СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы преемственности. Дисграфия и дислексия у школьников. Кабинет логопеда школы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал о приемственности между логопедом школ и дошкольных учреждений. Проблемы развития речи школьников - дисграфия и дислексия. Презентация логопедического кабинета.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы преемственности. Дисграфия и дислексия у школьников. Кабинет логопеда школы»

Школьные трудности леворукого ребёнка при овладении навыками чтения и письма

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.

Наглядным объяснением главной проблемы леворуких детей в школе может послужить сказка «Алиса в стране чудес», написанная Льюисом Кэрроллом, который и сам был левша. Автор описал мир, в котором всё происходит наоборот: далёкое оказывалось близким, время двигалось вспять. Это объясняет особенности пространственного восприятия школьника-левши.

Русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звукобуквенным анализом, очень характерен для леворуких детей.

Дисграфические ошибки на письме леворуких детей:

выраженные нарушения почерка, тремор

неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.)

искажение их конфигурации

искажение соотношения частей, зеркальное письмо

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный.

Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти. 

Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку.

Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ.

Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию.

Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти.

Для этого можно использовать упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв:

1. Копирование различных фигур и их сочетаний.

2. Воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других.
Для развития зрительного восприятия могут быть использованы и различные модификации заданий, разработанных польской исследовательницей Барбарой Закревской, например, такие:

3. Сравни фигуры с моделью;

зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур.

Для этого можно использовать упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв:

4. Нарисуй квадрат.
- поставь точку посередине сверху над квадратом;
- поставь точку посередине снизу под квадратом;
- поставь точку справа посередине;
- поставь точку слева посередине.
5. Нарисуй прямоугольник и поставь точки:
- в правом верхнем углу,
- в левом верхнем углу,
- в середине верхней стороны,
- в середине нижней стороны,
- соедини эти точки прямыми линиями.
Посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников; заштрихуй их разным цветом.

Выполняя эти задания, решается сразу нескольких коррекционных задач:

а) ребенок учится целенаправленно работать,
б) тренирует зрительное восприятие,
в) тренирует руку (штриховка),
г) считает,
д) вспоминает геометрические фигуры,
е) закрепляет понятия "верх", "низ", "справа", "слева и т. д.

При обучении письму…

необходимо учитывать трудности зрительно-пространственной ориентировки. На данном этапе необходима работа по ориентировке на тетрадном листе и закреплению понятий «лево – право».

Для этого используются: пальчиковый сухой бассейн, «зашумленные картинки», графические диктанты разной сложности. При недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв, целесообразно копировать различные фигуры и воспроизводить их по памяти. Конструировать буквы из элементов с последующим комментированием действий.

Несколько слов о зеркальном письме

Нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо - признак леворукости.

Важно постоянно помнить о том, что письмо, почерк являются своеобразным индикатором состояния нервной системы ребенка.

Интересно, что при ухудшении функционального состояния, при утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, "вдруг" может вновь появиться зеркальное письмо. Зеркальное письмо наиболее часто появляется у переученных левшей, причем способность писать зеркально может сохраняться на всю жизнь.

Трудности при обучении чтению

Трудности левшей при обучении чтению также могут быть связаны с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Это могут быть:

- перестановки букв местами и даже чтение текста зеркально,

- могут быть замены букв близкими по конфигурации,

- "перескок" через строку и тому подобные нарушения

Особый комплекс трудностей при обучении письму и чтению отмечается у тех леворуких детей, у которых имеется то или иное нарушение в деятельности левого (речевого) полушария.

При обучении чтению…

Нередко леворукие дети делают попытку читать справа налево, теряют строки.

Во избежание таких проявлений ребенку нужно напоминать или «маркировать» руку.

Если эти способы не дают эффекта, можно попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Так нужно читать до автоматизации нужного направления в тексте.

Для увеличения скорости чтения можно использовать тексты в перевёрнутом виде, это первичное прочтение, а затем читаем традиционно.

Обратите особое внимание родителей!

Если леворукий ребенок поздно начал говорить

если плохо произносил или дифференцировал звуки

если его речь бедна и невыразительна

- все это факторы риска, а значит, с первых дней обучения нужно начать целенаправленную и систематическую работу по звукобуквенному анализу.

Не будет лишней в этих случаях консультация логопеда, рекомендации которого будут обязательны.

Система работы учителя-логопеда с леворукими детьми.

Учитывая особенности леворукого ребенка, следует работать над синхронизацией межполушарного воздействия. И этому могут помочь кинезиологические упражнения. Это упражнения, направленные на содружественные движения рук и одновременные движения рук и ног.

С использование логоритмики левши получают дополнительный шанс в успешном обучении.

Учитывая эти данные, для постановки и автоматизации звуков у детей левшей, целесообразно использовать игры с опорой на зрительный анализатор. Это выбор заданных букв из ряда других, нахождение точечного рисунка на определенный звук и обведение его по контуру. Составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук.

Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Золото потенциальных возможностей вашего ребенка-левши требует своей обработки.

Маленький левша нуждается в нестандартном подходе.

Надеемся, что эти несложные советы вам помогут при его воспитании и обучении.

Знаменитые левши

Александр Македонский

и Наполеон,

Леонардо да Винчи и Джеймс Клерк

Максвелл,

И.П. Павлов и

В.И. Даль,

Альберт Эйнштейн и

Чарли Чаплин,

Уинстон Черчилль и Пабло Пикассо,

Пол Маккартни и Билл Гейтс.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!