МБОУ гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля
Взаимоотношения человека и природы – актуальная проблема современного мира
Проблема взаимоотношений общества с окружающим миром природы в повести В.В. Бианки «Одинец» и рассказах Г.А. Тедеева «Угрюмый», «В небе и на земле», «Милосердие»
Выполнила:
Трусова Дарья,
ученица гимназии № 45
г. Владикавказа
Руководитель –
учитель русского языка и литературы:
Сухарева Светлана Алексеевна
Владикавказ, 2014Содержание
Введение 3
ГЛАВА I. Биографическая справка о В.В. Бианки и Г.А. Тедееве 6
ГЛАВА II. Мы в ответе за тех, кого приручили?
(По повести В.В. Бианки «Мурзук») 8
ГЛАВА III. «В судьбе природы – наша судьба»
(По рассказу Г.А. Тедеева «Медведь») 12
ГЛАВА IV. Проблема взаимоотношений общества с окружающим миром природы в повести В.В. Бианки «Одинец» и рассказах Г.А. Тедеева «Угрюмый», «В небе и на земле», «Милосердие» 15
Заключение 22
Список литературы
Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ, и благородство, и природа.
И. Киселёв
Введение
Уже давно подмечено, что родина, народ и природа – родственные понятия, и любовь к родине и народу невозможна без любви к родной земле.
В современном мире человек с каждым годом всё острее осознаёт, что он житель Земли и должен мыслить и действовать не только в отношении отдельного человека, семьи или рода, но всей планеты в целом. Сегодня, в век научно – технического прогресса, когда силы человека выросли до небывалых масштабов, становится особенно очевидным, насколько сложно и противоречиво вторжение общества в природу. Признав, что от научно- технического прогресса уже невозможно отступить ни на шаг, современное общество оказалось перед сложным вопросом: как обеспечить гармонию человека с природой? Ведь от состояния окружающего нас мира зависит наше будущее, какими мы будем и будем ли вообще?
Ещё К.Г. Паустовский писал: «А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа. Её нужно беречь, как мы бережём саму жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».
Проблема взаимоотношений человека и природы стала «вечной» темой в русской литературе. А.П.Чехов говорил, что «вся энергия художника должна быть направлена на две силы: человек и природа».
Считаю, что актуальность выбранной мною темы «Человек и природы в произведениях В.В. Бианки и Г.А. Тедеева» очевидна.
Да, сегодня экологическая тема широко освещена в СМИ, бьют тревогу общественные организации, но этого недостаточно. Многие люди с малых лет живут с чувством неприязни ко всему живому. Нередко мы видим, как дети издеваются над котятами и щенками. К сожалению, мало людей обращают на это внимание. Такие дети вырастают и, зачастую, превращаются в браконьеров, в жестоких людей, просто в горе-туристов, оставляющих после себя горы мусора, людей, не любящих и не берегущих родную природу.
Писатели В.В. Бианки и Г.А.Тедеев своим творчеством помогают нам понимать природу, любить её, наслаждаться вечно не увядающей красотой. Каждое их произведение делает нас немного добрее, милосерднее , учит состраданию, сопереживанию.
Выбор произведений этих авторов не случаен. Виталий Валентинович Бианки – замечательный детский писатель, знающий и любящий мир живой природы. Его рассказы не могут оставить читателя равнодушным, заставляют сочувствовать его героям. И хотя автор писал свои произведения в первой половине XX века, проблемы, поднятые в его рассказах, актуальны и сегодня. Ещё хотелось бы отметить, что В.В.Бианки – детский писатель, а ведь наша нравственность формируется именно в детстве.
Георгий Алексеевич Тедеев – наш земляк, глубокий и тонкий писатель, патриот своей родины. В своих природоведческих произведениях автор открывает перед нами всё новые и новые уголки сложного мира природы. И, может быть, прочитав его рассказы, мы посмотрим на нашу маленькую родину другими глазами, станем относиться ко всему живому более трепетно, задумаемся над тем, что мы делаем с природой.
Ведь человек, полюбивший маленькую речку, дерево, растущее у дома, горы, покрытые лесами и лугами, неугомонный птичий мир, не будет им вредить. «Природа – это любовь, а человек – это что из любви можно сделать»0
Цель своей работы вижу не только в том, чтобы ещё раз привлечь внимание к проблемам экологии, но и к проблемам нашей нравственности, «к великому труду души». А кто же лучше писателей, «инженеров человеческих душ», может поведать о вечной теме взаимоотношений человека и природы, о месте природы в нашей жизни, отразить боль и тревогу за судьбу нашего общего дома. Ведь в отношении к родному дому, к родной земле раскрывается духовная сущность человека. Уверена, что не только семья, школа, окружение, но и книга продолжат играть немаловажную роль в нравственном формировании личности.
Несомненно, прав И.С.Тургеневев, утверждавший: «Человек не может не замечать природы, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он её сын…»0
ГЛАВА I. Биографическая справка о В.В. Бианки и Г.А. Тедееве
Животрепещущая тема отношения человека и природы на протяжении веков волновала передовые умы человечества. А.Чехов, Ф.Достоевский, И.Бунин, М.Пришвин, К.Паустовский, Ч.Айтматов, В.Астафьев, К.Хетагуров внесли свой заметный вклад в раскрытие «вечной» темы взаимоотношений человека и природы. О месте человека в мире живой природы и о роли природы в формировании личности пишет Виталий Валентинович Бианки. Своими рассказами он утверждает идею единства человека с миром живой природы.
В.В.Бианки (1894-1959) родился в Петербурге, в семье учёного-орнитолога. Предки его – выходцы из Италии, отсюда и фамилия (об этом в1940 году написана «История нашего рода»). С детства он чувствовал себя «своим» в Зоологическом музее академии наук, где его отец служил хранителем коллекции. Мир природы окружал его дома, где постоянно содержались зверьки и птицы, был аквариум и даже террариум со змеями и черепахами (подобными картинами пестрят воспоминания Бианки «Отчего я пишу про лес», 1935г.). с лесом мальчика познакомил отец, который, по словам Виталия Валентиновича, научил его «по тысяче примет» узнавать и находить зверей и птиц.
Бианки поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. Его руководителем был учёный-натуралист и популяризатор профессор Д.Н. Китайгородов. учёба вскоре прервалась – сначала мобилизация в годы первой мировой войны, потом события революции и гражданской войны ( жизнь в Алтае, в городе Бийске, работа в местной школе и краеведческом музее, экспедиции в горный Алтай). Впоследствии писатель не раз менял место жительства: жил в Перограде, Уральске, Новгороде, Ленинграде; регулярно переселялся в деревню, ближе к своему любимому русскому лесу.
Писать Бианки начал в 1923году. Будучи уже достаточно взрослым мужчиной, он всё же видел в природе нечто сказочное, заметное лишь человеку с большой душой и открытым сердцем. В.В.Бианки считал, что лишь маленькие дети способны понимать язык животных, именно поэтому он написал для них столько рассказов.
Основные принципы творчества Бианки, которыми он следовал сам и которые настоятельно рекомендовал другим писателям – писать для детей о природе совершенно точно, но в художественной форме и занимательно, – выдержаны в самых ранних его произведениях.
Наш земляк, замечательный писатель Георгий Алексеевич Тедеев, на страницах своих рассказов пытается привлечь внимание читателей к проблеме экологии.
Г.А. Тедеев (1938-2002) родился в Северной Осетии. После окончания Грозненского педагогического института в 1967 году работал учителем русского языка и литературы. Своё образование продолжил в СК ГМИ, работал инженером г. Светлозаводске, затем инженером - конструктором во Владикавказе. Первые произведения появились в 1974 году, после возвращения во Владикавказ.
Широко известны его произведения «Северный рог», «Начало охоты», «Черная жемчужина». Неоценим вклад Г.А.Тедеева в осетинскую публицистику. Его ярко выраженная гражданская позиция, знание истории своего края привлекали внимание читателей к его статьям.
Г.А.Тедеев был пламенным патриотом своей земли, и проблемы окружающей среды не могли оставить его равнодушным. Из-под его пера вышли прекрасные рассказы «Медведь», «В небе и на земле», «Угрюмый», «Милосердие». Эти произведения полны глубоких философских раздумий о природе и человеке.
На страницах своих рассказов, посвящённых проблеме взаимоотношений человека и природы, Г.А.Тедеев следовал тем же принципам, что и В.В.Бианки.
И хотя авторы избегают антропоморфизма – очеловечивания природы, тем не менее, их персонажи наделены умением мыслить, любить, страдать, быть преданным.
ГЛАВА II. Мы в ответе за тех, кого приручили?
(По повести В.В. Бианки «Мурзук»)
В рассказах Бианки зачастую действующими лицами становятся и человек и живая природа. А сущность человека раскрывается через его отношение к природе.
В повести «Мурзук» (1927г.) автор рассказывает историю Андреича и его воспитанника – рыси по кличке Мурзук. Это далеко не идиллическое повествование о дружбе лесного сторожа и выращенного им детёныша самца рыси, а подлинная трагедия, где в простой и естественный мир живой природы то и дело вламываются губительные для него нормы отношений человеческой цивилизации.
Андреич, проживший всю жизнь в лесу, пребывает в гармонии с лесом и его обитателями, однако чувство тщеславия, алчности, азарт охотника и жажда наживы толкают его на браконьерство. Хотя Андреич и знает, что у рыси есть детёныши, что охота в это время запрещена, желание выручить больше денег заставляет нажать старого лесничего на курок.
Бианки, рассказывая об Андреиче, не вдаётся в подробное описание его мыслей и чувств. Но очень детально описывает эмоции рыси, переживания маленького рысёнка, оставшегося без матери.
Сам же лесничий, совершив одно убийство, вынужден убить ещё двух маленьких рысят. Но здесь им двигает не кровожадное желание уничтожать всех рысей вокруг, а здравое понимание того, что одним им в тайге не выжить.
Мир природы привлекателен, гармоничен и жесток одновременно. Слабому в нём не выжить. Это прекрасно понимает лесной сторож. Но третьему рысёнку он дарует жизнь и забирает с собой: «А ведь не убить мне тебя, сироту!.. Ладно уж, живи! Будешь у меня жить» 0
Андреич – человек одинокий, и весь свой запас доброты он отдавал животным. И тем острее воспринимается повесть Бианки: даже такой человек, как Андреич, не удержался от соблазна убить рысь.
Мурзук верой и правдой служит Андреичу, он сумел подружиться с суровым дворовым псом Кунаком. Рысь и её хозяин счастливы, пока не появляется представитель зоопарка. Некий господин по имени Джекобс . Это ещё один человеческий характер, выписанный автором в этой повести.
В рассказах В.В.Бианки отношение к животным – лакмусовая бумажка, проявляющая душевные качества человека. Облик человека в повести «Мурзук» формируется и раскрывается через его отношение к окружающей естественной среде, к живой природе. Так, для Джекобса Мурзук не живое существо, будущий удачный экспонат зоопарка. А такие «мелочи», как чьи-то судьбы для него не имеют никакого значения. Животное может приносить прибыль – это главное.
Перед Андреичем дилемма; не отдать Мурзука и ответить перед законом за браконьерство, или предать верного и преданного друга: «Отдать Мурзука? Ни за что! Лучше лишится места. Но если дойдёт до этого, придётся с Мурзаком проститься. И пойдёт старик один-одинёшенек скитаться по белу свету, без угла, без пристанища… Трудно было старика оставить избу, которую он считал своей».
И в очередной раз человек оказывается не на высоте. Но Мурзук не человек. Он не может понять, почему его посадили в клетку, почему увезли?
Попавшая в зоопарк по воле злых людей рысь мучительно тоскует. Описание страданий зверей в клетках и их бунта, мне кажется, может тронуть и не слишком чувствительное сердце.
Мурзук, привыкший доверять человеку, вдруг оказывается во власти людей жестоких и равнодушных. Чего стоит Джекобс, злой, алчный, в погоне за прибылью он заставляет кормить животных тухлым мясом. Не менее отвратительны его развлечения: стрельба по живым голубям.
Оказавшись в неволе, рысь не сдаётся: Мурзук пытается любой ценой выбраться из клетки. Живя у Андреича, он не чувствовал вражды к людям. Теперь же он превращается в хищного, недоверчивого зверя. Но люди ведут себя, к сожалению, хуже любого зверя: «Подошли новые посетители, разглядывали рысь, старались вывести её из терпения. Мальчишки кидали в неё песком».
В произведениях Бианки именно животные помогают людям оставаться людьми. И Андреич, оставшись один, не выдерживает тяжелой жизни без Мурзука, решается поехать в город, попрощаться с ним. Увидя страшные мучения друга, выпускает его, зная, что за это ему грозит тюремный срок.
М.Пришвин говорит, что «природа лекарь – она подводит нас к самоощущению». Мне кажется, соприкосновение человека с природой рождает в человеке думы о смысле жизни, о месте человека в этой жизни. И именно это помогло Андреичу побороть свой страх, спасти рысь и остаться порядочным человеком.
Рысь убегает. Преследование Мурзука охотниками, его приключения в лесу, вносят в развитие действия острую напряженность. Автор короткими, четкими фразами передаёт мысли лесного сторожа, показывает поведение животного: «Жалость с новой силой охватила старика. Тот не человек, кто о звере не сочувствует!.. Мурзук не сразу вернулся домой. Он опять скрылся в лес и занялся охотой… Однако есть добычу рысь не стала. Она придушила птицу и в зубах вернулась к хозяину». Несмотря ни на что, Мурзук остаётся преданным и верным своему хозяину.
Как и в большинстве природоведческих произведений Бианки, герой этой повести – зверь. И симпатии автора оказываются на стороне рыси, а не на стороне людей. Ведь Андреич стал причиной сиротства Мурзука, убив его мать и маленьких братьев. По мнению Г. Гроденского, в повести явно слышны отзвуки рассказов Э. Сетона-Томпсона, в которых всегда противопоставляется свободный мир животных и злая, разрушительная воля человека.
Автор помогает попасть Мурзуку туда, где нет злых и жестоких людей, где он будет абсолютно свободен.
Наделяя животных человеческими качествами: любовью, преданностью, мужеством, храбростью, автор помогает нам увидеть картину другими глазами и лучше разобраться в себе. Сам Бианки писал: “«Мурзук» – повесть о диком, ещё плохо изученном животном – рыси. Повесть была так хорошо встречена читателями и критикой, что я окончательно утвердился в правильности избранного мной метода и теперь я крепче обопрусь на своих трёх китов, на которых строил «Мурзака»: 1) эмоции, 2) фабульность, 3) простота языка”.0
Можно сказать, что на этих «трёх китах» строятся и рассказы, посвящённые изучению взаимоотношений человека и живой природы, прекрасного осетинского писателя Георгия Тедеева.
ГЛАВА III. «В судьбе природы – наша судьба»
(По рассказу Г.А. Тедеева «Медведь»)
В своих рассказах Тедеев размышляет о древней связи между природой и человеком, через которую душа человека наполняется Божьим дыханием. К сожалению, эта связь неумолимо рушится, это и волнует Тедеева –писателя и Тедеева-человека.
Г.А.Тедеев. продолжая лучшие традиции рассказов о животных. Нашёл немало новых литературных приёмов изображения мира природы. Его животные не разговаривают между собой, как люди, но мыслят, чувствуют, как существа, имеющие душу, умеющие любить, ненавидеть, быть верными и преданными. А персонажи, выписанные Г.Тедеевым и В.Бианки, имеют много общего.
Рассказ «Медведь» написан живым, высокохудожественным языком. Автор рассказал трагическую историю раненого медведя, погибшего от рук человека. На протяжении всего рассказа автор будто собирает по частям мозаику, составляющую характер зверя.
Это история медведя, только отошедшего от зимней спячки. Во время охоты на туров он повредил себе лапу, автор описывает совсем небольшой отрезок из жизни медведя, но это помогает нам посмотреть на него совсем другими глазами, проникнутся чувством сострадания к медведю. Мы как будто проживаем эти несколько дней с ним.
Очень непросто выжить в лесу. Сколько сил отнимают поиски пищи! Чего только стоит поход за мёдом: «Медведь вытянулся во весь рост и, медленно поворачивая голову, превратился в зрение и слух… у самой опушки леса медведь усиленно начал нюхать воздух. Вместе с влажным дыханием деревьев ветерок приносил едва уловимый аромат мёда, смешанный с запахом цветочной пыльцы… возбуждённый медведь забыл даже про больную лапу. Он слабо обхватил ею ствол дерева, а другую запустил в дупло, нетерпеливо фыркая… Пчёлы сердито вились вокруг грабителя. Они жалили его в нос, в веки, но голод был настолько силён, что медведь терпел, только время от времени терся головой о ствол дерева, давя пчёл».0
Автор с поразительной трогательностью описывает ночь, проведенную медведем в пещере, его сон и детские воспоминания. Г.А. Тедеев особенно подчёркивает нежные отношения матери с медвежонком: «Вот он медвежонком лежит в тёмном логове у брюха матери-медведицы. Рядом лежит братец. Медвежата уже наигрались. В весёлой драке с братцем ему придавило лапку. Лапка болит, и медвежонок, прижимаясь к тёплому брюху матери, плачет, потому что не может лечь, как хочется. Но медведица поднимает голову, потом склоняет к нему. Маленькому, дышит на него и лижет больную лапку, показывая желто- зелёные с прилипшими травинками зубы. Медвежонку легче, и он успокаивается.
Как и в повести Бианки «Мурзук», семейную идиллию нарушает человек с «дымящейся палкой»: «В тот солнечный день всё семейство лакомилось в малиннике низкорослого леса. Увлекшись, медвежата и пестун не заметили, как рядом появился человек. Видимо встреча была неожиданной и для него. Он громко закричал, размахивая руками и снимая с плеча какую-то палку… И тут произошло что-то непонятное – в лесу затрещало, будто громом ударило, потом ещё раз загрохотало, и медведица покатилась по земле. Снова раздался грохот, и она вытянулась у ног человека, в руках которого находилась «дымящаяся палка»».0
Если в произведениях Бианки человек наравне с животными – полноправный персонаж повести, а общение с живой природой играет важную роль в нравственном становлении героя, то у Г.А. Тедеева человек не является активным героем. В своих рассказах писатель прослеживает трагичность разрыва связей человека с природой, и чем слабее, тоньше нити, связывающие их, тем более безликим делается человек. У Д.С.Лихачёва есть выражение «душевная кособокость», именно такая «кособокость» случается с человеком, когда он теряет связь с природой. Ведь это и потеря связи с предками, которые из поколенья в поколенье передавали заветы бережного отношения к своей земле. Такое случается, когда человек отвергает народную нравственность и отстраняется от жизни родных ему мест. Тогда человек становится нищ духовно, ведь : «Кто не любит родную природу – тот не знает народной души!».0 Эта мысль звучит и у В.Бианки в повести «Одинец».
Мы, люди, дорожим своим имуществом и готовы на всё, чтобы его уберечь от незваных гостей. Что могло послужить поводом к этому, мы, зачастую, не задумываемся.
Истерзанный голодом, с повреждённой лапой, медведь пытается поймать овцу из стада. В силу сложившихся обстоятельств он не может охотиться в другом месте, а ему нужна еда, чтобы выжить: «Сейчас зверь был голоден, а рядом очень много пищи, и нигде, кроме как во владениях человека, он не мог её взять . Крайняя нужда толкала его туда, где была смертельная опасность.»0
Но человеку нет до того никакого дела. Повадился медведь к стаду – убить не раздумывая! Ни отогнать, ни спугнуть, а убить! Зато потом можно похвастаться удачной охотой, рассказывать байки об убитом медведе, просто потешить тщеславие.
Г.А.Тедеев ставит перед читателями вопрос об отношении человека к природе в самом широком смысле. Он рассуждает о том, что человеку, к сожалению, свойственно убивать животных не только, чтобы прокормить себя, а просто ради забавы. Канули в лету те времена, когда охота была средством существования. В современном мире охота превратилась просто в варварское развлечение. Имеет ли человек право на истребление живой природы просто ради потехи или удовлетворения собственных амбиций?
ГЛАВА IV. Проблема взаимоотношений общества с окружающим миром природы в повести В.В. Бианки «Одинец» и рассказах Г.А. Тедеева «Угрюмый», «В небе и на земле», «Милосердие»
К разговору на эту тему приглашает читателя Виталий Бианки в повести «Одинец».
В повести рассказывается история гордого и одинокого лося, последнего великана леса, скрывающегося от людей в глуши недоступного островка.
С этим сильным и мужественным животным не может справиться ни охотники, ни их собаки.
И опять человек сделал животное заложником своих страстей. Молодой человек, чтобы произвести впечатление на понравившуюся ему девушку, решает ей в подарок преподнести рога лесного красавца, т тем самым завоевать её сердце.
Но если в начале XX века самой большой угрозой для живого мира природы был браконьер, то на рубеже XX – XXI веков всё изменилось.
Да, люди начали осознавать, что если не прекратят варварски истреблять всё живое вокруг себя, то сами себя погубят. Была создана «Красная книга», куда были занесены ставшие уже редкими виды животных, созданы заповедники и выделены заказники, появились фонды защиты животных, другие экологические организации. Но при этом человек развил такую бурную деятельность, что последствия её стали почти не обратимы для природы. Это и территории, занятые под водохранилища для ГЭС, и бездумная вырубка лесов, и варварская ловля рыбы, и использование ядохимикатов в сельском хозяйстве.
Поэтому проблема человека и природы тесно переплелась с другой проблемой – природы и научно-технического прогресса.
Как раз этой темы касается в своём рассказе «В небе и на земле» Георгий Тедеев.
Кажется, что такой сильной и величественной птице, как орел, ничто не может угрожать. Мощь и красоту её автор подчёркивает, с любовью описывая жизнь орлиного семейства.
Рассказ начинается с картины, изображающей орлиную семью. Но эта идиллия заканчивается трагедией. Неудавшаяся охота заставляет орла отправиться за добычей ближе к людям: «Орёл полетел к полям. Раньше он здесь никогда не охотился… Внизу с рёвом пролетела какая-то огромная птица. Орёл иного раз видел таких птиц и знал, что они подчиняются людям… Эта пронеслась над самой землёй. Она ревела оглушительно, хотя, несомненно была птицей – и оставляла за собой густой шлейф тумана, который ветер ломал и относил в сторону…Кроме этой чудовищной птицы над полем не было никакой другой…Это было царствование громадной птицы, и всё, что было под ней, внушало страх и беспокойство».0
Читая эти фразы, мы понимаем, что трагическая развязка неизбежна. «Железная птица» внушает страх и беспокойство. Автор называет самолёт «чудовищной птицей», а состояние природы после того, как она улетела «мёртвы»: «Он кружил над полем и обозревал его. Внизу была мёртвая неподвижность. Даже небольшой ветерок, шевеливший верхушки деревьев, стих. Власть чудовищной птицы обездвижила поле».0
Последствие полёта – убийство всего живого. Орёл напуган, он чует неладное. Но всё же он сумел перебороть свой страх: ведь в гнезде его ждут голодные птенцы. Такой ответственности за семью могли бы позавидовать многие люди.
Охота удалась, но заяц, пойманный на поле, обработанном химикатами, убил орлицу и орлят: «Орлица распласталась на гнезде. Голова её по-прежнему лежала на подстилке из сухих веток. Распахнутое крыло орлёнка, лежавшего с подогнутыми лапами на спине. Другой орлёнок с вздувшимся зобом вытянулся на боку. Касаясь спины откинутой головой».0
Самого орла спасла вода их лужи: «Орёл зашёл в воду и стал пить. Пил долго, но мучившая его жажда была неистребимой…этот холод приятно остудил горевшее от жжения горло».0
Орёл не понимает и не хочет понять, что его семьи больше нет. Он из последних сил летит на охоту, добывая пищу для семьи: «он поймал ещё одну лягушку и, взлетая с ней, с трудом поднялся к полке. Может быть холодная лягушка понравится орлице и орлятам, которым, наверное, тоже было жарко».0
В своём рассказе Г.А.Тедеев раскрывает суровую правду борьбы за существование, которая постоянно происходит в царстве живой природы: «Орёл ждал, прислушиваясь. Было тихо – ни дыхания волка, ни шелеста травы. Наконец что-то коснулось его крыла. Сжало его и потянуло. Он догадался – волчьи зубы.
Взмахнул и ударил обоими крыльями. Волк отскочил… новый сильный взмах – и орёл почувствовал, как жесткие мохнатые перья ткнулись в морду волку. Новый бросок последовал немедленно – волчьи челюсти сомкнулись на хрустнувшей кости крыла. После этого волк больше не разжал пасть, хотя удары, которые обрушивал на него орёл, были и сильны, и точны».0
Орёл погибает в схватке с одноглазым волком, так и не поверив, что орлица умерла. Орёл умный, сильный, опытный хищник; он смог бы защитить свою семью от любой опасности, но совладать с деятельностью человека ему не под силу.
Получается, что практически любое столкновение человека с представителями живой природы заканчивается для них трагедией. Увы, именно человек становится причиной гибели огромного количества животных и птиц.
Охрана и воспроизводство природы – это дело жизни самого человека, ведь грубое вторжение в окружающую среду, её разрушение оборачивается против самого человека. Обедняет нашу сущность, потому что мы – частица природы.
Хозяйственная деятельность человека становится причиной многих экологических катастроф, но браконьеры и охотники наносят не меньший вред.
Студент из рассказа В.Бианки «Одинец» превращается в охотника, движимый банальным желанием понравится девушке. Убить Одинца становится для него навязчивой идеей. Попадая в лес, студент чувствует там себя не уверенно, он слеп красоте природы, чужой в лесу, он не знает , не любит и боится леса. Если для студента лес – враг, то для лося – дом родной.
Лось оказался мудрее, хитрее и осторожней человека. Одинец легко перехитрил студента и ушёл на свой остров. Раздражённый своим поражением, студент заставляет лезть в топкое болото своего верного пса Рогдая. Хотя тот и понимает, что идёт на верную смерть, всё равно не смеет ослушаться хозяина. Рогдай беззаветно предан хозяину и делу своей жизни: «Рогдай схватил сук зубами и глядел на хозяина. В глазах у него была такая мольба, что охотник не выдержал – и прыгнул к не нему. Но расхлябанная кочка сразу пошла под воду. Пришлось вернуться.
Охотник опять стоял на земле и смотрел в глаза умирающему другу».0
И вновь Бианки наделяет братьев наших меньших более высокими моральными качествами.
Автор показывает живой мир в своей подлинной, реальной основе. Удивительно точно Бианки находит характерную индивидуальность каждому персонажу. Так описан и лось по прозвищу Одинец. Местные жители не зря так назвали его. Лось постоянно жил один, вдали от стада. Но и у этого угрюмого отшельника был друг – старый глухарь. Но и этого маленького счастья лишат его люди: когда студент найдёт лежбище лося, а Одинца упустит, он выместит весь свой гнев на ни в чём не повинной птице: «Студент понимал в ту минуту, что сам он себе противен. Мучила совесть: ведь было совершено бессмысленное убийство ради убийства..»0
Автор с сожалением замечает, что только человек способен на убийство ради убийства и спрашивает нас: «Имеет ли человек на это право?»
Лось – верный друг, всем сердцем своим он был привязан к глухарю: «Одинец видел растерзанное тело птицы, почуял кровь и обезумел».0 Одинец, как смог, отомстил людям, выйдя на неравный бой с быком. Смело сражался он с огромным быком, тем самым высказывая протест жестоким людям, лишившим его бессмысленным выстрелом единственного друга
С этого момента охотник начинает понимать всю ничтожность своего замысла, всю бессмысленность этой охоты. Но не так легко совладать с гордыней, а уязвлённое самолюбие гонит его на дальнейшие поиски Одинца.
И даже письмо любимой девушки, призывающей его опомнится и прекратить травку, не возымело должного действия инее остановило его: «Я говорила Вам, что выросла в лесу и люблю лес со всеми его жителями. Для меня ненавистны вы, городские охотники. Вы распоряжаетесь деревьями и животными так, будто они существуют только для вашего удовольствия…Вы ничему не научились, и так Вам и надо, что Одинец разбил Вам ногу; он ведь ни на кого не нападает. Какое право Вы имеете отнимать у него жизнь? Чем он Вам-то помешал?»0
Мне кажется, что именно в этих словах заключается авторская позиция Бианки. В общении с живой природой человек как бы заново открывает себя, глубже проникает в свой собственный внутренний мир. Именно лось Одинец помог студенту найти себя, понять, что такое настоящая любовь. М.Пришвин говорил, что к природе надо тянуться, «чтобы искать и открывать прекрасные стороны души человеческой».
И в повести «Мурзук» и в повести «Одинец» автор спасает своих любимых героев, давая возможность им уйти в далёкие леса подальше от человека.
Преданность, верность, умение дружить – это те качества, которыми наделяет своих персонажей В.В.Бианки. Об умении животных любить и быть преданными написан рассказ Г.А.Тедеева «Угрюмый».
В основу рассказа легла история дворового пса Угрюмого и его нежной привязанности к легкомысленной собачонке по кличке Чапа. Угрюмый – это крупный очень хмурый пёс, своим и повадками и видом заслуживший эту кличку.
Автор постепенно повествует нам о том, как понемногу оттаивает сердце гордого одиночки. Старый пёс, в отличие от весёлой и любвеобильной Чапы, никогда не попрошайничал и не брал того, что ему бросали, вдруг изменился. Но брал он лакомые кусочки не для себя, а приносил их Чапе.
И опять вмешательство человека разрушает чуть затеплившееся счастье Угрюмого. Обыкновенный лихач безжалостно давит Чапу и уезжает, как ни в чём не бывало.
Всю ночь Угрюмый просидел возле холмика, покрытого газетой, он всё надеялся, что Чапа вот-вот проснётся и весело залает. Пёс пустил в ход даже последнее средство – принёс спрятанное лакомство – куриное крыло.А когда понял, что Чапы больше нет, резко изменился, как меняются люди, пережившие непоправимое горе.
Автор, обращаясь к читателям, говорит : «Человек может найти слова утешения для другого человека. Выразить ему поддержку, поделиться с ним частью своей бодрости. Животные. Даже самые умные, лишены этого утешительного участия. Потому что даже самые добрые из людей не знают. Как тут следует поступать. Сочувствие только грызёт душу человеческую. Не зная пути, по которому оно могло бы попасть в болящее сердце животного, чтобы смягчить его…»0
Страшно. Что мы часто причиняем боль по неосторожности, безалаберности или просто равнодушию. Оставляя после себя груды мусора, разбрасывая пластиковые бутылки и пакеты, мы загрязняем окружающую среду и становимся невольными виновниками трагедии.
Об этом рассказ Г.Тедееве «Милосердие». В начале рассказа автор воссоздаёт поэтическую картину осенней природы: «Стояла пора межсезонья. Лето, несмотря на календарь, ещё не ушло. А осень уже исподволь накладывала свои жаркие краски, исправляя то, что успело нарисовать лето…»0
Едва рассказчик расположился в тихом живописном месте, его счастью помешала сорока, стрекочущая что-то взволнованно. Все попытки отогнать назойливую птицу были безуспешны: «Вначале осени поведение сороки было непонятно. И поэтому я отнёс её беспричинную брань за счёт вздорного характера скандальной птицы».0
Но всё-таки рассказчик пошёл за сорокой к началу излучины. Там он стал свидетелем страшной драмы, близившейся к своей кульминации. Оказывается сорока всё это время пыталась сообщить о беде. В речной заводи сидела утка. А вокруг неё кружилась лиса. Рассказчику стало неловко: ведь птица оказалась гуманнее и внимательнее его. Спугнув хищника, он полез к утке и увидел, что вокруг лапы селезня обвился полиэтиленовый пакет. Так бездумно брошенный пакет чуть не стал причиной трагедии. Освободив селезня. Рассказчик понял, что сорока преподносит ему урок милосердия. А сама сорока устремилась за уткой, продолжая её опекать.
Своими произведениями автор учит нас быть милосердными, не проходить мимо чужой беды.
Заключение
В.В. Бианки и Г.А. Тедеевв писали свои произведения в разное время, но их творчество объединяет любовь к родной земле, тревога за будущее нашей планеты. Оба автора поднимали в своих произведениях проблему взаимоотношений человека и природы.
В.В. Бианки и Г.А.Тедеев блестящие рассказчики-анималисты с острым зрением художника, умеющие передать словом и рисунком повадки животных, которых они любили и необыкновенно тонко понимали и чувствовали. Их звери не говорят, но авторы мастерски показывают их настроение – испуг, радость, горе. Внутреннее их состояние передаётся через поведение, причём поведение естественное, свойственное лишь этому зверю.
В.В. Бианки и Г.А, Тедеев утверждают мысль о единстве человека и природы. А цикл экологических рассказов Г.А. Теедева так и называется «Под солнцем неделимым». По мнению авторов природа беззащитна и нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всём добром и светлом, что только есть в её недрах. А ищет своё счастье в ложном и пустом.
В.В. Бианки видит угрозу для живой природы в бездумном её истреблении охотниками и браконьерами, но также он утверждает мысль о благотворном влиянии её на человека («Одинец», «Мурзук», «Аскыр»)
В природоведческих рассказах Г.А. Тедеева тональность произведений меняется. На рубеже XX-XXI веков наравне с браконьерством угрозу для природы представляют и хозяйственная деятельность человека. А пуще всего автора беспокоит духовное обнищание людей, всё увеличивающийся разрыв древних связей между человеком и природой. Автор приходит к выводу, что конфликт «человек и природа» грозит не только гибелью экологии, но разрушением человеческой личности.
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, глаза слепы, видеть надо сердцем. Именно этому учат нас рассказы Г.А. Тедеева и В.В. Бианки.
0 В.Д.Пришвина. Наш дом. М.,1977, с.26
0 И.С. Тургенев. Избранное. М., Современник, 1979, с 568
0 В.В.Бианки. Повести и рассказы.Сов.лит.,Л.,1957,с.18
0 В.В.Бианки.Повести и рассказы, л., 1957, с.23
0 Г.А.Тедеев. Чёрная жемчужина.,В.,»Ир», с. 287
0 . Г.А.Тедеев. Чёрная жемчужина.,В.,»Ир», с. 300
0 Н.Рыленков. Избранное. М., 1981, с.14.
0 Г.А.Тедеев. Чёрная жемчужина.,В.,»Ир», с. 304
0 . Г.А.Тедеев. Чёрная жемчужина.,В.,»Ир», с. 314
0 Г.А.Тедеев. Чёрная жемчужина.,В.,»Ир», с. 315
0 Г.А.Тедеев. Чёрная жемчужина.,В.,»Ир», с. 318
0 Г.А.Тедеев. Чёрная жемчужина.,В.,»Ир», с. 321
0 Г.А.Тедеев. Чёрная жемчужина.,В.,»Ир», с. 321
0 Г.А.Тедеев. Чёрная жемчужина.,В.,»Ир», с. 323
0 В.В.Бианки.Повести и рассказы,Сов.пис., Л.,1957, с.115
0 В.В.Бианки.Повести и рассказы,Сов.пис., Л.,1957, с.116
0 В.В.Бианки.Повести и рассказы,Сов.пис., Л.,1957, с.116
0 В.В.Бианки.Повести и рассказы,Сов.пис., Л.,1957, с.123
0 Г.А.Тедеев. Чёрная жемчужина.,В.,»Ир», с. 330
0 Г.А.Тедеев. Чёрная жемчужина.,В.,»Ир», с. 331
0 Г.А.Тедеев. Чёрная жемчужина.,В.,»Ир», с. 332