СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы подросткового суицида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемы подросткового суицида»


МКОУ «Днепровская СШ»













Проблемы подросткового суицида









Выполнила: ученица 9 класса

Роженкова Алёна



Руководитель: Роженкова Лариса Владимировна













с. Днепровское

2018 г.

Оглавление

1.Введение

3-5

2. Особенности суицидального поведения подростков

6-14

2.1 Причины проявления суицидального поведения

6-11

2.2 Личностные особенности детей младшего и подросткового возраста, способствующие возникновению суицидальных намерений

11-12

2.3 Суицидогенные факторы

12-13

2.4 Признаки суицидального поведения

13-14

3. Источники негативных переживаний подростка

15-18

3.1 Проблемы с родителями

15-16

3.2Несчастная любовь

16-17

3.3Проблемы взаимоотношения со сверстниками

17

3.4Проблемы в школе

17-18

4. Помощь при потенциальном суициде

19-20

5. Экспериментальная работа

21-22

6. Заключение

23

7. Литература

24

8. Приложения

25-33

  1. Анкета

25-27

  1. Результаты анкетирования

27-34

  1. Буклет «Подари себе жизнь»


  1. Памятка «Что происходит с людьми при использовании различных способов самоубийства»







1.Введение

Среди проблем, связанных с сохранением здоровья нации, пристальное внимание правительства и общественности в последние годы привлекает вопрос о подростковом суициде.

Статистика показывает, что в каждой данной стране, в каждую данную эпоху совершается определенное количество самоубийств и даже способы покончить с собою оказываются в строго точных численных соотношениях.

По данным государственной статистики России количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Больше всего самоубийств (60%) регистрируется весной и летом, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Элиот, «апрель - самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.

Около 2300 тысяч самоубийств было зафиксировано за 2017 год. Это только официальные данные, по другим источникам число смертей достигло 3000. Из них детский и подростковый суицид 720 человек, относящийся так же к группам смерти. В феврале «Центр интернет-технологий» провел исследование «хештеги групп смерти» в социальных проектах. Печальная статистика исследования показала, что предпринимаемые попытки социальных проектов уменьшить число подобных хештегов, не дала результатов, и число игроков возросло. С начала 2017 года найдены около 41601 возможных участников «групп смерти».

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их.

Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида среди подростков? И какую можно оказать первую помощь при потенциальном суициде?

Целью моей работы является выявление отношения подростков к проблеме суицида.

Задачи:

  • изучить литературу по проблеме;

  • определить наиболее распространенные причины подросткового суицида;

  • определить виды суицида;

  • выявить признаки суицидального риска;

Гипотеза: проблема суицида распространена в подростковый период.

Для доказательства гипотезы в практической части использован метод анкетирования, в связи, с чем был составлен опросник «Отношение к проблеме суицида».

Практическая ценность работы в том, что в ней раскрыты конкретные методы, формы и приемы работы с подростками в ситуациях потенциального суицида.

2. Особенности суицидального поведения подростков

2.1Причины проявления суицидального поведения


Суицид – это осознанный акт ухода из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека_смысл.

В подростковом возрасте суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п. суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»; суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета; средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

В подростковом возрасте суицидальное поведение встречается чаще, чем в других возрастных группах, что связано с рядом особенностей подросткового возраста:

- реальная значимость проблемы и реакция на неё подростка может быть несоизмерима (с точки зрения взрослых) до катастрофической величины;

- подростки стремятся эпатировать общество крайними действиями, которые могут привести к смертельному исходу, граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением весьма условна;

- привыкнув к опёке взрослых, дети нередко рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверены, что те не разрешат им довести её до конца;

- подростки не отдают себе отчёт в реальной трагичности последствий суицида (отсутствие жизненного опыта, ответственности, иллюзорность восприятия);

- если взрослые чаще всего совершают самоубийство на фоне депрессии, то подростки под влиянием социальных обстоятельств;

- подростки легко внушаемы, если им кажется, что среда подталкивает их к самоубийству, предлагает им этот способ решения жизненных проблем, они с облегчением на него решаются, считая, что ответственность с них как бы снята - это объясняет некоторые случаи групповых самоубийств;

- не оформлено представление о смерти (многие дети, которых удалось спасти, до конца не осознавали последствия своих действий и на самом деле не хотели умирать; более младшие из них думали, что умрут не навсегда, попугают маму с папой или того, кому хотели досадить, отомстить и проснуться).

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Детская статистика самоубийств по годам отметила увеличение суицидов из-за возникших смертельных игр в интернете. Популярные игры – «Синий кит» и «Тихий дом». По названиям ничего угрожающего нет, но подтекст совсем иной:

«Синий кит» – многие ученые придерживаются мнения, что эти млекопитающие осознанно выбрасываются на берег или на острые скалы, совершая самоубийство

«Тихий дом» – подразумевает гроб, где вечная тишина и спокойствие.

Группы смерти — это закрытые сообщества в социальных сетях, стать участником которых можно лишь при одобрении администраторов. Они тщательно изучают страницы потенциальных жертв, прежде чем одобрить заявку на вступление. Отпугнуть их и проигнорировать желание присоединиться к игре может всё что угодно: и возраст, и определённые фотографии, наличие определённых друзей и сообществ на странице рвущегося «поиграть» ребенка.

Если страница будет всё-таки одобрена, ребенку в личные сообщения пишет «куратор» — человек, который и будет давать игроку задания, которые необходимо выполнить в заранее установленный срок, а в доказательство сбросить фотографию исполненного куратору.

С другой стороны, самому вступать в группу необязательно. Подростков находят и сами кураторы. По хэштегам, чаще всего «#хочувигру».

После одобрения кандидатуры куратор начинает общение с жертвой, выясняет, откуда появился интерес к игре «Синий кит», и начинает потихоньку давать выполнять странные задания.

В ходе журналистских расследований, а также анализа показаний детей, участвовавших в игре, был составлен примерный список заданий, даваемых куратором:

  1. На руке лезвием вырезать f57.

  2. Проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео (которые давали кураторы).

  3. Порезать вдоль вен руку (не глубоко). Только три пореза.

  4. Нарисовать кита на листочке.

  5. Если ты готов стать китом — пишешь на ноге лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много порезов и так далее).

  6. Задание с шифром, как квест.

  7. Выцарапать f40.

  8. Написать в статусе #якит.

  9. Должен перебороть свой страх.

  10. Встать в 4.20 и пойти на крышу.

  11. Надо выцарапать на руке кита или нарисовать.

  12. Целый день смотреть страшные видео.

  13. Слушать музыку, которую они тебе присылают.

  14. Порезать губу.

  15. Тыкать руку иголкой.

  16. Сделать себе больно.

  17. Пойти на самую большую крышу и стоять на краю.

  18. Залезть на мост.

  19. Залезть на кран.

  20. Кураторы проверяют участника на его доверие им.

  21. По скайпу поговорить с «китом».

  22. Сидеть на краю крыши.

  23. Снова задания с шифром.

  24. Секретное задание.

  25. Встретиться с «китом».

  26. Тебе говорят дату смерти, и ты должен смириться.

  27. В 4.20 пойти на рельсы.

  28. Ни с кем не общаться.

  29. Дать клятву, что ты кит.

С 30-го по 49-й день игры каждый день просыпаешься, смотришь видео, слушаешь музыку и каждый день делаешь по новому порезу на руке, разговариваешь с куратором.

На 50-й день поступает задание совершить самоубийство.

Корреспондент «Комсомольской правды» Елена Рыжая с целью провести журналистское расследование создала фейковую страницу в социальной сети «ВКонтакте», прикинувшись подростком, и была поражена, выяснив, что тех, кто желает по своей воле выйти из игры, начинают запугивать убийством родных и близких.

Статистика самоубийств Синий кит указывает на их возрастание с каждым годом. Официально зафиксировано:

  • в 2014 – около 400 суицидов;

  • в 2015 – 504;

в 2016 – 720.

Кто именно инициатор и кому это выгодно пока не ясно. Все видео, снимающиеся участниками, ценности никакой не представляют. Кураторы, вербующие детей, оказались обычными неудачниками, которые ничего положительного не смогли добиться в жизни. Общение с ними показало, что те работали под чьим-то руководством. Настоящих создателей никто из них не знает.

Как показывает статистика детских самоубийств, если не остановить эти игры, то количество суицидов будет возрастать. Психологи советуют родителям, не смотря на занятость уделять детям больше внимания, не игнорировать их попытки поговорить.

Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности_человека:

- отгороженность от контактов, замкнутость;

- апатичность;

- сосредоточенность на себе;

- внешняя рассеянность;

- плохой аппетит, избирательность в пище;

- расстройства сна;

- жалобы на недомогание.


Психологические проявления:

- множественные страхи;

- отсутствие чувства защищённости;

- неуверенность;

- заниженная самооценка;

- негативизм в ситуациях, требующих от ребёнка выполнения непосильных или неприятных для него действий;

- нарушения отношений с окружающими.


2.2 Личностные особенности детей младшего и подросткового возраста, способствующие возникновению суицидальных намерений


Демонстративность. Стремление привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия, понимания (характерно для детей младшего возраста и подростков).

Аффективность. Эмоциональная доминирование над интеллектуальным контролем в оценке ситуации; крайний случай – блокада интеллекта (свойственно больше подросткам).

Уникальность. Восприятие своей личности как явления исключительного, недостаток умения использовать свой и чужой жизненный опыт (характерно для подростков, иногда для младших детей).

Несостоятельность. Преобладание в сознании личности собственной некомпетентности, ненужности, исключённости из мира (характерно для детей младшего возраста и подростков).

Максимализм. Преобладание в сознании личности ребёнка сверхзначимости потери и умаление ценности любого достижения; личность фиксируется только на неудачах и не может конструктивно планировать будущее (характерно для детей младшего возраста и подростков, чаще для подростков).

Психиатрические признаки. Идеи вины, чувство собственной ненужности, одиночества, агрессивность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость.

2.3 Суицидогенные факторы


    • Межличностные конфликты, нарушение межличностных отношений, неудачи во взаимоотношениях с представителями противоположного пола, предательство близкого человека, одиночество, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым героям, несчастная любовь.

    • Распад семьи, развод родителей, отсутствие сочувствия его переживаниям родных и близких людей, боязнь быть наказанным за проступок или прегрешение, действительная или мнимая утрата родительской любви, пьянство родителей, частые конфликты в семье, жестокое обращение, страх осуждения.

    • Конфликт с учителем.

    • Смерть близкого человека.

    • Физическое, моральное, сексуальное насилие, незаслуженное оскорбление, травли среды.

    • Конфликты самооценки, возвышенная романтичность (психотравма при соприкосновении с реальностью), «философская интоксикация», кризис утраты смысла жизни.

    • Физические уродства, сильные физические боли, связанные с болезнью.

    • Акцентуации характера (шизоидная, психастеническая, лабильная, сенситивная, истероидная).

    • Психические заболевания (неврозы, депрессия, тревога, мрачное настроение, психопатии, шизофрения).

    • Суицид в анамнезе, генетическая предрасположенность, родственник или знакомый человек, совершивший суицид;

    • Употребление алкоголя, наркотиков, токсическое отравление.

Условия воспитания и обучения и формирующиеся в их процессе психологические особенности личности определяют спектр значимых психотравмирующих ситуаций и стратегию поведения в условиях стресса.

Ортодоксальные установки в семье, школе, практика наказаний (жестоких, унизительных), отсутствие эмоциональных связей способствуют суициду ребёнка на высоте аффекта. Типичными для суицидов детского возраста являются реакции бегства, завершающиеся отравлением, повешением, выбрасыванием из окна, применением огнестрела, утоплением.

2.4 Признаки суицидального поведения


  • Словесные

Сообщения о чувстве беспомощности, безнадёжности. Слова о прощании с жизнью («последний раз сижу за этой партой»), шутки о желании умереть. Сообщения о конкретном плане или методе самоубийства. Слова благодарности. Медленная, вялотекущая, маловыразительная речь. Самообвинения, обвинения других людей.

  • Эмоциональные

Плач, всхлипывания, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова. Переживание горя, чувства вины, неудачи, поражения, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения, страхи. Выраженная растерянность, импульсивные действия.

  • Поведенческие

Внезапные немотивированные изменения в поведении, которые отделяют ребёнка от значимых для него людей или дел. Склонность к опрометчивым безрассудным поступкам, связанным с риском для жизни или здоровья. Склонность к применению алкоголя, наркотиков. Расставание с любимыми вещами (любил свою собаку – подарил, «Зачем она мне теперь?»). Недостаток сна, повышенная сонливость. Ухудшение, улучшение аппетита. Изменение отношения к внешнему виду: неряшливость, педантичность. Жалобы на физическое недомогание, упадок сил. Приведение в порядок всех дел.

  • Словесные заявления: «Ненавижу жизнь», «Они пожалеют, о том, что мне сделали», «Не могу больше этого выносить», «Я покончу с собой», «Никому я не нужен», «Это выше моих сил».

Поведение может меняться постепенно или внезапно.





3. Источники негативных переживаний подростка


Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную сферу для срыва у подростков. Исследования психологов, показали, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей.

3.1 Проблемы с родителями


Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?

Но верный ли это выход? Я думаю, что родителям необходимо чаще разговаривать со своими детьми, научиться понимать душу своего ребенка.

Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом, ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийств, выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или покинул семью.

Ошибки семейного воспитания


  1. Вольно или нет провоцировать в ребёнке чувство вины. «Ты меня огорчаешь своим поведением и оценками», «мы не поедем летом на море, потому что у тебя двойки». Капайте на мозги почаще, не упускайте случая, чтобы объяснить нам, как сильно мы (ваши дети) виноваты в вашем плохом настроении, сколько страданий доставили. Если бы не мы, всё было бы прекрасно, и только мы расстраиваем все планы. Т. о., вы воспитаете человека, который станет заниматься самоедством. Он взвалит всю вину за себя или протранслирует её обобщённо: «Я умру, а вы все останетесь виноватыми!».

  2. Жёстко контролировать поведение, распорядок дня, учёбу и, даже, настроение ребёнка. Нередко вы, родители, берете на себя ответственность за малейшие эмоциональные переживания своего ребёнка. «Он плачет или устал – значит, мы не создали ему комфортных условий». В результате вырастают дети, не умеющие отвечать за себя и последствия своих поступков. Чувство беспомощности при таком типе воспитания нередко становится причиной самоубийства.

  3. Относиться к ребёнку, как к своей последней игрушке. Это свойственно родителям, которые не доиграли в собственном детстве. «Зачем ему учиться – он ещё такой маленький? Зачем ему заниматься спортом – он такой слабый? Зато он такой славный!». Это приводит к тому, что дети не научаются предвосхищать и планировать события, ставить себе цели и идти к ним.

  4. Стараться объяснять все события в жизни ребёнка внешними причинами, игнорируя возможность самого человека быть хозяином своей судьбы и чувств. Подобное воспитание порождает зависимость эмоциональных состояний от внешней среды и полное неумение справляться с трудностями самостоятельно.

  5. Постоянно оберегать ребёнка от ошибок. В результате мотивация избегания станет доминировать у него над мотиваций достижения. Одни люди, как известно, стремятся достигнуть большего, а другие – боятся совершить ошибку. Страх ошибки приводит к потере перспективного взгляда на будущее и, как следствие, потере смысла жизни.

Таким образом, отметим, что случайных самоубийц не бывает. Над каждым в течение 10-15 лет упорно работает окружение (родители, родственники). Издержки воспитания не смертельный диагноз. Стоит вовремя заметить свои ошибки и изменить свою жизнь самостоятельно или с помощью психолога.

3.2 Несчастная любовь


Надписи на партах «Саша + Маша = Любовь», ситуация «я его люблю, а он меня нет». Нередкие проявления неразделенной любви в подростковом возрасте. У подростков нет еще опыта взрослых, что все проходит, «один бросил, десять подберут». Нет и каких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после серьезной эмоциональной встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег. Какое все это может иметь значение, когда потерян самый близкий человек? Первый человек, который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен.

Здесь важно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого. Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его предательство

3.3Проблемы взаимоотношения со сверстниками

Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

3.4 Проблемы в школе


Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе. В наших школах, в отличие от японских, где перед каждой экзаменационной сессией происходят десятки самоубийств школьников, эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийств, но приводят к повышению уровня школьной тревожности, понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки.



4. Помощь при потенциальном суициде


Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.

Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована. Поэтому важнейшим принципом первой помощи при суицидальной опасности является требования к консультанту – добровольцу или профессионалу – задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы. Это действительно важно: проявлять интерес, но не оценивать, не осуждать и не пытаться переубедить собеседника.

Это те «сильные стороны» человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодолеть кризис с позитивным балансом.

Внутренние ресурсы:

  • Инстинкт самосохранения;

  • Интеллект;

  • Социальный опыт;

  • Коммуникативный потенциал;

  • Позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

  • Поддержка семьи;

  • Стабильная работа;

  • Приверженность религии;

  • Устойчивое материальное положение;

  • Медицинская помощь;

  • Индивидуальная психотерапевтическая программа



Что надо делать?

        • Отнеситесь серьёзно ко всем угрозам. Пусть специалист решает, насколько они серьёзны.

        • Говорите открыто, прямо.

        • Дайте своему собеседнику почувствовать, что вам не всё равно.

        • Слушайте с чувством искренности, понимания.

        • Отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – это неэффективное решение всех проблем.

        • Прибегните к помощи авторитетных людей.

        • Заключите соглашение о несовершении самоубийства.

        • Подумайте, кто может помочь подростку.

        • Пригласите психотерапевта, который может вывести ребёнка из кризисного состояния, доставьте ребёнка в психоневрологический центр или больницу.

        • Останьтесь с подростком; если вам нужно уйти, оставьте его на попечение другого взрослого.

        • Поговорите с кем-нибудь о ваших опасениях.

        • Если вы не знаете, что делать, обратитесь к школьному психологу или в специальную службу психологической помощи.

Необходимо учить подростков:

- сосредотачивать своё внимание на хорошем;

- благосклонно принимать любезные, приятные слова;

- стараться иметь о себе положительное мнение;

- заботиться о себе с помощью физических упражнений и рационального питания;

- помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить о помощи;

- справляться со стрессом.

5.Экспериментальная работа

Гипотеза:

1. Мысли о суициде возникают в подростковый период.

2. Выявить наиболее распространенные причиныы суицида в подростковом возрасте.

Цель исследования: доказать гипотезу на практике.

Задачи исследования: сравнить отношение к проблеме суицида учащихся разных возрастных групп, выявить основные причины суицида в разных возрастных группах.

Объект изучения: подростки.

Предмет изучения: отношение к проблеме суицида.

Эксперимент проводится на учащихся 5-11 классов. Эти параллели были выбраны по принципу разных возрастных групп: младший подростковый возраст, подростковый и ранний юношеский возраст.

В эксперименте приняли участие 52 человека.

В группе младших подростков (5-7 классы) – 21 человек, в подростковой группе (8 -11 класс) – 21 человек, и взрослые (учителя) – 10 человек.

Для доказательства гипотезы был использован опросник «Отношение к проблеме суицида» (Приложение № 1)

В результате анкетирования были получены следующие данные (Пприложение №2).

Основные причины подросткового суицида

Причины суицида

5-7 класс

8-11 класс

Учителя

1

проблемы в семье

5

13

9

2

проблемы в школе

4

11

5

3

неудачная любовь

9

10

10

4

религиозные взгляды


1

4

5

депрессия

8

6

6

6

душевная травма

4

15

5

7

смерть близких

7

9

5

8

затрудняюсь ответить

5

2



В результате проведенного диагностического исследования и сравнительного анализа полученных данных выяснилось, что на первом месте по значимости в 5-7 классах являются неудачная любовь и депрессия.

В 8-11 классах – на первом месте душевная травма, на втором – проблемы в семье, на третьем – проблемы в школе.

Подводя итоги анализа, следует отметить, что наиболее распространенной причиной суицида в подростковом возрасте является неудачная любовь, проблемы в школе/семье и депрессия.

  1. Заключение

Судя по ответам, каждый сталкивался с проблемой суицида. Кто-то просто слышал от знакомых, кто-то видел по телевидению, кто-то, может быть, сталкивался лично. Но, так или иначе, у каждого из них сложилось свое собственное мнение об этом явлении. И не важно, где они живут, где учатся ребята, о суициде они знают. Это говорит о том, что проблема подросткового самоубийства существует и она достаточно актуальна и сегодня. Мы можем услышать самые разные мнения на этот счет: многие осуждают людей, склонных к суициду, многие считают их больными людьми, которые нуждаются в серьезном лечении, кто-то просто не обращает на них никакого внимания. И последнее очень пугает! Мне кажется, что проблему суицида нельзя просто игнорировать, нужно разобраться в этом явлении и попытаться понять этих людей. Ведь неважно, пытается подросток осознано уйти из жизни или просто хочет привлечь к себе внимание, это, на мой взгляд, не главный вопрос, который взрослые должны задавать, главный вопрос - почему он этого хочет?! Когда мы ответим на этот вопрос, мы сможем помочь подросткам, да и не только им, справиться с желанием добровольно уйти из жизни.
Самоубийство – чисто человеческий, сознательный поведенческий акт, значит, не будет преувеличением сказать, что оно является своеобразной «платой» за разум, индивидуальность, за свободу воли и выбора. Тем не менее, это не значит, что мы не должны стремиться максимально снизить число самоубийств, а для этого необходимо углубленное изучение феномена самоубийства во всех его аспектах.

Поставленная цель (выявление отношения подростков к проблеме суицида) в ходе работы над проектом выполнена, задачи - решены.

7. Литература

1. http://vawilon.ru/statistika-samoubijstv/#i-3

2.https://aae.su/statistika-suitsida-2017-po-stranam.html
3. http://trinixy.ru/129788-detskie-samoubiystva-i-tainstvennye-gruppy-smerti-vo-vkontakte-31-foto-tekst.html
4.http://studbooks.net/905500/psihologiya/analiz_statisticheskih_dannyh_suitsida_sredi_podrostkov

5.http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1280
6.http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiij-slovar/parasuitzid/233317

7. http://www.narcohelp.com/articles/vidy-suitsidalnogo-povedeniya/


8.Приложения

Приложение 1

  1. Знаком(-а) ли ты с такой проблемой, как самоубийство?

  1. да, о самоубийствах постоянно упоминается по ТВ, в прессе, Интернете

  2. немного слышал(-а) об этой проблеме

  3. нет, никогда не сталкивался(-ась)

  4. затрудняюсь ответить

  1. По твоему мнению, самоубийство – это…?

  1. естественный отбор

  2. психическое расстройство

  3. последствие политических, экономических и социальных кризисов

  4. затрудняюсь ответить

  1. Обсуждаешь ли ты в разговорах с друзьями, родителями или учителями проблему самоубийства?

  1. да, обсуждаю с ними эту проблему

  2. самоубийство я обсуждаю только с взрослыми

  3. самоубийство я обсуждаю только со сверстниками

  4. нет, я никогда не обсуждал(-а) эту проблему

  5. затрудняюсь ответить

  1. Какие чувства вызывает у тебя самоубийство?

  1. абсолютное равнодушие

  2. непонимание, недоумение

  3. презрение

  4. интерес

  5. навевает ужас

  6. затрудняюсь ответить

  1. Суицид (самоубийство) - это спонтанное или обдуманное решение?

  1. спонтанное

  2. обдуманное

  3. затрудняюсь ответить

  1. Как ты считаешь, имеет ли право человек распоряжаться собственной жизнью?

  1. Да

  2. нет

  3. Затрудняюсь ответить

  1. Согласен(-а) ли ты с тем, что иногда самоубийство это единственный выход из ситуации?

  1. да, согласен(-сна)

  2. нет, всегда есть другой выход

  3. затрудняюсь ответить

  1. Как ты считаешь, оказывает ли влияние распространение информации о фактах самоубийства в СМИ, художественной литературе на масштаб самоубийств в молодежной среде?

  1. да

  2. нет

  3. затрудняюсь ответить

  1. Каково твоё отношение к самоубийцам?

  1. смелый, отважный человек

  2. обычный человек, как и все

  3. трусливый, слабый человек

  4. затрудняюсь ответить

  1. Сталкивался ли ты с попытками суицида в своей жизни?

  1. да, предпринимал(-а) сам(-а)

  2. попытки совершали мои близкие

  3. нет, не сталкивался(-лась)

  4. затрудняюсь ответить

  1. Посещают ли тебя когда-нибудь мысли о суициде?

  1. часто

  2. иногда посещают подобные мысли, но я их сразу отгоняю

  3. никогда

  4. затрудняюсь ответить

  1. Считаешь ли ты нормой мысли о суициде?

  1. да

  2. нет

  3. затрудняюсь ответить

  1. Какие причины наталкивают молодёжь на мысли о самоубийстве?

  1. проблемы в семье

  2. проблемы в школе/институте

  3. неудачная любовь

  4. религиозные взгляды

  5. депрессия

  6. душевная травма

  7. смерть близких

  8. затрудняюсь ответить

  1. Как ты думаешь, что может удержать человека от самоубийства?

  1. страх боли

  2. страх смерти

  3. голос разума

  4. любовь к близким

  5. затрудняюсь ответить

  1. Что помогает тебе переживать трудные жизненные ситуации?

  1. алкоголь

  2. наркотические вещества

  3. сигареты

  4. общение с родителями

  5. общение с друзьями

  6. одиночество

  7. психолог

  8. затрудняюсь ответить

  1. Часто ли ты конфликтуешь с родителями?

  1. никогда, у меня полное взаимопонимание с родителями

  2. случается

  3. регулярно, мои родители меня совсем не понимают

  4. затрудняюсь ответить

  1. Случаются ли у тебя ссоры с друзьями?

  1. никогда

  2. время от времени

  3. регулярно

  4. затрудняюсь ответить

  1. Допускаешь ли ты конфликты с учителями?

  1. не допускаю

  2. случается, но редко

  3. постоянно

  4. затрудняюсь ответить

  1. Кто может оказать помощь человеку, стоящему на грани суицида?

  1. психолог

  2. друзья

  3. родные

  4. затрудняюсь ответить


Приложение 2

В результате сравнительного анализа данных анкетирования разных возрастных групп выяснилось, что о проблеме суицида знают.

Большинство учащихся считают, что самоубийство – психическое расстройство.

На вопрос: обсуждаете ли Вы в разговорах с друзьями, родителями или учителями проблему самоубийства большинство учащихся ответили «нет».

У большинства учащихся самоубийство выражает недумение и ужас.

Для некоторых отвечающих суицид это как спотанное, так и обдуманное решение, но большинство учащихся 5-7 классов затруднялись ответить.

Большинство отвечающих считают, что человек вправе распоряжатся собственной жизнью.



На вопрос: Согласны ли Вы с тем, что иногда самоубийство это единственный выход из ситуации большенство отвечающих не были согласны с этим.

Большинство отвечающих согласны с тем, что распространение информации о фактах самоубийства оказывает на масштаб самоубийств в молодёжной среде, при этом большенство учащихся 5-7 классов затруднялись ответить.



Многие отвечающие относятся к самоубицам как к обычному, так и к слабому человеку.

Большинство отвечающих не сталкивались с попытками суицида в своей жизни.

Многим отвечающим никогда не посещали мысли о суициде.


Большинство отвечающих не считают нормой мысли о суициде.

По мнению отвечающих молодёжь наталкивают на мысли о самоубийстве – проблемы в семье/школе, неудачная любовь и душевная травма.


Для многих любовь к близким это то, что может удержать человека от самоубийства.

Большинству отвечающим помогает переживать трудные жизненные ситуации – общение с близкими и с друзьями.

На вопрос: Часто ли ты конфликтуете с родителями, большинство учащихся ответили, что конфликты случаются, но редко.

Большее количество учащихся ответили, что ссоры с друзьями происходят время от времени.

Большинство учащихся не допускают конфликтов с учителями.

По мнению большинства отвечающих человеку, стоящему на грани суицида может оказать помощь родные.

39



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!