темпам развития производства, что во второй половине XIX в. привело к индустриализации в странах Западной Европы.

В XIX в. большие изменения происходят в составе общества: уменьшается экономическая и политическая власть аристократии, более могущественной становится буржуазия; численно сокращается крестьянство, ему на смену идёт фермерство; появляется средний класс.

В XIX в. революции следовали одна за другой. После Французской революции XVIII в. одна только Франция пережила ещё три потрясения — революции 1830, 1848 гг. и Парижскую коммуну. А 1848 г. — знаменитая «весна народов», когда вся Западная и Центральная Европа поднялась на борьбу за демократию. Опыт XIX в. показал, что революции возникают там, где правящие круги не используют реформы для разрешения существующих противоречий.

К концу XIX в., с развитием правовых государств и гражданских обществ, появились возможности для проведения социальных реформ. Государство всё чаще берёт на себя роль третейского судьи, защищая интересы различных слоёв общества. В последней трети XIX в. социальные реформы активно проводят в Англии, Германии, во Франции и в США.

В XIX в. в европейском обществе оформились три основных социальных учения: либерализм, консерватизм и социализм. Каждое из них имело свои взгляды на пути развития общества и права личности.

Религиозные войны, преобладавшие в Средние века и раннее Новое время, в XIX в. стали исключением. Но бурный процесс формирования наций и национального самосознания привёл к войнам за расширение национальных границ и создание национальных государств.

Большие изменения происходили и в традиционных обществах. Страны Азии и Африки оказались не защищёнными перед натиском индустриально развитых государств Запада. Угроза потери независимости вынуждала некоторых из них предпринимать шаги в области модернизации, вставать на путь реформ. Успешно эту задачу смогла решить только Япония. Государства Востока, попав в зависимость от индустриальных держав, находясь на положении колоний или полуколоний, вместе с тем стали входить в мировой рынок.

Особенность процесса модернизации на Востоке заключалась в том, что он был вынужденным, происходил под давлением Запада. В духовной и повседневной жизни народов Востока сохранялись их особое восприятие мира, традиционные ценности и обычаи.

К концу XIX в. завершился раздел мира между европейскими державами и США, начались войны за передел уже поделённых прежде территорий, возникла новая политическая карта мира, формировались новые военно-политические союзы. Вместе с этим зарождается и развивается массовое антивоенное движение.

В конце XIX в. французский историк А. Дебидур (1847—1917), задумываясь о судьбах Европы в уже недалёком XX в., писал: «...таким образом, следует думать, что дело мира будет продолжать завоёвывать почву. Конечно, всегда будут существовать (и было бы ребячеством думать обратное) соперничество интересов между правительствами, ненависть между народами, размолвки между национальностями, возбуждающие чувства мести, обиды в результате бурных конфликтов и войн. Но не подлежит никакому сомнению, что благодаря свободным учреждениям (имеются в виду парламенты, общественные организации. — Авт.) правители будут иметь всё меньше и меньше возможностей нарушать мир из-за своих капризов, своих личных страстей или своего династического честолюбия; народы, в свою очередь, самим фактом осуществления своих прав будут с каждым днём проникаться всё более ясным сознанием своей ответственности и не будут с такой лёгкостью пускаться на авантюры... Ввиду этого мы можем надеяться... что наиболее частые и наиболее опустошительные завоевательные войны, причинами которых почти всегда является честолюбие какой-либо династии или необдуманный порыв какого-либо народа, станут в Европе всё более и более редкими» .

Надежды Дебидура не сбылись, он сам явился очевидцем Первой мировой войны, но история XX в. — это уже другая история, Новейшая.

Хочется думать, что надежды учёного и наши надежды осуществятся в будущем, мир научится решать свои споры путём дипломатии и компромиссов. А для этого надо хорошо знать историю и уметь извлекать из неё уроки.

Домашнее задание:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!