ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУКАХ (ИСТОРИЯ, ПРАВОВЕДЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ) И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет ».
Уильям Артур Уорд
«Вопрос-это форма мышления, способствующая переходу от незнания к знанию»
Общество поставило
задачи перед
образованием:
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ:
СВОБОДНОЙ
ОБРАЗОВАННОЙ
СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ
«Увидеть и понять проблему – наполовину решить ее,
если же не видишь проблему,
это значит, что она в тебе самом»
Столкнулись с проблемами:
Ограниченные возможности
использования знаний по
социальным наукам в жизни;
Использование старой
методики
преподавания;
Возникает конфликт между:
Целями учения
И стилем преподавания
От ученика
требуется:
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
ТВОРЧЕСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛНУЮТ ВАС?
1. …
2. …
3. …
ВСПОМНИМ ТО, ЧТО ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ (актуализация)
Составим план решения проблемы: КАК ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТ?
?
Под результат нужно корректировать отдельные элементы или всю образовательную систему?
На какие вопросы должна отвечать любая образовательная система?
1. ЗАЧЕМ учить? (Цель)
2. ЧЕМУ учить? (Содержание)
3. КАК учить? (Технологии, методики)
+ КТО будет учить? (Люди)
Новые ЦЕЛИ изучения социальных наук – линии развития личности
1-2) Объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
3) Видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
4) Оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей
5) Опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию , взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор
Новые цели требуют новых средств: продуктивные задания вместо пересказа
Задания на развития мышления
Традиционные задания
Расскажите об устройстве
Докажите, что жители долины Нила
Египетского государства и
создали государство.
(История, 6 класс)
занятиях его жителей
Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Амира Темура.
За какие действия ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История Узбекистана, 7 класс)
Назовите прогрессивные
силы, участвующие в
походах А. Темура
ПРАКТИКУМ
Каждое задание, которое мы даем ученикам, должно приближать конечную цель – выращивать функционально грамотную личность!
Каждое задание связать с линией развития – постоянно работаем на конечную цель!
С оставивь донесение посла Испании Амиру Темуру, в котором выдели основные задачи, стоявшие перед государством Амира Темура, на западе и востоке. К ак ты можешь оценить призывы с точки зрения гражданина современного Узбекистана; с точки зрения жителя государства Амира Темура?
К акие личностные качества известных и простых людей проявились в разных походах Амира Темура? П редставь, что через 10 лет после походов встретились участники тех походов. Опиши их разговор, в котором каждый расскажет о том, как он увидел поход и как он относится к этому событии.
1–2-я линии развития
«Картина мира»
5-я линия развития
«Гражданское самоопределение»
4-я линия развития
«Нравственное самоопределение»
3-я линия развития
«Историческое мышление»
Педагогические технологии
Активные нормы обучения
Школьник
Внутренняя свобода
Подготовка к жизни
Ученик учит самого себя
КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ?
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНИКА
свобода выбора
открытость
активность
обратная связь
идеальность
Для решения актуальных проблем по истории, правоведению, воспитанию можно использовать следующие образовательные технологии:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ;
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С КАРТОЙ И ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ;
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Проекты учеников
Ислам и храм Кааба
Рыцарский замок
Что такое минарет
принцип МИНИМАКС
Зачем нужен уровень МАКСИ?
Учиться находить
нужную информацию –
«иголку в стоге сена»
Пытаясь выполнить
задания на уровне
МАКСИ, ученик
начинает «попадать»
в свою зону
ближайшего развития
Каждый может найти
в теме то, что
интересует лично
его, – индивидуальная
образовательная
траектория
МАКСИ
МИНИ
Дополнительный материал
Традиционный учебник
В основном тексте, помимо обязательного минимума, представлена избыточная информация, способная заинтересовать разные группы учащихся.
Широкий перечень заданий с возможностью выбора их характера и уровня сложности.
Тексты и задания разделены на общеобязательные и «для любознательных», «повышенной сложности»
ПРЕДОСТЕРЕГАЕМ ОТ ОШИБКИ!!!
Не всё, что есть в учебнике, нужно запомнить или выполнить!
Перед уроком необходимо отобрать главное – обязательный минимум! (ХРОНОГРАФЫ ГЛАВ)
Технология формирования правильного типа читательской деятельности на всех предметах общественных наук
– осмысление названия, фамилии автора, иллюстраций
– просмотровое чтение
Результат:
Предвосхищение чтения
2) Во время чтения текста
– изучающее чтение
– «диалог с автором»
. Результат: интерпретация текста
3 ) После чтения текста – рефлексивное чтение. Результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
ПРИЕМ «МНЕМОНИКА»
Саманиды
Аппарат управления (диваны);
Должность «Салар»;
Хорасан и Мавераннахр;
Исмаил Самани;
Самарканд и Бухара;
875г.
999г.
Создание сильного войска;
Беруни, Термизи, Ибн Сино;
Набеги на Шаш и Хорезм;
Должность «Салар»
ПРИЕМ «МНЕМОНИКА»
Караханиды
Ягма, карлуки;
Мавераннахр и Фергана;
Ануш Тегин ;
Баграхан;
Кашгар, Баласагун, Узген;
927г.
1212г.
Даргах и визирь;
Потеря дехканами привилегий;
Возникновение староузбекского литературного языка;
Ануш Тегин
МЕТОД «ПОПС»
Суть каждого элемента
Ключевые слова
П - позиция
«Я считаю, что…»
О - объяснение
«мне кажется, что…»
«Потому что…»
П - пример
«Я думаю, что…»
«Я могу доказать это на примере…»
С - следствие
«На мой взгляд…»
«Например…»
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»
«Поэтому мои выводы таковы…»
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
ГОСУДАРСТВО
ДАР
УДАР
СУД
ГОСУДАРЬ
одаряет,
защищает
судит
наказывает
властвует,
завоевывает
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС И ВЫВОД
«Государства и правители властвуют, судят, наказывают, объединяют и защищают жителей своей страны».
Тема урока: «Свобода в деятельности человека»
Стадия размышления ( рефлексия). На этой стадии урока можно предложить классу задание: « Впишите в соответствующую колонку таблицы понятия: ответственность, независимость от чужой воли, возможность реализовать любое желание, строгое соблюдение законов, уважение прав других людей, совесть, взаимопонимание, сила воли, способность к самоограничению».
Понятия связанные со «свободой»
Понятия не связанные со « свободой»
Технология делиберации (DID)
- развивает навыки общения
- создает возможности выражать свои мысли
- формирует гражданскую позицию у школьников
- формирует умение вести конструктивный диалог
DID – Deliberating in a Democracy – технология взаимодействия учащихся
Цель DID – усвоение знаний учащихся о демократическом обществе
Развивает критическое мышление
DID
Развивает коммуникативную культуру
Формирует исследовательские навыки
Позволяет приобрести социальный опыт
- Способность преодолевать конфликт
- Принимать решения
- Понимать реалии жизни
- Брать на себя ответственность
Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье» В.А.Сухомлинский