СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы и противоречия воспитания в современной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичная лекция

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и противоречия воспитания в современной школе»

Проблемы и противоречия воспитания в современной школе.


Педагогическая теория, как известно, включает в себя не только теорию обучения, но и теорию воспитания. Сегодня под воспитанием понимается “деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства”. Правильное воспитание позволяет разрешать противоречия между учителем и учеником, между учителем и родителями, между самими учениками, совершенствуя отношения между ними.

С исторической точки зрения Россия совсем недавно отказалась от “социалистического пути развития” и выбрала новые ориентиры —демократию и рыночную экономику. Это привело как к важным позитивным переменам, так и к негативным явлениям, оказавшим отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, деформируются традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки.

На сегодняшний день, согласно материалам Аналитического центра Юрия Левады (Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады (АНО Левада-Центр) – российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные социологические исследования, большая часть которых публикуется на этом сайте. Центр также осуществляет исследования под заказ, применяя различные опросные методики. Левада-Центр является одной из крупнейших исследовательских компаний в стране), важнейшими, по мнению россиян, личностными качествами, которые следует воспитывать в детях, являются те, которые помогают удачно устраиваться в жизни и чувствовать себя уверенно в обществе.

Произошедшие в России изменения затронули и школу, которая является одним из социальных институтов современного общества, и все протекающие в нем процессы отражаются в ней как в зеркале. Резкая смена нравственных ориентиров, когда разрушено старое, а новое еще не сформировано, затрудняет организацию воспитательного процесса в школе. Воспитание у учеников стремления к “успеху”, к карьерному росту, вхождению в общество западного типа происходит за счет сокращения “духовной составляющей”, т.е. морали и нравственности. Моральное лицо подростка, а потом и взрослого человека зависит от того, как он воспитывался в годы детства. Пробелы в воспитании довольно быстро заполняются “воспитательным” влиянием улицы, средств массовой информации, разнообразных, не всегда позитивно ориентированных, организаций: группировок, сект и т. п. А ведь детский опыт отличается большой психологической устойчивостью.


  1. Одной из проблем современной школы в области воспитания можно назвать некоторое несоответствие заявленных целей возрасту учащихся. Например, в “Примерной основной образовательной программе начального общего образования”, говорится, что “основной целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, сознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации”. Здесь за основу взята характеристика современного национального воспитательного идеала. Многие учителя считают, что в 7–10 лет о “готовности к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию” говорить невозможно, так же, как и “осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны”. Такие формулировки могут породить противоречия при толковании и использовании данного федерального нормативного акта.


  1. Одним из важнейших вопросов воспитания является вопрос, «кто же на самом деле должен заниматься воспитанием детей – семья или школа?». Если рассматривать практику воспитания, то ни семья, ни школа не хотят в полной мере брать на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения, каждый институт перекладывает эту ответственность друг на друга.

Родители современных школьников — это молодые люди, выросшие в “перестроечные времена”, времена разрушения советской системы образования, социалистических нравственных ориентиров и ценностей, времена вседозволенности, когда учебники всех мастей, видов и вариантов бесконтрольно заполонили прилавки магазинов и школьные библиотеки, времена, когда формировалось “быстрое” богатство на фоне всеобщей бедности. Школа была практически устранена из воспитательного процесса, данная функция была официально переложена исключительно на семью, которой было весьма нелегко в “лихие” 90-е гг. В большинстве школ возникла проблема общения и сотрудничества педагога и родителя. Нередки случаи, когда родители остаются “глухи” к проблемам воспитания ребенка, не идут на контакт с педагогом, не откликаются, либо противоречиво относятся к рекомендациям и предложениям по улучшению социальной адаптации ребенка, повышению его успеваемости. Часто слова педагога воспринимаются как навязывание, вмешательство во внутренние дела семьи, не воспринимаются как равноправное сотрудничество.

В таких условиях многие семьи перестали выполнять возложенную на них функцию по воспитанию детей. В большинстве семей нет той духовной близости между детьми и родителями, которая бы обеспечила полноценность формирования личности ребенка. В связи с чем, воспитание в таких семьях отходит на второй план.

Все это является следствием нарушения парадигмы взаимоотношений между школой и семьей. Ее восстановление на новой основе потребует, очевидно, немалых усилий и времени.


  1. Проблемы в воспитании часто порождаются нежеланием учителя замечать то, как изменился школьник за последнее время, как быстро он меняется сейчас. То, что было интересно самому педагогу в его ученическом возрасте, сегодняшним учащимся интересно далеко не всегда. Подчас даже опытные педагоги переоценивают свой опыт, авторитетность своего мнения в новых условиях, воспитывая, что называется, “по-старинке”. С другой стороны, стремительно развивающиеся компьютерные технологии, электронные книги, суперсовременные мобильные телефоны — все это не всегда понятно и доступно сегодняшним учителям, не воспринимается ими как неотъемлемая часть жизни современного ученика. Возникает противоречие “движения по разным орбитам”, и педагогу не всегда понятно, как подступиться к воспитанию юного “компьютерного гения”, прогуливающего уроки, грубящего учителям. Это порождает регулярно повторяющиеся конфликты и подчас приводит к формализму в воспитании. Как результат — снижение эффективности воспитательного процесса. Также большинство педагогов по-прежнему считают, что именно в семье заложен тот потенциал по воспитанию, которого нет и не может быть у школы. Задача школы же заключается только в том, чтобы корректировать в ребенке то, что заложено родителями. В результате чего возникает дисбаланс между семейным и школьным воспитанием. О чем я уже говорила ранее. Большинство педагогов и вовсе считают, что воспитательный процесс в школе – это средство, направленное на повышение успеваемости и борьбы с правонарушениями.

Очевидно, что современному педагогу необходимо постоянное саморазвитие, движение вперед, повышение квалификации по многим направлениям, не ограничиваясь только своей областью преподаваемых знаний. Приобретенные теоретические знания следует активнее соединять с практическими. Таким образом, возникает проблема внедрения инноваций, реализации новых воспитательных идей, движения “в ногу с педагогическим временем”.


  1. Отсутствие единого подхода в вопросах воспитания. Несмотря на модернизацию процесса обучения, до сих пор сохраняется тенденция, когда каждый педагог предъявляет к учащимся свои требования. В связи с чем, воспитательное воздействие на учащихся низко. Педагоги не понимают, что для того чтобы воспитательный процесс был эффективен, необходимо действовать сообща, единым сплоченным коллективом.



  1. Отсутствие единых требований к дисциплине учащихся. Педагоги должны понимать, что к ребенку, начиная с дошкольной ступени образования необходимо применять конкретные дисциплинарные требования, которые должны быть четко сформулированы и понятны детям. В дальнейшем, при поступлении в школу данные дисциплинарные требования должны применяться уже педагогами, с соблюдением общей линии требования. Только в этом случае у ребенка можно воспитать верное представление о нормах поведения в обществе, которые он будет соблюдать с детства. Единство дисциплинарных требований так же способствует развитию силы характера, гражданской ответственности и самоконтроля.


  1. Отсутствие общепризнанной системы наказания. Под наказанием подразумеваются не физические наказания по отношению к ребенку, а система действенных мер. Например, это может быть замечание, обсуждение поступка перед коллективом или на педагогическом совете. Важным является соблюдение принципа уважения личности учащегося. Наказание является достаточно «тонким» процессом, в связи с чем, к разработке методов и средств наказания педагогам школы необходимо подходить ответственно.


  1. Отсутствие сплоченного коллектива учащихся. Особенно это касается больших школ. Учащиеся мало общаются между собой. Все школьники разделены на небольшие коллективы. Педагогам необходимо добиваться того, чтобы все ученики между собой общались. Достигается это путем организации общешкольных мероприятий, в которых будут задействованы все учащиеся. Положительное влияние оказывает и введение школьного самоуправления и общешкольных собраний, на которых учащиеся совместно будут решать разнообразные вопросы, касающиеся жизни школы и т.д. То есть необходимо создать своего рода «школьную семью».

Педагогический коллектив школы должен в полной мере осознавать значимость данных проблем и направить свою деятельность на их успешное решение.


В заключение хотелось бы отметить, что школа — важнейший социальный воспитательный институт, куда ребенок попадает совсем юным, а из школы выходит уже практически сложившейся личностью. Грамотное решение проблем воспитания школьника позволит избежать многих противоречий не только в школьной среде и во взрослой жизни молодого человека, но и в обществе. Поэтому на школе лежит особая ответственность за воспитание ребенка–подростка–молодого человека, чтобы, закончив школу, он был способен понимать свою национальную идентичность, осознавать себя личностью и гражданином, от чего в немалой степени будет зависеть состояние общества.

Я думаю, что проблемы современной школы постепенно найдут свое решение, если государство, родительская общественность и школа будут совместно работать над воспитанием достойных граждан нашей страны с четкими жизненными ориентирами, уважающих себя и других, любящих свою страну, свой народ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!