СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы взаимоотношений детей и родителей (по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: показать, как решаются проблемы между родителями и детьми; обучать частичному анализу произведения через исследование текста; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать уважение к родителям и интерес к литературе.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы взаимоотношений детей и родителей (по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе")»

6 класс Урок литературы

Тема «Проблемы взаимоотношений детей и родителей»

( по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Цели

1) Образовательная: создать условия для осмысления повести

В.Г. Короленко «В дурном обществе», понимания тех изменений, которые происходят в сознании главного героя под влиянием жизненных обстоятельств; обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста; показать, как решаются в повести проблемы детей и родителей;

2) развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;

3) воспитательная: воспитывать уважение к родителям, совершенствовать коммуникативную компетентность, прививать интерес к литературе.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок- диалог

Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации, раздаточный материал для работы в парах, учебник литературы

Ничто не вызывает у ребёнка такого раздражения и

недовольства, как то, что его наказывают за незнание

как за проступок. Кто наказывает невиноватость, тот

утрачивает любовь.

И.Пестолоцци

Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, чем

холодный камень.

Тыбурций

В семейной жизни самый важный винт — это любовь.

Чехов А. П.


Ход урока

І. Организационный этап

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Вступительное слово

Мы знакомимся с творчеством В.Г.Короленко, которого многие современники называли «совестью эпохи». Как вы считаете почему?

(Рискуя собственным благополучием, он открыто говорил о беззакониях и несправедливости властей, вступался за тех, кто нуждался в защите).

Поэтому неудивительно, что в повести «В дурном обществе» он пишет о несчастных и обездоленных. Проверим, внимательные ли мы читатели.




- 1 -

Проверь себя. Отметьте номера правильных предложений.

  1. (+) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

  2. (–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

  3. (+) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

  4. (–) Вася и Валек впервые встретились в роще.

  5. (–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

  6. (+) Маруся очень отличалась от Сони.

  7. (+) Валек первым объяснил Васе, что его отец - хороший человек.

  8. (–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее

  9. (+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

  10. (+) Маруся заболела осенью.

  11. (–)Вася тайком взял куклу у Сони.

  12. (+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.


ІІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.


- Как вы думаете, что нужно человеку для счастья? (Любовь, семья, друзья)

- Какими должны быть отношения между детьми и родителями в семье?

Наверное, вы все согласитесь с тем, что какие бы беды, неприятности и неудачи с вами не случились, вы всегда уверены, что преодолеть их помогут близкие, самые дорогие люди – родители, которые всегда поймут, поддержат, помогут...

- Почему же такими холодными были отношения Васи с отцом? Почему каждый из них чувствовал себя чужим в семье? Каковы взаимоотношения Тыбурция со своими детьми? Давайте попробуем ответить на эти вопросы, опираясь на знание текста повести.


ІV. Работа над темой урока

1. Беседа

1) Как сложились отношения между отцом и сыном после смерти матери?

Как каждый переживал эту потерю?

(Холод в семье. Отец отдался своему горю, забыв о сыне, о том, что ребёнку ещё труднее, т.к. ему только 6 лет. Порой он ласкал дочь, в которой видел черты умершей. «Я же рос, как дикое деревце в поле», наталкиваясь на угрюмое отчуждение и печаль отца. )

Какое художественное средство использовал автор, описывая жизнь мальчика? (сравнение)

2) Что потерял и что приобрёл мальчик в таких условиях? (Никто не окружал заботой, но и не стеснял свободы. Но это была вынужденная свобода. Всё чаще он сбегал из дому)



- 2 -

3) Что думали друг о друге Вася и его отец?

(Мальчик бесцельно слонялся по улицам города или любовался красотой природы. Нередко его видели в компании, не подходящей для сына судьи. Его стали называть «бродягой» или

«негодным мальчишкой». Слухи о его «дурных наклонностях» дошли до отца, и он попытался заняться его воспитанием.

Васе же не хватало матери и любви отца. Отец и сын всё больше отдалялись друг от друга. Для ребёнка стали утешением игры с сестрёнкой и блуждания по окрестностям. «А меня отец не любит. Он никогда не целовал меня. Он нехороший» )


Физкультминутка

1) Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

2)- А теперь все тихо встали…

- А сейчас мы в лес пойдём…

- А теперь все тихо стали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.


4) Каким же был Вася на самом деле? (Вася вырос в благополучной, приличной, обеспеченной семье. Ему не приходилось всерьёз сталкиваться с жизнью. Повортными моментами в жизни становятся для него смерть матери и уход на улицу. Он делает личные открытия и духовно созревает в личность. Встретившись с Валеком и Марусей, он делает открытия для себя: * дети могут жить без дома; * могут воровать; они нищие; * серый камень высосал из Маруси жизнь. Вообще, весь образ жизни детей – открытие. Он становится другом детям, живущим в подземелье)

5) Что нового о своём отце узнал Вася из разговора с новым другом? Как эти сведения повлияли на его отношение к отцу?

(Тыбурций говорил, что судья – самый лучший человек в городе. Он заступается за бедных, неподкупен. Осудил одного графа, а старой Иванихе с костылём, которая пришла к нему, велел стул принести. Валек заставил Васю взглянуть на отца с новой стороны. Слова затронули сыновнюю гордость, любовь к отцу. )

6) Расскажите об отношениях Валека и Тыбурция.

(Валек уверен, что Тыбурций его любит, потому что заботится, иногда целует и плачет. Чтобы накормить голодных детей, он ворует)

7) Чем притягивала Васю их семья? («Воровать - плохо, но он нашёл в подземелье то, в чём нуждался, - внимание к себе. Здесь его не упрекали в испорченности. «В моей груди какая-то жгучая любовь к тем, кто меня пригрел там, в старой часовне», «тут я был нужен» )

8) Почему Вася чувствовал себя в подземелье лучше, чем дома?

(В холодном, сыром подземелье было теплее, он отогревался здесь душой)

- 3 -


2. Выразительное чтение сцены разговора отца и сына

(гл.8 «Кукла»)


3.Обобщающая беседа

1) Что переживали отец и сын перед началом беседы? (Вася томится тяжёлым предчувствием. Лицо отца показалось ему страшным)


2) Проследите за душевным состоянием героев во время разговора. Сделайте выводы. (Отец упрекает в предательстве памяти матери. Требует сознаться в воровстве. Лицо бледно, складка боли между бровями, глаза горят гневом, в них показалось безумие или ненависть. В голосе угроза.

Вася упрямо твердит, что куклу не крал и никогда не скажет, куда её отнёс.

Слёзы капают из глаз. В ответ на угрозы в душе поднимается оскорблённое чувство покинутого ребёнка и любовь к обитателям часовни)


3) Когда и почему Тыбурций решился пойти к судье?

(Маруся умерла, и Тыбурций пришёл вернуть куклу)

4) Как меняются чувства отца Васи на пути к взаимопониманию? Найдите глаголы, которые вычерчивают эту дорогу перемен.

(«Теперь передо мной стоял другой человек. Но в этом человеке я нашёл

что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде».

«И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты свого родного сына» «Я виноват перед тобою…и ты постараешься корда-нибудь забыть это…»)


5) Что общего в характерах Васи и его отца? (Упрямство, настойчивость, сила духа. «Он не добился бы от меня иного ответа самыми страшными муками»)


4. Создание проблемной ситуации. Упорство, умение хранить тайны, смелость свойственно Васе. А как вы понимаете слова Тыбурция Драба: «Лучше иметь в душе кусочек человеческого сердца, чем холодный камень»?


V. Подведение итогов урока.

Познакомившись с детьми подземелья, Вася лучше узнал не только самого себя, но и своего отца. Обиженный невниманием отца он скажет: «Он нехороший». Ведь «Ничто не вызывает у ребёнка такого раздражения и

недовольства, как то, что его наказывают за незнание как за проступок».

(В биографии И.С. Тургенева был такой случай. История с попыткой бегства) Судьбы детей в этой повести такие разные и такие похожие. Характеры их отцов очень отличаются, но в них есть и общие черты.






- 4 -

VI. Домашнее задание. Провести исследование по вариантам.

1 вариант. Чем похожи и чем отличаются судьбы Валека и Васи? Подумайте и заполните таблицу.

Судьбы Валека и Васи

Общее

Отличительное





2 вариант. Чем похожи и чем отличаются противоречивые и сложные характеры отцов Васи и Валека? Подумайте и заполните таблицу.

Черты характера судьи и Тыбурция

Общее

Отличительное





VII. Видеоролик. И.С.Тургенев «Воробей» (2.08 мин.)

Рефлексия.

- Что же вы считаете главным в отношениях родителей и детей?

Что спасает мир?

С чего всё в этом мире начинается? (Любовь)


Составьте синквейн к слову семья. (На слайде схема – подсказка)

Семья.

Большая и дружная.

Заботится, воспитывает, защищает.

Одинокий человек – это несчастный человек.

Любовь.

















- 5 -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя