СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы межэтнических отношений. Ким Ольга.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-исследовательская работа ученицы 9 класса Ольги Ким, победительницы региональной научно-практической конференции школьников "Толерантность - дорога к миру".

Просмотр содержимого документа
«Проблемы межэтнических отношений. Ким Ольга.»

МОУ Кутуковская средняя общеобразовательная школа

муниципального образования Спасский муниципальный район Рязанской области



«Толерантность – дорога к миру»




Реферат



«Проблемы межэтнических отношений»








Выполнила:

ученица 9 класса

Ким Ольга

Руководитель:

Устименко Т. Н.











Кутуково 2011

Оглавление

Оглавление 2

1. Есть проблема! (вместо введения) 3

2. Ищу ответы… 4

2.1. Школа – это маленькая жизнь… 4

2.2. Вглядимся пристальнее. 4

2.3. Так что же такое толерантность? 6

2.4. Причины интолерантности 7

2. 5. Как сделать толерантность нормой жизни? 8

Заключение 9

Список литературы. 11





1. Есть проблема! (вместо введения)


- Понаехали тут!.. - в переполненном троллейбусе, у рыночного прилавка, во дворе, - где только не услышишь эту фразу, адресованную представителям «нетитульных» национальностей. В ней раздражение, усталость, неприязнь. Откуда? Почему? Что я вам сделала? Именно Я, ведь мне тоже приходилось сталкиваться с подобным отношением. Что я чувствовала в такие минуты? Горечь, обиду, бессилие, и, конечно, недоумение: я – россиянка, хотя и не русская по национальности.

Особенно ранили меня насмешки ровесников. Поначалу выход виделся в том, чтобы просто продемонстрировать силу. Тем более что дразнились чаще мальчишки. Но кулаками правду не докажешь. Нужно было искать какой-то иной путь…

Прошло время, и я поймала себя на мысли, что уже не ощущаю негативного отношения со стороны окружающих. Я по-прежнему была не такой, как они, но никого это уже не задевало и не удивляло. Что же изменилось? У меня появились друзья, для которых было важно не то, какого цвета мои волосы, или каков разрез моих глаз, а что я за человек. Мой характер, мои способности, мои взгляды и убеждения – вот что определяло теперь мой круг общения.

Казалось бы, проблема решена. Но для меня остался неразрешенным вопрос: почему одни люди спокойно и доброжелательно относятся к представителям разных народов, а других настораживает всякий, кто на них не похож? Возможно ли преодолеть непонимание и враждебность между разными народами? Что нужно для этого?



2. Ищу ответы… 2.1. Школа – это маленькая жизнь…


Как огромный мир отражается в капле росы, в жизни моей школы отражаются все грани жизни моей страны. И проблемы межэтнических отношений в том числе. Многих это удивляет, ведь я учусь в сельской малокомплектной школе. Но это не мешает нашему сообществу быть многонациональным. Русские, молдаване, корейцы, турки - месхетинцы, немцы, табасаранцы. Не уверена, что это полный список.

Когда родители решили перевести меня сюда из городской школы, мне было тревожно: сельское население считается более консервативным, труднее принимает всё, что не укладывается в привычную картину мира. Но, вопреки ожиданиям, моё появление здесь было воспринято вполне естественно.

Мы – довольно сплоченный коллектив. Мало кого интересует, какой национальности его сосед по парте. Почему? Когда у людей совместные дела, общие проблемы, когда у них есть возможность тесного сотрудничества и необходимость взаимопомощи, на первый план выходят личные качества каждого.

Таким образом, свой первый вывод я могу сформулировать так: ничто так не сплачивает людей, как общее дело, в котором они могут больше узнать друг о друге.

Однако все ли столь благополучно в нашей школе, как кажется на первый взгляд?

2.2. Вглядимся пристальнее.



Взаимоотношения ребят друг к другу, казалось бы, открыты и вполне доступны для элементарного наблюдения. Но как разглядеть истоки этих отношений, подводные камни, скрытые привычным течением жизни? Для этого нужны более сложные методы исследования. Чтобы найти ответы на интересующие меня вопросы я воспользовалась методикой, приведенной в работе В. Г. Рощупкина1. (См. приложение).

Приведенную там анкету я предложила старшеклассникам в нашей школе. У меня было всего 10 респондентов. (Это все учащиеся 9-11 классов). Основной социально-психологической характеристикой данного опросника является толерантность – интолерантность.

Анкетирование показало, что для большинства ребят характерно позитивное отношение, как к своему народу, так и к другим национальностям. Но в ответах присутствовали и признаки интолерантной позиции:


Суждения

Число согласившихся

Считают, что межнациональные браки ведут к исчезновению нации

3

Раздражаются при близком общении с людьми других национальностей

2

Никогда серьезно не относились к межнациональным проблемам

3

Считают, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа

3

Считают, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей

1


Вторая часть анкеты дает возможность увидеть, какие представления сложились у старшеклассников нашей школы о своем народе и народах других регионов. Большинство респондентов считает, что для их народа в наибольшей степени характерны верность традициям, сердечность, самостоятельность. В характере и культуре европейцев были выделены дисциплинированность, уважение к власти, законопослушность, разобщенность. Образ типичного представителя жителей Азии отличается уступчивостью, склонностью подчиняться и уважать власть, законопослушностью. Для всех трех культур были отмечены низкая агрессия, миролюбие и устремленность в будущее.

Анализ ответов утвердил меня в мысли, что, хотя толерантное поведение преобладает в нашем общении, позитивный взгляд на людей другой этнической принадлежности еще не до конца утвердился в нашем мировоззрении.

2.3. Так что же такое толерантность?


В Декларации принципов толерантности утвержденной Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года сказано: "…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений... Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. …Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка»2.

Проявление толерантности, которая созвучна уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступку чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другим. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

«Важно понимать, что отличительной чертой нравственной личности является доверие и терпимость к мировоззрению и культуре окружающих людей. Именно этих результатов нужно добиться в собственном характере и мировоззрении тем, кто стремится к развитию своей доброй воли и духовного потенциала. Здесь нет опасности потери индивидуальности. Доверие вашего сердца и разума основывается на вере и знании, сознании и любви – это огромная сила, которая не ищет превосходства, а дарует каждому из нас лишь согласие и взаимность. Эта открытость является прекрасным потенциалом, способным оказывать огромное позитивное влияние не только на наше самосознание, но и на окружающее общество»3, - отмечает В. Ю. Хотинец.

Из этих слов видно, что подлинная толерантность может стать признаком лишь достаточно развитой личности, осознанно и ответственно относящейся к культуре своего народа и народов-соседей.

2.4. Причины интолерантности


Межэтническая напряженность, т. е. состояние неприязни, недоверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Она зависит от ряда факторов:

  • истории развития межнациональных отношений, исторической памяти о характере взаимоотношений народов на разных ее этапах (часто эти отношения принимают вид постоянной межэтнической напряженности);

  • уровня экономического развития сторон;

  • различия в уровне жизни4.

Одной из причин интолерантностии являются этнические стереотипы, сложившиеся о тех или иных народах. Так, в представлениях большинства жителей России – кавказцы – нечистые на руку рыночные торговцы, таджики и узбеки – бесправные, полуголодные гастарбайтеры, согласные работать за копейки, молдаване – строители-халтурщики… Все эти представления очень предвзяты и далеко не всегда отличаются объективностью.

Одной из причин межэтнической розни является отсутствие в стране последовательной политики осуждения и пресечения проявлений национального насилия.

Особой проблемой в России является положение народов, подвергшихся депортации и массовым преследованиям в период сталинских репрессий, особенно тех, которые не были возвращены на места своего первоначального проживания. В своих прошлых и настоящих бедах их представители склонны винить русских

2. 5. Как сделать толерантность нормой жизни?

Какими бы глубокими не были порой противоречия между отдельными людьми и целыми народами, мы – команда одного корабля. Нам друг от друга никуда не деться. Поэтому мы должны искать способы формировать все те качества, которые составляют толерантность. Вот те пути, которые ведут к этой цели:

  • развитие гражданской позиции, патриотических чувств, осознание себя гражданином страны;

  • формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

  • развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

  • развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их  принадлежности и мировоззрения;

  • формирование умения определять границы толерантности. ) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

  • гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

  • знание своих прав и обязанностей (через формирование политической и правовой культуры)5.

Мы должны понимать, что толерантный человек – это человек свободный, ответственный, не ищущий виноватых в своих неудачах. Это личность, способная на сотрудничество, активное преобразование мира.

Заключение


Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живём в век глобализации экономик, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому нарастание нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

Для того чтобы научиться адекватно воспринимать друг друга, нам надо, во-первых, лучше узнать друг друга, а во-вторых, отказаться от негативных стереотипов в оценке людей, отличающихся от нас.

Наша планета мала для того, чтобы мы могли разойтись «по углам». Кроме того, она ждет от нас решения глобальных проблем, справиться с которыми мы можем лишь вместе. Мы действительно слишком зависим друг от друга, чтобы позволить себе ненависть и раздоры.

Работая над этой темой, я нашла на одном из сайтов в Интернете текст плаката, который формирует повседневную толерантность. Его создали активисты немецких университетских молодежных движений 68-го года:

"Твой Иисус - еврей.

Твой автомобиль - японский.

Твой кофе - бразильский.

Твои цифры - арабские.

Твои буквы - латинские.

Твоя демократия - греческая.

Твой сосед после этого - всего лишь иностранец!"





















Список литературы.



  1. http://volonte.ru

  2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/toler/01.php - Толерантность(сборник ред. Мчедлов М.)

  3. http://www.isras.ru/files/File/publ/neravenstvo.pdf

  4. http://www.qumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/krusko/index.php - Крысько В. Этническая психология.

  5. http://www.qumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/stef/index.php - Стефаненко Т. Этнопсихология.

  6. http://www.washprofile.org/ru/node/4872 - Десять способов бороться с ксенофобией

  7. http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/1.htm

  8. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 1998. с. 75. Гаджиев К.С. Введение в геополитику Учебник. - М., Логос 2000
    Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: "Наука", 2007. - 315

  9. Новое поколение: учимся вместе: сб.науч.-метод.материалов/под ред.

  10. О.В.Рубцовой.-Копейск.: Копейский рабочий, 2009.-235, с.

  11. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Academia, 2002.-480 с.

  12. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия. //Воспитание школьников. № 2 – 2006.

  13. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. с. 186-187. Нева-Пресс. 2000.- 279с.






















Приложение

Анкета

Уважаемый респондент! Я работаю над изучением уровня толерантности в нашей школе

Ваши ответы помогут мне достичь цели исследования. Результаты данного опроса будут использованы в обобщенном виде, поэтому фамилию указывать не обязательно. Заранее благодарю Вас за участие в исследовании.

Инструкция к заполнению анкеты.

По ряду вопросов Вам предлагаются различные варианты ответа. Внимательно прочитайте их и отметьте вариант ответа, который соответствует Вашему мнению.

/. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями (поставьте «галочку» в графе, соответствующей Вашему ответу):

Я - ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ



Согласен

Скорее согласен

В чем-то согласен, в чем-то нет

Скорее
не согласен

Не согласен

1. Предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам






2. Считает, что межнациональные браки разрушают народ






3. Часто ощущает превосходство людей другой национальности






4. Считает, что права нации всегда выше прав человека






5. Считает, что в повседневном
общении национальность не имеет значения






6. Предпочитает образ жизни только своего народа






7. Обычно не скрывает своей национальности






8. Считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности






9. Часто испытывает стыд за людей своей национальности






10. Считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа






11. Не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную






12. Нередко чувствует превосходство своего народа над другим






13. Любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов






14. Считает строго необходимым сохранять чистоту нации






15. Трудно уживается с людьми своей национальности






16. Считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей






17. Безразлично относится к своей национальной принадлежности






18. Испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь






19. Готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия






20. Считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов






21. Часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности






22. Считает свой народ более
одаренным и развитым по сравнению с другими народами






23. Считает, что люди других национальностей должны быть
ограничены в праве проживания на его национальной территории






24. Раздражается при близком
общении с людьми других национальностей






25. Всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре






26. Считает необходимым «очищение» культуры своего народа от влияния других культур






27. Не уважает свой народ






28. Считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу






29. Никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам






30. Считает, что его народ не лучше и не хуже других народов








2. Как Вы считаете, насколько характерны данные качества: 1) для культуры Вашего народа; 2) культур других народов? Качества оцениваются по 4-балльной шкале: 1 — данное качество отсутствует, 2 качество выражено слабо, 3 качество выражено средне, 4 качество выражено в полной мере.



1. Культура Вашего народа



Взаимовыручка

4 3 2 1

1234

Разобщенность

Закрытость

43 2 1

1 234

Открытость

Дисциплинированность

4 3 2 1

12 34

Своеволие

Агрессивность

4 3 2 1

1234

Миролюбие

Верность традициям

4 3 2 1

1234

Разрушение традиций

Осторожность

43 2 1

1234

Склонность к риску

Уважение власти

4 3 2 1

12 34

Недоверие к власти

Сердечность

4 3 2 1

1234

Холодность

Подчинение

43 2 1

1234

Самостоятельность

Устремленность
в прошлое

43 2 1

1 234

Устремленность
в будущее

Законопослушность

4 3 2 1

12 34

Анархия

Уступчивость

4 3 2 1

1 234

Соперничество



2. Культура европейских народов



Взаимовыручка

4 3 2 1

12 34

Разобщенность

Закрытость

4 3 2 1

1234

Открытость

Дисциплинированность

43 2 1

1234

Своеволие

Агрессивность

43 2 1

1234

Миролюбие

Верность традициям

43 2 1

1234

Разрушение тради-
ций

Осторожность

4 3 2 1

12 34

Склонность к риску

Уважение власти

4 3 2 1

12 34

Недоверие к власти

Сердечность

43 2 1

12 34

Холодность

Подчинение

4 3 2 1

1234

Самостоятельность

Устремленность в прошлое

4 3 2 1

1234

Устремленность в будущее

Законопослушность

4 3 2 1

1234

Анархия

Уступчивость

4 3 2 1

1234

Соперничество



2. Культура азиатских народов



Взаимовыручка

4 3 2 1

12 34

Разобщенность

Закрытость

4 3 2 1

1234

Открытость

Дисциплинированность

43 2 1

1234

Своеволие

Агрессивность

43 2 1

1234

Миролюбие

Верность традициям

43 2 1

1234

Разрушение традиций

Осторожность

4 3 2 1

12 34

Склонность к риску

Уважение власти

4 3 2 1

12 34

Недоверие к власти

Сердечность

43 2 1

12 34

Холодность

Подчинение

4 3 2 1

1234

Самостоятельность

Устремленность в прошлое

4 3 2 1

1234

Устремленность в будущее

Законопослушность

4 3 2 1

1234

Анархия

Уступчивость

4 3 2 1

1234

Соперничество


1 См.: Рощупкин В. Г. Кросскультурная грамотность студента – будущего учителя: диагностика, формирование.- М.: Изд=во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2006. – С.84 – 99, 205 – 211.

2 Новое поколение: учимся вместе: сб.науч.-метод.материалов/под ред. О.В.Рубцовой.-Копейск.: Копейский рабочий, 2009.-С. 9.



3 Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. с. 186-187. Нева-Пресс. 2000.- С. 29.


4 См.: Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Academia, 2002.-480 с.


5 См.: Гасанов З. Национальное отношение и воспитание культуры межнационального общения// Педагогика.- №6.- 1999.- С. 51-55.


16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!