СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение как условие результативности современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемное обучение как условие результативности современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

Дистервег

   Этот мудрый афоризм определяет основу проблемного обучения в совокупности взаимосвязанных средств, предоставляющих возможности творческого участия обучаемых. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всесторонне развитой личности.

   Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.

Учебная деятельность, согласно вступившим в действие новым ФГОС, строится на основе деятельностного подхода.  Цель данного подхода – гармоничное развитие личности на основе освоения универсальных способов действия. А это значит, обучающийся становится активным участником образовательного процесса. Именно это участие будет являться в будущем основой его самостоятельного саморазвития. И здесь, несомненно, высокую эффективность организации учебного процесса обеспечит проблемное обучение, которое в психологии трактуется как «организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания»

Требования к современного уроку в условиях стандарта второго поколения

   Цели и задачи новых стандартов в сравнении с прежними стандартами, их формулировка изменились мало. Изменилась лишь направленность на результаты освоения основной образовательной программы общего образования, которые представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Построение урока происходит по иной структуре. Ефим Израилевич Пассов рассматривает уроки иностранного языка в качестве уроков иноязычного образования. Основная педагогическая задача учителя английского языка, с его точки зрения, создание образовательного пространства. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в создании условий, вызывающих детское действие.

   Исходя из всего вышесказанного, требования к современному уроку следующие:

1. Четкое формулирование цели.

2. Определение оптимального содержания урока.

3. Выбор методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля на каждом этапе урока и при подведении итогов.

4.Выбор формы работы, максимально стимулирующей самостоятельную, поисковую, познавательную деятельность на уроке.

5. Урок должен быть проблемным и развивающим.

6.Учитель способствует созданию проблемных и поисковых ситуаций, активизирует деятельность учащихся.

   Таким образом, очевиден тот факт, что современный урок будет считаться результативным, если

1. При целеполагании активную позицию занимает ученик.

2.Для повышения мотивации, увеличения степени активности на уроке применяются разнообразные методы, приемы, формы обучения.

3.Учитель применяет проблемную форму обучения, продуктивно сочетая её с репродуктивной, обучая детей соблюдать определённые правила и в то же время работать творчески.

4. Учитель применяет дифференцированный метод обучения.

5. Осуществляется рефлексия деятельности обучающимися.

6. Учитель добивается достижений результатов всеми учащимися, видит и поддерживает результаты ученика, даже незначительные.

7. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и обучающимися.

 

На уроках английского языка мной используются следующие формы проблемных заданий

•           поисково-игровые задачи (построенные на основе известных в психологии задач на сообразительность);

•           коммуникативно-поисковые задачи;

•           коммуникативно-ориентированнные (включая ролевые) игры;

•           познавательно-поисковые культуроведческие (включая страноведческие и лингвострановедческие) задачи и задания;

•           культуроведческие проекты.

   Приведу в качестве примера применения проблемного обучения поисково –игровое задание. 

Поисково –игровые задания

     Целевым назначением поисково-игровых заданий является развитие и совершенствование у школьников определенных качеств восприятия, мышления, наблюдательности, сообразительности, воображения и памяти в процессе формирования и совершенствования их речевых навыков и коммуникативно-речевых умений.

     Сравним для примера следующие два упражнения.

     Read the text and answer the questions. (1)

 Kate is an English. Girl. She lives in the countryside. She has got three cats. They are her pets. One cat is white, one cat is black and one cat is brown. The name of the white cat is Pex. The name of the black cat is Fex. And the name of the brown cat is Rex. Kate likes her pets very much.

  • Is Kate an English girl?
  • Where does she live?
  • Does she like animals?
  • What is the name of the white cat? Etc.

Read the text, complete the table below and answer the questions.

      Kate is an English girl. She lives in the countryside. Kate has got three pets. She likes them very much. They are cats: Pex, Fex and Rex. One is white, one is black and one is brown. The name of the white dog is not Rex. Fex is not brown, and Pex is not brown either.

     So, what colour is Rex? What is the name of the brown dog?

Анализируя эти два текста, следует заметить, что они выступают средством развития умений чтения на начальном этапе и умения строить ответы по прочитанному. Однако, задания к первому тексту репродуктивные, требующие только вопроизведения смысла прочитанного текста. Во втором  задании степень интенсивности мыслительной деятельности учащихся во втором случае несколько выше, чем в первом. Очевиден тот факт, что уж на начальном этапе обучения можно использовать задания, активизирующие мыслительную деятельность путем включения в традиционные тренировочные речевые упражнения так называемых поисково-игровых задач, построенных на основе мыслительных задач различных типов. Выполняя задание 2 учащиеся читают текстs  и отвечают на вопросы  с тем, чтобы параллельно решить логическую задачу; упражнение построено таким образом, чтобы одновременно отрабатывать у школьников навыки и умения иноязычной речи и обучать их способу решения логических задач определенного типа.

     Таким образом, ввод поисково-игровых задач в контекст уроков ИЯ, особенно в 2-5 классах, позволяет, во-первых, развивать у школьников определенные качества восприятия, мышления, воображения, внимания и памяти; во-вторых, отрабатывать выполнение таких умственных операций, как сравнение, классификация, систематизация, абстрагирование и т.п.; в-третьих, автоматизировать иноязычные речевые навыки и совершенствовать коммуникативно-речевые умения.

Список использованных источников

Литература:

  1. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  2. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.
  4. Поташник М.М., Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
  5. Проблемные задания на уроках английского языка, Еврошкола, 2001, В.В. Сафонова
  6. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке.- М., 2003.
  7. Стронин  М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. — М.,2004.
  8. Титова И.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования.- СПб.,2005.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования, 2009г.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.isiorao.ru/
  2. ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/blogs/61808
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru
  4. Ефим ПАССОВ: Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации нового ФГОС
  5. Лекция научного руководителя авторского коллектива линии УМК "Английский язык 2-11" издательства "Просвещение" Ефима Израилевича Пассова.  Урок иностранного языка в условиях нового ФГОСа http://www.youtube.com/watch?v=0ens5OdIsQc&feature=player_embedded

 

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение как условие результативности современного урока в соответствии с требованиями ФГОС»

 Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики: Материалы XI Международной научно-практической конференции «Образование на грани тысячелетий» (г.Нижневартовск, 5 ноября 2015 года) / Отв. ред. Е.В.Ковалевская. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!