Проблемы, с которыми сталкиваются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального самоопределения
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос реализации лиц с ОВЗ своего права на профессиональную ориентацию, которая для них имеет большее значение, чем для лиц без ограничений здоровья. Ведь, как уже указывалось выше, у многих лиц с ОВЗ наблюдается меньшая информированность о профессиях, но самое главное - цена ошибки при профессиональном самоопределении выше, ведь переучиваться им будет существенно сложнее. И здесь важно, чтобы такие ребята чувствовали себя полноправными членами общества и имели такие же возможности учиться, сдавать экзамены и определяться на своем профессиональном пути, как и их здоровые сверстники. Важно также отметить, что большинство детей и подростков с ОВЗ, имеющих возможность выполнять какую-либо социально значимую деятельность на профессиональном уровне, не всегда имеют представления о сферах доступной для них деятельности, либо не адекватно оценивают свои возможности при выборе деятельности, либо вообще не хотят что-либо делать, занимая иждивенческую позицию.
Основными проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
психологическая несамостоятельность;
затруднение процесса социализации;
социально-психологическая ограниченность, непродуктивные контакты с окружающими;
деформация психологической сферы, которая тотально препятствует эффективному социальному функционированию и софункционированию с другими на фоне «вымывания» потенциально позитивного;
пониженная самооценка;
критический уровень качества жизни.
В связи с этим трудности формирования профессионального самоопределения могут возникать у них не только в силу объективных обстоятельств, обусловленных наличием ограничений здоровья, но и по ряду субъективных факторов: отсутствия ясных жизненных перспектив и четких профессиональных планов; неадекватной самооценки и недостаточно сформированной способности оценивать свои личностные, профессиональные качества, способности и возможности; неготовности к преодолению трудностей, возникающих в сфере межличностных отношений и т.д.
Итак, профессиональное самоопределение личности является составной частью общего процесса самоопределения и характеризует личностную, профессиональную и социальную зрелость личности. Профессиональное самоопределение определяется как Я-концепция человека, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социокультурных условиях.
Проблема формирования профессионального самоопределения личности является одной из важнейших научно-практических проблем, поскольку она встает на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста. Многие выпускники школы выбирают профессию случайно, оказываясь не в состоянии сколько-нибудь мотивированно обосновать свой выбор. Но даже мотивированный выбор своей будущей профессии не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения.
Необходимым условием в формировании профессионального самоопределения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является их желание получать помощь в разрешении вопросов, которые обусловлены именно психологическими причинами и готовностью принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной чертой подростков с ограниченными возможностями здоровья, в ходе работы по профориентации необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.
Можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкиваются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального самоопределения:
дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья не всегда знают свои возможности и ограничения, зачастую, неадекватно себя оценивая;
из-за ограниченности в познании окружающего мира зачастую у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности, о профессиях и их требованиях к сотруднику;
дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья не всегда имеют достаточной информации о возможностях профессиональной подготовки в своем регионе, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях на региональном уровне;
профессиональная ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство подростков с ограниченными возможностями здоровья из-за высокой конкуренции на рынке труда;
дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья не имеют возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании профессионального самоопределения и выбора будущей профессии;
составление профессиональных планов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
дети и подростки с ОВЗ социально плохо адаптированы, у них не всегда сформированы необходимые социальные навыки;
уровень активности снижена у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: они проявляют инфантильность и имеют иждивенческую позицию по отношению к обществу;
у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья часто не сформирована готовность к труду и трудовая установка.