Просмотр содержимого документа
«Проблемы формирования технико-тактического арсенала в футболе»
Курс: Особенности тренировочной и соревновательной деятельности
Ходырев Евгений Николаевич
Эссе на тему:
«Проблемы формирования технико-тактического арсенала в футболе»
Санкт-Петербург
2021
Современный футбол с каждым годом предъявляет все большие требования к уровню технико-тактической подготовленности футболистов, что отражается на основных направлениях в развитии детско-юношеского спорта. Несмотря на успешное выступление сборной России на домашнем чемпионате мира, о стабильном росте результатов говорить еще очень рано. Доказательством тому служит полный провал наших команд в групповых стадиях европейских турниров 2019/2020 годов. Ощущается серьезный дефицит квалифицированных молодых футболистов, способных проявить себя на самом высоком уровне.
Одной из первых причин хочется назвать применяемую в нынешних реалиях систему обучения юных футболистов, подразумевающую под собой многократное повторение одних и тех же упражнений, в которых зачастую отсутствуют игровые задачи, в связи с чем, умения закрепляются только в самых простейших ситуациях. При таком подходе тренеры забывают о самом главном, о том, что футбол, прежде всего игра. Соответственно ведущими в построении учебно-тренировочного занятия должны быть игровые упражнения, посредством которых может быть осуществлен положительный перенос в соревновательную деятельность.
Второй причиной хотелось бы отметить неравномерное распределение времени выделяемого на игровые и неигровые средства в программах подготовки юных спортсменов, в связи чем, не разработана действенная программа для повышения технико-тактического оснащения, обеспечивающая эффективность соревновательной деятельности. Основной упор продолжает делаться на реализацию функциональной подготовленности футболистов в ущерб технико-тактическому компоненту. Игра предполагает комплексное развитие основных компонентов футбола, в отличие от однообразных механических упражнений, направленных на закрепления отдельного элемента. В процессе игровой деятельности футболист имеет возможность для развития оперативного мышления и ориентирования, что позволяет сканировать игру без потери контроля над мячом. Опыт, полученный футболистом в такой системе обучения, позволит ему максимально быстро и эффективно принять правильное решение в сложившейся обстановке на поле.
Присущий спортивным школам учебно-тренировочный процесс с жесткой организацией и регламентацией вряд ли оставляет большой простор для творчества, особенно при обучении технике. Помимо прочего, нацеленность на результат, желание достичь победы любой ценой продолжает играть с нами злую шутку. В результате мы получаем детей с крайне низким уровнем индивидуального мастерства, неспособных взять на себя игру. Самое интересное, что мы крайне туго перенимаем опыт лучших европейских держав, которые давно начали отдавать ситуативному игровому методу ведущее место в тренировочной подготовке.
Стандартизированные игроки с отсутствием вариативного тактического мышления, с низкой стереотипной технической оснащенностью и неспособностью к импровизации не имеют будущего в современном футболе. Техническую и тактическую подготовку необходимо рассматривать комплексно, поскольку оба вида подготовки тесно взаимосвязаны между собой и имеют равноценное значение. В процессе игры футболисту необходимо молниеносно оценивать сменяющуюся обстановку, быстро и эффективно реагировать действиями соотнося их с тактической обстановкой на поле, создавать наиболее выгодную ситуацию для себя и своих партнеров. Грамотное использование игровых упражнений может стать эффективнейшим средством комплексного воздействия на уровень физических характеристик, а также способствовать увеличению уровня индивидуальной технико-тактической оснащенности, вызывая при этом небывалый эмоциональный подъем.