Развитие творческих способностей школьников.
Каримова Ремида Салаватовна, учитель, город Нефтекамск МОБУ СОШ №4, [email protected]
Общеизвестно, что ребёнок рождается талантливым исследователем, а важнейшие черты детского поведения – это неутомимая жажда знаний и новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать.
Почему к старшим классам пропадает интерес к творчеству?
Отвечает ли школьная система конкретным нуждам ребёнка?
Почему скучающий взгляд, потухшие глаза?
Проблема «качественного» образования и обусловила актуальность темы моего исследования,
где предметом исследования является: развитие творческих способностей младших школьников.
Цель моего исследования:
повысить уровень качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Изучение психолого – педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что если организовать учебный и воспитательный процесс младшего школьника опираясь на области его интересов, можно развить его творческие способности и исследовательские умения, а это поможет ему не только успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины, но и обеспечит его успешную социализацию в обществе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) изучить опыт работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по теме.
2) выявить педагогические условия создания и эффективной реализации развивающего характера обучения;
3) осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по развитию творческих способностей школьников;
4) экспериментально апробировать эффективность предложенных средств на практике;
5) провести анализ и обобщить результаты.
По словам американского психолога Маслоу: Творческий потенциал — это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».
Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы…
О необходимости веры в безграничность каждого ребёнка и вдохновления детей на творчество говорит и современный исследователь и педагог Шалва Александрович Амонашвили.
«Если ученик в школе сам не научился ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.»
Основой творчества является дивиргентное мышление, которое впервые было выделено на базе известной модели структуры интеллекта Джона Гилфорда, а наиболее эффективными сегодня признаны развивающие программы Дж. Рензулли. Важно отметить, что способности, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по развитию творчества, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь.
Почти каждый родитель, с которыми я встречалась уверен, что их ребёнок умён и талантлив. Однако когда этот ребёнок дорастает до школы, то его природный талант куда-то прячется. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить чему либо, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.
Сегодня, в условиях массовой школы, ко мне как к учителю предъявляются различные требования:
я сопровождаю
я создаю условия (для развития)
я думаю, рассуждаю (как сделать лучше, комфортнее, позитивнее)
я знаю (сильные и слабые стороны, чем он интересуется)
я руковожу и направляю (во время учебно-воспитательного процесса)
В нашей совместной работе роль родителя не только быть пассивным наблюдателем, но и стать активным участником.
Насколько же креативны мои ученики? Нет, не то что о них думают родители, а то, что есть на самом деле. Хотя я не сомневалась ни на секунду, что в моём классе только самые хорошие, талантливые и творческие дети, но все же решила проверить себя. Многие психологи и педагоги в настоящее время все чаще говорят о необходимости развития творческого мышления учащихся, среди огромного количества методик психологии творчества больше всего запал в душу тест Торренса. Его исследования показали, что творческое обучение повышает креативность учащихся, они начинают активнее участвовать в делах, требующих новаторства, постепенно меняя свое отношение к школьному обучению в целом.
Задания предполагаемого теста предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей:
Беглость - способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов.
Гибкость - применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.
Оригинальность - способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения.
Разработанность - способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Остановилась на двух: оригинальность - способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения, и разработанность - способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Результаты удивили. Сверяя результаты тестов, анкетирования родителей и детей, я пришла к выводу, что начинать следует с работы с родителями. Привычные собрания и индивидуальные беседы я сохранила в своей деятельности. Первые результаты дали праздники с родителями, где родилась мысль провести не просто собрание, а праздник семьи. Дети совместно с родителями готовили презентацию своей семьи – родословная, герб, девиз семьи, значение фамилии. Защита проекта помогла, прежде всего, родителям посмотреть на своего ребёнка как на исследователя, оратора, пробуждала гордость, желание не только похвалить своё чадо, но продолжить совместную работу. А также приучает самостоятельно добывать знания, искать информацию, развивает желание творить и делиться этим с другими.
Дальнейшая работа распределилась по направлениям:
-Исследовательская: Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Проведенное совместно с родителями театрализованное мероприятие «Мой город -мой дом» вызвало бурю положительных эмоций и у приглашенных зрителей. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
-Кружковая работа: начала с посещения Центра творчества детей и юношества, посетили различные кружки, например, заинтересовались бисероплетением, даже мальчики, итог-1 место в городском конкурсе поделок ко дню 8 марта . На кружке «Сценическая речь» ставим сценки и миниатюры собственного сочинения.
Отдельно хочу остановиться на работе « Клуба почемучек» -было предложено посещать всем ребятам, время занятий подбирали так, чтоб каждому было удобно. Работа в группах позволила увидеть способности одних и раскрыться другим. Иногда проводили уроки сочинительства, дети так ждали поэтических взлетов: кто-то скажет 1-ю строчку, за ней и 2-я просится, и слагается стихотворение, в котором скрыта любовь каждого из нас. : «Мы часто дружбу не ценили, друзья куда-то уходили. Мы не бежали вслед за ними. Зачем? Найдутся и другие. Но время шло и сердце ныло, вернуть хотим, что раньше было. Не зря пословица гласит, что надо дружбой дорожить.» В нашем сборнике «Творческих работ» собраны стихи, сказки, рассказы, очерки ,репортажи собственного сочинения.
Из опыта работы вижу, что обычное участие в конкурсе не стимулирует ребят к достижению высшего результата - поэтому особое место в моей практике занимает этап презентации успеха. Презентация успеха – ребята сами ищут конкурсы и принимают в них участие, после чего устраивают творческий отчет: рассказывают о себе, о конкурсе, результате. Весь класс аплодировал, высказывал пожелания, интересовался. Эту акцию мы назвали «Искупаем в овациях». Для наглядности в конце года выпускалась «Газета успеха» – каждый ученик представлял собой цветок-лепесток-достижение в любой области.
Отличным подспорьем в развитии творческих способностей младших школьников являются игры-«Рассказ по кругу», «Мимика и жесты», «Придумай новое предназначение предмету». Игра «Круглый стол» и «Загадай желание» особенно нравятся, игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например:
“Загадай желание” - так же сидят кругом и загадывают желания…
Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы…
Если бы я был деревом, я бы…
Если бы я был игрой, я бы…
Если бы я был фильмом, я бы…
Если бы я был бы цветом, я бы…
Если у младшего школьника правильно диагностировать области интересов, можно развить его творческие способности и исследовательские умения, что поможет ему не только успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины, но обеспечит успешную социализацию. Но мне хочется остановиться на рисках:
Риски | Минимизация рисков |
при диагностике можно допустить ошибку | Готовность учителя постоянно быть в поиске. Он не бог.. |
интересы ученика меняются и меняются постоянно. | Следует проводить корректировку. |
Родитель может отказаться от взаимодействия | Постепенное привлечение к участию родителей в родительской конференции, во всех классных праздниках, в стартах, круглых столах, лекториях |
Ребёнок, а особенно ученик начальной школы, не кукла, следовательно, интересы его постоянно меняются, поэтому следует проводить корректировку. Готовность учителя-быть постоянно в творческом поиске.
Зачем нужно развивать творческие способности?
Если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями, что станет гарантией будущего профессионального успеха.
Творящий бедности не знает.
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят,-
Он из души их достает.
Л.Болеславский
Литература:
1. Миронов Н.П.» Способность и одаренность в младшем школьном возрасте.» Начальная школа. 2004 г. № 6
2. Ксензова Г.Ю «.Успех рождает успех». Открытая школа.2004 г. №4
3.Амонашвили Ш. «Здравствуйте, дети!» М.,1983г.
4 . Соловейчик С.Л. «Учение с увлечением.» Изд.дом: Детская литература 1979г.
5.Анпилогова Л.Н. « Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности». Начальная школа.- 2014 г. № 8