СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы формирования самообразовательной компетенции учащихся в условиях оптимизации учебного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены примеры диагностики уровня самообразовательных навыков  учащихся. Указаны способы формирования самообразовательной компетенции в условиях оптимизации учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы формирования самообразовательной компетенции учащихся в условиях оптимизации учебного процесса»

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


А.Н.Копачева,

учитель английского языка,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18

ГОРОДА МАКЕЕВКИ»



За годы независимости в нашей республике определены новые приоритеты развития образования. Сегодня развитие образования является стратегическим ресурсом преодоления кризисных процессов, улучшения жизни людей, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности нашего государства на международной арене. Поскольку в современных условиях рыночной экономики невозможно приобрести запас знаний на всю жизнь, будущий специалист должен иметь базовые ориентиры добывания новых знаний. В связи с этим очень важно развить познавательные интересы и способности человека, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования. Поэтому одной из приоритетных задач школы становится подготовка нового выпускника, способного к творчеству и самосовершенствованию, подготовленного к решению проблем, что является неотъемлемой составляющей его как будущего специалиста.

Актуальность проблемы формирования самообразовательной компетенции учащихся обусловлена не только потребностью современного общества в высокообразованных специалистах, способных к непрерывному образованию и обучению в течение всей жизни. Сегодня в условиях дистанционного обучения значительно увеличилось время самостоятельной работы учащихся, в связи с чем этот вид деятельности постепенно становится в ведущей формой организации учебного процесса, во время которого решаются, во-первых, дидактические задачи: приобретения, структурирования и закрепления знаний, умений и навыков практического владения иностранным языком в объеме, необходимом для ситуативного и профессионального общения, а во-вторых, воспитательная задача: развитие у учащихся самостоятельности, способности к самоорганизации, саморазвитию, самовоспитанию и реализация творческих способностей.

В научной литературе предлагаются различные определения «самообразования». Академический толковый словарь (1980-1990) дает следующее объяснение этого термина: получение знаний самостоятельным обучением вне учебного заведения, без помощи учителя. Именно таким самообразовательной процесс был в девяностые годы. Но история свидетельствует, что характер самообразования развивается вместе с обществом. Сегодня распространенной среди ученых является точка зрения, что самообразование – особая форма учебного процесса, активная познавательная деятельность, во время которой учащимися усваиваются знания, развиваются его способности, формируются умения, навыки и самостоятельность как личностная черта субъекта обучения.

Например, В. И. Лозовая рассматривает самообразование как важное дополнение учебного процесса, которое эффективно влияет на формирование профессиональных и общечеловеческих качеств личности.

По-мнению А.В. Хуторского, эта компетенция представляет собой «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности».

Таким образом, самообразовательная компетентность является одной из важнейших, поскольку позволяет личности совершенствовать свою профессиональную квалификацию в соответствии с изменяющимися жизненными ситуациями. Вместе с тем самообразовательная компетентность будущего специалиста является сложным личностным образованием, которое предопределяет готовность к самостоятельной индивидуально-познавательной деятельности, управляемая самой личностью и направлена на ее самосовершенствование, самоутверждение и самореализацию в профессиональной деятельности.

В исследованиях Н. В. Бухловой освещены некоторые проблемы формирования самообразовательной компетентности личности. Это отсутствие индивидуального подхода при организации самостоятельной работы учащихся, низкий уровень мотивации к самообразованию, отсутствие системы планирования самостоятельной работы учащимися и низкий уровень самообразовательных умений и навыков.

Для решения этих проблем на первый план выходит использование инновационных технологий. Появление инновационных технологий в педагогике не является случайностью. Традиционное обучение иностранному языку делает учащихся пассивными получателями знаний, а использование инновационных технологий в обучении улучшают ход и результаты учебно-воспитательного процесса и имеет такие характеристики, как творческое, прогрессивное, конкурентоспособное.

Таким образом, использование инновационных технологий в современном образовании является необходимым условием оптимизации процесса обучения и формирования самообразовательной компетенции.

Но для реализации самообразовательного процесса должна быть готовность к самостоятельной деятельности. Признаками готовности к самообразовательному процессу являются:

- наличие мотивов, которые активизируют личность к самообразованию;

- знания, которые используются как фундамент самостоятельной деятельности;

- навыки самостоятельного овладения знаниями (чтение, слушание, говорение, письмо, перевод текста);

- способность выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение).

Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи и чем выше уровень мотивации, знаний, навыков, мыслительной деятельности, тем выше общий уровень самообразовательной деятельности. Наоборот, отсутствие одного из этих компонентов затрудняет организацию самостоятельной работы.

Если отсутствие мотивации затрудняет организацию самостоятельной работы, отсутствие трудностей иногда играет роль антистимула в развитии познавательных потребностей, потому что когда учащийся не испытывает никаких затруднений в самостоятельной работе, ему кажется, что он все знает и умеет.

Итак, подбирая задания для самостоятельного получения знаний, учителю следует учитывать потенциальные возможности каждого учащегося.

Другим критерием готовности к самообразованию является наличие у ребёнка системы умений и навыков учебной работы, начиная от умения читать и писать до самостоятельного планирования работы. От сформированности этих умений в значительной степени зависит его обучаемость, темпы переработки и усвоения информации, качество обучения и самообучения. Одним из эффективных средств формирования учебно-познавательных умений являются инструктивные предписания, помогающие осуществлять учебные операции во время дистанционного процесса обучения.

Среди критериев готовности к самостоятельной деятельности одним из важнейших является развитие умственных способностей, поскольку эти способности остаются с человеком на протяжении всей жизни. Невозможно сформировать самообразовательную компетенцию, если учащийся не овладел элементарными навыками умственной деятельности. Такими простейшими операциями мышления является сравнение, выделение главного, анализ, систематизация, обобщение, постановка и решение проблемних задач и тому подобное.

Не менее важным условием развития самообразовательной компетенции является переход от репродуктивной деятельности к творческой, что укрепляет положительное эмоциональное отношение учащихся к самостоятельному обучению. Одним из инновационных методов для реализации и развития творческих способностей является метод проекта.

Кроме того практика учебной деятельности показывает, что продуктивному творческому мышлению способствует использование инновационных технологий обучения, в том числе ИКТ и мультимедийных средств информации. Это дает возможность осуществлять не только поиск нужной информации, но и развивать эмоциональные, интеллектуальные, лингвистические и творческие способности личности; формировать качественные знания, умения и навыки. Так использование мультимедиа (одновременное предъявление текста, звука, графики, фото и видео) делает восприятие учебного материала более ярким и интересным; создает положительную эмоциональную атмосферу, которая формируется через предъявление произведений искусства (живописи, графики, скульптуры, музыки ...).

Таким образом, активное использование мультимедиа и ИКТ при формировании самообразовательной компетенции помогает решать учебные задачи: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание мотивации к обучению и включение учащихся в творческую деятельность. Однако нельзя забывать, что активное использование ИКТ сокращает время живого диалогического общения участников образовательного процесса. Активный в речевом плане учащийся, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ и орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным. В связи с этим перед учителем встаёт задача оптимального распределения всех видов деятельности учащегося в процессе формирования его самообразовательной компетенции.

Итак, учитель, который ставит перед собой задачу формирования самообразовательной компетенции учащегося, должен:

-знать его индивидуальные особенности и уровень обучения;

-владеть методикой организации самостоятельной работы;

-использовать инновационные технологии во время обучения и самообразовательного процесса учащихся;

- грамотно распределять и варьировать виды учебной деятельности и учебных заданий.

Учитывая все перечисленные особенности организации самообразовательного процесса, можно решить проблемы формирования самообразовательной компетенции с целью достижения его высокого уровня. Он предполагает активно-положительное отношение личности к процессу обучения и самообучения. При этом учащийся признает значимость самообразования для саморазвития, стремится к постоянному самообучению с целью всестороннего развития и решения поставленной учебной задачи. Такой учащийся способен самостоятельно оценить качество усвоенных знаний и выбирает пути их усовершенствования, он имеет системные знания по предмету, выходящие за пределы программного материала, и творчески применяет приобретенные знания на практике.

Для этого уровня самообразования характерны сформированность умений самостоятельного поиска, обработки и применения информации.

Что касается интеллектуальных умений, они тоже имеют высокий уровень: все мыслительные операции осуществляются самостоятельно, а суждения основываются на четких критериях. Уровень самоорганизационных умений высок, поскольку учащийся умеет организовывать собственную деятельность самостоятельно: выбирать приемы работы и источники информации, распределять время и на конечном этапе своей работы осуществлять самоконтроль и коррекцию (объективно оценивать свои возможности и достижения; находить и исправлять свои ошибки и недостатки в учебной деятельности).

Выяснение сущности, структуры и функций самообразовательного процесса даёт возможность решить проблемы формирования самообразовательной компетенции как реально существующего дидактического процесса, имеющего конкретную цель, задачи, определённые этапы и положительный результат.


Список литературы

  • Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992; 2-е изд. , испр. и доп. М.

  • Лозовой В. А. Самообраание личности как социальная проблема и отрасль социологического знания; Курс лекций по социологии образования: учеб.пособие/ под. ред. В. И. Астаховой. – Х., 2003. – С. 312 – 336.

  • https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2008/10_sek_10/03_hutorskoj.pdf



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!