СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы снижения двигательной активности детей и подростков школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы снижения двигательной активности детей и подростков школьного возраста

Просмотр содержимого документа
«Проблемы снижения двигательной активности детей и подростков школьного возраста»

Проблемы снижения двигательной активности детей и подростков школьного возраста

Всем хорошо знакомо состояние, которое испытывает человек при многочасовой поездке в автобусе, при длинном перелете в самолете, на затянувшемся спектакле. Даже подобное положение, которое он занимает в мягком кресле, становится источником неприятных ощущений. Импульсы, идущие от длительно находящихся в одном и том же положении суставов мышц опущенных ног, в которых резко замедлился ток крови, то сдавленной грудной клетке, приводят к появлению неодолимого желания подвигаться или сменить занимаемое положение [2, с. 105].

Исследование гигиенистов свидетельствует, что 82-85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная активность (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Школьником не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой, или учебным столом, за компьютером. Малоподвижное положение, отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно – сосудистой системы и дыхательной системы.

При длительном сидении, дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание; ослабляется память; нарушаются координационные движения; увеличивается время мысленных операций. Отрицательные последствия гипокинезии проявляются также сопротивляемости молодого организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанно с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У мало подвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, таким образом, развивается плохая осанка, образуется сутулость и т.п. В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения, влияние ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Ученые установили, что 6-7 летние дети, уже приняты в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведение.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное влияние, возникающее у школьников при продолжительном и напряженном умственном труде – это активный отдых от школы и организованной физической деятельности. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Под влиянием мышечной деятельности приходит гармоническое развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. В высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как подвижность и уравновешивание нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать и думать. Если взглянуть на думающего школьника видно, как собрана вся мускулатура его рук, лица, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активируют деятельность мозга.

Двигательной активностью в гигиене называют сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Длительная активность детей и подростков условно делится на три части, выполняемая:

- в процессе физического воспитания и во время обучения;

- в процессе общественно полезной трудовой деятельности;

- в свободное время.

Эти составляющие дополняют друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастов – половых групп. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьника существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма.

Основными причинами «гипокинезии» у школьников является:

- ограничения двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;

- отсутствие систематичных и достаточных занятий физическими упражнениями;

- хронические заболевания и дефект развития, ограничивающие двигательную активность.


Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников


Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические нагрузки. Поэтому правильно спланированное занятие, дозирование по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и напротив, ранняя специализация, достижения результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие. У детей младшего возраста (7-11 лет) еще недостаточная костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривление позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения [10, с. 46].

Крупные мышцы развиваются быстрее малых, от чего дети затрудняются выполнять мелкие точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда – недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. Нужен правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе гимнастика до занятий, уроки физической культуры, физкультминутки между уроками и т.п. В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому больше физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замедление роста, особенно если школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и др.

Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движения. Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам восстановления. В старшем школьном возрасте (17-18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину.

Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений. На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает длительная активность, питание, а также закаливающие процедуры.


Библиографический список


  1. Апанасенко Г.В. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 2012 г. – с.45;

  2. Аухадеев Э.И. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах. – М.: Высшая школа, 2011 г. – с.37-38;

  3. Булич Э.Г. Физическое воспитание в СНГ. – М.: Высшая школа, 2013 г. – с.31, 33;

  4. Басов А.В. Образ жизни и наше здоровье. – Ярославль, 2012 г. – с.37;

  5. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: Академа, 2013 г. – с.12, 14;

  6. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М., 2012 г. – с.52;

  7. Головин В.А. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа, 2012 г. – с.391;

  8. Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: Владос, 2012 г. – с.200;

  9. Дубровский В.И. Лечебная физкультура. – М., 2011 г. – с.400;

  10. Дембо А.Г. Практические занятия по врачебному контролю. – М.: Физическая культура и спорт, 2012 г. – с.34, 37;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!